Файл: А.Г. Никифоров Методология научного творчества.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 24.06.2024

Просмотров: 59

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Государственное учреждение КУЗБАССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ

УНИВЕРСИТЕТ

Кафедра философии

МЕТОДОЛОГИЯ НАУЧНОГО ТВОРЧЕСТВА

Методические указания и планы семинарских занятий для студентов-магистрантов очной формы обучения по направлению 552900 “Технология, оборудование и автоматизация машиностроительных производств”

Составитель А. Г. Никифоров

Утверждены на заседании кафедры Протокол № 5 от 26.03.02

Рекомендованы к печати методической комиссией по направлению 552900 Протокол № 328 от 24.04.02

Электронная копия находится в библиотеке главного корпуса ГУ КузГТУ

Кемерово 2002

1

Представленные методические указания для магистрантов включают планы семинарских занятий, определенный минимум терминов и понятий, тематику лекций, список основной и дополнительной литературы по изучаемым проблемам.

Современные образовательные стандарты XXI века в области мировоззренческихнаукнацеленынатворческое, поисковое, осмыслениезнанийкак преодолениесложившихсястереотиповвфилософиииметодологиинауки.

Наукасложноемногоуровневое системноеявление, апроцессразвития научногознанияипознаниявсилуегомногослойностииструктурирования - неоднонаправленныйпроцесс, аспиралевидноепротиворечивое, интеллектуальноеитворческоесобытие.

Наука изучает не только окружающую действительность, но и сама себя с помощью комплекса дисциплин, куда входят эвристика, история науки и логики, психология научного творчества, социология, науковедение и другие дисциплины. В настоящее время бурно развивается философия и методология науки, исследующая общие закономерности научно - познавательной деятельности, структуру и динамику научного знания, его уровни и формы, социально-культурную детерминацию, средства и методы научного познания, способы его обоснования и механизмы развития знания.

Творчеством называют всякое внесение нового в действительность, в частности, создание эйдосов, конструктов, образов, знаков, символов, проявление воображенческой фантазии: всё творение - рефлексия человеком действительности и природы в переработанном виде материальной и духовной культуры. Важнейшую роль в этом выполняет методология научного творчества.

К научному творчеству и его методологии существуют два диаметрально противоположных подхода: одни ученые полагают, что творчеству научить нельзя, это - "дар божий" и случайное явление в жизни человека, инженера, врача, художника, писателя, поэта; другие мыслители возлагают большие надежды на закономерности познания: творчество, интуицию, фантазию, воображение - по аналогии с природой. Очевидно, что сегодня имеет местокогнитивныйдиссонанс.

Когнитивный диссонанс - интеллектуальный конфликт, вызревший к началу третьего тысячелетия, когда имеющимся научным мнениям и представлениям противоречит новая информация. Дискомфорт или напряжение, вызванное конфликтом, могут быть устранены при помощи защитных действий: диалектики раскрытия случайного и закономерно-


2

го, феноменального и существенного, хаотического и системного подходов к изучению творчества инженерных, технических и технологических открытий.

Задачи курса - подготовить магистрантов к рациональной творческой деятельности, умело оперировать понятиями, не страшиться инноваций, открытий, смело решать инженерно-технические проблемы.

Цель данного курса - научить молодых специалистов эвристике, составить ясное представление о методологии научного творчества, критически относиться к стогнационным идеям, выработать жизненную позицию новаторства.

3

Темы и содержание лекционного курса (36 часов)

1. Образ науки и методологии XXI века, их творческая

2

интерпретация

 

а) плюрализм определения науки; методология и её дефини-

 

ции; б) цели науки, что производит наука; в) наука и её мето-

 

ды, специфика методов познаний в различных науках.

 

2. Методология научного творчества как предмет

2

исследования

 

а) понятие эвристики в истории философии; б) понятие се-

 

миотики и её проблемы; в) идеи творчества в истории фило-

 

софии (античность, средние века, новое время, новейшее вре-

 

мя).

 

3. Воображение, интуиция, фантазия как мотивы

2

побуждения к творчеству

 

а) формы воображения в науке и творчестве; б) интуиция и её

 

философская интерпретация; в) фантазия и ее сложность; г)

 

полиативы творчества.

 

4. Структура творческой деятельности

2

а) новаторство, изобретательность, фантазия; б) принципы и

 

стимулы творческой деятельности; в) идеи и находки - пути к

 

открытию.

 

5. Проблемы истинности в творчестве

2

а) вероятность и доказательность в опыте; б) доказательность,

 

достоверность и истинность в эксперименте; в) проблемность

 

в измерениях и наблюдении.

 

6. Эмпирические творческие подходы в практике

2

а) орудиминтарная, приборная и техническая деятельность; б) на-

 

учное и учебное кино, кинофотосъемка как исторический факт.

 

Фактообразующая деятельность; в) космическая геологоразведка,

 

археологические раскопки, экспонирование выставочной деятель-

 

ностикакобменопытом.

 

7. Методы научного познания как пути

2

творческого подхода к технике

 

а) теоретические методы в технике. Аксиоматические методы.

 

Гипотетико-дедуктивные методы в технике; б) конструктиви-

 

стские, общенаучные методы в технологии; в) сравнительные

 

методы в технологии.

 


4

8. Общенаучные методы исследования и творчество

2

а) индукция в истории философии; историческое и логическое

 

как формы познания; б) абстрактное и конкретное, формали-

 

зация и математизация в науке; в) система, структура, орга-

 

низация и элемент. Теория систем.

 

9. Аналогия как специфический метод творчества

2

в науке и технике

 

а) метод сравнения и сходства с реальностью; б) метод разли-

 

чия, соединение сходства и различия; в) метод сопутствую-

 

щих изменений, остатков; г) виды аналогий и гипотез.

 

10. Моделирование и творчество

2

а) понятие модели и моделирования. Виды моделей; б) значе-

 

ние моделей в творческом познании техники; в) открытия по-

 

средством моделирования.

 

 

11. Высокие технологии и творчество

2

а) понятие технологии в техноведческом знании; б) пер-

 

спективные технологии XXI века; в) высокие технологии

 

нашего времени: нанотехнологии, биотехнологии, грави-

 

тационные технологии, ПСИ-технологии, безлюдные, без-

 

бумажные, безводные, безотходные, цитотехнологии и др.

 

12. Творчество ученого как акт созидания нового

2

а) установки и мотивы деятельности. Коммуникация в учёном

 

сообществе; б) рабочая атмосфера в научном коллективе,

 

группе; в) общие оценки творческой деятельности молодого

 

ученого.

 

 

13. Кейс-стади (Case Study)

как метод исследования,

2

предложенный в западноевропейской философии

 

а) общая характеристика Case

Study; б) оценки учеными

 

науки и методологии нового типа; в) исследование Т. Пинча

 

как пример радикального перехода к Case Study; г) "черные

 

ящики" Т. Пинча как соединяющие прошлое, настоящее и бу-

 

дущее.

 

 

14. Постпозитивизм философии и методологии науки

2

а) метод фальсификаций К. Поппера; б) идея "парадигм" Т.

 

Куна; в) концепция исследовательских программ И. Лака-

 

тоса; г) плюрализм и реконструкция, история науки П.

 

Фейерабенда.

 

 


5

15. Философия техники как особый вид творчества

 

2

а) история техники как история развития орудий труда; б)

 

 

техника как социальное явление; в) техносфера, основные

 

 

проблемы техники; г) техника и этика. НТР и творчество.

 

 

Техноэтика и биоэтика.

 

 

16 . Инженерно-техническая проблема создания

 

2

искусственного интеллекта

 

 

 

а) понятие естественного интеллекта и творческое сознание; б)

 

 

искусственный интеллект (ИИ) и его границы; в) творческий ин-

 

 

теллект и его бесконечность. Проблема сознательного и бессоз-

 

 

нательного. Рациональностьитворчество.

 

 

17. Социальная психология и мотивы научного

 

2

творчества

 

 

 

а) психология научного творчества; б) проблемы нравствен-

 

 

ной оценки творчества; в) научно-технический прогресс и

 

 

творчество.

 

 

18. Работа магистра над диссертацией

 

2

а) выбор темы. Разработка плана исследуемой проблемы.

 

 

Сбор материала; б) обзор научно-технической и методологи-

 

 

ческой литературы; в) интерпретация и обобщение материала;

 

 

г) апробация открытия и проведения эксперимента; д) оформ-

 

 

ление полученных результатов и выпуск реферата. Защита

 

 

идей работы.

 

 

Тематика семинарских занятий (18 часов)

 

1. Методология научного творчества и круг её проблем

2

2. Некоторые факторы побуждения к творчеству

2

3. Основные посылки творческой деятельности

2

4. Специфика творческой аргументации

2

5. Опытные и научные методы познания как пути творческого

2

подхода к технике

 

6. Высокие технологии и творчество

2

7. Проблемы философии и методология науки в пост-

2

позитивизме

 

8. Творчествомолодогоученогокакактсозиданиянового

2


6

9. Работа над магистерской диссертацией

2

МЕТОДОЛОГИЯ НАУЧНОГО ТВОРЧЕСТВА

РАЗДЕЛ 1. История науки и методологии XXI века и их творческая интерпретация

Занятие 1. Методология научного творчества и круг её проблем

1.Образ науки и методологии XXI века. Плюрализм определения науки. Цели, задачи, специфика методов познания и средств в различных науках.

2.Методология научного творчества как предмет исследования.

3.Идеи творчества в истории философии.

Основные понятия темы

Эвристика. Семиотика. Методология. Традиционная наука. Образ науки. Нормальная наука. Новации. Методы и процедуры познания.

Сообщения магистрантов

1.Идеи творчества в античной философии.

2.Принцип креационизма в логике средневековой философии.

3.Гуманистические, эстетические и этические "начала" в творчестве "титанов" эпохи Ренессанса.

4.Механистические и метафизические поиски в творчестве мыслителей Нового времени.

5.Информационные процессы в современном творчестве и их проблемы.

Литература

1.Дудченко В. С. Основы инновационной методологии. М., 1996.

2.Виргинский В.С. Очерки истории науки и техники ХVI-ХIX вв. М., 1984.

3.Горфункель А.Х. Философия эпохи Возрождения. М.: Высш. шк., 1980.

4.Кириллин В.А. Страницы науки и техники. М., 1986.

5.Кохановский В.П. Философия и методология науки: Учеб. для вузов. Ростов н/Д: Феникс, 1999.

6.Кузнецова Н.И. Наука в ее истории. М., 1982.

7.Рожанский И.Д. Античная наука. М., 1980.

7

Занятие 2. Некоторые факторы побуждения к творчеству

1.Воображение, интуиция, фантазия, логика как побуждающие основы к творчеству.

2.Формы воображения в науке и творчестве.

3.Интуиция и её философская интерпретация.

4.Полиативы логического творчества и фантазии.

Основные понятия темы

Воображение. Интуиция. Фантазия. Виды логики. Логические операции. Творческие понятия, суждения, умозаключения.

Сообщения магистрантов

1.Творчество и интуиция в методологическом аспекте инженерной деятельности.

2.Интерпретация творчества в техноведении и поиски новых технологий.

3.Процесс научного творчества и фантазия.

Литература

1.Андрос Е.И. Эвристические функции мировоззренческого сознания / Е.И. Андрос, Р.А. Ануфриева, М.А. Братко, В.Г. Табачковский, В.И. Шинкарук. Киев: Лыбидь, 1980.

2.Вернадский В.И. О науке. Дубна. 1997. Т. I. Научное знание. Научное творчество. Научная мысль.

3.Ворожцов В.П. Методологические установки ученого: природа и функции / В.П. Ворожцов, А.Т. Москаленко. Новосибирск, 1986.

4.Границы науки: О возможности альтернативных моделей познания.

М., 1991.

5.Лакатос И. Методология научно-исследовательских программ // Вопросы философии. 1995. № 4.

6.Майданов А.С. Процесс научного творчества. М., 1983.

7.Майданов А.С. Искусство открытия: методология и логика научного творчества. М., 1993.

8.Соловьёв В.С. Статья из энциклопедического словаря Ф.А. Брокгауза, И.А. Ефрона // Мир философии. Ч. I. М.: Политиздат, 1991. С. 554-562.