ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.06.2024
Просмотров: 30
Скачиваний: 0
Министерство образования Российской Федерации
Кузбасский государственный технический университет
Кафедра прикладной механики
ПЛАНЫ СКОРОСТЕЙ И УСКОРЕНИЙ
Методические указания к практическому занятию по теории механизмов и машин для студентов направлений 552900, 551800, 551400
Составитель Н.П.Курышкин
Утверждены на заседании кафедры Протокол № 2 от 5 ноября 1999г.
Рекомендованы к печати учебно - методической комиссией направления 552900 Протокол № 237 от 15 ноября 1999г.
Электронная копия находится в библиотеке главного корпуса КузГТУ
Кемерово 2000
1
1. ЦЕЛЬ И СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЯ
Цель занятия - практическое освоение методики кинематического анализа механизмов методом планов скоростей и ускорений.
Для предложенной схемы рычажного механизма по заданному движению входного звена необходимо определить скорости и ускорения всех шарнирных точек и центров масс звеньев. Требуется также определить угловые скорости и угловые ускорения всех звеньев.
2. КРАТКИЕ СВЕДЕНИЯ ИЗ ТЕОРИИ
Планы скоростей и ускорений представляют собой средство графического решения задачи о скоростях и ускорениях в механизме. Решение основано на разложении абсолютного движения какого-либо звена на некоторое переносное и относительное.
Переносным называется движение подвижной системы координат (ПСК) относительно неподвижной. ПСК искусственно вводится в механизм и связывается с каким-либо звеном или точкой звена, выбирается то звено или точка, движение которых (скорость и ускорение) уже известно. Относительным называется движение рассматриваемой точки (или звена) относительно ПСК. Переносное движение необходимо за-
давать таким, чтобы относительное движение звена, на котором лежит рассматриваемая точка, было простейшим - поступательным или вращательным.
Абсолютная скорость и ускорение при таком составном движении определяются по формулам:
|
|
|
|
|
vабс |
= |
vпе р+ |
vотн |
, |
|
|
|
(2.1) |
|||||||
|
|
|
|
|
|
a |
|
= |
|
a |
|
+ |
|
a |
+ |
|
a |
|
, |
|
|
|
|
|
|
|
абс |
|
пе р |
|
|
ко р |
|
||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
отн |
|
|
|
|
||||
где vпе р |
и |
a |
пе р |
- скорость и ускорение той точки ПСК, которая в дан- |
||||||||||||||||
ный момент совпадает с рассматриваемой; |
|
|||||||||||||||||||
vотн |
и aотн |
- скорость и ускорение рассматриваемой точки относи- |
||||||||||||||||||
тельно ПСК; |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||
a |
ко р |
- ускорение Кориолиса. |
|
|
|
|
|
Графическое решение уравнений (2.1) называется планом скоростей и (или) планом ускорений соответственно. Напомним, что векторные уравнения разрешимы, если содержат не более двух неиз-
2
вестных. При этом надо учитывать не только модули, но и линии действия векторов.
Кинематический анализ механизмов ведется в порядке присоединения групп Ассура. Рассмотрим два примера.
Пример 1. Дан шарнирный четырехзвенник с известной угловой скоростью и ускорением звена 1 (рис.1, а). Для изображенного положения требуется определить скорость и ускорение точек A и B.
По условию задачи следует, что звено 1 - начальное. Тогда цепь 2- 3 - первая и единственная группа Ассура. Скорости и ускорения точек внутри группы Ассура можно определить только в том случае, если известны скорости и ускорения мест присоединения группы в механизме. В нашем примере это точки А и С.
Скорость и ускорение точки A определяется непосредственно по
исходным данным: |
|
= |
ω 1 OA, м/с; |
|
|||||
vA |
(2.2) |
||||||||
anA |
= |
ω 12 OA, м/с2 ; |
(2.3) |
||||||
aτ |
|
= |
ε OA, м/с2 ; |
(2.4) |
|||||
A |
= |
1 |
n+ |
|
|
|
|
|
|
a |
A |
a |
a |
τ . |
(2.5) |
||||
|
|
A |
A |
|
|||||
Напомним, что нормальное ускорение |
a |
An |
направлено к центру |
вращения O, а |
тангенциальное aAτ |
- перпендикулярно OА и направлено |
||||||
в сторону ε 1 . |
|
|
|
|
|
|
||
|
y |
2 |
B |
B′ |
y |
B |
B′ |
B′ |
y |
|
B′′ |
y |
|
B′′ |
|||
|
|
|
|
|
|
|
||
A |
x |
A′ x |
3 |
A x |
A′ x |
А′ |
x |
|
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
O |
|
|
|
C |
|
|
|
|
|
|
а) |
|
б) |
|
в) |
|
|
|
Рис. 1. К анализу движений в шарнирном четырехзвеннике |
|
||||||
|
Таким образом, скорости и |
ускорения мест присоединения груп- |
пы 2-3 известны (скорость и ускорение точки А только что найдены, а точки С - равны нулю). Для определения скорости и ускорения точ-
3
ки внутри группы Ассура - точки B - введем ПСК Axy, связав ее начало с точкой A и заставив двигаться поступательно. Представим, что абсолютное движение звена 2 (рис.1, а) складывается из поступательного переносного с системой Axy (рис.1, б) и вращательного относительно
Axy (рис.1, в).
В переносном движении точка B описывает траекторию BB', а в относительном - траекторию B'B". Так как переносное движение поступательное, то точка B в этом движении повторит траекторию точки A, и, следовательно, скорости и ускорения этих точек одинаковы.
На этом основании в формулах (2.1): vпе р = vA и aпе р = a A . Скорость и ускорение на траектории относительного движения В′В′′ обозначим как vВA и аВA . Тогда для нашего примера уравнения (2.1) будут иметь вид
vB |
= |
vA+ |
vBA ; |
|
|
(2.6) |
|||
a |
B |
= |
a |
+ |
a |
+ |
a |
ко р . |
(2.7) |
|
|
A |
BA |
BA |
|
Решение этих уравнений не рассматриваем, т.к. в п. 3 будет разобран более общий случай.
Пример 2. Дан кулисный механизм (рис.2, а) с известной угловой скоростьюиускорениемкривошипа1. Определить скорость и ускорение точек А1, А2,
А3 .
A |
2 x |
|
A |
x |
|
|
|
y |
A′′ |
y |
|
|
|
|
A′′ |
1 |
A′ |
x |
|
A′ |
x |
y A′ |
x |
|
y |
|
|
y |
|||
O |
|
|
|
|
|
||
3 |
|
|
|
|
|
|
|
C
а) б) в)
Рис.2. К анализу движений в кулисном механизме
4
Как и в предыдущем примере, звено 1 - начальное, цепь 2-3 - группа Ассура. Скорость и ускорение шарнира А (точек А1 , А2 ) определяется поформулам(2.2), ..., (2.5). Скоростьиускорениеточки С равны нулю.
Требуется определить скорость и ускорение точки A3 . Эта точка неизменно связана со звеном 3 и совпадает в данный момент с шарниром А (рис.2, а).
Введем ПСК xy, которую свяжем с кулисным камнем 2. Абсолютное движение звена 3 представим состоящим из плоскопараллельного переносного с системой xy (рис.2, б) и прямолинейного поступательно-
го относительно xy (рис.2, в). |
В переносном движении точка A3 |
опи- |
||||||||
сывает траекторию АА' (дугу |
окружности с центром в точке О), а |
|||||||||
в относительном движении - |
траекторию А'А'' , параллельную звену |
|||||||||
3. В абсолютном движении |
точка |
А3 |
описывает дугу окружности |
|||||||
АА'' с центром в точке С. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Из принятого разложения движения вытекают следующие форму- |
||||||||||
лы скоростей и ускорений точки А3: |
|
|
|
|
|
|||||
vA |
= |
vA |
+ |
vA 2 ; |
|
|
(2.8) |
|||
|
3 |
|
|
2 |
|
3 |
|
|
|
|
a |
A3 |
= |
a |
A2 |
+ |
a |
+ |
a |
ко р . |
(2.9) |
|
|
|
|
|
A3 2 |
|
A3 2 |
|
Решение этих уравнений также не рассматриваем.
Во многих случаях для решения уравнений вида (2.1) одного разложения абсолютного движения оказывается недостаточно (это бывает тогда, когда число неизвестных больше двух). В этом случае используют еще одно разложение и получают систему двух векторных уравнений с четырьмя неизвестными, которая для групп Ассура всегда разрешима. Ниже в табл. 1 представлены все варианты двухповодковых групп Ассура и уравнения для определения скоростей и ускорений.
5
Таблица 1
Группы Ассура и векторные уравнения
№ |
Группа Ассура |
|
|
|
Скорости |
|
|
|
|
|
Ускорения |
|
|
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
В |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
! |
|
= |
! |
|
|
! |
|
|
|
! |
|
|
= |
|
! |
|
+ |
! |
|
|
|
! |
|
|
|||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
vB |
vA+ |
|
vBA |
|
a |
|
|
a |
|
|
a n+ |
a |
τ |
|
||||||||||||||||
|
y |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
y |
|
|
! |
|
|
! |
|
|
! |
|
|
|
!B |
|
|
!A |
!BA |
|
!BA |
||||||||||||
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
vB |
= |
vC+ |
|
vBC |
a |
|
|
= |
a |
|
|
+ |
a n + |
a |
τ |
|
|||||||||||||||
|
А |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
B |
|
|
|
|
C |
|
|
|
BC |
|
|
BC |
|||||
|
|
|
|
|
x |
|
|
|
|
|
|
|
|
x |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||
|
|
|
|
|
|
|
|
С |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||
|
|
|
|
|
|
|
y3 3 |
|
|
|
|
x3 |
! |
|
= |
! |
|
|
! |
|
|
! |
|
|
|
= |
! |
|
|
+ |
! |
|
+ |
|
! |
|
|||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
vC |
vA+ |
|
vC A |
a |
C |
|
|
a |
|
|
a n |
|
aτ |
|
||||||||||||||||||||||
|
y |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
! |
2 |
|
! |
|
|
! |
2 |
|
|
|
|
|
|
A |
|
|
C A |
|
|
C A |
||||||||
2 |
|
|
|
2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
= |
|
+ |
|
! |
2 |
|
= |
! |
|
|
|
+ |
! 2 |
|
! 2 |
||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
C |
|
|
|
|
|
|
vC2 |
vC3 |
vC2 3 |
a |
C2 |
|
a |
|
|
|
a |
|
+ |
|
a |
ко р |
||||||||||||||||||
|
A |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
C3 |
|
|
C2 3 |
|
|
|
C2 3 |
||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
x |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
y |
|
|
x |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
! |
|
= |
|
! |
|
|
! |
|
|
! |
|
|
= |
|
! |
|
+ |
|
! |
|
|
|
! |
|
|
|
|||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
vB |
vA+ |
|
vBA |
|
a |
|
|
|
a |
|
|
a n+ |
|
a |
τ |
|
|
|||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
B |
|
|
|
|
A |
|
|
|
BA |
|
|
BA |
|
||||
3 |
A |
|
|
|
|
|
y4 |
|
|
|
|
|
|
! |
= |
|
! |
+ |
|
! |
|
|
! |
|
|
= |
|
! |
|
|
|
+ |
! |
|
|
+ |
|
! |
ко р |
||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
B |
|
|
|
vB |
|
vB4 |
|
vB3 4 |
a |
|
|
|
a |
|
|
|
a |
|
|
a |
|
|
||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
2 |
|
|
|
|
|
|
4 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
B |
|
|
|
|
B4 |
|
|
|
B3 |
4 |
|
|
B3 4 |
|||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
x4 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
4 |
|
|
|
|
|
y4 |
! |
|
= |
|
! |
+ |
|
! |
|
|
! |
|
|
|
|
! |
|
|
|
|
! |
|
|
|
! |
|
|||||
|
y2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
vA |
|
vA |
|
vA 2 |
a |
|
|
|
= |
a |
|
|
|
+ |
a |
|
+ |
|
a |
ко р |
|||||||||||||
4 |
|
|
|
|
|
|
2 |
3 |
|
|
|
|
|
|
! |
3 |
|
|
! 2 |
|
|
! |
3 |
|
!A3 |
|
|
!A2 |
|
!A3 2 |
|
!A3 2 |
|||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
vA3 |
= |
|
vA4 + |
|
vA3 4 |
a |
|
|
|
= |
a |
|
|
|
+ |
a |
|
+ |
|
a |
ко р |
||||||||
|
|
|
|
|
|
|
А |
|
x2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
A3 |
|
|
|
|
A4 |
|
|
|
A3 4 |
|
|
|
A3 4 |
|||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
x4 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
|
y4 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
! |
|
|
= |
! |
|
|
! |
|
|
! |
|
|
|
= |
! |
|
|
|
+ |
! |
|
+ |
|
! |
|
|||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
B x |
1 |
|
|
|
|
vB |
|
vB + |
|
vB 1 |
a |
2 |
|
a |
|
|
1 |
a |
|
|
a ко р |
||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
! |
2 |
|
|
! |
1 |
|
! |
2 |
! |
|
|
! |
|
|
|
! |
|
2 |
|
! |
2 |
||||||||||||||
5 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
x4 |
4 |
vB2 |
|
= vB4 + |
|
vB2 4 |
a |
B2 |
|
= a |
B4 |
+ a |
|
+ |
|
a |
ко р |
||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||
|
y1 |
|
|
|
|
2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
B2 4 |
|
|
B2 4 |
|||||||||||||||||
|
|
|
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|