Файл: А.Д. Спирин Методические указания по выполнению реферата для аспирантов и соискателей, сдающих кандидатский минимум по философии.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 24.06.2024

Просмотров: 34

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

9

86.Глобальный эволюционизм как основание новой научной картины мира.

Философская антропология

87.Человек как философская проблема.

88.Философия человека у Платона (“бегство от тела”, “бегство от мира”. Метемпсихоз).

89.Представление о человеке в античной и средневековой философских традициях.

90.Проблема человека в русской философии.

91. Проблема человека в современной философии.

92.Концепция человека в философии Э. Фромма.

93.Человечество перед лицом глобальных проблем.

94.Экологическая проблема: экологический кризис и угроза глобальной экологической катастрофы.

95.Философский аспект проблемы соотношения биологического, социального и духовного в человеке.

96.Личность и общество (типы взаимоотношений).

97.Смысл жизни как фундаментальная философская проблема.

98.Достоевский Ф.М. о свободе и ответственности человека.

Социальная философия

99. Идеи естественного права и общественного договора в философии Просвещения.

100.Социальная философия французского просвещения. 101.Сущность материалистического понимания истории К. Маркса.

102.Информационная революция и становление информационного общества.

103.Общество как объект социального познания.

104.Соотношение метафизической, диалектической и синергетической моделей миропонимания.

105.Понятие экосистемы. Глобальные экологические проблемы современной цивилизации.

106.Диалог культур в современном мире.

Онтология и гносеология

107.Проблема бытия в истории философии.

108.Мировоззренческое значение представлений о материи и ее структуре.

109.Диалектика как метод постижения действительности.

110.Движение. Пространство. Время. Новый взгляд на старые понятия.


10

111.Пространство и время. Эволюция представлений.

112.Проблема многомерности пространства и времени.

113.Взаимосвязь естественнонаучного и философского понимания пространства и времени.

114.Проблема истины в познании (историко-философский аспект). 115.Роль моделирования и программирования в познании.

Индивидуальные темы

116.Логика триединства единого христианского Бога.

117.Различие в толковании триединства в католической и православной традициях. (История становления проблемы, сущность и социальные последствия).

118.Логика троичности в диалектике Г. Гегеля. 119.Логика триединства единого хиристианского Бога.

120.Троичная логика в различных областях естественнонаучного и гуманитарного знания.

121.Сравнительный анализ логики троичности в диалектике Г. Гегеля и в соотношении трех лиц единого христианского Бога.

122.Социальная природа феномена идеологии.

123.Роль элит и меритократии в функционировании современных обществ.

124.Социальные ценности и идеалы: генезис и механизмы трансляции. 125.Коммуникативная модель толерантности в философии Ж.П. Сартра и

А. Камю.

126.Толерантность как механизм достижения согласия в обществе. 127.Принцип терпимости в математике (Р. Карнап, Ю.А. Шрейдер). 128.Конформизм как социально-психологическое явление.

Примерный перечень вопросов к кандидатскому экзамену

История философии

1. Роль философии в современном мире.

2.Предмет философии. Философия и мировоззрение. Многообразие философского знания.

3.Структура и функции философии.

4.Философия древней Индии и древнего Китая (буддизм, даосизм, конфуцианство - по выбору).

5.Основные черты и особенности древнегреческой философии.

11

6.Античная “натурфилософия” и философия “фюзиса” (милетская школа, Анаксимен, Анаксимандр, Гераклит, атомисты).

7.Атомизм материалистов Древней Греции и Рима (Левкипп, Демокрит, Эпикур, Лукреций).

8.“Открытие человека”. Софисты и Сократ.

9.Обоснование метафизики. Платон, Аристотель (“теория идей”, “тео-

рия материи и формы”, “теория общих понятий”). 10.Учение Аристотеля о причинах, о материи и форме.

11.Эллинистическая философия (общая характеристика, основные школы и проблематика).

12.Бог, человек и мир в средневековой христианской философии. 13.Библия. Структура и смысл библейского послания. Библейские идеи

философского значения.

14.Основные периоды и проблемы средневековой философии. 15.Антропоцентризм и гуманизм в философской мысли Возрождения. 16.Основные идеи философии Возрождения.

17.Вольтер как основоположник французского просвещения 18 века. 18.Демократические искания Жан-Жака Руссо и оценка им цивилизации

и культуры.

19.Основные черты философии Нового времени. 20.Рационалистическая метафизика XVII века (Декарт, Спиноза, Лейб-

ниц).

21.Эволюция английского эмпиризма (Бэкон, Локк, Юм.) 22.Проблема субстанции у Лейбница (монадология).

23.Критическая философия Канта (задачи, основные проблемы и понятия).

24.Основы кантовского априоризма.

25.Система и метод в философии Гегеля.

26.Диалектический метод Гегеля.

27.Антропологический принцип философии Л. Фейербаха.

28.Маркс об отчуждении и перспективах его преодоления.

29.Сущность материалистического понимания истории в философии Маркса.

30.Марксистская философия в России.

31.Разработка идеологии славянофильства (Хомяков, Киреевский, К.С. Аксаков).

32.Русская “философия всеединства” начала ХХ века. 33.Философия “русского космизма”.


12

34.Экзистенциально-религиозная философия Бердяева. Свобода и творчество.

35.Экзистенциальная философия (основные положения, проблемы, понятия).

Онтология и гносеология

36.Онтология: основные типы и проблемы.

37.Категория “бытие” в различных философских концепциях (античность, Новое время, средние века, немецкая классика, диалектический материализм и др.).

38.Проблема единства мира и основные пути ее решения. 39.Представления о материи и её атрибутах (движение, пространство,

время, отражение).

40.Проблема сознания в истории философии. 41.Социальная сущность сознания. Сознание и язык.

42.Бессознательное как психический феномен. Структура бессознательного.

43.Сознание, гипотезы его происхождения и сущностные характеристики.

44.Проблема идеального (Д. И. Дубровский, Э. В. Ильенков, М. А. Лившиц). 45.Общественное сознание, его структура и формы.

46.Проблема “достоверных начал познания”. Основные концепции познания.

47.Истинность знания и его основания. Концепции истины и её критерии.

Культура и антропология

48.Философия культуры. Элитарная и массовая культура. 49.Единство и многообразие культуры. Общечеловеческое в культуре.

50.Философское понятие культуры и её роль в жизни общества. Материальная и духовная культура.

51.Соотношение понятий “культура” и “цивилизация” в истории философии.

52.Проблема человека в различных философских концепциях. 53.Соотношение понятий “человек”, “индивид”, “индивидуальность”,

“личность”.

54.Смысл жизни человека в различных философских концепциях.

Социальная философия.

55.Представление об “осевом времени” (по К. Ясперсу). 56.Предмет социальной философии, её проблемы и функции.

13

57.Понятие общества. Основные концепции общества в истории философской мысли.

58.Общество как социальная система, её характерные черты, компоненты, функции.

59.Средства массовой коммуникации в современном мире.

60.Социальная сфера жизни. Социальные отношения.

61.Понятие социальной стратификации и социальной мобильности. 62.Семья, быт. Семья как одна из форм исторической общности людей.

Особенности семейно-бытовых отношений.

63.Социальная общность людей. Типы общностей, их признаки. 64.Проблема движущих сил общественного развития (концепции Геге-

ля, Маркса, Тойнби, Гумилева).

65.Проблема социального прогресса и его критерии.

66.Проблема периодизации истории: цивилизационный, формационный подходы и теория “стадий роста”.

67.Учение В. Вернадского о ноосфере.

68.Глобальные проблемы современности.

69.Демографические проблемы и современность.

Философия науки и техники

70.Наука как социокультурный феномен. 71.Характерные черты и своеобразие научного знания. 72.Формы организации науки.

73.Закономерности развития науки.

74.Классическая и неклассическая наука. Особенности стиля мышления в науке ХХ века.

75.Неопозитивистская модель развития науки.

76.Концепция развития научного познания К. Поппера.

77.Концепция смены научных парадигм Т. Куна.

78.Методология научно-исследовательских программ И. Лакотоса. 79.Отрицание адекватности рациональных реконструкций истории нау-

ки П. Фейерабендом.

80.Тематический анализ науки Дж. Холтона.

81.Методы научного познания.

82.Основные проблемы философии техники.

83.Этические проблемы науки и техники.

84.Нормы и ценности научного сообщества.


Составители Александр Дмитриевич Спирин Светлана Борисовна Максюкова Анатолий Григорьевич Никифоров

М Е Т О Д И Ч Е С К И Е У К А З А Н И Я ПО ВЫПОЛНЕНИЮ РЕФЕРАТА для аспирантов и соискателей, сдающих кандидатский минимум

по философии

Редактор Е.Л. Наркевич

ЛР № 020313 от 23.12.96.

Подписано в печать 05.06.2000.

Формат 60× 84/16. Бумага офсетная. Отпечатано на ризографе. Уч.-изд. л. 0,8. Тираж 70 экз. Заказ

Кузбасский государственный технический университет. 650026, Кемерово, ул. Весенняя, 28.

Типография Кузбасского государственного технического университета.

650099, Кемерово, ул. Д. Бедного, 4а.