Файл: Понятие и классификация функций государства.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.03.2023

Просмотров: 211

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Функции государства являются объектом исследования многих специалистов. Для формирования отечественного учения о функциях государства происходят различные попытки по сбору, обобщению, научно-правовому анализу и последующей трансляции необходимых знаний для заинтересованного научного сообщества. При этом при рассмотрении вопроса выделения через всех имеющихся видах функции государства, которые имеют актуальность для современного научного обоснования в отечественном научном сообществе являются правоохранительные функции и функции государственного обеспечения безопасности личности, общества и государства.

Вопрос о функциях государства и формах их реализации является одним из важнейших в теории государства и права. Это определяется тем, что в функциях проявляется сущность и значение государства.

Любое государство отличается большим разнообразием наблюдаемых и воспринимаемых проявлений, связанных с жизнью общества. Это объясняется широким спектром выполняемых задач в различных социальных сферах, а также множеством форм и методов реализации государственных функций. Соответственно, понимание основ существования и развития государства основывается на понимании его функций. Кроме того, структура государства также определяется функциями.

Структура деятельности государства напрямую зависит от системы отношений, на которые оно воздействует. Изменение функций неизбежно ведёт к изменению структуры. Проблема функций государства имеет не только теоретическое, но и практическое значение. С помощью функций представляется возможным определить характер политики, разумность государственных приоритетов на данном этапе существования, степень организованности государства и эффективности его деятельности. Появляется возможность рассматривать государство не только со стороны формы, строения и содержания, но и с точки зрения его разносторонней деятельности и функционирования.

Изучение функций способствует адекватному оцениванию возможностей государства, позволяет понять сущность и особенности его взаимосвязей с различными социальными институтами в целях общественного прогресса. Гармоничный и адекватный набор функций и форм определяет степень эффективности организации государства. Сами формы тесно связаны с сущностью и деятельностью государства. Они динамичны и трансформируются вместе с изменениями в сферах жизни общества и государства. Благодаря верному сочетанию форм, способствующих реализации тех или иных функций, возможно наиболее стабильное и гармоничное развитие. К настоящему времени многогранные процессы в государственно-правовой жизни общества потребовали пересмотра основной массы привычных представлений. Преобразования, происходящие в российском обществе в последние десятилетия, отразились и на функциях, осуществляемых государством, которые обрели новый вид и содержание.


В настоящее время вопрос о функциях государства остается сложным и спорным. В юриспруденции имеют место разнообразные взгляды на определение функций, виды их классификации и особенности реализации. Дискуссионный характер вопроса о функциях, формах и методах их осуществления в юриспруденции и других науках сохраняет свою актуальность и будет значим, пока государство играет важнейшую роль в организации общества.

Актуальность этого вопроса характерна и для Российского государства, где происходят глобальные преобразования во всех сферах общественной жизни, результатом которых должно стать развитие правовое государство и гражданское общество.

Всестороннее исследование вопроса о функциях государства является крайне важным для эффективной эволюции государственности на современном этапе. Это предполагает выявление перспективных путей развития органов власти, концентрация внимания на важнейших задачах и проблемах, максимально возможное сокращение ошибок и недоработок в государственной деятельности.

Вышесказанное обуславливает актуальность рассматриваемой проблемы в рамках данного исследования.

Цель исследования – проведение комплексного общетеоретического анализа функций государства, раскрытие форм и методов их осуществления с учетом различных научных подходов.

Задачи исследования:

1. Раскрыть понятие, содержание, признаки и назначение функций государства с учетом тенденций его трансформации на современном этапе.

2. Рассмотреть основные классификации функций государства и проследить их генезис.

3. Охарактеризовать формы и методы осуществления функций государства

4. Проанализировать функции, формы и методы их реализации в современном Российском государстве.

Объект исследования – общественные отношения, регулируемые государством.

Предмет исследования – понятие и сущность функций государства, классификация, формы и методы их осуществления.

В качестве теоретической основы исследования была использована научная литература по теории государства и права, а также по отдельным отраслям юриспруденции. Кроме того, анализировались соответствующие работы по истории, философии и политологии. В частности, свои рассуждения мы основывали на трудах отечественных ученых, таких, как М.И. Байтин, Л.И. Загайнов, М.Н. Марченко, Л.А. Морозова, Ю.А. Тихомиров, Н.В. Черноголовкин и другие.

Нормативную базу исследования составили Конституция РФ, федеральные законы, кодексы и иные нормативно-правовые акты Российской Федерации, относящиеся к предмету исследования.


В основе методологии исследования находится диалектический метод познания общественных процессов и социально-правовых явлений, а также его категориальный аппарат и принципы научного познания. Использовались положения современной научной методологии теории государства и права, общенаучные (анализ, синтез, системный подход, индукция, дедукция), частные (формально-юридический) и специальные (сравнительный, исторический, структурно-функциональный) методы познания, дающие возможность изучать действительность в их взаимосвязи, взаимозависимости и взаимообусловленности на теоретическом (системный, сравнительно-правовой, информационный, синтез, индукция, дедукция, историко-юридический метод) и эмпирическом уровнях (исследование различных источников в рамках СМИ).

  1. Правовая природа и классификация функций государства

    1. Понятие и разграничение функций государства

В среде российских ученых государствоведов категория «функция государства» сформировалась с середины XIX века. Научное обоснование данная категория получила на рубеже XIX–ХХ веков. Важность указанной категории была определена целесообразностью понимания сущности форм правления, целей и задач конкретной политической (государственной) власти, ее форм управления[1].

Понятие «функции» имеет под собой различные варианты определения и не может считаться термином непосредственно юридического или политического характера.

В математике «функция» показывает зависимость одной переменной от другой, то есть зависимость, когда в случае изменения первой величины вторая тоже так или иначе изменяется[2].

Слово «функция» в переводе с латинского языка дословно определяется как «исполнение», то есть какая-либо деятельность или работа[3]. В.И. Кремянский и В.Г. Афанасьев понимали под «функцией» целенаправленную, активную деятельность системы[4].

Если рассматривать философское понимание функции, то здесь имеется ввиду внешнее проявление свойств того или иного объекта в какой-либо системе. Применительно к государству это означает, что изучение функций позволяет выявить в нем главное и определяющее, социальный смысл государства и его сущность.


Функции определяют структуру государства, то есть способы, закономерности организации элементов государства как сложной социальной системы. Ибо структура всех систем, в том числе, биологических и технических, определяется их функциями.

Функции взаимосвязаны с сутью и социальным назначением государства. При изучении функций можно подлинно установить сущность общества. Тесную связь функции государства имеет с её целями и задачами. Но их следует различать.

Цель государства - это итог, к которому оно стремиться, задачи же государства – это способы её достижения, а, соответственно, функции - это действия государства.

Таким образом, цели и задачи являются определяющими для функций государства.

Функциями государства отражаются только основные направления деятельности государства, потому что не всё, что делает государство, является значимым для общества.

Сущность функций демонстрирует нам, на что акцентирует внимание государство при осуществлении своей деятельности, каким образом действуют её органы. Для более полного исследования понятия «функции государства» следует сравнить его с понятием «политика государства». Функции государства связаны с заинтересованностью самого государства, а политика государства- с определенной группой лиц, стоящих в данный момент времени у власти.

Таким образом, в функциях государства могут выражаться как интересы одного класса, так и всего государства. Осуществление государством своих функций происходит с помощью специальных методов. Эти методы делятся на правовые и неправовые (организационные).

К правовым относятся следующие:

-правотворчество-деятельность государства по принятию нормативно-правовых актов, без которых осуществление функций государства невозможно;

-право исполнение - применение нормативно-правовых актов на практике.

Оно реализуется исполнительной властью государства.

Суть право исполнения заключается в решении повседневных вопросов государства путём управления;

-правоохранительная деятельность-это непосредственно реализация мер по осуществлению охраны прав и свобод гражданина, применение мер по пресечению правонарушений;

К неправовым формам осуществления функций государства относятся:

изучение различной информации, принятие жалоб от граждан, рассмотрение предложений от различных комиссий и комитетов и другое.

Определенная функция представляет собой общность методов реализации государственной власти, которые связаны с направлением деятельности государства. Для более полного рассмотрения функций государства необходимо использовать метод классификации.


С помощью этого метода можно нормализировать множество государственно-правовых явлений. У каждого типа государств функции были различны, поэтому проблема классификации становится более сложной. Но у них все же есть одинаковые признаки[5].

Функции государства имеют следующую классификацию:

- постоянные и временные. Такое деление относительно, ведь, как известно, функции, как и государство, изменяются.

Постоянные функции реализуются на протяжении всех ступеней развития государства. Примером таких функций является экономическая, социальная, функция обороны.

Временные функции имеют непродолжительный характер, поскольку они возникают с необходимостью решения определённых задач, которые появляются в результате временных обстоятельств (стихийные бедствия, эпидемии); - внутренние и внешние [6].

Внутренние функции сконцентрированы на решение задач внутри конкретной страны.

Вне зависимости от формы правления или государственного устройства государство выполняет ряд основных внутренних задач.

Примером таких функций служит экономическая, социальная, охранительная и другие функции. Внешние функции реализуются за границей данного государства, где оно является субъектом международных отношений. Каждое государство вступает в отношения с другими странами для того, чтобы более результативно решить и внутренние задачи.

Примером внешних функций является защита границ государства, дипломатическая функция, внешнеэкономическая и другие; - основные и неосновные.

Говоря об этих функциях, нужно заметить, что такое деление так же считается относительным, потому что границы у этих функций отчётливо не определены.

Основные функции – это те функции, которые считаются приоритетными для данного государства и которые включают сходные направления его деятельности.

В основных функциях показывается социальное назначение государства и проявляется его деятельность в целом.

Неосновные функции – это образованные из частей основных функций узкие направления работы государства; -регулятивные и охранительные;

Регулятивные функции нацелены на экономику страны, на создание условий для качественного развития личности и общества в целом. Примером регулятивных функций: экономическая, финансовая, социальная.

Охранительная функция охватывает защиту свобод и прав граждан, охрану окружающей среды. Примерами охранительной функции служат экологическая функция, правоохранительная и другие; В последнее время совершаются попытки классификации функций государства, в основе которых лежит принцип разделение властей.