Файл: Н.Г. Степанова Способы смазывания зубчатых, червячных передач и подшипников качения.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.06.2024
Просмотров: 26
Скачиваний: 0
10
4.3.2 Трубчатые маслоуказатели Конструкция и размеры приведены на рисунке 14.
5. Уплотнительные устройства
Уплотнительные устройства применяют для предохранения от вытекания смазочного материала из подшипниковых узлов, а так же для защиты их от попадания извне пыли и влаги. Различают уплотнения контактного и бесконтактного типа. Наиболее часто применимы контактные манжетные уплотнения.
5.1. Манжетные уплотнения 5.1.1. Конструкция манжетных уплотнений
Конструкции приведены на рисунке 15. Манжета состоит из: корпуса 1, каркаса 2, браслетной пружины 3. Каркас придает корпусу пружины жесткость. Браслетная пружина стягивает уплотняющую часть манжеты, вследствие чего образуется рабочая кромка шириной b = 0,4 - 0,6 мм, плотно охватывающая поверхность вала.
Манжеты, предназначенные для работы в засоренной среде, выполняют с дополнительной рабочей кромкой 4, называемой «пыльником».
5.1.2. Требования к установке манжет Манжету при смазке подшипников масляным туманом, устанавли-
вают уплотняющей кромкой внутрь корпуса, рисунок 16. В этом случае к рабочей кромке обеспечен хороший доступ смазочного материала.
Рисунок 15
11
Рисунок 16 |
Рисунок 17 |
При смазке подшипников консистентной смазкой давление внутри подшипниковой камеры может быть очень высоким. В этом случае манжету устанавливают уплотняющей кромкой наружу, рисунок 17. Тогда при повышении давления смазка отогнет кромку манжеты и избыток её вытечет наружу.
6.Выбор марки масла
По окружной скорости и действующим в передаче контактным на-
пряжениям σн, по таблице 4, определяется необходимая кинематическая вязкость масла.
По кинематической вязкости, таблица 5, назначается марка масла. В многоступенчатых редукторах марка масла выбирается по средней вязкости из установленных для каждой ступени передач.
Таблица4
|
|
|
|
|
Контактные напря- |
Рекомендуемая кинематическая вязкость(106 |
|||
жения σн, МПа |
м2/с) при окружной скорости, м/с |
|||
|
|
до 2 |
2...5 |
св. 5 |
|
|
Для зубчатых |
колес при 50°С |
|
До 600 |
34 |
28 |
22 |
|
600 |
... 1000 |
60 |
50 |
40 |
1000 ...1200 |
70 |
60 |
50 |
|
|
|
Для червячных |
колес при 100°С |
|
До 200 |
25 |
20 |
15 |
|
200 |
...250 |
32 |
25 |
18 |
250 |
... 300 |
40 |
30 |
23 |
|
|
|
|
|
12
|
|
Таблица 5 |
|
|
|
Марка масла |
Кинематическая вязкость(106 м2/с) |
|
Для зубчатых |
колес при 50° С |
|
Индустриальное И-20А |
17 |
…23 |
Индустриальное И-ЗОА |
28 |
… 33 |
Индустриальное И-40А |
35 |
…45 |
Индустриальное И-50А |
47 |
…55 |
Индустриальное И-70А |
65 |
…75 |
Для червячных |
колес при 100° С |
|
Авиационное МС-20 |
20,5 |
|
Цилиндровое 52 |
52 |
|
|
|
|
7. Контрольные вопросы
1.В чем заключается циркуляционная система смазки?
2.Как осуществляется картерная система смазки передач?
3.Особенности картерной системы смазки червячных редукторов при нижнем расположении червяка?
4.Когда применяются смазочные шестерни, диски, кольца?
5.Способы смазки подшипников качения при картерной системе смазки передач?
6.Требования к установке на валах мазеудерживающих колец из нейлона?
7.Требования к установке манжетных уплотнений?
8.Литература
1.Иванов М.Н. Детали машин. Курсовое проектирование / М.Н. Иванов, В.Н. Иванов. - М.: Высш. шк., 1975. – 522 с.
2.Дунаев П.Ф. Конструирование узлов и деталей машин / П.Ф. Дунаев, О.П. Леликов. - М.: Высш. шк., 1985. - 415 с.
13
Приложение А
Пример выполнения отчета
1. Выбор способа смазки и смазочных материалов для подшипников и передач редуктора 1.1. Данные для выбора
|
Таблица 1.1 |
Окружные скорости в м/с |
|
Ступени |
редуктора |
|
|
быстроходная |
тихоходная |
|
|
2,4 |
0,78 |
|
|
1.2. Смазка подшипников
Подшипники смазываем консистентной смазкой (Vб=2,4<2,5 м/с). Нужны мазеудерживающие кольца.
Для случая когда Vб>2,5 м/с, подшипники смазываются масляным туманом. Мазеудерживающие кольца не нужны.
1.3. Смазка передач редуктора
Смазка передач редуктора - картерная (V < 12,5м/с). Необходимое количество масла в ванне:
0,8 (л/кВт) • Р1(кВт) = 0,8 •1,587 = 1,3 л,
где Р1 – мощность на валу двигателя.
Глубина погружения колес ступеней редуктора представлена в таблице 1.2.
|
Таблица 1.2 |
|
|
|
|
Ступени редуктора |
||
быстроходная |
тихоходная |
|
max – 2 высоты зуба |
не более (1/3 – 1/2) R, |
|
min – 1 высота зуба |
где R- радиус колеса |
|
|
|
|
1.4. Выбор смазочных материалов для передач редуктора и подшипников 1.4.1. Данные для выбора и выбор смазочного материала для передач редуктора
14
|
|
Таблица 1.3 |
|
|
|
|
|
Параметр |
Ступени |
редуктора |
|
быстроходная |
тихоходная |
|
|
Окружные скорости, м/с |
2,4 |
0.78 |
|
Пределы V, м/с |
2 - 5 |
до 2 |
|
Контактные напряжения σн, МПа |
350 |
532 |
|
|
|
|
|
Пределы σн,, МПа |
до |
600 |
|
Рекомендуемая кинематическая |
28 |
34 |
|
вязкость масла (106 м2/с) |
|
|
|
Средняя вязкость |
(28 + 34)/2 = 31 |
|
|
|
|
|
|
Принимаем масло «Индустриальное И-ЗОА» с вязкостью 28-33.
1.4.2Выбор смазочных материалов для подшипников Для смазки подшипников принимаем солидол синтетический
УСс-1 ГОСТ 4366-64. [1, с. 297]
Для случая, когда подшипники смазываются масляным туманом (разбрызгиванием), используется картерное масло, которое выбрали в п.1.4.1, - Индустриальное И-30А.
15
Составители
Надежда Гавриловна Степанова
Владимир Петрович Котурга
СПОСОБЫ СМАЗЫВАНИЯ ЗУБЧАТЫХ, ЧЕРВЯЧНЫХ ПЕРЕДАЧ И ПОДШИПНИКОВ КАЧЕНИЯ
Методические указания к лабораторной работе для студентов направлений 552900, 551800, 551400
Редактор Е.Л. Наркевич
ЛР № 020313 от 23.12.96
Подписано в печать 28.11.01. Формат 60х84/16 Бумага офсетная. Отпечатано на ризографе. Уч.-изд. л. 0,9 Тираж 50 экз. Заказ
ГУ Кузбасский государственный технический университет. 650026, Кемерово, ул. Весенняя, 28.
Типография ГУ Кузбасский государственный технический университет.
650099, Кемерово, ул. Д. Бедного, 4а.