Файл: Н.П.Курышкин Планы скоростей и ускорений.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.06.2024

Просмотров: 30

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Министерство образования Российской Федерации

Кузбасский государственный технический университет

Кафедра прикладной механики

ПЛАНЫ СКОРОСТЕЙ И УСКОРЕНИЙ

Методические указания к практическому занятию по теории механизмов и машин для студентов направлений 552900, 551800, 551400

Составитель Н.П.Курышкин

Утверждены на заседании кафедры Протокол № 2 от 5 ноября 1999г.

Рекомендованы к печати учебно - методической комиссией направления 552900 Протокол № 237 от 15 ноября 1999г.

Электронная копия находится в библиотеке главного корпуса КузГТУ

Кемерово 2000

1

1. ЦЕЛЬ И СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЯ

Цель занятия - практическое освоение методики кинематического анализа механизмов методом планов скоростей и ускорений.

Для предложенной схемы рычажного механизма по заданному движению входного звена необходимо определить скорости и ускорения всех шарнирных точек и центров масс звеньев. Требуется также определить угловые скорости и угловые ускорения всех звеньев.

2. КРАТКИЕ СВЕДЕНИЯ ИЗ ТЕОРИИ

Планы скоростей и ускорений представляют собой средство графического решения задачи о скоростях и ускорениях в механизме. Решение основано на разложении абсолютного движения какого-либо звена на некоторое переносное и относительное.

Переносным называется движение подвижной системы координат (ПСК) относительно неподвижной. ПСК искусственно вводится в механизм и связывается с каким-либо звеном или точкой звена, выбирается то звено или точка, движение которых (скорость и ускорение) уже известно. Относительным называется движение рассматриваемой точки (или звена) относительно ПСК. Переносное движение необходимо за-

давать таким, чтобы относительное движение звена, на котором лежит рассматриваемая точка, было простейшим - поступательным или вращательным.

Абсолютная скорость и ускорение при таком составном движении определяются по формулам:

 

 

 

 

 

vабс

=

vпе р+

vотн

,

 

 

 

(2.1)

 

 

 

 

 

 

a

 

=

 

a

 

+

 

a

+

 

a

 

,

 

 

 

 

 

 

абс

 

пе р

 

 

ко р

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

отн

 

 

 

 

где vпе р

и

a

пе р

- скорость и ускорение той точки ПСК, которая в дан-

ный момент совпадает с рассматриваемой;

 

vотн

и aотн

- скорость и ускорение рассматриваемой точки относи-

тельно ПСК;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

a

ко р

- ускорение Кориолиса.

 

 

 

 

 

Графическое решение уравнений (2.1) называется планом скоростей и (или) планом ускорений соответственно. Напомним, что векторные уравнения разрешимы, если содержат не более двух неиз-


2

вестных. При этом надо учитывать не только модули, но и линии действия векторов.

Кинематический анализ механизмов ведется в порядке присоединения групп Ассура. Рассмотрим два примера.

Пример 1. Дан шарнирный четырехзвенник с известной угловой скоростью и ускорением звена 1 (рис.1, а). Для изображенного положения требуется определить скорость и ускорение точек A и B.

По условию задачи следует, что звено 1 - начальное. Тогда цепь 2- 3 - первая и единственная группа Ассура. Скорости и ускорения точек внутри группы Ассура можно определить только в том случае, если известны скорости и ускорения мест присоединения группы в механизме. В нашем примере это точки А и С.

Скорость и ускорение точки A определяется непосредственно по

исходным данным:

 

=

ω 1 OA, м/с;

 

vA

(2.2)

anA

=

ω 12 OA, м/с2 ;

(2.3)

aτ

 

=

ε OA, м/с2 ;

(2.4)

A

=

1

n+

 

 

 

 

 

a

A

a

a

τ .

(2.5)

 

 

A

A

 

Напомним, что нормальное ускорение

a

An

направлено к центру

вращения O, а

тангенциальное aAτ

- перпендикулярно и направлено

в сторону ε 1 .

 

 

 

 

 

 

 

y

2

B

B

y

B

B

B

y

 

B′′

y

 

B′′

 

 

 

 

 

 

 

A

x

Ax

3

A x

Ax

А

x

 

1

 

 

 

 

 

 

 

 

O

 

 

 

C

 

 

 

 

 

 

а)

 

б)

 

в)

 

 

Рис. 1. К анализу движений в шарнирном четырехзвеннике

 

 

Таким образом, скорости и

ускорения мест присоединения груп-

пы 2-3 известны (скорость и ускорение точки А только что найдены, а точки С - равны нулю). Для определения скорости и ускорения точ-


3

ки внутри группы Ассура - точки B - введем ПСК Axy, связав ее начало с точкой A и заставив двигаться поступательно. Представим, что абсолютное движение звена 2 (рис.1, а) складывается из поступательного переносного с системой Axy (рис.1, б) и вращательного относительно

Axy (рис.1, в).

В переносном движении точка B описывает траекторию BB', а в относительном - траекторию B'B". Так как переносное движение поступательное, то точка B в этом движении повторит траекторию точки A, и, следовательно, скорости и ускорения этих точек одинаковы.

На этом основании в формулах (2.1): vпе р = vA и aпе р = a A . Скорость и ускорение на траектории относительного движения ВВ′′ обозначим как vВA и аВA . Тогда для нашего примера уравнения (2.1) будут иметь вид

vB

=

vA+

vBA ;

 

 

(2.6)

a

B

=

a

+

a

+

a

ко р .

(2.7)

 

 

A

BA

BA

 

Решение этих уравнений не рассматриваем, т.к. в п. 3 будет разобран более общий случай.

Пример 2. Дан кулисный механизм (рис.2, а) с известной угловой скоростьюиускорениемкривошипа1. Определить скорость и ускорение точек А1, А2,

А3 .

A

2 x

 

A

x

 

 

 

y

A′′

y

 

 

 

 

A′′

1

A

x

 

A

x

y A

x

 

y

 

 

y

O

 

 

 

 

 

3

 

 

 

 

 

 

 

C

а) б) в)

Рис.2. К анализу движений в кулисном механизме


4

Как и в предыдущем примере, звено 1 - начальное, цепь 2-3 - группа Ассура. Скорость и ускорение шарнира А (точек А1 , А2 ) определяется поформулам(2.2), ..., (2.5). Скоростьиускорениеточки С равны нулю.

Требуется определить скорость и ускорение точки A3 . Эта точка неизменно связана со звеном 3 и совпадает в данный момент с шарниром А (рис.2, а).

Введем ПСК xy, которую свяжем с кулисным камнем 2. Абсолютное движение звена 3 представим состоящим из плоскопараллельного переносного с системой xy (рис.2, б) и прямолинейного поступательно-

го относительно xy (рис.2, в).

В переносном движении точка A3

опи-

сывает траекторию АА' (дугу

окружности с центром в точке О), а

в относительном движении -

траекторию А'А'' , параллельную звену

3. В абсолютном движении

точка

А3

описывает дугу окружности

АА'' с центром в точке С.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Из принятого разложения движения вытекают следующие форму-

лы скоростей и ускорений точки А3:

 

 

 

 

 

vA

=

vA

+

vA 2 ;

 

 

(2.8)

 

3

 

 

2

 

3

 

 

 

a

A3

=

a

A2

+

a

+

a

ко р .

(2.9)

 

 

 

 

 

A3 2

 

A3 2

 

Решение этих уравнений также не рассматриваем.

Во многих случаях для решения уравнений вида (2.1) одного разложения абсолютного движения оказывается недостаточно (это бывает тогда, когда число неизвестных больше двух). В этом случае используют еще одно разложение и получают систему двух векторных уравнений с четырьмя неизвестными, которая для групп Ассура всегда разрешима. Ниже в табл. 1 представлены все варианты двухповодковых групп Ассура и уравнения для определения скоростей и ускорений.


5

Таблица 1

Группы Ассура и векторные уравнения

Группа Ассура

 

 

 

Скорости

 

 

 

 

 

Ускорения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

!

 

=

!

 

 

!

 

 

 

!

 

 

=

 

!

 

+

!

 

 

 

!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

vB

vA+

 

vBA

 

a

 

 

a

 

 

a n+

a

τ

 

 

y

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

y

 

 

!

 

 

!

 

 

!

 

 

 

!B

 

 

!A

!BA

 

!BA

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

vB

=

vC+

 

vBC

a

 

 

=

a

 

 

+

a n +

a

τ

 

 

А

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

B

 

 

 

 

C

 

 

 

BC

 

 

BC

 

 

 

 

 

x

 

 

 

 

 

 

 

 

x

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

С

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

y3 3

 

 

 

 

x3

!

 

=

!

 

 

!

 

 

!

 

 

 

=

!

 

 

+

!

 

+

 

!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

vC

vA+

 

vC A

a

C

 

 

a

 

 

a n

 

aτ

 

 

y

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

!

2

 

!

 

 

!

2

 

 

 

 

 

 

A

 

 

C A

 

 

C A

2

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

=

 

+

 

!

2

 

=

!

 

 

 

+

! 2

 

! 2

 

 

 

 

 

 

 

C

 

 

 

 

 

 

vC2

vC3

vC2 3

a

C2

 

a

 

 

 

a

 

+

 

a

ко р

 

A

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

C3

 

 

C2 3

 

 

 

C2 3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

x

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

y

 

 

x

 

 

 

 

 

 

 

 

 

!

 

=

 

!

 

 

!

 

 

!

 

 

=

 

!

 

+

 

!

 

 

 

!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

vB

vA+

 

vBA

 

a

 

 

 

a

 

 

a n+

 

a

τ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

B

 

 

 

 

A

 

 

 

BA

 

 

BA

 

3

A

 

 

 

 

 

y4

 

 

 

 

 

 

!

=

 

!

+

 

!

 

 

!

 

 

=

 

!

 

 

 

+

!

 

 

+

 

!

ко р

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

B

 

 

 

vB

 

vB4

 

vB3 4

a

 

 

 

a

 

 

 

a

 

 

a

 

 

 

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

B

 

 

 

 

B4

 

 

 

B3

4

 

 

B3 4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

x4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4

 

 

 

 

 

y4

!

 

=

 

!

+

 

!

 

 

!

 

 

 

 

!

 

 

 

 

!

 

 

 

!

 

 

y2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

vA

 

vA

 

vA 2

a

 

 

 

=

a

 

 

 

+

a

 

+

 

a

ко р

4

 

 

 

 

 

 

2

3

 

 

 

 

 

 

!

3

 

 

! 2

 

 

!

3

 

!A3

 

 

!A2

 

!A3 2

 

!A3 2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

vA3

=

 

vA4 +

 

vA3 4

a

 

 

 

=

a

 

 

 

+

a

 

+

 

a

ко р

 

 

 

 

 

 

 

А

 

x2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

A3

 

 

 

 

A4

 

 

 

A3 4

 

 

 

A3 4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

x4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

y4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

!

 

 

=

!

 

 

!

 

 

!

 

 

 

=

!

 

 

 

+

!

 

+

 

!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

B x

1

 

 

 

 

vB

 

vB +

 

vB 1

a

2

 

a

 

 

1

a

 

 

a ко р

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

!

2

 

 

!

1

 

!

2

!

 

 

!

 

 

 

!

 

2

 

!

2

5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

x4

4

vB2

 

= vB4 +

 

vB2 4

a

B2

 

= a

B4

+ a

 

+

 

a

ко р

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

y1

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

B2 4

 

 

B2 4

 

 

 

1