Файл: Формирование и использование финансовых ресурсов коммерческих организацийФормирование и использование финансовых ресурсов коммерческих организаций.pdf
Добавлен: 29.03.2023
Просмотров: 129
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические аспекты управления финансами коммерческой организации
1.1.Экономическая сущность финансов предприятия
1.2. Рациональная структура финансов предприятия. Политика управления финансами
Глава 2. Оценка эффективности управления финансами в ТОО «Аксай-Нан»
2.1. Анализ финансовых результатов деятельности предприятия
2.2. Анализ финансового состояния предприятия
Далее рассчитаем финансовые коэффициенты.
Коэффициент обеспеченности собственными средствами характеризует степень обеспеченности собственными оборотными средствами предприятия, необходимую для финансовой устойчивости.
Косс (2013) = - 0,34; Косс (2014) = -1,05; Косс (2015) = -1,16.
Коэффициент обеспеченности материальных запасов собственными средствами показывает, в какой степени материальные запасы покрыты собственными средствами и не нуждаются в привлечении заемных.
Комз (2013) = -0,10; Комз (2014) = -0,32; Комз (2015) = -0,33.
Коэффициент маневренности собственного капитала показывает насколько мобильны собственные источники средств с финансовой точки зрения: чем больше, тем лучше финансовое состояние.
Км (2013) = -0,39; Км (2014) = -1,05; Км (2015) = -4,8.
Оптимальное значение 0,5.
Коэффициент автономии (финансовой независимости или концентрации собственного капитала) означает, что все обязательства предприятия могут быть покрыты собственными средствами. Рост этого коэффициента означает рост финансовой независимости.
Ка (2013) = -1,03; Ка (2014) = -0,98; Ка (2015) = -0,21.
Коэффициент соотношения заемных и собственных средств.
Ксзс (2013) = 3,9; Ксзс (2014) = 5,5; Ксзс (2015) = 23,3.
На основании рассчитанных показателей, можно сделать выводы:
- за анализируемый период коэффициент обеспеченности собственными средствами понизился с -0,34 (2013 г.) до -1,16 (2015 г.), что ниже предполагаемой нормы 0,1, т.е. предприятие не обеспечено собственными оборотными средствами, необходимыми для финансовой устойчивости;
- коэффициент обеспеченности материальных запасов собственными средствами снизился на 0,23 и составил на конец 2015 г. -0,33, что является недопустимой нормой при 0,6-0,8, и свидетельствует о том, что материальные запасы непокрыты собственными средствами и нуждаются в привлечении заемных;
- коэффициент маневренности собственного капитала за анализируемый период снизился на 4,4 и составил -4,8, что оптимально и означает мобильность собственных источников средств с финансовой точки зрения;
- коэффициент автономии на 31.12.2015 г. составил -0,21, что значительно выше показателя за 2014 г., который составлял -1,03 и ниже оптимального значения этого коэффициента более 0,5, т.е. предприятие финансово зависимо, и все обязательства данного предприятия не могут быть покрыты собственными средствами;
- коэффициент соотношения заемных и собственных средств увеличился на 19,4 на конец анализируемого периода составил 23,3, что свидетельствует об увеличении зависимости предприятия от привеченного капитала при оптимальной норме < 1, зависимость от привлеченных средств может увеличится.
Таким образом, анализ финансовой устойчивости предприятия показал, что ТОО «Аксай-Нан» находится в неустойчивом финансовом состоянии: у предприятия на конец 2014 года недостаточно ликвидных активов для покрытия краткосрочной кредиторской задолженности. Это связано с ростом доли достаточно ликвидной группы «готовая продукция и товары для продажи» в активе предприятия, а также за счет снижения доли краткосрочной кредиторской задолженности в структуре пассива предприятия.
Группировка активов баланса приводится в таблице 10, анализ их структуры и динамики – в таблице 11.
Анализ таблицы 10 показал, что к группе А1 относятся абсолютно ликвидные активы: денежная наличность и краткосрочные финансовые вложения. На начало 2014 г. удельный вес этой группы в активе предприятия составил 0,69%, на конец 2014 г. – 1,72%, и в конце 2015 г. – 1,02%, увеличившись по сравнению с началом 2014 г. на 0,33%. К группе А2 относятся легко реализуемые активы: готовая продукция, товары отгруженные. Ликвидность этой группы зависит от своевременности отгрузки продукции, скорости платежного документооборота в банках, от спроса на продукцию, ее конкурентоспособности, платежеспособности покупателей. На начало 2014 г. удельный вес этой группы в активе баланса составил 72,37%, на конец 2014 г. – 80,06%, и в конце 2014 года 85,95%, увеличившись по сравнению с началом 2014 г. на 13,58%.
Таблица 10
Группировка активов предприятия по степени ликвидности (в тыс.тг.)
Степень ликвидности |
условн. обозн. |
состав |
суммы 2014г. |
суммы 2015г. |
||
нач. года |
кон. года |
нач. года |
кон. года |
|||
Наиболее ликвидные |
А1 |
денежные средства |
8407 |
30486 |
31194 |
12439 |
Итого: |
8407 |
30486 |
31194 |
12439 |
||
Быстро реализуемые |
А2 |
краткосрочная дебиторская задолженность |
18223 |
473098 |
472351 |
429802 |
товары на складе и готовая продукция |
252505 |
502900 |
502900 |
1092235 |
||
Итого: |
270728 |
975998 |
975251 |
1522037 |
||
Медленно реализуемые |
А3 |
запасы (без РБП) |
317532 |
592909 |
504762 |
1098046 |
налог на добавленную стоимость |
11289 |
47449 |
47449 |
20766 |
||
Итого: |
328821 |
640358 |
552211 |
1118812 |
||
Трудно реализуемые |
А4 |
Внеоборотные активы (без статей включенных в 3 гр.) |
18646 |
73975 |
162122 |
186532 |
Проведенное исследование свидетельствует, что для развития предприятия необходимо разработка рекомендаций, направленных на усиления его позиций с учетом возможностей, предоставляемых внешней средой, а также угроз, которые она несет. Проведенное исследование свидетельствует, что для развития предприятия необходимо разработка рекомендаций, направленных на усиления его позиций с учетом возможностей, предоставляемых внешней средой, а также угроз, которые она несет. Проведенное исследование свидетельствует, что для развития предприятия необходимо разработка рекомендаций, направленных на усиления его позиций с учетом возможностей, предоставляемых внешней средой, а также угроз, которые она несет. Проведенное исследование свидетельствует, что для развития предприятия необходимо разработка рекомендаций, направленных на усиления его позиций с учетом возможностей, предоставляемых внешней средой, а также угроз, которые она несет. Проведенное исследование свидетельствует, что для развития предприятия необходимо разработка рекомендаций, направленных на усиления его позиций с учетом возможностей, предоставляемых внешней средой, а также угроз, которые она несет. Проведенное исследование свидетельствует, что для развития предприятия необходимо разработка рекомендаций, направленных на усиления его позиций с учетом возможностей, предоставляемых внешней средой, а также угроз, которые она несет. Проведенное исследование свидетельствует, что для развития предприятия необходимо разработка рекомендаций, направленных на усиления его позиций с учетом возможностей, предоставляемых внешней средой, а также угроз, которые она несет. Проведенное исследование свидетельствует, что для развития предприятия необходимо разработка рекомендаций, направленных на усиления его позиций с учетом возможностей, предоставляемых внешней средой, а также угроз, которые она несет. Проведенное исследование свидетельствует, что для развития предприятия необходимо разработка рекомендаций, направленных на усиления его позиций с учетом возможностей, предоставляемых внешней средой, а также угроз, которые она несет. Проведенное исследование свидетельствует, что для развития предприятия необходимо разработка рекомендаций, направленных на усиления его позиций с учетом возможностей, предоставляемых внешней средой, а также угроз, которые она несет. Проведенное исследование свидетельствует, что для развития предприятия необходимо разработка рекомендаций, направленных на усиления его позиций с учетом возможностей, предоставляемых внешней средой, а также угроз, которые она несет. Проведенное исследование свидетельствует, что для развития предприятия необходимо разработка рекомендаций, направленных на усиления его позиций с учетом возможностей, предоставляемых внешней средой, а также угроз, которые она несет. Проведенное исследование свидетельствует, что для развития предприятия необходимо разработка рекомендаций, направленных на усиления его позиций с учетом возможностей, предоставляемых внешней средой, а также угроз, которые она несет. Проведенное исследование свидетельствует, что для развития предприятия необходимо разработка рекомендаций, направленных на усиления его позиций с учетом возможностей, предоставляемых внешней средой, а также угроз, которые она несет. Проведенное исследование свидетельствует, что для развития предприятия необходимо разработка рекомендаций, направленных на усиления его позиций с учетом возможностей, предоставляемых внешней средой, а также угроз, которые она несет. Проведенное исследование свидетельствует, что для развития предприятия необходимо разработка рекомендаций, направленных на усиления его позиций с учетом возможностей, предоставляемых внешней средой, а также угроз, которые она несет. Проведенное исследование свидетельствует, что для развития предприятия необходимо разработка рекомендаций, направленных на усиления его позиций с учетом возможностей, предоставляемых внешней средой, а также угроз, которые она несет. Проведенное исследование свидетельствует, что для развития предприятия необходимо разработка рекомендаций, направленных на усиления его позиций с учетом возможностей, предоставляемых внешней средой, а также угроз, которые она несет. Проведенное исследование свидетельствует, что для развития предприятия необходимо разработка рекомендаций, направленных на усиления его позиций с учетом возможностей, предоставляемых внешней средой, а также угроз, которые она несет. Проведенное исследование свидетельствует, что для развития предприятия необходимо разработка рекомендаций, направленных на усиления его позиций с учетом возможностей, предоставляемых внешней средой, а также угроз, которые она несет. |
расходы будущих периодов |
- |
1180 |
1180 |
23154 |
|
Итого: |
18646 |
75155 |
163302 |
209686 |
||
Итого: |
626602 |
1721997 |
1721958 |
2862974 |
К третьей группе А3 относятся медленно реализуемые активы предприятия – производственные запасы. На конец 2015 г. удельный вес этой группы составил 63,18% на 24,72% снизившись по сравнению с показателями на начало 2014 г.
К группе А4 относятся труднореализуемые активы: основные средства предприятия. Удельный вес ОС в структуре актива баланса на конец 2015 г. составил 17,2%, что на 12,22% выше, чем на начало 2014 г.
Анализ таблицы 11 показал, что к группе П1 относятся наиболее срочные обязательства - краткосрочная задолженность предприятия. Удельный вес этой группы составляет на начало 2014 г. 46,07%, на конец 2015 г. 30,81%, снизившись на 15,88%. Ко второй группе П2 относятся кредиты банка. Удельный вес на конец 2015 г. составляет 0,11%. Это невыплаченные проценты по кредиту. К П3 относятся долгосрочные кредиты, исследуемое предприятие не имеет на балансе данную группу пассивов.
Таблица 11
Группировка пассивов предприятия по степени срочности погашения обязательств (в тыс.тг.)
Степень срочности |
услов. обозн. |
состав |
суммы 2014г. |
суммы 2015г. |
||
нач. года |
кон. года |
нач. года |
кон. Года |
|||
Наиболее срочные |
П1 |
кредиторская задолженность |
217181 |
879666 |
879627 |
259735 |
Итого: |
217181 |
879666 |
879627 |
259735 |
||
Среднесроч-ные |
П2 |
краткосрочные кредиты банка |
- |
- |
- |
964 |
Итого: |
- |
- |
- |
964 |
||
Собственный капитал |
П4 |
уставной капитал |
36418 |
36418 |
36418 |
36418 |
Проведенное исследование свидетельствует, что для развития предприятия необходимо разработка рекомендаций, направленных на усиления его позиций с учетом возможностей, предоставляемых внешней средой, а также угроз, которые она несет. Проведенное исследование свидетельствует, что для развития предприятия необходимо разработка рекомендаций, направленных на усиления его позиций с учетом возможностей, предоставляемых внешней средой, а также угроз, которые она несет. Проведенное исследование свидетельствует, что для развития предприятия необходимо разработка рекомендаций, направленных на усиления его позиций с учетом возможностей, предоставляемых внешней средой, а также угроз, которые она несет. Проведенное исследование свидетельствует, что для развития предприятия необходимо разработка рекомендаций, направленных на усиления его позиций с учетом возможностей, предоставляемых внешней средой, а также угроз, которые она несет. Проведенное исследование свидетельствует, что для развития предприятия необходимо разработка рекомендаций, направленных на усиления его позиций с учетом возможностей, предоставляемых внешней средой, а также угроз, которые она несет. Проведенное исследование свидетельствует, что для развития предприятия необходимо разработка рекомендаций, направленных на усиления его позиций с учетом возможностей, предоставляемых внешней средой, а также угроз, которые она несет. Проведенное исследование свидетельствует, что для развития предприятия необходимо разработка рекомендаций, направленных на усиления его позиций с учетом возможностей, предоставляемых внешней средой, а также угроз, которые она несет. Проведенное исследование свидетельствует, что для развития предприятия необходимо разработка рекомендаций, направленных на усиления его позиций с учетом возможностей, предоставляемых внешней средой, а также угроз, которые она несет. Проведенное исследование свидетельствует, что для развития предприятия необходимо разработка рекомендаций, направленных на усиления его позиций с учетом возможностей, предоставляемых внешней средой, а также угроз, которые она несет. Проведенное исследование свидетельствует, что для развития предприятия необходимо разработка рекомендаций, направленных на усиления его позиций с учетом возможностей, предоставляемых внешней средой, а также угроз, которые она несет. Проведенное исследование свидетельствует, что для развития предприятия необходимо разработка рекомендаций, направленных на усиления его позиций с учетом возможностей, предоставляемых внешней средой, а также угроз, которые она несет. Проведенное исследование свидетельствует, что для развития предприятия необходимо разработка рекомендаций, направленных на усиления его позиций с учетом возможностей, предоставляемых внешней средой, а также угроз, которые она несет. Проведенное исследование свидетельствует, что для развития предприятия необходимо разработка рекомендаций, направленных на усиления его позиций с учетом возможностей, предоставляемых внешней средой, а также угроз, которые она несет. Проведенное исследование свидетельствует, что для развития предприятия необходимо разработка рекомендаций, направленных на усиления его позиций с учетом возможностей, предоставляемых внешней средой, а также угроз, которые она несет. Проведенное исследование свидетельствует, что для развития предприятия необходимо разработка рекомендаций, направленных на усиления его позиций с учетом возможностей, предоставляемых внешней средой, а также угроз, которые она несет. Проведенное исследование свидетельствует, что для развития предприятия необходимо разработка рекомендаций, направленных на усиления его позиций с учетом возможностей, предоставляемых внешней средой, а также угроз, которые она несет. Проведенное исследование свидетельствует, что для развития предприятия необходимо разработка рекомендаций, направленных на усиления его позиций с учетом возможностей, предоставляемых внешней средой, а также угроз, которые она несет. Проведенное исследование свидетельствует, что для развития предприятия необходимо разработка рекомендаций, направленных на усиления его позиций с учетом возможностей, предоставляемых внешней средой, а также угроз, которые она несет. Проведенное исследование свидетельствует, что для развития предприятия необходимо разработка рекомендаций, направленных на усиления его позиций с учетом возможностей, предоставляемых внешней средой, а также угроз, которые она несет. Проведенное исследование свидетельствует, что для развития предприятия необходимо разработка рекомендаций, направленных на усиления его позиций с учетом возможностей, предоставляемых внешней средой, а также угроз, которые она несет. |
добавочный капитал |
38113 |
38113 |
38113 |
38113 |
|
нераспределенная прибыль (убыток) |
87590 |
28225 |
28225 |
75536 |
||
Итого: |
247916 |
228850 |
430431 |
582239 |
||
Итого: |
465097 |
1106516 |
1310058 |
842938 |
К группе П4 относится собственный капитал предприятия, его доля на начало 2014 г. – 53,30%, на конец 2014 г. 20,68%, на конец 2015 г. – 69,07%, доля собственного капитала в структуре пассивов увеличилась за анализируемый период на 15,77%.
Для диагностики несостоятельности предприятия применяют ограниченный круг показателей: коэффициент текущей ликвидности; коэффициент промежуточной ликвидности; коэффициент абсолютной ликвидности.
Расчет данных показателей приведен в таблице 12. Анализ таблицы 12 показал, что коэффициент абсолютной ликвидности показывает, какая часть краткосрочных обязательств предприятия может быть погашена немедленно (то есть за счет имеющейся денежной наличности). Показатель коэффициента абсолютной ликвидности на конец 2015 г. 0,0479 при нормативе данного коэффициента 0,2-0,5. Полученные данные показали, что часть текущей задолженности не может быть погашена в ближайшее время к моменту составления баланса. То есть своевременно. Норматив коэффициента промежуточной ликвидности 0,7-1. На исследуемом предприятии данный коэффициент составил: на начало 2015 г. = 1,29; на конец 2015 г. = 1,14; на конец 2015 года = 5,9. Это означает, что на конец 2015 г. ТОО «Аксай-Нан» обладает достаточной ликвидностью, чтобы погасить свои краткосрочные обязательства.
Таблица 12
Показатели ликвидности предприятия
Показатель |
2014 |
2015 |
Измен. 2014 и 2015гг. |
||||
нач. г. |
кон. г. |
измен. |
нач.г. |
кон. г. |
измен. |
||
Коэффи-циент абсолютной ликвидности |
0,0387 |
0,0347 |
-0,004 |
0,0355 |
0,0479 |
0,0124 |
0,0084 |
Коэффи-циент быстрой ликвидности |
1,2853 |
1,1442 |
-0,1411 |
1,1442 |
5,9079 |
4,7637 |
4,9048 |
Коэффи-циент текущей ликвидности |
2,7993 |
1,8721 |
-0,9272 |
1,772 |
10,2154 |
8,4434 |
9,3706 |
Коэффициент текущей ликвидности показывает степень, в которой оборотные активы покрывают краткосрочные пассивы. Норматив данного коэффициента - больше 2. На исследуемом предприятии коэффициент текущей ликвидности составил: на начало 2014 г. = 2,8; на конец 2014 г. = 1,87; на конец 2015 г. = 10,22. То есть на конец 2014 г. показатель текущей ликвидности близок к нормативу, а на конец 2015 г. - превышает норматив.
Вывод. Проведенный анализ ТОО «Аксай-Нан» показал, что предприятие находится в неустойчивом финансовом положении и не имеет достаточную ликвидность активов.
Глава 3. Рекомендации по улучшению управления
Для любого предприятия на первом месте среди рекомендаций, направленных на улучшение финансового положения, будут рекомендации по повышению его прибыли: увеличение прибыльности продаж; стабилизирование потока денежной наличности, и, как следствие улучшение показателей абсолютной ликвидности баланса и рентабельности; рост доходов от реализации (выручки) продукции; оптимизация затрат; повышение уровня рентабельности продукции; расширение торговой сети.
Рост доходов от реализации зависит от цен на ее продукцию, ее ассортимента и качества, от маркетинговых действий по увеличению спроса, кредитной политики организации.
Специфика отрасли, в которой осуществляет свою деятельность ТОО «Аксай-Нан», заключается в том, что цены на продукцию снижаются вследствие технологического прогресса и появление на рынке товаров более прогрессивной технологии.
Кроме того, на увеличение спроса влияет не только потребность, но и соотношение цены и качества товара, активность рекламы и разработки новых технологий; возможность приобретения товара в рассрочку (на данном этапе идет подготовка для продажи товаров в кредит), предоставление коммерческих кредитов (в разумных пределах на небольшие сроки), скидки за увеличение объема проданных товаров (накопительная система скидок) – внедрение подобных мероприятий даст возможность предприятию увеличить поступление выручки от реализации продукции.
Анализ динамики снижения выручки от реализации и выявление тенденций его развития дает возможность предположить, что предприятие может стать банкротом.
Второй задачей, стоящей перед предприятием, является снижение расходов предприятия. Оптимизация затрат, запасов ценностей, совершенствование их структуры.
Основными источниками резерва снижения себестоимости продукции являются: повышение уровня производительности труда офис менеджеров; улучшение качества обслуживания и консультации клиентов менеджеров по продажам и старших менеджеров; сокращение коммерческих расходов; поиск поставщиков с более низкими ценами на товар, оптимизации денежных потоков от предприятия к поставщикам с целью достижения определенного объема закупок для получения скидок по товару, получения товарных кредитов.