Файл: Б.И. Коган Проектирование систем контроля качества и охраны труда работающих.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 21.06.2024
Просмотров: 35
Скачиваний: 0
Министерство образования Российской Федерации Государственное учреждение
Кузбасский государственный технический университет
Кафедра технологии машиностроения
Проектирование систем контроля качества и охраны труда работающих
Методическое указание к практическому занятию по курсу “ Проектирование производственных и ремонтных участков механосборочных цехов машиностроительных заводов”, для студентов
специальности 120100 ”Технология машиностроения”
Составитель Б. И. Коган
Утверждены на заседании кафедры Протокол № 5 от 05.11.01 Рекомендованы к печати учебно-методической комиссией специальности 120100 Протокол №9 от 19.11.01
Электронная копия находится в библиотеке главного корпуса ГУ КузГТУ.
Кемерово 2002
1
ПРОЕКТИРОВАНИЕ СИСТЕМ КОНТРОЛЯ КАЧЕСТВА И ОХРАНЫ ТРУДА РАБОТАЮЩИХ
1.Цель работы - изучение структуры систем контроля качества изделий и охраны труда работающих; освоение методики их проектирования.
2.Назначение и виды контроля качества.
Система контроля качества изделий предназначена для своевременного определения с требуемой точностью параметров качества изделий механосборочного производства контроля качества изделий и охраны труда работающих; освоения методики проектирования их элементов. В связи с этим на нее возлагаются следующие функции:
хранение информации об изготовляемых изделиях (их конфигурации, технических требованиях к ним и т.д.);
проведение настройки контрольно-измерительных устройств; обеспечение своевременной изоляции обнаруженного брака; приемочный и операционный контроль качества изделий с провер-
кой соответствия чертежам и техническим требованиям; выдача информации по результатам контроля качества изделий.
Вмеханосборочном производстве имеются специальные службы отдела технического контроля (ОТК) завода, включающего центральную измерительную лабораторию (ЦИЛ), которая разрабатывает схемы и планы контрольных проверок средств измерений и выполняет наиболее сложные из них, контрольно-поверочные пункты (КПП), подчиненные ЦИЛ и расположенные в производственных цехах, цеховые контрольные пункты (КП) и испытательные отделения. Цеховые КП могут быть объединены в контрольные отделения.
Вцехах могут быть организованы различные виды контроля качества изделий в зависимости от следующих факторов:
решаемой задачи – приемочный, профилактический, прогнозирующий;
взаимодействия с объектом – активный (прямой и косвенный), пассивный (после каждой операции, после нескольких операций), параметрический (количественный, допусковый), функциональный;
конструктивного решения – внутренний (самоконтроль), внешний;
реализации во времени – непрерывный (в процессе изготовления), периодический (тестовый).
Внастоящее время большое внимание уделяется развитию активного контроля в зоне формообразования, который в отличие от пас-
2
сивного позволяет исключить появление брака за счет своевременного введения корректирующих воздействий.
Расчет числа контролеров, контрольных пунктов и площадей.
Число контролёров при неавтоматизированном контроле опрееляют по формуле
Р |
|
= |
Рр −Рр.к |
|
, |
(1) |
к |
РнКтКслК |
|
||||
|
|
к |
|
где Рр – число производственных рабочих; Рр.к – число производственных рабочих, осуществляющих самоконтроль; Рн – норма обслуживания одним контролером производственных рабочих; Кт=0,9…1,5 – коэффициент точности деталей (характеризует наиболее распространенный квалитет, достигаемый при изготовлении деталей); Ксл=0,9…1,1 – коэффициент сложности деталей; Кк – коэффициент вида контроля (при приемке Кк = 1,0; при двухразовом контроле
– первоначально у производственных рабочих, повторно – на контрольном пункте Кк = 0,6).
Работники технического контроля в состав работающих по цеху не включаются.
Укрупненно число контролеров можно определить: в непоточном производстве 7-10% числа основных станков; в поточном производстве 5-7% числа основных станков. Применение автомати-зированных средств контроля несомненно уменьшает потребность в работниках контроля, и поэтому принятое число контролеров нуждается в корректировке.
Площади, занимаемые контрольными пунктами и контрольными отделениями, можно определить исходя из расчета размеров стандартного контрольного пункта 2х3=6 м2.
Число контрольных пунктов может быть определено исходя из трудоемкости контроля и программы выпуска изделий. В производстве, как правило, первая готовая деталь, а затем каждая m-я проходит контроль. При этом, если заготовка обрабатывается на нескольких станках, то чаще всего контроль производят после обработки на каждом из них. Это необходимо для предотвращения брака, связанного с размерным изнашиванием инструментов и тепловыми деформациями станков.
Необходимое число контрольных пунктов (округленное до целого большего):
nк =(tкКу.д ) /(Фп 60) , |
(2) |
3
где tк – среднее время контроля одного установа детали, мин.; Ку.д – число установов деталей, приходящих на контрольный пункт за месяц, шт.; Фп – месячный фонд времени работы пункта, ч.
Число установов деталей:
Ку.д = Кд/q, |
(3) |
где Кд – число установов деталей, изготовляемых в цехе или на участке за месяц, шт.; q – число установов деталей, через которое производится их контроль, шт.; q=q1/(k1k2), где q1 - число установов деталей, через которое деталь поступает на контроль по требованию технолога, шт.; k1 ≈ 1,15; k2 ≈ 1,05 – поправочные коэффициенты, учитывающие соответственно контроль первой деталеустановки, обработанной в начале смены, и вывод на контроль в связи с работой нового инструмента.
Впоточном производстве контрольные пункты целесообразно размещать в конце поточных линий или технологически замкнутых участков, а в непоточном производстве желательно располагать их вдоль окон для лучшего естественного освещения рабочих мест контролеров и по пути движения деталей в сборочный цех.
Вмеханосборочных цехах создают КПП, которые предназначены для следующих целей: периодической или сменной поверки при возврате всех универсальных средств измерения, применяющихся в обслуживаемом КПП цехе; принудительного изъятия из эксплуатации изношенных или непригодных средств измерения и изоляции их в установленном на производстве порядке; осуществления надзора за правильной эксплуатацией средств измерения и их хранения в системе инструментообеспечения и на рабочих местах (позициях); проведения инструктажа по применению средств измерения; контроля работы системы инструментообеспечения в отношении своевременного направления средств измерения на периодическую или сменную поверку и в ремонт; выявления причин брака при изготовлении продукции; периодической поверки и наладки применяемых контрольных приспособлений, измерительных приборов и автоматов; систематического выборочного инспекционного контроля изготовляемых изделий.
Для небольших механосборочных цехов указанные виды работ выполняет центральная измерительная лаборатория завода.
К помещениям КПП предъявляют повышенные требования. Полы КПП рекомендуется делать из паркетной доски, покрытой лаком, поливинилацетатного и резинового линолеума для облегчения пылеудаления. Облицовочные материалы должны быть полуматовой фактуры, не допускающей бликов, светлых нейтральных тонов. Они должны быть окрашены пылеотталкивающей алкидностирольной эмалью.
4
Температура в помещении КПП должна быть 20± 1°С, относительная влажность воздуха 45 ± 5%. Наибольшая скорость воздушных потоков 0,1-0,2 м/с; наибольшее число пылинок, оседающих на 1см2 поверхности стекла в 1 ч – 40. Наиболее точные измерительные средства и компараторы устанавливают на специальные виброизолирующие фундаменты. Общая освещенность должна быть не менее 500 лк. В качестве источников искусственного освещения следует использовать люминесцентные лампы белого света.
Площадь КПП определяется из расчета 0,1-0,2 м2 на один станок механического цеха, но в целом не менее 25 м2 на один пункт. При создании в механических цехах контрольных пунктов поверки и ремонта калибров и кладовой обменного фонда площадь их определяется исходя из нормы 0,18-0,3 м3 на один станок, а число работающих в нем должно быть 8-12% числа контролеров.
3. Испытательные отделения
Испытательные отделения в цехах обычно располагают в изолированных помещениях, оборудованных сетью коммуникаций. Состав и количество оборудования в испытательных отделениях определяют исходя из технологического процесса испытаний и производственной программы выпуска.
При расчете числа испытательных стендов необходимо учитывать не только основные испытания машин, но и повторные для ряда из них, которые проводят в основном по сокращенному режиму.
Число стендов Nст для проведения основных испытаний на односторонних стендах
N ст |
= |
Ои (tи +tпр +tс. у ) |
, |
(4) |
|
|
Ф0 60 |
где Qи – годовой объем выпуска изделий, подлежащих испытаниям, шт.; tи – время испытания, мин; tпр – время приемки изделия на стенде, мин.; tс.у – время на снятие и установку изделия на стенде, мин; Ф0 – эффективный годовой фонд времени работы стендов, ч.
На двусторонних стендах
N ' ст = |
Омtи |
. |
(5) |
|
|
||||
|
Ф |
60 |
|
|
|
о |
|
|
|
При определении общего числа стендов расчетное число стендов умножают на коэффициент 1,1-1,2, который учитывает повторные испытания.
5
Мощность генераторов выбирают в зависимости от крутящего момента испытуемого двигателя и частоты вращения вала.
Для планировки испытательного отделения необходимо знать состав оборудования и размеры трубопроводов. Расчет сечений трубопроводов выполняют исходя из общего расхода топлива испытательного отделения, который определяют с учетом числа испытательных стендов, времени и режима испытания. Для подачи топлива монтируют специальную установку, состоящую из расположенной под землей цистерны; топливо из нее подают под давлением.
Размеры стендов определяются размерами испытываемых изделий и устанавливаемых на них контрольно-измерительных приборов. При планировке испытательного отделения с большим числом испытательных стендов, для того чтобы его не удлинять, стенды целесообразно располагать в два ряда. С каждой стороны стендов необходимо иметь проезды, а вдоль стен располагают распределительные устройства. Испытательное отделение обычно размещают в крайнем пролете цеха, который имеет окна, потому что рядом с испытательной станцией должны быть подъезд для транспорта с топливом и подземная цистерна с топливом. Такое расположение облегчит также и удаление продукта сгорания газов из цеха.
Число рабочих, необходимое для проведения испытаний, определяют в зависимости от времени и программы испытаний, а также используемых средств автоматизации испытаний.
Взависимости от типа и конструкции машин испытания проводят
виспытательном отделении при сборочном цехе или в специально отведенном для этой цели помещении — на испытательной станции.
Испытательные станции и отделения должны иметь надежную систему вентиляции, обеспечивающую охлаждение помещения (когда при испытании выделяется много теплоты), удаление проникающих в помещение продуктов сгорания, паров топлива и т.п. При проектировании вентиляции следует учитывать допустимую концентрацию газов
ввоздухе помещения.
4. Назначение и структура системы охраны труда
Система охраны труда работающих предназначена для создания безопасной работы персонала и организации мероприятий по созданию высокого общего уровня производственной среды и культуры производства.
6
В общем виде структура системы охраны труда персонала приведена на рис. 1
Система охраны труда работающих
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Подсистема обеспечения |
|
|
|
Подсистема обеспечения |
|
|
|
|
Подсистема |
||||||||||
|
безопасной работы ра- |
|
|
|
|
санитарных |
|
|
|
обслуживания |
|||||||||
|
|
|
|
ботающих |
|
|
|
|
условий труда |
|
|
|
|
работающих |
|||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Пожарная |
|
|
|
|
Контроль за |
|
|
|
Служба общепита |
||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||
|
|
|
|
безопасность |
|
|
|
|
чистотой помещений |
|
|
|
|
|
|
|
|||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Местное |
|
|
|
|
Безопасная эксплуа- |
|
|
|
|
Контроль |
|
|
|
||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||
|
|
|
|
тация |
|
|
|
|
воздушной среды |
|
|
|
|
|
|
|
|||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Цеховое |
||||||
|
|
|
|
и обслуживание |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||
|
|
|
|
оборудования |
|
|
|
|
Защита от шума |
|
|
|
|
|
|
|
|||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Медицинское |
|
|
|
|
|
Защита |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
|
|
|
|
|
|
|
|
Контроль освещенно- |
|
|
|
|
обслуживание |
||||||
|
|
|
|
от механических |
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
сти |
|
|
|
|
|
|
|
|||
|
|
|
|
устройств |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Местное |
|||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Обеспечение |
|
|
|
|
|
повседневное |
|||
|
|
|
|
Защита |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||
|
|
|
|
|
|
|
|
производственной |
|
|
|
|
|
|
|
||||
|
|
|
|
от стружки и |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Цеховое |
|||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
эстетики |
|
|
|
|
|
|||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||
|
|
|
|
|
СОЖ |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Защита от вибраций |
|
|
|
|
Бытовое обслу- |
||||
|
|
|
|
Электро - |
|
|
|
|
|
|
|
||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
живание |
|||
|
|
|
|
безопасность |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Местное |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Цеховое |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Рис. 1. Структура системы охраны труда работающих
Подсистема обеспечения безопасной работы персонала предназначена для создания безопасной эксплуатации и обслуживания оборудования, профилактики и ликвидации пожаров, а также ограничения их последствий. В автоматизированном производстве роль этой подсистемы возрастает, так как возрастает насыщенность производства автоматическими средствами, работающими от ЭВМ и представляющими особую опасность для людей. Большое значение приобретает