Файл: С.А. Кузнецов Определение дефектовколенчатого вала и расчетремонтных размеров для его восстановления.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.06.2024
Просмотров: 33
Скачиваний: 0
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Государственное образовательное учреждение Высшего профессионального образования
«КУЗБАССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Кафедра технологии машиностроения
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ДЕФЕКТОВ КОЛЕНЧАТОГО ВАЛА И РАСЧЁТ РЕМОНТНЫХ РАЗМЕРОВ ДЛЯ ЕГО ВОССТАНОВЛЕНИЯ
Методические указания к лабораторной работе по курсу «Технология ремонта автотранспортных средств» для студентов специальности 120103 «Общая технология автотранспортного производства»
Составитель С.А. Кузнецов
Утверждены на заседании кафедры Протокол № 10 от 20.01.03
Рекомендованы к печати учебнометодической комиссией специальности 120100 Протокол № 9 от 21.01.03
Электронная копия находится в библиотеке главного корпуса ГУ КузГТУ
Кемерово 2003
1
1. ЦЕЛИ РАБОТЫ
Цели работы:
−изучение возможных дефектов коленчатых валов;
−изучение методов определения дефектов коленчатого вала;
−получение практических навыков в определении дефектов коленчатого вала;
−определение ремонтных размеров шеек вала для его последующего восстановления.
2.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
2.1. Конструкторско-технологическая характеристика детали
Основные конструктивные элементы коленчатого вала – коренные
ишатунные шейки, передний хвостовик вала (посадочные поверхности под шкивы и шестерню, шпоночные канавки, резьба под гайку), задний фланец вала (посадка под маховик, отверстия под болты его крепления
ипод подшипник ведущего вала коробки передач) (рис. 1).
Шатунная шейка
Передний хвостовик
Задний фланец
Коренная шейка
Рис. 1. Основные конструктивные элементы коленчатого вала
Требования к точности размеров: в пределах квалитетов IT4-IT5 для шеек валов и квалитетов IT6-IT7 для остальных конструктивных элементов. Отклонения формы и расположения не должны выходить за пределы поля допуска 5-го квалитета. Отклонения радиуса кривошипа
2
не должны превышать значения ±0,05 мм. Шероховатость поверхностей шеек не грубее Ra=0,32 мкм. Коленчатые валы должны быть динамически сбалансированы.
Установочными базами служат фаски в центральных отверстиях в переднем и заднем хвостовиках вала.
2.2.Вид и характер дефектов
Впроцессе работы на коленчатый вал воздействуют силы трения, вибрация, знакопеременные нагрузки, среда и др. Это вызывает появление:
-износа шеек (∆изн до 0,1 мм, ∆нецил до 0,08 мм и более);
-нарушения качества поверхности шеек (задиры, риски, коррозия);
-механические повреждения (трещины, срывы резьб, замятие шпоночных канавок);
-износ поверхностей, воспринимающих усилие в осевом направлении (проточки под упорные полукольца);
-износ посадочных поверхностей под маховик, шкивы, подшипник первичного вала коробки передач;
-нарушение качества (износ) поверхностей под сальниковые уплотнения;
-отклонение расположения шеек: изгиб, скручивание коленчатого вала (∆биения до 0,15 мм и более).
2.3.Способы выявления дефектов
Износ шеек и посадочных поверхностей вала контролируется с помощью микрометров с ценой деления 0,001 и 0,01 мм. Поскольку износ шеек коленчатого вала неравномерный, то их диаметр необходимо контролировать в двух взаимно перпендикулярных плоскостях
(рис.2).
Нарушение качества поверхности шеек, посадочных поверхностей и механических повреждений вала осуществляется визуально, с помощью лупы.
Скрытые дефекты (трещины) определяются при помощи люминесцентных (ЛДА-3, ЛД-2), магнитных (МДВ, 77МД-1) и ультразвуковых (УЗД-7Н) дефектоскопов.
3
I I I |
А |
Б Б
Б Б
I I I
А
Рис. 2. Схема измерения диаметров шеек коленчатых валов
Биение коленчатого вала проверяется по средней коренной шейке с помощью индикатора часового типа, в специальном контрольном приспособлении для установки детали в центрах.
Радиусы кривошипов определяются с помощью штангенрейсмаса при установке вала в центрах.
2.4. Определение ремонтных размеров
При этом способе восстановления одну из изношенных деталей сопряжения подвергают механической обработке, придавая ей заданный ремонтный размер и устраняя при этом искажения геометрической формы и дефекты поверхности (риски, задиры), обеспечивают необходимую шероховатость. Другую деталь сопряжения заменяют новой, необходимого ремонтного размера. В коленчатом вале в ремонтные размеры восстанавливают коренные и шатунные шейки, а для восстановления посадки используют вкладыши ремонтных размеров. Ремонтный размер шейки вала определяют по формуле
D р = Dн − 2 U − Z мин , |
(1) |
где Dн – номинальный диаметр новой шейки вала; U – величина максимального износа на сторону; Zмин – минимальный припуск на обработку (на диаметр).
4
Однако на практике детали изнашиваются неравномерно, поэтому определить их максимальный износ на сторону без специального приспособления или инструмента невозможно. Для определения износа на сторону коренных шеек коленчатого вала потребовалось бы использовать приспособление с центрами, а для шатунных шеек – с центросместителями.
Поэтому при контроле износа коленчатого вала определяют максимальный износ на диаметр U макс. Для этого универсальным измери-
тельным инструментом (для шеек коленчатого вала – микрометром) измеряют диаметр в максимально изношенных местах ( Dмин), а затем,
зная их номинальное значение, вычисляют износ U макс:
U макс = Dн − Dмин. |
(2) |
Соотношение износа на сторону U и максимального износа на диаметр U макс можно выразить через коэффициент неравномерности износа:
β = |
U |
. |
(3) |
|
|
||||
|
|
U макс |
|
|
При равномерном износе |
U = 0,5 U макс, тогда |
β = 0,5; при односто- |
||
роннем износе U = U макс, |
а |
β = 1. Таким образом, β = 0,5…1,0. Для |
шеек коленчатого вала величина неравномерности износа равна β = 0,6. С учетом соотношения (3) формула (1) принимает вид
Dр = Dн −(2U макс β + Z). |
(4) |
Определенный таким образом ремонтный размер округляют до ближайшего меньшего (т.е. в сторону увеличения припуска) стандартного ремонтного размера. Если для разных шеек коленчатого вала по расчетам получаются различные ремонтные размеры, то необходимо принять единый размер по наименьшему из них.
5
3.ОБОРУДОВАНИЕ, ИНСТРУМЕНТ, МАТЕРИАЛЫ
Влабораторной работе используют:
1)прибор для установки детали в центрах и проверки биения;
2)микрометр рычажный МР-50 (ГОСТ 4381-75);
3)штангенциркуль ШЦ-1-160-0.1 (ГОСТ 166-80);
4)лупа 4- кратного увеличения;
5)коленчатый вал двигателя ВАЗ 2103 с признаками износа.
4.ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТЫ
1.Изучить конструктивные элементы коленчатого вала, технологические требования к ним, характер воспринимаемых нагрузок, агрессивность среды, вид и характер дефектов, способы и средства дефектации, методы устранения дефектов.
2.Произвести осмотр коленчатого вала с применением лупы. Установить наличие, места расположения и характер отколов, рисок, задиров, выработки и других видимых дефектов. Проверить состояние фасок центровых отверстий. Результат осмотра записать в отчёт.
3.Установить вал в центрах на приборе для проверки биения. Определить радиальное биение коленчатого вала по средней коренной шейке. Для этого стержень индикатора упирают в шейку. Обеспечив на-
тяг, поворачивают коленчатый вал, пока стрелка не займет одно из крайних положений. Затем поворачивают на 1800 и определяют новое положение стрелки. Разность между двумя показаниями и определит биение вала. Величина прогиба вала равна половине его биения.
4.Определить диаметры коренных шеек микрометром. Измерения каждой шейки вести в поясах I – I и II – II (рис.2) и двух взаимно перпендикулярных плоскостях А – А и Б-Б. Плоскость А – А для всех коренных шеек берется в плоскости кривошипа первой шатунной шейки.
5. Определить величину износа для каждой шейки U макс по формуле
(2). При этом в качестве диаметра Dмин принять наименьший из че-
тырех замеренных для данной шейки диаметров.
6. Определить величину одностороннего износа U =U макс β , приняв
β = 0,6. Определить величину ремонтного размера по формуле (4), приняв значение припуска на шлифование Z=0,05 мм. Расчет ре-
6
монтного размера вести по шейке, имеющей наибольший износ. Принять ближайший регламентированный ремонтный размер Dприн.
7.Определить овальность и конусообразность каждой шейки:
∆ов = Dа−а − Dб−б,
∆кон = DI −I − DII −II .
8.Для каждой шейки получить по два значения конусообразности и
овальности. Наибольшие значения занести в таблицу отчета.
9. Повторить п. 4-7 для шатунных шеек коленчатого вала. Результаты занести в таблицу отчёта.
5. ОФОРМЛЕНИЕ ОТЧЕТА
Отчет по лабораторной работе оформляется на листах формата А4
идолжен содержать:
1)название и цель работы;
2)эскиз коленчатого вала с указанием точек замера основных геометрических параметров;
3)результаты измерений и расчётов ремонтных размеров;
4)выводы о возможности восстановления измеренного коленчатого ва-
ла.
Результаты измерений и расчетов заносят в соответствующие таблицы. Пример оформления расчетов приведен в прил. 2.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
1.Перечислите основные конструктивные элементы коленчатого вала и его дефекты.
2.Какие параметры характеризуют состояние шеек коленчатого вала?
3.Как проверить коленчатый вал на прогиб?
4.Как определить значение ремонтного размера для шеек коленчатого вала?
СПИСОК РЕКОМЕДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1.Шадричев В.А. Основы технологии автостроения и ремонт автомобилей. – Л.: Машиностроение, 1976. – 560 с.
2.Ландо С.Я. Восстановление автомобильных деталей. – М.: Транспорт, 1987. – 260 с
7
3. Техническое обслуживание и ремонт автомобилей: Пособие по курсовому и дипломному проектированию / Б.Н. Суханов, И.О. Борзых, Ю.Ф. Бедарев. – М.: Транспорт, 1985. – 224 с.