Файл: С.В. Герасименко Теория машин и механизмов и детали машин.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.06.2024

Просмотров: 28

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Министерство образования Российской Федерации

Кузбасский государственный технический университет

Кафедра прикладной механики

ТЕОРИЯ МАШИН И МЕХАНИЗМОВ И ДЕТАЛИ МАШИН

Методические указания и задания по курсовому проекту для подготовки студентов по направлению 552100

Составитель С.В. Герасименко

Утверждены на заседании кафедры Протокол № 6 от 19.05.99 Рекомендованы к печати Методической комиссией Направления 552100 Протокол № 2 от 14.10.99

Электронная копия находится в библиотеке главного корпуса КузГТУ

Кемерово 1999

1

1. НАЗНАЧЕНИЕ КУРСОВОГО ПРОЕКТА

Выполнение проекта по ТММ и ДМ способствует закреплению объема знаний, полученных по общетехническим дисциплинам механического цикла (теоретической механике, сопротивлению материалов).

Получив навыки в расчетно-конструкторской деятельности, в процессе работы над проектом студенты приобретают знания для выполнения проектов по специальным дисциплинам и дипломному проектированию.

2.ТЕМАТИКА ПРОЕКТА

Взадании на курсовой проект студентам немеханических специальностей предлагаются приводные установки общего назначения. Такие установки состоят из электродвигателя, одноступенчатого цилиндрического редуктора и передачи гибкой связью (ременной или цепной). Соединение отдельных частей установок производится упругими или предохранительными муфтами.

3.ГРАФИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ ПРОЕКТА

Графическая часть разрабатывается на стадии технического проекта редуктора и рабочих чертежей его деталей (например колесо зубчатое и крышка подшипника), а также синтеза зубчатого сцепления. Примерный объем графической части – два листа формата А1. Редуктор выполняется как чертеж общего вида в натуральную величину с соблюдением основных требований ЕСКД.

К чертежу редуктора составляется спецификация по ГОСТ 2.120-73. Спецификация должна находиться в расчетнопояснительной записке в конце текстовой части.

4. ТЕКСТОВАЯ ЧАСТЬ

Текстовая часть проекта выполняется в виде расчетнопояснительной записки и спецификации. В записке должны быть

2

выполнены:

-кинематический и силовой расчет установки;

-проектный расчет зубчатой передачи;

-проверочный расчет зубчатой передачи;

-синтез зубчатого зацепления;

-расчет передачи с гибкой или открытой связью или открытой зубчатой передачи;

-ориентировочный расчет одного из валов редуктора;

-подбор подшипников качения и расчет их долговечности для разработанного ранее вала;

-определение конструктивных размеров деталей и узлов редуктора;

-проверка прочности шпоночного соединения;

-описание смазки передачи и подшипников в редукторе и выбор смазочного материала;

-выбор типа муфты и определение ее размеров.

5. ПОРЯДОК И РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ПРОЕКТА

Проект по прикладной механике рекомендуется выполнять в следующем порядке:

5.1. Изучение технического задания и ознакомление с типовыми конструкциями по рекомендуемой литературе. В результате студенты должны четко представлять устройство приводной установки, знать порядок передачи движения от электродвигателя к выходному валу привода, обратив особое внимание на изучение конструкций редукторов. Для разработки в данном курсовом проекте предлагаются простейшие одноступенчатые редукторы (цилиндрические прямозубые и косозубые с внешними зацеплением и расположением осей в горизонтальной плоскости), с конструкциями которых можно познакомиться по следующим источниками [1, c.10-11; 2, с.25-26; 3, с.62-63].

5.2. Кинематический и силовой расчеты привода выполняют на основании исходных данных (мощности и частоты вращения выходного вала приводной установки) и схемы привода. В


3

данном разделе определяют:

-общее передаточное отношение с разбивкой его между редуктором и второй передачей (ременной, цепной) или открытой зубчатой по [1, c.6-8];

-общий КПД привода по [1, с.4-5];

-потребную мощность и частоту вращения

электродвигателя [1, c.5-6];

-с учетом параметров выбранного электродвигателя уточняется общее передаточное отношение привода и передач;

-частоту вращения (угловые скорости) каждого вала привода;

-мощности и крутящие моменты на всех валах привода,

используя известные зависимости.

Полученные в п. 5.2 параметры рекомендуется внести в таблицу.

5.3. Проектировочный расчет редукторной передачи выполняется в следующем порядке:

-на основании заданного материала шестерни и колеса определяются допускаемые контактные напряжения и напряжения изгиба [1, c.33-34; 43-44; 66-68];

-определение межосевого расстояния [1, c.60-61];

-расчет модуля, числа зубьев [1, c.36-37; с.49-50; с.60-61];

-определение окружной скорости в зацеплении и назначение степени точности передачи [1, c.32; 65];

-расчет основных геометрических параметров передачи [1,

c.38-39; с.50 с. 293-294; с.370-371].

Результаты расчета по п.5.3, как правило, представляют в виде таблицы.

5.4.Проверочный расчет на контактную и изгибную выносливость зубьев ведут по [1, c.31, 41, 47, 50, 62-63], предварительно рассчитав усилия в зацеплении [1, c.334-335; c.343; c.376].

5.5.Синтез зубчатого механизма заключается в геометрическом расчете внешнего эвольвентного зацепления, по результатам которого строится картина зацепления.

Картина зацепления строится на основе проектировочного

4

расчета зубчатого механизма цилиндрического редуктора.

При проектировочном расчете определяют все основные геометрические параметры зубчатых колес:

-межосевое расстояние аw;

-радиусы делительных окружностей r1 и r2;

-радиусы основных окружностей rb1 и rb2;

-радиусы окружностей вершин ra1 и ra2;

-радиусы окружностей впадин rf1 и rf2;

-толщину зубьев S1 и S2 и шаг p по делительным

окружностям.

На каждом колесе следует изобразить 3-4 зуба. При этом высота зуба должна быть не менее 40 мм. При построении профиля эвольвенты необходимо использовать рекомендации, приведенные в [5, с.190].

5.6.Проектировочный расчет передачи гибкой связью или открытой зубчатой передачи. Расчет передач гибкой связью рекомендуется приводить по следующим источникам:

- плоскоременной - [1, с.118-130]; - клиноременной - [1, с.130—139]; - цепной - [1, с.146-155].

Проектирование открытой цилиндрической передачи необходимо проводить до определения межосевого расстояния

[1, с.32].

5.7.Ориентировочный расчет валов заключается в определении диаметров валов при известных крутящих моментах

ипониженных допускаемых напряжений [1, c.161-168]. Размеры назначаются по рекомендациям [1, c.297; c.344-346; с.372-373].

По направлению нагрузок и диаметров посадочных мест под подшипники подбираются типоразмеры подшипников [1. c.176-

180; c.392-406].

5.8.Эскизная проработка выполняется на основании данных, полученных в пп.5.3 и 5.7. С примерами выполнения эскизных компоновок можно познакомиться в [1, c.303; c.345; с.375]. Проработка редуктора производится в соответствии с требованиями ЕСКД на миллиметровой бумаге в масштабе 1:1.


5

5.9. На основании эскизной проработки составляется уточненная расчетная схема для проверочного расчета одного из валов редуктора и определения долговечности подшипников этого вала по [1, с.304; с.351-354; с.376-380].

5.10. Конструирование основных деталей и узлов редуктора. Размеры определяются одновременно с выполнением эскизной компоновки редуктора. При этом прорабатываются конструкции следующих деталей:

-крышки подшипников по [1, с.196-200; с.303];

-манжеты по [1, с.203-211];

-выходные концы валов. В настоящее время преимущественно выходной конец валов выполняется коническим с резьбовым участком по [1, c.146-148];

-шпоночные соединения по [1, с.168-171];

-зубчатые колеса по [1, с.230-238];

-корпус редуктора по [1, с.238-247].

5.11. Проверка прочности шпоночного соединения. Производится расчет по напряжениям смятия шпоночного соединения ведомого вала с зубчатым колесом по [1, с.170].

5.12. Выбор смазки и марки смазочного материала передач рекомендуется проводить по [1, с.250-225; с.203-211].

5.13. Выбор типа муфты и определения ее параметров по расчетному крутящему моменту. В настоящее время преимущественное распространение получили муфты с торообразной оболочкой, выбор и расчет которых приведен в [1,

с. 268; с.273; с.280].

5.14. Разработка чертежа общего вида редуктора выполняется после окончания всех видов расчета.

Чертежи общего вида должны содержать:

-изображение редуктора в двух проекциях с текстовой частью в виде технической характеристики, характеристики зацепления и технических требований [4, c.223];

-основные размеры (габаритные, присоединительные, посадочные), а также расчетные размеры, характерные для данной конструкции.

Изображения выполняются с максимальными упрощениями,

6

предусмотренными ЕСКД для рабочих чертежей на формате А1

(594х841).

5.15. Расчетно-пояснительная записка выполняется после завершения всех расчетов и окончания графической части проекта. Она содержит задание, описание схемы привода, расчеты с необходимыми иллюстрациями, список используемой литературы и спецификацию. Ориентировочный объем записки, выполненной на листах форматом А4(210х297), составляет 25-30 страниц. При оформлении записки должны соблюдаться основные требования ГОСТ 2.106–85 “Текстовые документы”, а также других стандартов в части оформления текстовых документов.

6. СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 1. Чернавский С.А. и др. Курсовое проектирование деталей

машин. – М.: Машиностроение, 1988. – 416с.

2.Боков В.Н. и др. Детали машин. Атлас: Учеб. пособие для машиностроительных спец. техникумов. – М.: Машиностроение, 1983. – 176с.

3.Цехнович Л.И., Петриченко И.Л. Атлас конструкций редукторов. – Киев: Вища школа, 1978. – 128с.

4.Дунаев П.Ф., Леликов О.П. конструирование узлов и деталей машин – М.: Высш. шк., 1985. – 279с.

5.Левитская О.Н., Левитский Н.И. Курс теории механизмов и машин. – М.: Высш. шк., 1985. – 279с.

7.ЗАДАНИЯ НА КУРСОВОЙ ПРОЕКТ

Для проектирования предлагаются 14 типов схем двухступенчатых приводов. Каждое задание включает 10 вариантов. Схему и варианты задания назначает преподаватель, ведущий практические задания.

В каждом задании изображена схема привода. Исходные данные для проектирования:

-мощность на выходном валу привода, кВт;

-частота вращения выходного вала привода, об/мин;

-материал, его твердость и вид термической обработки для шестерни.

Материал для изготовления червячного колеса подбирается в


7

зависимости от расчетной или предварительно назначенной скорости скольжения [1, с.65; 4, с.80].

Для студентов ЗОТФ задания и вариант курсового проекта выбираются согласно шифру зачетной книжки. При этом последняя цифра определяет номер задания, а предпоследняя – номер варианта. Например: студент, имеющий шифр Апз-88-626, выполняет курсовой проект шестого задания второго варианта исходных данных.

Вариант

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

P, кВт

1,7

2,7

3,6

4,6

4,8

6,3

6,7

7,8

8,3

8,9

n, об/мин

86

92

106

116

124

128

134

139

144

148

Шестерня: сталь 40х, нв 262, улучшение Колесо: сталь 45, нв 207, нормализация

8

Шестерня: сталь 40х, нв 262, улучшение Колесо: сталь 45, нв 207, нормализация

9


10

Составитель Сергей Владимирович Герасименко

Теория машин и механизмов и детали машин

Методические указания и задания по курсовому проекту для подготовки студентов по направлению

552100

Редактор Е.Л. Наркевич

ЛР № 020313 от 23.12.96

Подписано в печать 27.10.99. Формат 60х84/16.

Бумага офсетная. Отпечатано на ризографе. Уч.-изд. л. 0,6. Тираж 100 экз. Заказ Кузбасский государственный технический университет.

650026, Кемерово, ул. Весенняя, 28. Типография Кузбасского государственного технического университета.

650099, Кемерово, ул. Д. Бедного, 4 а.