ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.06.2024
Просмотров: 79
Скачиваний: 0
Министерство образования Российской Федерации
КУЗБАССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
Кафедра прикладной механики
КОНСТРУКЦИИ ПОДШИПНИКОВ КАЧЕНИЯ
Методические указания к практическому занятию по курсу «Детали машин»
для студентов направлений 552900, 551800, 551400,
специальностей 150200, 120100, 120200
всех форм обучения
Составители Н.Г.СТЕПАНОВА О.В. ЛЮБИМОВ
Утверждены на заседании кафедры Протокол № 3 от 26.02.01 Рекомендованы к печати методической комиссией направления 552900 Протокол № 2 от 28.02.01
Электронная копия находится в библиотеке главного корпуса КузГТУ
Кемерово 2001
1
1. Цель работы
Изучить конструкции наиболее распространенных подшипников качения. Знать их назначение, классификацию, обозначения, уметь пользоваться каталогами подшипников качения.
Полученные знания потребуются при выполнении курсовых проектов и в дальнейшей инженерной деятельности.
2. Общие сведения
Назначение подшипников - поддерживать вращающиеся валы и оси в пространстве, обеспечивая им возможность вращения или качания, и воспринимать действующие на них нагрузки.
По виду трения подшипники разделяют на подшипники скольжения и качения.
Подшипники качения - это опоры вращающихся или качающихся деталей, использующие элементы качения (шарики или ролики) и работающие на основе трения качения. На рисунке 1 приведены основные типы тел качения.
Рисунок 1 – Основные типы тел качения
Основные типы подшипников приведены в приложении Б.
2
Подшипник качения, показанный на рисунке 2, состоит из следующих деталей:
–наружного кольца (1);
–внутреннего кольца (2);
–тел качения, шариков или роликов (3);
–сепаратора (4), разделяющего и направляющего тела качения.
Рисунок 2 – Детали подшипника качения
Подшипники качения – группа деталей наиболее широко стандартизованных в международном масштабе, взаимозаменяемых и централизованно изготовляемых в массовом производстве. Подшипники качения разделяют по направлению воспринимаемой нагрузки на:
-радиальные, предназначенные для чисто радиальной нагрузки или способные также фиксировать валы в осевом направлении и воспринимать небольшие осевые нагрузки;
-радиально-упорные, для комбинированной радиальной и осевой нагрузки;
-упорные, предназначенные для осевой нагрузки.
3
По форме тел качения подшипники разделяют на шариковые и роликовые, показанные на рисунках 3 и 4.
Рисунок 3 – Основные типы шарикоподшипников
Рисунок 4 – Основные типы роликоподшипников
По принципу самоустанавливаемости подшипники делят на:
-несамоустанавливающиеся;
-самоустанавливающиеся сферические, показанные на рисунке 3, г) и рисунке 4, г).
Подшипники качения выполняют в стандартных габаритах. По габаритным размерам подшипники разделяют на размерные серии:
-по радиальным габаритным размерам;
-по ширине.
Основная из особо легких серий подшипников обозначается цифрой 1, легкая – 2, средняя – 3, тяжелая – 4, легкая широкая – 5, средняя широкая – 6 и т.д.
Размерные серии подшипников показаны на рисунке 5.
На рисунке 6 дано сравнение габаритов шарикоподшипников различных серий.
4
Рисунок 5 – Размерные серии подшипников
7
Рисунок 6 – Сравнение габаритов шарикоподшипников различных серий
Подшипники имеют условные обозначения, составленные из цифр. Система составления условных обозначений подшипников качения дана в приложении А.
В приложении А дана также классификация подшипников по точности изготовления.
Подшипники изготовляются пяти классов точности: 0 - нормальный, 6 - повышенный, 5 - высокий, 4 - прецизионный, 2 - сверхпрецизионный.
5
Основные типы подшипников
3.Шарикоподшипникирадиальныеоднорядные(поГОСТ8338-75)
3.1. Назначение подшипников
Предназначаются для восприятия радиальной нагрузки и небольших осевых, действующих в обе стороны вдоль оси вала.
Допускают небольшие перекосы колец (на угол не более 2°).
Рисунок 7 |
Рисунок 8 |
3.2. Обозначения подшипников
Условное обозначение основного типа - 0000. Расшифровка обозначения подшипника 206:
06 - условное обозначение посадочного диаметра внутреннего кольца (d = 06х5 = 30);
2 - условное обозначение серии (легкая).
Примечание - нули, стоящие после последней значащей цифры, отбрасывают.
6
3.3. Размеры подшипника
Размеры подшипника, в соответствии с рисунком 7: d, D, B, r, (d2) - заплечик вала; (D2) - заплечик корпуса – даны в ГОСТ 8338-75.
Эти размеры необходимы и достаточны для конструирования сопряженных с подшипником деталей (см. приложение В).
3.4. Изображение подшипника на сборочных чертежах
Согласно ГОСТ 2.420-69 на сборочных чертежах подшипники изображают упрощенно в соответствии с рисунком 8.
3.5. Изображение подшипника в схемах
Условное изображение подшипника в схемах выполняется по
а) радиальный подшипник скольжения и качения; б) радиальный шариковый подшипник качения.
Рисунок 9 ГОСТ 2.770-68 и в соответствии с рисунком 9.
3.6. Конструкция вала на радиальных шарикоподшипниках
На рисунке 10 представлена конструкция вала соосного цилиндрического редуктора с внутренним зацеплением. В конструкции применены радиальные шарикоподшипники.
В точках 1 и 2 прикладывают опорные реакции при составлении расчетной схемы вала.
7
Рисунок 10
4. Шарикоподшипники радиальные двухрядные сферические (по ГОСТ5720-75)
4.1. Назначение подшипников
Предназначаются для восприятия радиальных нагрузок в условиях возможности значительных (до 1,5…4°) перекосов колец подшипников вследствие несоосности отверстий под подшипники (в разных корпусах) и больших упругих деформаций валов.
Подшипники допускают осевую фиксацию вала и очень небольшую осевую нагрузку.
Рисунок 11 |
Рисунок 12 |
8
4.2. Обозначения подшипников
Условное обозначение основного типа – 1000. Расшифровка обозначения подшипника 1206:
06 – условное обозначения посадочного диаметра внутреннего кольца (d = 06х5 = 30);
2 – условное обозначение серии (легкая);
1 – условное обозначение типа подшипника (смотри приложение
А)
4.3. Размеры подшипника
Размеры подшипника в соответствии с рисунком 10: d, D, B, r, α, (d2) - заплечик вала, (D2) - заплечик корпуса - даны в ГОСТ 5720-75.
Эти размеры необходимы и достаточны для конструирования сопряженных с подшипником деталей (см. приложение В).
4.4. Изображение подшипника на сборочных чертежах
Согласно ГОСТ 2.420-69 на сборочных чертежах подшипники изображают условно в соответствии с рисунком 12.
4.5. Изображение подшипника в схемах
Условное изображение подшипника в схемах выполняется по ГОСТ 2.770-68 и в соответствии с рисунком 13.
а) радиальный подшипник скольжения и качения; б) радиальный самоустанавливающийся.
Рисунок 13
9
4.6. Конструкции приводного вала конвейера
Опоры приводного вала расположены в разных корпусах, поэтому применены самоустанавливающиеся подшипники.
Рисунок 14
На рисунке 14,а) применены подшипники типа 1000, а на 14,б) – типа 11000 с коническим отверстием и установкой на закрепительной втулке.
Вращающийся момент с вала на барабан передается шпоночным, на рисунке 14,а), или фрикционным соединением коническими кольцами, на рисунке 14,б).
10
5. Шарикоподшипники радиально-упорные (по ГОСТ 831–75)
5.1. Назначение подшипников
Предназначаются для восприятия совместно действующих радиальных и односторонних осевых нагрузок. Может воспринимать чисто осевую нагрузку. Подшипники выполняют с углами контакта шариков с кольцами α=12°, α=26° и α=36°.
Рисунок 15 |
Рисунок 16 |
|
5.2. Обозначения подшипников
Условное обозначение основных серий - 36000, 46000, 66000. Расшифровка обозначения подшипника 36206:
06 - условное обозначения посадочного диаметра внутреннего кольца (d = 06х5 = 30);
2 - условное обозначение серии (легкая);
6 - условное обозначение типа подшипника (смотри приложение
А);
3 - конструктивная особенность (α=12°).
11
5.3. Размеры подшипника
Размеры подшипника в соответствии с рисунком 14: d, D, B, r, r1, α, (d2) - заплечик вала, (D2) - заплечик корпуса - даны в ГОСТ 831-75.
Эти размеры необходимы и достаточны для конструирования сопряженных с подшипником деталей (см. приложение В).
У этого подшипника радиальная нагрузка вызывает осевую составляющую, которая показана на рисунке 15.
5.4. Изображение подшипника на сборочных чертежах
Согласно ГОСТ 2.420-69 на сборочных чертежах подшипники изображают упрощенно в соответствии с рисунком 16.
5.5. Изображение подшипника в схемах
Условное изображение подшипника в схемах выполняется по ГОСТ 2.770-68 и в соответствии с рисунком 17.
а) радиально-упорныйодностороннийподшипникскольженияикачения; б) радиально-упорныйодностороннийшариковыйподшипниккачения.
Рисунок 17
5.6 Конструкция вала червяка червячного редуктора
Вчервячной передаче действуют осевые силы, которые считаются значительными, поэтому в конструкции на рисунке 18 применены ради- ально-упорные подшипники.
Вточках 1 и 2 прикладывают опорные реакции при составлении расчетных схем вала. При этом учитывается опорная база h, определение которой дано в приложении Г.