Файл: Колористическая, цветовая_ и _тональная организаций живописного произведения Клода Моне «Кувшинки».pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.03.2023

Просмотров: 120

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Так как данная серия является огромной и занимает большой промежуток времени и жизни Клода Моне, по времени создания картины можно условно разделить на три периода:

  1. Период, начинающийся с 1889-1901 годы охватывает меньше всего картин. «Кувшинки» этого времени отличаются реалистичностью, прорисовкой деталей и многоцветностью (Рис.9).

Рисунок 9 – «Кувшики» в первый период

  1. Второй период начинается в 1901 году и длится до 1913-ого года. Именно в этот период Моне уделяет свое основное время изображениям своего сада. Этот период богат разнообразием сюжетов. Картины этого периода отличаются частой прорисовкой отражения на поверхности воды (Рис.10).

Рисунок 10 – «Кувшинки» второго периода

  1. Третий период начинается в 1914 году и заканчивается в 1926-ом году. В «Кувшинках» этого периода полностью отсутствует линия горизонта, появляется огромное количество элементов абстрактного искусства. Отсутствует перспектива и реалистичность, но появляется эффект целостности. В целом, стоит отметить, что именно в это время Моне полностью отказывается от привычных правил, которые он ранее применял в работах ради экспериментов, которые, казалось, стали не просто неким испытанием творчества, но уже новым образом мышления. Критики тяжело восприняли такой ход художника, считая, что Моне просто устал от своей деятельности и теперь создает нечто, отдаленно напоминающее искусство, но сам Моне признавал, что именно в этот период он создавал свои настоящие работы (Рис.11).

Рисунок 11 – «Кувшинки» третьего периода

По своим цветовым решениям картины серии «Кувшинки» разнообразны, что объясняется сиюминутным эффектом освещения. Эксперименты Моне позволили показать красоту природы вне зависимости от сезона, времени суток. Анализируя картины «Кувшинки» можно выделить несколько колористических сочетаний[12]:

  1. Моне использовал всю палитру, чтобы передать эффект сиюмоментности, что позволяет говорить о многоцветной, яркой гамме. Насыщенность природных цветов в яркий солнечный день передаются через контрастные цветовые решения. В таких работах Моне словно живет солнечный свет, что является отличительной чертой его работ, ведь ранее подобные приемы и техники попросту не использовались.

Благодаря эффекту игры света, появляется тень и светотень, что создает определенное настроение внутри работы. Важно отметить, что в работах такого плана Моне мог изображать кувшинки как под солнечным светом, так и в тени, чтобы лучше показать один объект под разными цветовыми решениями (Рис.12).

Рисунок 12 – «Кувшинки» в солнечных лучах

  1. С помощью светлых, нежных, приглушенных тонов, Моне передавал тишину мгновения, создавал ощущение легкости утра. Благодаря мягкому, приглушенному колориту, художнику удалось создать настроение спокойствия и тишины. Автором используются пастельные тона: светло-голубой, светло-розовый, светло-фиолетовый. Акценты создаются с помощью ярких пятен на кувшинках красных и фиолетовых цветов, что способствует мягкому переходу между цветами палитры. В работах такого типа ярко отражается любовь художника к изображению отражений на воде. Здесь сказывается и его опыт работы с пейзажами Лондона, где Моне всячески старался передать настроение туманности и влажности воздуха. Однако в «Кувшинках» такого типа используются акценты, с которыми Моне умело работал – он мог подобрать такие решения палитры, что даже несмотря на определенные яркие пятна в работе, они смотрелись уместно относительно спокойных цветов, занимавших основную часть картины (Рис.13).

Рисунок 13 – «Кувшинки» в тишине туманного рассвета

  1. Сумерки и пасмурная погода передается через темные, глубокие тона. В таких работах линии представляются более четкими, за счет чего образуется контраст. Мазки заметно густеют, цвета, используемые Моне, гораздо ярче и глубже. Благодаря такой палитре, Моне удается показать пруды и кувшинки в ночное время, при этом без яркого лунного освещения, передавая особенности цвета в ночное время суток, а также показывая предметы в своеобразной темноте (Рис.14).

Рисунок 14 – «Кувшинки» в сумерках

Одним из важнейших элементом живописной техники Моне является цвет. Моне играл на контрастах, добиваясь через филигранных мазков ярких цветовых контрастов, что способствовало созданию пространственной иллюзии. С ухудшением зрения, которое началось в 1909 году, восприятие цвета Моне претерпело некоторые изменения. Для художника это стало катастрофой, из-за чего он часто впадал в отчаяние, а впоследствии у него развилась депрессия на этом фоне.


«Краски не имели для меня прежней яркости. Я не писал больше эффектов света с прежней точностью. Тона красного стали казаться грязными, розовые становились все бледнее и я абсолютно не мог улавливать промежуточные и более глубокие тона» - писал сам Моне[13].

Картины серии «Кувшинки» имеют большое спектр разнообразия по своим цветовым решениям, что обуславливается попытками уловить мастером эффекта сиюминутного момента, который способствовал изменению цвета растений.

ГЛАВА 3 ИЗУЧЕНИЕ РАБОТЫ «КУВШИНКИ» СОВРЕМЕННИКАМИ

Британский офтальмолог Ричард Мармор опубликовал сведения, ставшие сенсационными в конце прошлого века. Английским врачом было обнаружено, что особенности живописной манеры Клода Моне, «отца импрессионизма» связаны на самом деле не с его новой техникой, а с его слабым зрением.

Когда-то группа молодых художников, которая насчитывала всего тридцать человек, в которую также входил Мане, представила новую технику живописи, которая абсолютно отличалась от общепризнанной техники, ставшей к тому момента классикой.

Основой новой техники являлось изображение краткого момента, сиюмоментного сюжета, отображение реальности, которая менялось каждую минуту. Картины импрессионистов выглядели так, словно внутри них жило солнце – они будто залиты светом. Игра светотени и тени делала привычные предметы совсем новыми и интересными. Сельские пейзажи, городские улочки, простые люди за своей повседневной работой – все это стало основой сюжетом работ импрессионистов.

Несмотря на новизну техники, Моне не останавливался и продолжал эксперименты. В конце своего пути, Моне заметно изменил свою технику, полностью отойдя от привычных принципов построения, акцентов и сюжетов. Долгое время шли споры о том, по какой причине Моне решил так заметно сменить свою живопись. На этот вопрос и ответил британский офтальмолог.

Ричард Мармор считает, что все изменения связаны с ухудшением зрения Моне. К такому выводу врач пришел при помощи компьютерного моделирования «размытого» изображения, передаваемого глазом офтальмологического больного (Рис.15).

Как оказалось, такое изображение пруда с кувшинками, расположенного возле домика Моне в Живерни под Парижем, очень похоже на картину, написанную с натуры самим художником.


Мармор уверен, что эффект «размытости», свойственный работам Моне, особенно работам позднего периода, в частности большинство картин цикла «Кувшинки», во многом объясняется тем, что художник, зрение которого сильно ослабело в период с 1912 по 1922 годы, именно так и видел окружавший его мир. Тщательное изучение работал знаменитого импрессиониста позволило британцу найти подтверждение того, что живописец страдал от катаракты.

До того, как Мармор провел свое обширное исследование, искусствоведы объясняли разницу между ранними и поздними работами Моне влиянием, оказанным на художника другими живописцами того времени. Было принято считать, что причина, по котором Моне менял свою технику – это его путешествия, так называемая «насмотренность», веяние других художников и даже культур (в том числе особое отношение Моне к японской графике).

Рисунок 15 – Заметное отличие «Кувшинок» первого этапа и последнего

Выходит, что, изучая работу Моне «Кувшинки» можно проследить не только перемены в технике, во взглядах, в том, как жизненные обстоятельства играли роль в творчестве художника, но и то, как Моне буквально менял искусство того времени, создавая с помощью своего видения новое течение, которое после развивалось и не утеряло своей актуальности по сей день. Возможно, именно поэтому Моне прозвали «отцом» импрессионизма, ведь именно благодаря ему данное течение получило свое развитие, а в силу его характера и желания продвигать новых, начинающих художников, данное течение получило дальнейшее развитие по всему миру.

Творческая манера художника заставляет задуматься о его вкладе в искусство не только историков и искусствоведов, но самого зрителя, который, возможно, не глубоко осведомлен о жизни и биографии художника. И все же благодаря работам Моне, выполненным в сериях, данная возможность представляется каждому.

Стоит отметить, что ни один биограф не остается равнодушным к истории болезни Клода Моне. Существует рядом медицинских загадок, связанных с заболеванием Моне и утратой зрения. Некоторые исследователи всерьез предполагали, что зрение Моне являлось особенным из-за несвойственного другим людям строения сетчатки, что делало видение света и цвета Моне не таким, как у других людей.

Наиболее существенным мнением о потери зрения Клодом Моне является его любовь к работе на природе в самых непредсказуемых погодных условиях. Он работал при ярком солнечном свете, падающим в глаза, в ледяной зимний день, в метель – все это, считают исследователи, приближало неизбежное.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Клод Моне стоял у истоков импрессионизма, а также считается основоположником многих других стилей, благодаря чему его имя навеки осталось в истории мирового искусства.

Моне считается одним из ярких представителей не только своей эпохи, но и мира живописи в целом. Он абсолютно игнорировал все правила академического рисунка, которые пытались ему навязать учителя, работал над одним объектом годами, изображая его в разное время года, а также не подписывал свои любимые картины, чтобы совладать с соблазном продать их. Он ставил себя в сложные условия, что не могло позитивно сказаться на его зрении, Моне буквально терял зрение, видя с каждым годом все хуже и хуже, но он продолжал работу даже тогда, когда окончательно впал в депрессию из-за потери зрения и видел весь мир как одно большое яркое пятно без точных линий и конкретных силуэтов. Моне продолжал писать картины несмотря на обстоятельства, которые возникали в его жизни снова и снова, показывая и доказывая верность своему делу. Этот человек определенно считается непростым.

Характерной чертой творческой биографии Моне – это появление цикла картин, которых объединял один и тот же сюжет. Благодаря циклам возможет полноценный, подробный анализ творческого мышления Моне. Художник мог сотни раз изображать один и тот же предмет, чтобы передать сиюминутную игру цвета на нем. С помощью таких работ художник сумел донести до зрителей и критиков красоту объектов природы в разное время суток и в различные времена года.

Непостоянство природы всегда вдохновляло Моне. Клод Моне первым использовал технику, которая основывалась на выразительности возможностей чистого красочного мазка[14]. Моне никогда не стремился к реалистичности изображения, он не преследовал правильную перспективу, в конечном итоге его картины обрели образы, лишенные проработанных планов и линий горизонта. Несмотря на очевидную близость к абстракционизму, Моне так и не перешел черту.

Работа, занимавшая Моне на протяжении 30 лет, стала серия картин, посвященная кувшинкам, растущим в тщательно проработанном саду художника. Автором создано более 250 произведений на данную тему, что позволяет провести анализ и проследить эволюцию художественного языка мастера до последнего года творчества и жизни Моне.

Данный момент особенно важен, так как многие исследователи считали позднего Моне закатом успешной творческой карьеры, когда как сам Моне, анализируя данную серию еще при жизни называл свои работы как никогда зрелыми. Моне от традиционного изображения пришел к почти беспредметной живописи, что характеризует угасание интереса художника к натуре и возрастание интереса восприятия этой же натуры.