Файл: Н.Г. Степанова Способы смазывания зубчатых, червячных передач и подшипников качения.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.06.2024
Просмотров: 25
Скачиваний: 0
Министерство образования Российской Федерации Государственное учреждение
Кузбасскийгосударственныйтехническийуниверситет
Кафедра прикладной механики
СПОСОБЫ СМАЗЫВАНИЯ ЗУБЧАТЫХ, ЧЕРВЯЧНЫХ ПЕРЕДАЧ И ПОДШИПНИКОВ
КАЧЕНИЯ
Методические указания к лабораторной работе для студентов направлений 552900, 551800, 551400
Составители |
Н.Г. Степанова |
|
В.П. Котурга |
Утверждены на заседании кафедры Протокол № 5 от 20.06.01 Рекомендованы к печати методической комиссией направления 552900 Протокол № 9 от 19.11.01 Электронная копия находится в библиотеке главного корпуса ГУ КузГТУ
Кемерово 2001
1
1. Цель работы
Изучить существующие способы смазки зубчатых, червячных передач и подшипников качения. Полученные знания потребуются при выполнении курсовых проектов и в дальнейшей инженерной деятельности.
2. Смазка передач
Применяются два вида смазки: а) картерная - при V < 12 м/с;
б) циркуляционная при V > 12м/с.
При V > 12м/с масло сбрасывается со смазываемых поверхностей. 2.1. Циркуляционная смазка
Наиболее совершенная система. При ней к трущимся поверхностям непрерывно подается профильтрованное и охлаждённое масло. Недостатки этой системы - сложность и необходимость постоянного наблюдения. На рисунке 1 приведена принципиальная схема циркуляционной системы смазки.
Рисунок 1. Схема циркуляционной смазки:
1- насос; 2- фильтр; 3- холодильник
2.2. Картерная смазка Осуществляется окунанием зубчатых, червячных колёс или чер-
вяков, вспомогательных деталей (смазочных шестерен, колец, дисков, брызговиков) в масло, заливаемое внутрь корпуса редуктора.
Рекомендации погружения колес в масло, при скоростях, близких к предельной (12 м/с) показаны на рисунке 2:
2
а) червячные колеса (при верхнем расположении червяка) - не ниже высоты зуба, верхний предел обычно не ограничивается;
б) цилиндрические колеса - от 1 до 5 модулей; в) конические колеса - от половины до целой длинны зуба.
.
а)
Уровень масла не ограничен |
б) |
|
|
|
Уровень масла |
m |
|
|
h |
|
|
|
в) |
масла |
|
|
Уровень |
|
|
Рисунок 2 |
|
|
|
Уровень |
|
Брызговик |
В |
масла |
|
||
|
|
М |
|
|
Рисунок 3 |
|
|
3
На рисунках 3 и 4 даны нормы погружения в масло витков червяка у червячных редукторов при нижнем расположении червяка.
Рисунок 4 В этом случае червяк рекомендуется погружать в масло от 2,5 до
4 модулей, но не выше центра нижнего тела качения подшипника вала червяка. В противном случае ставятся смазочные кольца – "брызговики".
Чем меньше скорость вращения колеса, тем на большую глубину оно может быть погружено в масло. Колеса тихоходных ступеней при V < 2,5 м/с можно погружать в масло на 0,5 радиуса колеса.
Колеса тихоходных ступеней могут не окунаться в масло, и тогда они смазываются:
а) смазочными дисками - рисунок 5; б) смазочными кольцами - рисунок 6; в) смазочными шестернями - рисунок 7.
4
Рисунок 5
Рисунок 6 |
Рисунок 7 |
Смазочные шестерни делают из пластмассы. Ширину смазочных колес рекомендуется принимать от 0,4 до 0,5 ширины основных колес. Окунается в масло от 1/3 до 1/6 его радиуса.
В корпус рекомендуется заливать масла от 0,35 до 0,8 литра на киловатт передаваемой мощности.
5
3. Смазка подшипников
3.1. При картерной смазке:
а) если V > 2,5 м/с (хотя бы у одной пары колес), подшипники смазываются масляным туманом и полость подшипника должна быть открыта со стороны редуктора;
б) если V< 2,5 м/с, подшипники смазывают пластичной смазкой, и в этом случае необходимы мазеудерживающие кольца.
3.2. Мазеудерживающие кольца На рисунке 8 показана особенность установки на валах мазе-
удерживающих колец из нейлона.
Рисунок 8
Мазеудерживающие кольца из нейлона должны хорошо центрироваться по валу, для чего при наличии на валу канавок для выхода инструмента необходимо между буртом вала и подшипником помещать упорное кольцо, перекрывающее канавку.
4. Смазочные устройства
4.1. Сливные отверстия и пробки к ним При работе передач масло постепенно загрязняется продуктами
износа. С течением времени оно стареет, свойства его ухудшаются. Поэтому масло, налитое в корпус редуктора, периодически меняют. Для этой цели в корпусе предусматривают сливное отверстие с цилиндрической, рисунок 9 а, б), или конической, в), резьбой.
6
Рисунок 9
Размеры пробок даны в таблицах 1 и 2.
|
Размеры пробок цилиндрических, в мм |
Таблица 1 |
||||||||||||
|
|
|
|
|
||||||||||
d |
|
|
D |
|
D1 |
L |
l |
|
b |
|
|
t |
|
|
М 16 х 1,5 |
|
25 |
|
21,9 |
24 |
|
13 |
|
3 |
|
|
1,9 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
М 20 x 1,5 |
|
30 |
|
25,9 |
28 |
|
15 |
|
4 |
|
|
2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Таблица 2 |
|||
|
|
|
|
Размеры пробок с конической резьбой, в мм |
||||||||||
|
|
|
|
d |
|
D |
|
L |
|
b |
|
|||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
|
|
|
К ½ ″ труб. |
|
20,9 |
|
15 |
|
|
7,5 |
|
|||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
|
|
|
К ½ ″ труб. |
|
26,4 |
|
17 |
|
|
7,5 |
|
|||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
4.2. Отдушины При длительной работе, в связи с нагревом масла и воздуха, повы-
шается давление внутри корпуса редуктора, что может привести к просачиванию масла через уплотнения и стыки. Чтобы избежать этого, внутреннюю полость корпуса сообщают с внешней средой путем установки отдушины в верхних точках редуктора. Наибольшее применение находят отдушины, представленные на рис. 10.
7
Рисунок 10
Применяют также отдушины, конструкция которых дана на рисунке 11, а размеры в таблице 3.
Таблица 3
А |
Б |
В |
Г |
Д |
Е |
Х |
З |
И |
К |
Л |
М |
Н |
О |
П |
Р |
С |
М27х2 |
15 |
30 |
15 |
45 |
36 |
32 |
6 |
4 |
10 |
8 |
22 |
6 |
32 |
18 |
36 |
32 |
М48х3 |
35 |
45 |
25 |
70 |
62 |
52 |
10 |
5 |
15 |
13 |
52 |
10 |
56 |
36 |
62 |
55 |
Рисунок 11
8
4.3. Маслоуказатели Маслоуказатели предназначены для контроля уровня масла в
корпусе редуктора. 4.3.1.Жезловые маслоуказатели
Конструкция и размеры жезлового маслоуказателя приведены на рисунке 12. Жезловый маслоуказатель может устанавливаться в нижней части корпуса редуктора или в крышке корпуса, рисунок 12.
Рисунок 12
4.3.3. Маслоуказатели фонарные Конструкция приведена на рисунке 13, а размеры ниже.
d |
D |
D1 |
l |
|
|
|
|
32 |
60 |
49 |
12 |
50 |
80 |
69 |
46 |
9
Рисунок 13
Рисунок 14