ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 24.06.2024
Просмотров: 59
Скачиваний: 4
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Государственное учреждение КУЗБАССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ
УНИВЕРСИТЕТ
Кафедра философии
МЕТОДОЛОГИЯ НАУЧНОГО ТВОРЧЕСТВА
Методические указания и планы семинарских занятий для студентов-магистрантов очной формы обучения по направлению 552900 “Технология, оборудование и автоматизация машиностроительных производств”
Составитель А. Г. Никифоров
Утверждены на заседании кафедры Протокол № 5 от 26.03.02
Рекомендованы к печати методической комиссией по направлению 552900 Протокол № 328 от 24.04.02
Электронная копия находится в библиотеке главного корпуса ГУ КузГТУ
Кемерово 2002
1
Представленные методические указания для магистрантов включают планы семинарских занятий, определенный минимум терминов и понятий, тематику лекций, список основной и дополнительной литературы по изучаемым проблемам.
Современные образовательные стандарты XXI века в области мировоззренческихнаукнацеленынатворческое, поисковое, осмыслениезнанийкак преодолениесложившихсястереотиповвфилософиииметодологиинауки.
Наукасложноемногоуровневое системноеявление, апроцессразвития научногознанияипознаниявсилуегомногослойностииструктурирования - неоднонаправленныйпроцесс, аспиралевидноепротиворечивое, интеллектуальноеитворческоесобытие.
Наука изучает не только окружающую действительность, но и сама себя с помощью комплекса дисциплин, куда входят эвристика, история науки и логики, психология научного творчества, социология, науковедение и другие дисциплины. В настоящее время бурно развивается философия и методология науки, исследующая общие закономерности научно - познавательной деятельности, структуру и динамику научного знания, его уровни и формы, социально-культурную детерминацию, средства и методы научного познания, способы его обоснования и механизмы развития знания.
Творчеством называют всякое внесение нового в действительность, в частности, создание эйдосов, конструктов, образов, знаков, символов, проявление воображенческой фантазии: всё творение - рефлексия человеком действительности и природы в переработанном виде материальной и духовной культуры. Важнейшую роль в этом выполняет методология научного творчества.
К научному творчеству и его методологии существуют два диаметрально противоположных подхода: одни ученые полагают, что творчеству научить нельзя, это - "дар божий" и случайное явление в жизни человека, инженера, врача, художника, писателя, поэта; другие мыслители возлагают большие надежды на закономерности познания: творчество, интуицию, фантазию, воображение - по аналогии с природой. Очевидно, что сегодня имеет местокогнитивныйдиссонанс.
Когнитивный диссонанс - интеллектуальный конфликт, вызревший к началу третьего тысячелетия, когда имеющимся научным мнениям и представлениям противоречит новая информация. Дискомфорт или напряжение, вызванное конфликтом, могут быть устранены при помощи защитных действий: диалектики раскрытия случайного и закономерно-
2
го, феноменального и существенного, хаотического и системного подходов к изучению творчества инженерных, технических и технологических открытий.
Задачи курса - подготовить магистрантов к рациональной творческой деятельности, умело оперировать понятиями, не страшиться инноваций, открытий, смело решать инженерно-технические проблемы.
Цель данного курса - научить молодых специалистов эвристике, составить ясное представление о методологии научного творчества, критически относиться к стогнационным идеям, выработать жизненную позицию новаторства.
3
Темы и содержание лекционного курса (36 часов)
1. Образ науки и методологии XXI века, их творческая |
2 |
|
интерпретация |
||
|
||
а) плюрализм определения науки; методология и её дефини- |
|
|
ции; б) цели науки, что производит наука; в) наука и её мето- |
|
|
ды, специфика методов познаний в различных науках. |
|
|
2. Методология научного творчества как предмет |
2 |
|
исследования |
||
|
||
а) понятие эвристики в истории философии; б) понятие се- |
|
|
миотики и её проблемы; в) идеи творчества в истории фило- |
|
|
софии (античность, средние века, новое время, новейшее вре- |
|
|
мя). |
|
|
3. Воображение, интуиция, фантазия как мотивы |
2 |
|
побуждения к творчеству |
||
|
||
а) формы воображения в науке и творчестве; б) интуиция и её |
|
|
философская интерпретация; в) фантазия и ее сложность; г) |
|
|
полиативы творчества. |
|
|
4. Структура творческой деятельности |
2 |
|
а) новаторство, изобретательность, фантазия; б) принципы и |
|
|
стимулы творческой деятельности; в) идеи и находки - пути к |
|
|
открытию. |
|
|
5. Проблемы истинности в творчестве |
2 |
|
а) вероятность и доказательность в опыте; б) доказательность, |
|
|
достоверность и истинность в эксперименте; в) проблемность |
|
|
в измерениях и наблюдении. |
|
|
6. Эмпирические творческие подходы в практике |
2 |
|
а) орудиминтарная, приборная и техническая деятельность; б) на- |
|
|
учное и учебное кино, кинофотосъемка как исторический факт. |
|
|
Фактообразующая деятельность; в) космическая геологоразведка, |
|
|
археологические раскопки, экспонирование выставочной деятель- |
|
|
ностикакобменопытом. |
|
|
7. Методы научного познания как пути |
2 |
|
творческого подхода к технике |
||
|
||
а) теоретические методы в технике. Аксиоматические методы. |
|
|
Гипотетико-дедуктивные методы в технике; б) конструктиви- |
|
|
стские, общенаучные методы в технологии; в) сравнительные |
|
|
методы в технологии. |
|
4
8. Общенаучные методы исследования и творчество |
2 |
||
а) индукция в истории философии; историческое и логическое |
|
||
как формы познания; б) абстрактное и конкретное, формали- |
|
||
зация и математизация в науке; в) система, структура, орга- |
|
||
низация и элемент. Теория систем. |
|
||
9. Аналогия как специфический метод творчества |
2 |
||
в науке и технике |
|||
|
|||
а) метод сравнения и сходства с реальностью; б) метод разли- |
|
||
чия, соединение сходства и различия; в) метод сопутствую- |
|
||
щих изменений, остатков; г) виды аналогий и гипотез. |
|
||
10. Моделирование и творчество |
2 |
||
а) понятие модели и моделирования. Виды моделей; б) значе- |
|
||
ние моделей в творческом познании техники; в) открытия по- |
|
||
средством моделирования. |
|
|
|
11. Высокие технологии и творчество |
2 |
||
а) понятие технологии в техноведческом знании; б) пер- |
|
||
спективные технологии XXI века; в) высокие технологии |
|
||
нашего времени: нанотехнологии, биотехнологии, грави- |
|
||
тационные технологии, ПСИ-технологии, безлюдные, без- |
|
||
бумажные, безводные, безотходные, цитотехнологии и др. |
|
||
12. Творчество ученого как акт созидания нового |
2 |
||
а) установки и мотивы деятельности. Коммуникация в учёном |
|
||
сообществе; б) рабочая атмосфера в научном коллективе, |
|
||
группе; в) общие оценки творческой деятельности молодого |
|
||
ученого. |
|
|
|
13. Кейс-стади (Case Study) |
как метод исследования, |
2 |
|
предложенный в западноевропейской философии |
|||
|
|||
а) общая характеристика Case |
Study; б) оценки учеными |
|
|
науки и методологии нового типа; в) исследование Т. Пинча |
|
||
как пример радикального перехода к Case Study; г) "черные |
|
||
ящики" Т. Пинча как соединяющие прошлое, настоящее и бу- |
|
||
дущее. |
|
|
|
14. Постпозитивизм философии и методологии науки |
2 |
||
а) метод фальсификаций К. Поппера; б) идея "парадигм" Т. |
|
||
Куна; в) концепция исследовательских программ И. Лака- |
|
||
тоса; г) плюрализм и реконструкция, история науки П. |
|
||
Фейерабенда. |
|
|
5
15. Философия техники как особый вид творчества |
|
2 |
а) история техники как история развития орудий труда; б) |
|
|
техника как социальное явление; в) техносфера, основные |
|
|
проблемы техники; г) техника и этика. НТР и творчество. |
|
|
Техноэтика и биоэтика. |
|
|
16 . Инженерно-техническая проблема создания |
|
2 |
искусственного интеллекта |
|
|
|
|
|
а) понятие естественного интеллекта и творческое сознание; б) |
|
|
искусственный интеллект (ИИ) и его границы; в) творческий ин- |
|
|
теллект и его бесконечность. Проблема сознательного и бессоз- |
|
|
нательного. Рациональностьитворчество. |
|
|
17. Социальная психология и мотивы научного |
|
2 |
творчества |
|
|
|
|
|
а) психология научного творчества; б) проблемы нравствен- |
|
|
ной оценки творчества; в) научно-технический прогресс и |
|
|
творчество. |
|
|
18. Работа магистра над диссертацией |
|
2 |
а) выбор темы. Разработка плана исследуемой проблемы. |
|
|
Сбор материала; б) обзор научно-технической и методологи- |
|
|
ческой литературы; в) интерпретация и обобщение материала; |
|
|
г) апробация открытия и проведения эксперимента; д) оформ- |
|
|
ление полученных результатов и выпуск реферата. Защита |
|
|
идей работы. |
|
|
Тематика семинарских занятий (18 часов) |
|
|
1. Методология научного творчества и круг её проблем |
2 |
|
2. Некоторые факторы побуждения к творчеству |
2 |
|
3. Основные посылки творческой деятельности |
2 |
|
4. Специфика творческой аргументации |
2 |
|
5. Опытные и научные методы познания как пути творческого |
2 |
|
подхода к технике |
|
|
6. Высокие технологии и творчество |
2 |
|
7. Проблемы философии и методология науки в пост- |
2 |
|
позитивизме |
|
|
8. Творчествомолодогоученогокакактсозиданиянового |
2 |
6
9. Работа над магистерской диссертацией |
2 |
МЕТОДОЛОГИЯ НАУЧНОГО ТВОРЧЕСТВА
РАЗДЕЛ 1. История науки и методологии XXI века и их творческая интерпретация
Занятие 1. Методология научного творчества и круг её проблем
1.Образ науки и методологии XXI века. Плюрализм определения науки. Цели, задачи, специфика методов познания и средств в различных науках.
2.Методология научного творчества как предмет исследования.
3.Идеи творчества в истории философии.
Основные понятия темы
Эвристика. Семиотика. Методология. Традиционная наука. Образ науки. Нормальная наука. Новации. Методы и процедуры познания.
Сообщения магистрантов
1.Идеи творчества в античной философии.
2.Принцип креационизма в логике средневековой философии.
3.Гуманистические, эстетические и этические "начала" в творчестве "титанов" эпохи Ренессанса.
4.Механистические и метафизические поиски в творчестве мыслителей Нового времени.
5.Информационные процессы в современном творчестве и их проблемы.
Литература
1.Дудченко В. С. Основы инновационной методологии. М., 1996.
2.Виргинский В.С. Очерки истории науки и техники ХVI-ХIX вв. М., 1984.
3.Горфункель А.Х. Философия эпохи Возрождения. М.: Высш. шк., 1980.
4.Кириллин В.А. Страницы науки и техники. М., 1986.
5.Кохановский В.П. Философия и методология науки: Учеб. для вузов. Ростов н/Д: Феникс, 1999.
6.Кузнецова Н.И. Наука в ее истории. М., 1982.
7.Рожанский И.Д. Античная наука. М., 1980.
7
Занятие 2. Некоторые факторы побуждения к творчеству
1.Воображение, интуиция, фантазия, логика как побуждающие основы к творчеству.
2.Формы воображения в науке и творчестве.
3.Интуиция и её философская интерпретация.
4.Полиативы логического творчества и фантазии.
Основные понятия темы
Воображение. Интуиция. Фантазия. Виды логики. Логические операции. Творческие понятия, суждения, умозаключения.
Сообщения магистрантов
1.Творчество и интуиция в методологическом аспекте инженерной деятельности.
2.Интерпретация творчества в техноведении и поиски новых технологий.
3.Процесс научного творчества и фантазия.
Литература
1.Андрос Е.И. Эвристические функции мировоззренческого сознания / Е.И. Андрос, Р.А. Ануфриева, М.А. Братко, В.Г. Табачковский, В.И. Шинкарук. Киев: Лыбидь, 1980.
2.Вернадский В.И. О науке. Дубна. 1997. Т. I. Научное знание. Научное творчество. Научная мысль.
3.Ворожцов В.П. Методологические установки ученого: природа и функции / В.П. Ворожцов, А.Т. Москаленко. Новосибирск, 1986.
4.Границы науки: О возможности альтернативных моделей познания.
М., 1991.
5.Лакатос И. Методология научно-исследовательских программ // Вопросы философии. 1995. № 4.
6.Майданов А.С. Процесс научного творчества. М., 1983.
7.Майданов А.С. Искусство открытия: методология и логика научного творчества. М., 1993.
8.Соловьёв В.С. Статья из энциклопедического словаря Ф.А. Брокгауза, И.А. Ефрона // Мир философии. Ч. I. М.: Политиздат, 1991. С. 554-562.