Файл: Н.В. Гилязидинова Выбор оптимального варианта механизации монтажных работ.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.06.2024

Просмотров: 58

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

7

M

M

ББ

Рис. 2. Сохранение неизменного вылета стрелы крана при монтаже колонн

M

Рис. 3. Сохранение неизменного вылета стрелы крана при монтаже балок:

1 проектное положение балки; 2 положение балки при подъёме; 3 монтажный кран; 4 колонна; L длина балки

При больших углах α удлиняется путь поворота стрелы крана, увеличивается время, затрачиваемое на поворот, снижается производительность труда машиниста-крановщика, а также значительно расширяется рабочая зона, т.е. зона, в пределах которой производится перемещение монтажного элемента и где могут произойти несчастные случаи.

8

3. Монтажные элементы, находящиеся в зоне работы крана, следует располагать на подкладках. Высота подкладок должна быть такой, чтобы можно было под конструкцию подвести хомуты, скобы и другие элементы зацепляющих устройств (стропов).

При раскладке колонн дополнительно к указаниям, приведённым ранее, следует учитывать следующее:

-колонны должны полностью укладываться в пределах зоны раскладки так, чтобы оставалось место для проезда и прохода; между отдельными разложенными колоннами или другими конструкциями необходимо оставлять проходы шириной не менее 0,7-1 м для свободного

ибезопасного движения рабочих;

-желательно, чтобы все колонны были уложены однотипно по отношению к фундаменту и стоянкам крана. В этом случае направление всех движений монтажников остаётся всё время неизменным; вырабатываются определённые навыки и ритм, что способствует улучшению условий безопасности работ и повышению производительности труда.

Раскладку колонн можно осуществлять по различным схемам. При линейной раскладке (рис. 4, а) колонны располагают в одну

линию параллельно оси здания и оси движения крана. При подъёме колонны, перемещении её и установке в проектное положение вылет стрелы крана не меняется. Раскладка колонн по данной схеме может быть выполнена при условии, если длина колонны будет меньше шага фундаментов.

При раскладке колонн уступами (рис. 4, б) колонны располагают параллельно оси монтируемого здания и оси проходки крана. При длине колонн более шага колонны заходят одна за другую, образуя уступы. Точно так же, как и при линейной раскладке, движение стрелы крана происходит по сложной траектории со всеми вытекающими из этого недостатками.

Наклонная раскладка (рис. 4, в) характеризуется расположением колонн под углом к оси монтируемого здания и оси движения монтажного крана. Эта схема находит применение при ограниченных размерах зоны раскладки. Траектория движения стрелы крана остаётся сложной.

Центрированная раскладка колонн (рис. 4, г) характеризуется тем, что траектория поворота крановой стрелы при выполнении монтажной операции представляет собой одностороннюю дугу. Это условие достигается расположением низа колонны в одном створе с фундаментом, в который она должна быть установлена. Монтажный кран поворачивает


9

а)

Ш Ш

А

б)

Ш

Ш

А

в)

Ш

Ш

г)

Ш Ш

Ш

Рис. 4. Раскладка колонн:

а– линейная раскладка; б – уступами; в – наклонная;

г– центрированная; 1 – колонна; 2 – фундамент; 3 – линии траектории движения стрелы крана; 4 – стоянки монтажного крана;

5 – границы зоны раскладки колонн; H1 – длина колонны;

H2 – расстояние до места захвата; Ш – шаг фундаментов


10

стрелу к фундаменту, и колонна из горизонтального положения выводится в вертикальное. Опорная часть приподнятой колонны будет находиться в непосредственной близости от фундамента, и дальнейшие операции по опусканию колонны в стакан фундамента не потребуют значительных движений стрелы монтажного крана.

Анализ всех рассмотренных схем раскладки колонн показывает, что более удачна центрированная схема, а первые три схемы не полностью удовлетворяют приведённому ранее требованию уменьшения угла поворота стрелы и сокращения времени движений крана при подаче монтажного элемента к месту установки.

Высоту подъёма крюка, угол поворота и перемещение кранов определяют в соответствии с разработанной схемой монтажа. Изменение рабочих параметров крана можно определить аналитически или замерить по чертежу с учётом масштаба.

Технические параметры крана (скорости подъёма и опускания крюка, число оборотов стрелы крана в минуту) принимают по справочной литературе [1, 4] или по прил. 1.

Расчёт сменной эксплуатационной производительности монтажных кранов начинают с определения их среднечасовой эксплуатационной производительности Пэ.час при монтаже сборных элементов, вы-

ражают в единицах монтажных элементов:

П

э.час

=

60 k1

,

(1)

 

 

T

 

 

 

 

 

ц. ср

 

 

где k1 коэффициент, учитывающий неизбежные внутрисменные перерывы в работе крана (для кранов на выносных опорах k1 = 0,8; без выносных опор k1 = 0,85); Тц. ср – средневзвешенное время одного цикла монтажа, мин;

Тц.ср =

Тц1

N1 +Тц2 N2

+...+Тцn Nn

,

(2)

 

N1 + N2 +...+ Nn

 

 

 

 

где N – количество монтируемых конструкций; Тц – время цикла мон-

тажа вычисляется как сумма машинного и ручного времени, установленная для каждого вида конструкции, мин;

Тц =Тм +Тр, (3)

где Тм – машинное время цикла монтажа в минутах, которое вычисляется по формуле


11

 

 

 

Нп.кр

 

Нo.кр

 

Нп.кр Нo.кр

 

2α

 

S

 

 

 

S

 

 

 

Т

м

=

 

+

 

+

 

+

 

+

1

k

с

+

 

2

,

(4)

v

v

v

360 ×n

v

 

 

 

 

 

 

v

 

 

 

 

 

 

 

 

1

 

1

 

2

 

об

 

3

 

 

 

4

 

 

где Hn.кр – высота подъёма крюка в метрах (табл. 2); Hо.кр – высота

опускания крюка, м; принимают равной 0,5 м; α – угол поворота стрелы в градусах (рис. 3); nоб число оборотов стрелы в минуту (прил. 1); v1 и v2 – скорости подъёма и опускания крюка крана, м/мин; v3 – ско-

рость перемещения груза при изменении вылета стрелы (для автомобильных кранов – 50-80; для пневмоколёсных – 20-50; для гусеничных

– 15-40) или скорость перемещения грузовой каретки, м/мин; v4 – скорость перемещения крана (30-50 м/мин); S1 – расстояние перемещения груза за счёт изменения вылета стрелы или перемещения грузовой ка-

ретки, м; (

S1 =0 , если кран не перемещается влево или вправо); S2

 

v3

расстояние перемещения крана, м; kc – коэффициент, учитывающий

совмещение рабочих операций крана (поворот стрелы с перемещением груза), принимают равным 0,75-1; Tp – ручное время цикла монтажа

(время, затрачиваемое на строповку, установку, временное закрепление и расстроповку конструкций), мин, определяют по ЕНиР или по прил. 2.

Сменную эксплуатационную производительность, т/смена (м3/смена), для каждого из сравниваемых монтажных кранов определяют по формуле

Пэ.см = Пэ.час Qср tсм k2 ,

(5)

где tсм – продолжительность смены, ч; k2 – переходный коэффициент от производственных норм к сметным, принимают равным 0,75; Qcp . – средневзвешенная масса (объём) монтируемых элементов, т (м3);

Q =

Q1N1 +Q2 N2 +...+QпNn

,

(6)

cp

N1 + N2 +...+ Nn

 

где N – количество монтируемых элементов, шт.; Q масса (объем)

монтируемых элементов, т (м3).

3.2. Определение продолжительности работы крана Определение продолжительности работы крана на объекте выпол-

няют на основе календарного графика или по формуле


12

Тсм =

Vр

,

(7)

Пэ.см

 

 

 

где Vp – объём работ, м3.

Если задачей оптимальности варианта является наименьшая продолжительность ведения работ, то выбор можно сделать на этом этапе проектирования.

3.3. Определение стоимости механизированных затрат Окончательный выбор варианта монтажа конструкций с достаточ-

ной степенью достоверности можно сделать по стоимости механизированных затрат

Со =1,08( Ео + ∑СмсмТсм ) +1,5Сз.пл ,

(8)

где Ео – единовременные затраты на доставку и монтаж кранов, р. (прил. 1); Смсм – стоимость машино-смены работы кранов, р.; Сз.пл – заработная плата всех рабочих, занятых на монтаже, р.:

Сз.пл =Сз.пл.см tсм,

(9)

Сз.пл.см– нормативная оплата труда звена монтажников в смену, р.

Вкурсовом проекте можно принять звено монтажников из 5 человек: V разряда 1;

VI разряда 1; III разряда 2; II разряда 1.

Тарифные ставки рабочих по ЕНиР (общая часть) или ЕТКС:

 

Разряды

I

II

III

IV

V

VI

Тарифные ставки kтар, р./ч

0,59

0,64

0,7

0,79

0,91

1,06

Сз.пл.см =( Чр kтар )tсм =(0,91+0,79+0,7 2+0,64) 8=29,92 р./смена,

где Чр число рабочих.