ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 24.06.2024
Просмотров: 60
Скачиваний: 4
8
РАЗДЕЛ 2. Структура творческой деятельности
Занятие 3. Основные посылки творческой деятельности
1.Структура творческой деятельности: новаторство, изобретательность, конструктивизм, революционность техноведческого знания.
2.Принципы и стимулы, идеи и находки - пути к открытию.
3.Взаимосвязь репродуктивной и продуктивной деятельности, откры-
той и закрытой научной рациональности.
Основные понятия темы
Элементы творчества. Новаторство и конформизм. Рациональность и иррациональность открытия. Находки и потери в творчестве.
Сообщения магистрантов
1.Новые образы познания и реальность.
2.Гносеологические, методологические основы научной деятельности.
3.Рефлексия и рациональность в социальном познании.
Литература
1.Голубинцев В.О. Философия для технических вузов / В.О. Голубинцев, А.А. Данцев, В.С. Любченко. Ростов н/Д: Феникс, 2001.
2.Кун Т. Структура научных революций. М., 1977.
3.Микешина Л.А. Новые образы познания и реальности / Л.А. Микешина, М.Ю. Опёнков. М., 1997.
4.Наливайко И.В. Гносеологические и методологические основы научной деятельности. Новосибирск, 1990.
5.Рефлексия и рациональность в социальном познании. М., 1998.
Занятие 4. Специфика творческой аргументации
1.Специфика творческой аргументации в науке.
2.Топы и топика. Риторика и диспут. Спор и поиск.
3.Доказательность, вероятность, достоверность, истинность.
Основные понятия темы
Аргумент. Топ. Риторика. Вероятность. Доказательство. Истинность. Дискурс. Заблуждение. Ложь. Относительность творческого знания.
Сообщения магистрантов
1.Идеи античной топики со времен Аристотеля.
2.Виды топов и их творческая специфика как фигура рассуждения.
3.Метод СООР (совместного обсуждения организации работ) как вид дискуссионного творчества и планирования деятельности.
9
Литература
1.Вайшвилло Е.К. Аналогия. Риторика и диспут. М., 1989.
2.Кириллов В.И. Логика / В.И. Кириллов, А.А. Старченко. М.: Высш.
шк., 1987.
3.Философия и методология науки: В 2-х ч. М.: Аргус, 1994.
РАЗДЕЛ 3. Эмпирические и теоретические методы научного творчества
Занятие 5. Опытные и научные методы познания как пути творческого подхода к технике
1.Фактофиксирующая, орудиментарная деятельность. Применение приборов и техники. Экспонирование, кинофотосъёмка, космическая геологоразведка.
2.Теоретические методы в технике. Аксиоматические методы. Гипо- тетико-дедуктивные, конструктивистские, общенаучные методы.
3.Аналогия и моделирование как специфические способы творчества в науке и технике.
Основные понятия темы
Опыт. Эксперимент. Наблюдение. Измерение. Индукция и дедукция. Анализ и синтез. Абстрактное и конкретное. Формализация и математизация. Проблема. Гипотеза. Программа. Система и элемент. Структура и организация. Историческое и логическое.
Сообщения магистрантов
1.Многообразие аналогий как путей творчества в технике.
2.Понятие моделирования. Вида моделей. Значение моделей в творческом познании.
3.Рабочие, естественнонаучные и философские гипотезы на путях разработки эвристической теории.
Литература
1.Голубинцев В.О. Философия для технических вузов / В.О. Голубинцев, А.А. Данцев, В.С. Любченко. Ростовн/Д: Феникс, 2001.
2.Канке В.А. Философия. М.: Логос, 1996.
3.Кохановский В.П. Философия и методология науки. Ростов н/Д: Фе-
никс, 1999.
4.Купцов В.И. Философская методология науки / В.И. Купцов, С.В. Девятова, А.В. Кезин. М.: Аргус, 1994.
10
Занятие 6. Высокие технологии и творчество
1.Понятие технологии в техноведческом знании.
2.Перспективные технологии XXI века.
3.Высокие технологии нашего времени: нанотехнологии, биотехнологии, цитотехнологии, гравитационные технологии, ПСИ-технологии, возможности клонировать живых существ.
4.Философия техники как особый вид творчества и биоэтика.
5.Безотходные технологии и современность.
Литература
1.Войтов А.Г. Технология диалектического мышления / II Российский философский конгресс. 7-11 июня 1999 г., г. Екатеринбург.
2.Ламан Н.К. Технология - материалы - машины (история, современность, перспективы) / Н.К. Ламан, Н.И. Корягин, В.И. Васильев. М., 1994.
3.НоваятехнократическаяволнанаЗападе: Сб. ст. М.: Прогресс, 1986.
4.Смирнов А. Философия НТР и стратегическая оценка технологий // Вопросы экономики. 1992. № 10.
5.Стёпин В.С. Философия науки и техники / В.С. Степин, В.Г. Горохов, М.А. Розов. М.: Контакт-Альфа, 1995.
РАЗДЕЛ 4. Методология исследовательских программ и творчество
Занятие 7. Проблемы философии и методологии науки
впостпозитивизме
1.Концепция науки и развития научного знания К. Поппера.
2. Концепция смены научных парадигм и “методологические директивы” Т. Куна.
3.Методология научно-исследовательских программ И. Лакатоса.
4.Реконструкция истории науки П. Фейерабенда. Его теоретикометодологический плюрализм.
Основные понятия темы
Критический метод. Фальсифицизм. Парадигма. Ядро программы. Методологические директивы. Реконструкция истории науки. Плюрализм.
Сообщения магистрантов
1.Понятие научной программы и элементы творчества в ней.
2.Вопросы фаллибализма. Старые и новые парадигмы.
11
3.Алгоритмы научных задач в “ядре программы”.
4.Проблемы плюрализма в методологии и творчестве.
Литература
1.Кохановский В.П. Философия и методология науки. Ростов н/Д: Фе-
никс, 1999.
2.Поппер К. Логика и рост научного знания. М., 1983.
3.Поппер К.Р. Открытое общество и его враги: В 2-х т. М., 1992.
4.Поппер К.Р. Нищета историзма. М., 1993.
5.Кун Т. Структура научных революций. М., 1977.
6.Лакатос И. Фальсификация и методология научно-исследовательских программ. М., 1995.
7.Фейерабенд П. Избранные труды по методологии науки. М., 1986.
РАЗДЕЛ 5. Творчество молодого ученого как акт созидания нового
Занятие 8. Творчество молодого ученого как акт созидания нового
1.Психология научного творчества. Мотивация деятельности. Коммуникация в учёном сообществе. Рабочая атмосфера в научном коллективе.
2.Общие оценки творческой деятельности молодого учёного.
3.Предварительная работа над статьями и рефератом.
4.Научно-технический прогресс и творчество.
Основные понятия темы
Установка. Мотив. Стимул. Потребность. Деятельность. Роль знания. Коммуникация. Средства информации. Ученое сообщество. Научный поиск.
Сообщения магистрантов
1.Когнитивная психология и её проблемы познавательного творчества.
2.Эволюционная эпистемология: проблемы, перспективы.
3.Методологический анализ как направление изучения науки.
Литература
1.Солсо Р.П. Когнитивная психология. М.: Тривола, 1996.
2.Эволюционная эпистемология: проблемы, перспективы. М., 1996.
3.Юдин Б.Г. Методологический анализ как направление изучения нау-
ки. М., 1986.
4.Никифоров А.Л. Философия науки: история и методология. М., 1998.
12
5. Майданов А.С. Искусство открытия: методология и логика научного творчества. М., 1993.
Занятие 9. Работа над магистерской диссертацией
1.Выбор темы и разработка плана исследуемой проблемы.
2.Сбор материала и обзор научно-технической и методической литературы.
3.Интерпретация и обобщение материала. Публикация статей и глав диссертации по результатам исследования.
4.Проведение научно-технических экспериментов, апробация открытия.
5.Оформление полученных результатов и выпуск реферата к защите.
6.Защита работы. Продолжение исследований проблем.
Литература
1.Спирин А.Д. Методические указания по выполнению реферата для аспирантов и соискателей, сдающих кандидатский минимум по философии / А.Д. Спирин, С.Б. Максюкова, А.Г. Никифоров. Кемерово, 2000.
2.Голубинцев В.О. Философия для технических вузов / В.О. Голубинцев, А.А. Данцев, В.С. Любченко. Ростов н/Д: Феникс, 1999.
3.Егоров П.В. Методические указания к написанию магистерской диссертации / П.В. Егоров, Ю.А. Шевелев. Кемерово, 1999.
13
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА МАГИСТРАНТА
После прослушивания лекций необходимо продумать материал, выделить существенное и главное. Восстановить логико-структурные схемы сказанного.
Обратить внимание на рекомендованную литературу и выписать, законспектировать основное. Все классики философии считали книги не прочитанными, если не написаны конспекты.
Советуем поработать в библиотеке, найти дополнительную литературу по намеченным вопросам семинара или сообщения, подготовиться к выступлению. По каждой теме можно задать вопросы на семинаре преподавателю, вызвать дискуссию по проблеме или неясным сложным вопросам. Желательно дополнять выступление своих товарищей на семинаре по актуальным проблемам и проявлять элемент самостоятельного творчества.
В силу того, что проблемы эвристики являются завершающими в философии и методологии науки, следует проработать вопросы вашего реферата, раскрыть изученную тему перед сокурсниками и “провентилировать” пережитые вами вопросы, ибо "истина не только должна быть открыта, но и пережита перед слушателями". При таких условиях вам легче будет защищать идеи перед содружеством ученых и подтвердить опыт защиты идей перед массовой аудиторией.
Умейте выбирать необходимую литературу по освещаемому вопросу, самые верные друзья - хорошие книги, а великие учителя - учебники!
14
ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА
1.Абдеев Р.Ф. Философия информационной цивилизации. М., 1994.
2.Алексеев П.В. Философия / П.В. Алексеев, А.В. Панин. М.: МГУ, 1998. Гл. 10.
3.Амосов Н.М. Моделирование мышления и психики. М.: Наука, 1965.
4.Батароев К.Б. Кибернетика и метод аналогий. М.: Высш. шк., 1974.
5.Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М., 1979.
6.Бергсон А.П. Творческая эволюция. М., 1998.
7.Вернадский В.И. О науке. Дубна, 1997. Т. I. Научное знание. Научное творчество. Научная мысль.
8.Возможности и границы познания. М., 1995.
9.Ворожцов В.П. Методологические установки ученого: Природа и функции / В.П. Ворожцов, А.Т. Москаленко. Новосибирск, 1986.
10.Гадамер Х. Г. Истина и метод. М., 1988.
11.Голубинцев В.О. Философия для технических вузов / В.О. Голубинцев, А.А. Данцев, В.С. Любченко. Ростов н/Д: Феникс, 2001. 12.Горелов А.А. Концепции современного естествознания. Курс лекций. М.: Центр, 1997.
13.Грушевицкая Т.Г. Концепции современного естествознания: Учеб. пособие / Т.Г. Грушевицкая, А.П. Садохин. М: Высш. шк., 1998. 14.Дубнищева Т.Н. Современное естествознание: Учеб. пособие для студентов вузов / Т.Н. Дубнищева, А.Ю. Пигарёв. Новосибирск:
ЮКЭА, 1998.
15.Дягилев Ф.М. Концепции современного естествознания: Учеб. посо-
бие. М.: ИМПЭ, 1998.
16.Канке В.А. Философия. Исторический и системный курс. М., 1998. 17.Карпенков С.Х. Концепции современного естествознания: Учеб. для вузов. М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1998.
18.Кокин А.В. Концепции современного естествознания: Учеб. пособие для вузов. М.: ПРИОР, 1998.
19.Кохановский В.Ц. Философия и методология науки: Учеб. для высш. учеб. заведений. Ростов н/Д: Феникс, 1999.
20.Крылов А.А. Психология: Учеб. М., 2000.
21.Лакатос И. Фальсификация и методология научно-иссле- довательских программ. М., 1995.
22.Майданов А. С. Искусство открытия: методология и логика научного творчества. М., 1993.
15
23.Никифоров А.Л. Философия науки: История и методология. М., 1998.
24.Онтология и эпистемология синергетики. М., 1997.
25.Петров М.К. Самосознание и научное творчество. Ростов н/Д, 1992. 26.Родин С.М. Идея коэволюции. Новосибирск, 1991.
27.Стёпин В.С. Философия науки и техники / В.С. Степин, В.Г. Горохов, М.А. Розов. М., 1996.
28.Тихонравов Ю.В. Философия: Учеб. пособие. М.: ЗАО "Бизнесшкола", Интел-Синтез, 1998.
29.Философия и методология науки: В 2-х ч. М., 1994. 30.Штофф В.А. Моделирование и философия. М.: Наука, 1996.
31.Эвристическая и методологическая функция философии в научном познании. Л., 1980.
32.Эксперимент. Модель. Теория. М.; Берлин: Наука, 1982.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА
1.Анисимов О.С. Методология: функции, сущность, становление (диалектика и связь времен). М., 1996.
2.Баранов Г.В. Проблема научного метода. Саратов, 1990.
3.Барсков А.Г. Научный метод: возможности и иллюзии. М., 1994.
4.Бургин М.С. Введение в современную точную методологию науки / М.С. Бургин, В.Л. Кузнецов. М., 1994.
5.Вебер М. Избранные произведения. М., 1990.
6.Гайденко П.П. Эволюция понятия науки. М., 1980.
7.Граница науки: О возможности альтернативных моделей познания.
М., 1991.
8.Диалектика и диалог. М., 1992.
9.Истина и ценности в научном познании. М., 1991.
10.Кемеров В.К. Методология обществознания: Проблемы, стимулы, песпективы. Екатеринбург, 1990.
11.Князев В.Н. Человек и технология. Киев, 1990. 12.Кун Т. Структура научных революций. М., 1977.
13.Курдюков С.П. Синергетика - новые направления. М., 1989. 14.Миронов В.Б. Техника и человек. М.: Наука, 1988.
15.Найдыш В.М. Концепции современного естествознания: Учеб. пособие для вузов. М., 1999.