Файл: В.А. Кадычков Тематический путеводитель по учебной литературе. Часть I. История философии.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 24.06.2024
Просмотров: 49
Скачиваний: 0
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Государственное учреждение КУЗБАССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ
УНИВЕРСИТЕТ
Кафедра философии
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПУТЕВОДИТЕЛЬ ПО УЧЕБНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
Часть I. История философии
Для студентов II курса направления подготовки 551700 “Электроэнергетика”
Составитель В.А. Кадычков
Рассмотрен и утвержден на заседании кафедры Протокол № 4 от 4.02.02
Рекомендован к печати учебно-методической комиссией направления 551700 Протокол № 7 от 20.02.02
Электронная копия находится в библиотеке главного корпуса ГУКузГТУ
Кемерово 2002
|
1 |
|
|
СОДЕРЖАНИЕ |
|
Вместо введения........................................................................... |
2 |
|
Тема 1. Философия. Предмет и происхождение......................... |
3 |
|
Тема 2. Философия Древнего мира............................................. |
5 |
|
Тема 3. Античность....................................................................... |
7 |
|
Тема 4. Средневековая философия............................................. |
10 |
|
Тема 5. Эпоха Возрождения и Нового времени......................... |
12 |
|
Тема 6. |
Эпоха Просвещения....................................................... |
14 |
Тема 7. |
Немецкая классическая философия............................... |
15 |
Тема 8. |
Марксизм........................................................................ |
17 |
Тема 9. |
Философия ХХ века....................................................... |
18 |
Тема 10-11. Русская философия.................................................. |
19 |
2
ВМЕСТО ВВЕДЕНИЯ
В последние годы преподавание философии в высших учебных заведениях кардинально меняется как по содержанию, так и по методам обучения. Сегодня мы стараемся преподавать философию как универсальное учение, а не как отдельно взятую доктрину, что отвечает интересам студентов, побуждает их к духовной независимости и свободе, способствует формированию высокой культуры мышления и чувств. Мы стараемся им не навязывать готовых схем и решений, но в то же время пытаемся как бы усилить присущую каждому студенту способность суждения - морального, научного, эстетического, а также ориентировать их в быстроменяющемся и всё более многообразном мире.
Такой переход оказался исключительно трудным делом, требующим совершенно новых учебников и учебных пособий. Этот пробел быстро заполняется. Если в советский период был один (максимум два учебника) и в них излагались идеи лишь одного, монопольно господствующего марксистского направления, то теперь учебники по философии выпускаются в год десятками. Только за последние три года опубликовано более 60 учебников и поток выпуска философской литературы нарастает, причем ни один учебник не охватывает всех проблем, изучаемых в курсе философии. Да и философские истины различных школ и концепций излагаются неодинаково. В лучшем случае отдельные темы разных учебников дополняют друг друга, рассматривают проблему с разных точек зрения. Конечно, такое обилие учебников сказывается положительно на подготовке студентов к семинарским занятиям, но, с другой стороны, создает трудности в поиске нужного материала. Как разобраться студенту в этом бесконечном “море” философской литературы последних лет?
Предлагаемое пособие послужит удобным справочным материалом в поиске тех или иных вопросов любой философской проблемы в соответствии с новыми требованиями к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки бакалавра и дипломированного специалиста по циклу “Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины” в государственных образовательных стандартах высшего профессионального образования. Указанные стандарты утверждены Министерством образования Российской Федерации 3 февраля 2000 г.
3
ТЕМА 1. ФИЛОСОФИЯ. ПРЕДМЕТ И ПРОИСХОЖДЕНИЕ
Литература к теме
1.Алексеев П.В. Философия: Учеб. / П.В. Алексеев, А.В. Па-
нин. - М.: Проспект, 1999. - 576 с.
Глава I. Зачем нужна философия? Мировоззренческие функции философии (4). Методологические функции философии (14). Глава II. Проблемы философии (29). Глава IV. Философия как вид знания. Философия - наука (52). Философия - идеология (55). Философия - гуманитарное знание (58). Философия - искусство (60). Философия - трансцендирующее постижение объекта (64). Философия - любовь к мудрости (70). Глава V. Средства познания в философии (77). Глава VI. Уровни освоения действительности (91).
2.Бобров В.В. Введение в философию: Учеб. пособие. - М.:
ИНФРА, 2000. - 288 с.
Философия и ее роль в обществе (7-23).
3.Вальянов М.В. Основы философии: Учеб. - М.: Дело и сер-
вис, 1999. - 544 с.
Что изучает философия? Для чего она нужна человеку? (4-21).
4.Ильин В.В. Философия: Учеб. для вузов. - М.: Академический проспект, 1999. - 592 с.
Мир философии (17). Рождение философии (40). Состав философского знания (77). Что может философия (153).
5.Канке В.А. Философия. Исторический и систематический курс: Учеб. для вузов. - М.: Логос, 1999. - 352 с.
Самостоятельность и своеобразие философии (4). Научная ориентация философии. Мировоззренческаяиметодологическаяфункциифилософии(7). Чувственно-эстетическая ориентация философии. Гуманистическая функция философии (10). Практическая ориентация философии. Моральная функция философии(12). Назначениефилософии(15).
6.Квасова И.И. Философия: Учеб. пособие. - М.: Изд-во РУДН, 1999. - 139 с.
Философия, её предмет и роль в жизни общества. Мифологическое мировоззрение (4). Генезис философии (7). Особенности философского мировоззрения (11). Поиски всеобщего (15). Антропогуманистический характер философии (18). Основной вопрос философии (20). Философия и наука (25). Философия и религия (30). Философия и искусство (33). Философия и мораль (36). Смысложизненная функция философии (41). Философия в контексте глобальных проблем (46). Пе-
4
реориентация человеческих ценностей на современном этапе общественного развития (49).
7.Невлева И.М. Философия: Учеб. пособие. - М.: Русская деловая литература, 1999. - 448 с.
Происхождение философии и ее место в системе духовной культуры (9). Социокультурные предпосылки философии (15). Религия как форма отражения действительности (17). Предмет философии (19). Исторические типы философии (20). Основные философские концепции современности (32). Понятие мировоззрения (35). Структура мировоззрения (40). Функции мировоззрения (42).
8.Спиркин А.Г. Философия: Учеб. для технических вузов. -
М.: Гардарики, 2000. - 368 с.
Философия: место и роль в жизни общества и человека (5).
9.Философия. Справочник студента / Под ред. Г.Г. Кирилен-
ко. М.: Слово, 1999. - 672 с.
Специфика философского знания: различие подходов (5). Философия как “жизненный разум” (14). Основной вопрос философии. Принципы классификации философских направлений (24).
10.Философия: Учеб. пособие / Под ред. Н.И. Жукова. -
Минск: НТЦ “АПИ”, 1999. - 367 с.
Предмет философии (6). Основной вопрос философии и метод мышления (11). Взаимосвязь философии с другими науками и ее основные функции (15). Обновление философии и возрастание ее роли в современных условиях (19).
11.Философия: Учеб. для высш. учеб. заведений / Под ред. В.П. Кохановского. - Ростовн/Д.: Феникс, 1999. - 576 с.
Дофилософские мировоззрения и картины мира (6). Философия как мировоззрение (9). Специфика философского знания и его функции. Основные разделы философии (15). Источники философского знания. Материализмиидеализмосновныенаправленияфилософии(25).
12.Философия: Учеб. для вузов / Под ред. В.Н. Лавриненко. - М.: Культура и спорт; ЮНИТИ, 1999. - 584 с.
Предмет и специфика философского знания (7-29).
13.Философия: Учеб. / Под ред. В.Н. Лавриненко. - М.: Юрист, 1998. - 520 с.
Что такое философия? Вместо введения (9). Философия и мировоззрение (14). Вопросы философии (15). Философия как методология (19). Функции философии (23). Философия и наука (26).
5
Литература для конспектирования
1.Аристотель. Метафизика // Мир философии. - Ч. 1. - С. 12-13.
2.Бибихин В.В. Философия и религия // Вопросы философии. - 1992. - № 7.
3.Бердяев Н.А. Потребности человека в философии // Мир фило-
софии. - Ч. 1. - С. 159-172.
4.Библер В.С. Что есть философия? // Вопросы философии. - 1995. - № 1.
5.Берлин И. Назначение философии // Вопросы философии. - 1999.
-№ 5. - С. 91-98.
6.Вайцзеккер К.Ф. Философия и физика // Вопросы философии.
-1993. - № 1.
7.Гегель Г. Энциклопедия философских наук // Мир философии.
-Ч. 1. - С. 53.
8.Дельтей В. Основная мысль моей философии // Вопросы фило-
софии. - 2001. - № 9.
9.Петров Ю.А. Что такое философия науки? // Вест. МГУ. Сер. 7.
Философия. - 1995. - № 2-3. - С. 28-30.
10.Перцев А.В. Философия как веселая наука // Вест. МГУ. - Сер.
7.Философия. - 2000. - № 3.
11.Рачков П.А. Философия и философствование (Или о пользе философии) // Вест. МГУ. Сер. 7. Философия. - 2000. - № 1.
12.Тутов Л.А. Субъект и объект управления в философии // Вест. МГУ. Сер. 7. Философия. - 1998. - № 4.
13.Чанышев А.Н. Философия как мудрость // Вест. МГУ. Сер. 7. Философия. - 1998. - № 1.
14.Черняк В.С. Мифологические истоки научной реальности // Вопросы философии. - 1994. - № 9.
ТЕМА 2. ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕГО МИРА
Литература к теме
1.Введение в философию: Учеб. для вузов / Под ред. И.Т. Фролова. В 2-х ч. Ч. 1. М.: Политиздат, 1989. - 387 с.
Философия Древнего Востока. Эпоха “брожения умов” в Индии и “борющихся царств” в Китае (80). Бытие и небытие: их сущность и взаимосвязь (82). Умопостижение: его пределы и методы (85). Человек
вфилософии и культуре Древнего Востока (88).
2.Климович Л.И. Книга о Коране, его происхождении и мифологии. - М.: Политиздат, 1986. - 270 с.
6
Коран и ранний ислам (4). Составление, изучение и переводы корана (62). Мировоззрение корана (148).
3.Краткая история философии / Под ред. В.Г. Голобокова. -
М.: Олимп, 1999. - 576 с.
От мифа к религии (14). Первые проблески философской мысли (20). Зарождение философской традиции (25). Навстречу идее всеобщей связи (28). Философская мысль теснит жреческую (35). Мучительная работа мысли (39). Брожение ортодоксальных умов (44). Бунтарство и смирение философской мысли (56). Победить самого себя! (59). Воля Неба на философских скрижалях (65). Философская совесть совершенномудрого (73).
4.Степанянц Т.М. Восточная философия: Вводный курс. Избранные тексты. - М.: Восточная литература, 1997. - 503 с.
Зарождение философии (8). Космогоническое понимание начала (12). Происхождение мироздания и его устроение (18). Природа человека (36). Пути постижения истины (61). Традиция и современность (87). Избранные тексты (113). Индийская философия (113). Упанишады “шветашватара-упанишада” (1 и 4 части) (115). “Бхагавадгита” (120). Чарвака локаята “сарва-даршана-граха” мадхавы (фрагмент) (130). Джайнская философия “таттвартха-адхигама-сутра” шри умасвати вачаки (136). Философия буддизма “абхидхармакоша” васубандху (раздел 1). Карики (151). “Вопросы МИАИНДЫ” (фрагмент) (163). Санкхья-йога “санкхья-карики” (173). “Йога-сутры” патанджали и “вьяса-бхашья” (фрагмент из главы 2) (190). Ньяя-вайшешика “падарт- ха-дхарма-санграха” прашастапады (фрагменты) (196). “Тарка-санграха таркадипика” аннамбхатты (фрагмент) (204). Миманса веданта “миман- са-сутра-бхашья” (фрагменты) (209). “Брахма-сутры” комментарий шанкары (гл. 2, разд. 3) (224). Индийская философия нового времени свами вивекананда, “значение веданты для жизни индийцев” (233). Китайская философия (249). Конфуции “лунь юй” (главы 1 и 15) (251). Мэн-цзы “мэн-цзы” (главы 6 и 7) (257). Лао-цзы “дао да цзин” (фрагменты) (262). Чжуан цзы “чжуан-цэм” (276).
5.Тихонравов Ю.В. Философия. - М.: ЗАО “Бизнес-школа” Ин-
тел-Синтез, 1998. - 304 с.
Глава 6. Восточная философия (100-109).
6.Философия. Курс лекций: Учеб. пособие для студентов вузов / Под. ред. В.Л. Калашникова. - М.: ВЛАДОС, 1999. - 384 с.
Историко-философский экскурс. Философия Древнего мира: Ки-
7
тай и Индия (251-257).
7.Философия: Учеб. для вузов / Под ред. В.Н. Лавриненко. - М.: Культура и спорт; ЮНИТИ, 1999. - 584 с.
Восточная философия. Философия Древней и Средневековой Индии (31). Философия Древнего и Средневекового Китая (44).
8.Чанышев А.Н. Философия Древнего мира: Учеб. для вузов.
-М.: Высш. шк., 1999. - 703 с.
Начало философии в Индии (33). Профилософия (39). Веданги и Упанишады (41). Даршаны (50). Астика (54). Санкхья (54). Йога (57). Вайшешика (60). Ньяя (64). Миманса (Пурва-Миманса) (66). Веданта (Уттара-Миманса) (68). Бхагавад-гита (71). Настика (78). Джайнизм (78). Буддизм (81). Чарвака-локаята (92). Профилософия (103). Философские школы (109). Конфуцианство (110). Моизм (118). Номинализм (122). Даосизм (123). Легизм (130). Начало философии в Японии (135). Ближневосточная профилософия (138). Иран (138). Вавилония (140). Египет (145). Финикия (150).
9.Шохин В.К. Брахманистская философия. Начальный и раннеклассический периоды. - М.: Восточная литература. РАН, 1994. - 355 с.
Индийская философия в доксографии и в действительности (11). Позднеийский период: первые теоретики (35). Шраманский период: первые философы (67). Презмаурийский ранекушапский периоды: первые философские школы (122). Позднекушапский период: первые опыты систематизации философии (198). Мудрость брахманов и философская компаративистика (286). Список сокращений (308).
Литература для конспектирования
1.Гусейнов А.А. Будда. Жизнь и творчество. Этика. - М.: Гарда-
рики, 1998.
2.Глазенапп Х. Буддийские таинства // Вопросы философии. - 1994. - № 7, 8.
3.Кожевников О. О перевоплощениях готамо-будды и их значение в историиразвитиябуддизма// Вопросыфилософии. - 1997. - №2.
4.Кондалинцев В. Параллели христианства и буддизма // Вопросы философии. - 2001. - № 3.
5.Мень А. Проповедь Гуатамы Будды // Наука и религия. -1991. -
№11.
6.Шохин В.К. Санкхья-йога в традиции гностицизма // Вопросы философии. - 1994. - № 7, 8.
8
7. Шуцкий Ю.К. Китайская классическая “Книга перемен”. -М.: Восточная литература. РАН, 1997.
ТЕМА 3. АНТИЧНОСТЬ
Литература к теме
1.Вальяно М.В. Основы философии: Учеб. - М.: Дело и Сер-
вис, 1999. - 544 с.
Возникновение цивилизации. Рождение и основные этапы развития философии Древней Греции (21-65).
2.Горан В.П. Древнегреческая мифология судьбы. - Новосибирск: Наука, 1990. -335 с.
Истоки гомеровских и древнегреческих представлений о судьбе (9- 122). Концептуальное содержание древнегреческой мифологии судьбы (187-208). Проблемавзаимоотношенийсудьбыибогов(218-256).
3.Краткая история философии / Под ред. В.Г. Голобокова. -
М.: Олимп, 1999. - 576 с.
Античное детство человечества.“Фисиология”ранних греческих философов (88). Парменид о Бытие и путях его познания (95). Атомизм как вершина греческой натурфилософии (98). Софисты и первый опыт субъективизма (102). Сократ о человеке и сути добродетели (108). Философия Платона и проблема идеального (119). Учение Аристотеля как энциклопедия античной философии (128). Эллинизм и разложение античной классической традиции (137).
4.Невлева И.М. Философия: Учеб. пособие. - М.: Русская деловая литература, 1999. - 448 с.
Античная философия. Особенности ранней греческой философии. Фалес, Анаксимандр, Анаксимен (44). Становление античной диалектики. Гераклит, Демокрит, Эпикур, Сократ (48). Учение Платона и Аристотеля (65).
5.Радугин А.А. Философия: Курс лекций. - М.: Центр, 2001. - 272
с.
Раннегреческая натурфилософия: Фалес, Гераклит (31). Онтологизм древнегреческой философии: элиаты и Демокрит (33). Поворот к человеку
-философские учения софистов и Сократа (39). Платон и Аристотель - систематизаторы древнегреческой философии (44). Позднеантичный идеалмудреца: эпикуреизм истоицизм (51).
6.Тихонравов Ю.В. Философия. - М.: ЗАО “Бизнес-школа”, 1998. - 304 с.
Античная философия (29). Фалес, Анаксимандр (33). Пифагор
9
(34). Зенон Элейский (36). Эмпидокл, Демокрит (38). Сократ (41). Философские школы (48).
7.Чанышев А.Н. Философия Древнего мира: Учеб. для вузов. -
М.: Высш. шк., 1999. - 703 с.
Начало философии в Европе. Профилософия (155). Гомер (155). Гесиод (158). Орфики (165). Ферекид (169). “Семь мудрецов” (170). Ионийская философия (174). Милетцы (178). Гераклит (185). Италийская философия (191). Пифигорейцы (192). Пифагор и ранние пифагорейцы (192). Филолай и средние пифагорейцы (199). Архит (206). Элеа-
ты (212). Ксенофан (212). Парменид (216). Зенон (220). Мелисс (225).
Эмпедокл (228).
Афинская философия (233). Анаксагор (233). Левкипп и Демокрит, софисты (264). Старшие софисты (265). Протагор (265). Горгий (271). Гиппий (274). Продик (275). Антифонт (276). Младшие софисты (77). Сократ (282). Сократические школы (289). Киники (290). Киренаики (316). Мегарики (32). Платон (327). Аристотель (363). Жизнь (363). Сочинения (365). Онтология (368). Теология (386). Предшествующие учения (388). Философия математики (393). Физика (396). Космология (406). Биология (409). Психология (414). Гносеология (416). Логика (423). Наукоучение (431). Этика (435). Социальнополитические взгляды (438). Экономические взгляды (445). Эстетика
(446).
Эллинистическая философия (450). Александрийская наука (454). Академия (471). Ликей (480). Эпикур (490). Древняя Стоя (504). Скептики (521). Пирронизм (522). Пробабилизм (527). Скептицизм Энесидема и Агриппы (533). Эклектизм (538).
Начало Римской философии (556). Профилософия (55). Цицерон
(566). Лукреций (581).
Философия Римской империи (612). Римские Стоики (612). Сенека (612). Эпиктет (632). Марк Аврелий (638). Пифагорейские платоники (643). Дион Хрисостом (661). Лукиан (664). Неоплатонизм (666). Плотин (666). Порфирий (680). Ямвлих (684). Поздний неоплатонизм (686).
8.Философия: Учеб. для вузов / Под ред. В.Н. Лавриненко. - М.: Культура и спорт; ЮНИТИ, 1999. - 584 с.
Античная философия. Периодизация античной философии (59). Становление древнегреческой философии (60). Классический век древнегреческой философии (67). Эллинистическо-римская философия (77).