Файл: Н.Г. Степанова Способы смазывания зубчатых, червячных передач и подшипников качения.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.06.2024

Просмотров: 25

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Министерство образования Российской Федерации Государственное учреждение

Кузбасскийгосударственныйтехническийуниверситет

Кафедра прикладной механики

СПОСОБЫ СМАЗЫВАНИЯ ЗУБЧАТЫХ, ЧЕРВЯЧНЫХ ПЕРЕДАЧ И ПОДШИПНИКОВ

КАЧЕНИЯ

Методические указания к лабораторной работе для студентов направлений 552900, 551800, 551400

Составители

Н.Г. Степанова

 

В.П. Котурга

Утверждены на заседании кафедры Протокол № 5 от 20.06.01 Рекомендованы к печати методической комиссией направления 552900 Протокол № 9 от 19.11.01 Электронная копия находится в библиотеке главного корпуса ГУ КузГТУ

Кемерово 2001

1

1. Цель работы

Изучить существующие способы смазки зубчатых, червячных передач и подшипников качения. Полученные знания потребуются при выполнении курсовых проектов и в дальнейшей инженерной деятельности.

2. Смазка передач

Применяются два вида смазки: а) картерная - при V < 12 м/с;

б) циркуляционная при V > 12м/с.

При V > 12м/с масло сбрасывается со смазываемых поверхностей. 2.1. Циркуляционная смазка

Наиболее совершенная система. При ней к трущимся поверхностям непрерывно подается профильтрованное и охлаждённое масло. Недостатки этой системы - сложность и необходимость постоянного наблюдения. На рисунке 1 приведена принципиальная схема циркуляционной системы смазки.

Рисунок 1. Схема циркуляционной смазки:

1- насос; 2- фильтр; 3- холодильник

2.2. Картерная смазка Осуществляется окунанием зубчатых, червячных колёс или чер-

вяков, вспомогательных деталей (смазочных шестерен, колец, дисков, брызговиков) в масло, заливаемое внутрь корпуса редуктора.

Рекомендации погружения колес в масло, при скоростях, близких к предельной (12 м/с) показаны на рисунке 2:

2

а) червячные колеса (при верхнем расположении червяка) - не ниже высоты зуба, верхний предел обычно не ограничивается;

б) цилиндрические колеса - от 1 до 5 модулей; в) конические колеса - от половины до целой длинны зуба.

.

а)

Уровень масла не ограничен

б)

 

 

 

Уровень масла

m

 

h

 

 

 

в)

масла

 

 

Уровень

 

Рисунок 2

 

 

Уровень

 

Брызговик

В

масла

 

 

 

М

 

 

Рисунок 3

 

 


3

На рисунках 3 и 4 даны нормы погружения в масло витков червяка у червячных редукторов при нижнем расположении червяка.

Рисунок 4 В этом случае червяк рекомендуется погружать в масло от 2,5 до

4 модулей, но не выше центра нижнего тела качения подшипника вала червяка. В противном случае ставятся смазочные кольца – "брызговики".

Чем меньше скорость вращения колеса, тем на большую глубину оно может быть погружено в масло. Колеса тихоходных ступеней при V < 2,5 м/с можно погружать в масло на 0,5 радиуса колеса.

Колеса тихоходных ступеней могут не окунаться в масло, и тогда они смазываются:

а) смазочными дисками - рисунок 5; б) смазочными кольцами - рисунок 6; в) смазочными шестернями - рисунок 7.

4

Рисунок 5

Рисунок 6

Рисунок 7

Смазочные шестерни делают из пластмассы. Ширину смазочных колес рекомендуется принимать от 0,4 до 0,5 ширины основных колес. Окунается в масло от 1/3 до 1/6 его радиуса.

В корпус рекомендуется заливать масла от 0,35 до 0,8 литра на киловатт передаваемой мощности.

5

3. Смазка подшипников

3.1. При картерной смазке:

а) если V > 2,5 м/с (хотя бы у одной пары колес), подшипники смазываются масляным туманом и полость подшипника должна быть открыта со стороны редуктора;

б) если V< 2,5 м/с, подшипники смазывают пластичной смазкой, и в этом случае необходимы мазеудерживающие кольца.

3.2. Мазеудерживающие кольца На рисунке 8 показана особенность установки на валах мазе-

удерживающих колец из нейлона.

Рисунок 8

Мазеудерживающие кольца из нейлона должны хорошо центрироваться по валу, для чего при наличии на валу канавок для выхода инструмента необходимо между буртом вала и подшипником помещать упорное кольцо, перекрывающее канавку.

4. Смазочные устройства

4.1. Сливные отверстия и пробки к ним При работе передач масло постепенно загрязняется продуктами

износа. С течением времени оно стареет, свойства его ухудшаются. Поэтому масло, налитое в корпус редуктора, периодически меняют. Для этой цели в корпусе предусматривают сливное отверстие с цилиндрической, рисунок 9 а, б), или конической, в), резьбой.


6

Рисунок 9

Размеры пробок даны в таблицах 1 и 2.

 

Размеры пробок цилиндрических, в мм

Таблица 1

 

 

 

 

 

d

 

 

D

 

D1

L

l

 

b

 

 

t

 

М 16 х 1,5

 

25

 

21,9

24

 

13

 

3

 

 

1,9

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

М 20 x 1,5

 

30

 

25,9

28

 

15

 

4

 

 

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 2

 

 

 

 

Размеры пробок с конической резьбой, в мм

 

 

 

 

d

 

D

 

L

 

b

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

К ½ труб.

 

20,9

 

15

 

 

7,5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

К ½ труб.

 

26,4

 

17

 

 

7,5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.2. Отдушины При длительной работе, в связи с нагревом масла и воздуха, повы-

шается давление внутри корпуса редуктора, что может привести к просачиванию масла через уплотнения и стыки. Чтобы избежать этого, внутреннюю полость корпуса сообщают с внешней средой путем установки отдушины в верхних точках редуктора. Наибольшее применение находят отдушины, представленные на рис. 10.


7

Рисунок 10

Применяют также отдушины, конструкция которых дана на рисунке 11, а размеры в таблице 3.

Таблица 3

А

Б

В

Г

Д

Е

Х

З

И

К

Л

М

Н

О

П

Р

С

М27х2

15

30

15

45

36

32

6

4

10

8

22

6

32

18

36

32

М48х3

35

45

25

70

62

52

10

5

15

13

52

10

56

36

62

55

Рисунок 11

8

4.3. Маслоуказатели Маслоуказатели предназначены для контроля уровня масла в

корпусе редуктора. 4.3.1.Жезловые маслоуказатели

Конструкция и размеры жезлового маслоуказателя приведены на рисунке 12. Жезловый маслоуказатель может устанавливаться в нижней части корпуса редуктора или в крышке корпуса, рисунок 12.

Рисунок 12

4.3.3. Маслоуказатели фонарные Конструкция приведена на рисунке 13, а размеры ниже.

d

D

D1

l

 

 

 

 

32

60

49

12

50

80

69

46


9

Рисунок 13

Рисунок 14