Файл: М.И. Баумгартэн Методические указания по выполнению гуманитарной части аттестационнойработы для подготовки бакалавров по направлению 551700 Электроэнергетика .pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 24.06.2024

Просмотров: 136

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ КУЗБАССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Кафедра философии

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

по выполнению гуманитарной части аттестационной работы для подготовки бакалавров по направлению 551700 “Электроэнергетика”

Составители М.И. Баумгартэн А.Д. Спирин

Рассмотрены и утверждены на заседании кафедры Протокол № 2 от 01.12.2000 Рекомендованы к печати методической комиссией направления 551700 Протокол № 1 от 30.10.2000 Электронная копия находится в библиотеке главного корпуса КузГТУ

Кемерово 2001

1

Данные методические указания предназначены для студентов, выполняющих работу по аттестации на бакалавра (направление 551700 “Электроэнергетика”).

Методические указания содержат темы гуманитарной части аттестационной работы, которые студенты выбирают самостоятельно совместно с преподавателем, исходя из личного интереса и с учетом тематики специальной части.

К каждой теме приведен краткий список рекомендуемой литературы. Она предназначена исполнить роль ориентира для студента: показать то информационно-библиографическое поле поиска источников, где он может найти необходимую для работы литературу. Для этого студенту необходимо знать и помнить методы работы с каталогами в библиотеке (систематический, алфавитный, периодических изданий и др.).

Раскрытие каждой темы начинается с просмотра найденной и выбранной литературы, составления плана гуманитарной части, обсуждения этого плана с преподавателем, курирующим данного студента, и его утверждения.

Дальнейшее написание гуманитарной части аттестационной работы выполнять согласно Методическим указаниям по выполнению аттестационной работы для подготовки студентов по направлению 551700 “Электроэнергетика” (Сост.: С.М.Карпенко, А.Д.Спирин, М.И.Баумгартэн. Кемерово, 1998. С. 2-4.

К дополнительным источникам информации, в которых студенты могут найти интересный иллюстративный материал, относятся монографии и учебники по современным аспектам естествознания, философии науки, техники и энергетики, периодические издания, журналы, информационные обзоры, экспресс-информации и т.п. Рекомендуется обратить внимание на такие научные и популярные журналы, как: “Знание - сила”, “Наука и жизнь”, “Химия и жизнь”, “Наука и религия”, “Техника молодежи”, “Вопросы философии”, “Социум”, “Наука и человечество” и т.п. Кроме того, несомненную пользу в подборе литературы окажет “Философский энциклопедический словарь” (М., 1989) и “Концепции современного естествознания” (рабочая программа и методические указания (ускоренная подготовка / М.И.Баумгартэн, А.Д.Спирин, С.П.Мякинников; КузГТУ, Кемерово, 1998).

Для тем 1 - 17 рекомендуется на ознакомительном этапе вспомнить из курса “Философия” теорию познания, философские вопросы


2

познания и научной деятельности, методологию научного познания, методы и способы, применяемые в научных исследованиях. Затем, используя рекомендованную литературу, произвести информационный поиск по заданной тематике и составить план гуманитарной части.

Для тем 18 - 30, 39 - 44 рекомендуется первоначально ознакомиться с современными концепциями естествознания (КСЕ) и с историей развития естествознания. Этому может способствовать наличие появившихся в 1997-1998 гг. учебников по КСЕ.

Темы 31 - 38 посвящены технике, ее развитию и ее философии. При их разработке необходимо больше опираться на периодические издания из-за недостаточного количества учебников и монографий.

Для тем 45 - 52 рекомендуется просмотреть периодические издания, связанные с различными проблемами в энергетике.

3

ТЕМЫ ГУМАНИТАРНОЙ ЧАСТИ РАБОТЫ ПО АТТЕСТАЦИИ НА БАКАЛАВРА И ЛИТЕРАТУРА К НИМ

1. Наука как социальный институт

Литература 1. Наука в зеркале философии ХХ века. М., 1992.

2.Моисеев Н.Н. Алгоритмы развития. М., 1987.

3.Иванова Н.Я. Социально-культурные функции естественных наук. Киев, 1977.

4.Ракитов А.И. Философские проблемы науки: системный подход. М.,

1977.

5.Современная наука и закономерности ее развития. Томск, 1985.

2.Наука как специфический способ восприятия действительности

Литература 1. Федосеев П.Н. Философия и научное познание. М., 1983.

2.Философские основания научной теории. Новосибирск, 1985.

3.Аксиологические аспекты научных теорий. Киев, 1991.

4.Швырев В.С. Анализ научного познания: основные направления, формы, проблемы. М., 1988.

5.Степин В.С. Философия науки и техники / Степин В.С., Горохов В.Г., Розов М.А. М., 1995.

3.Научная теория в естествознании: понятие, структура и функции

Литература 1. Баженов Л.Б. Строение и функции научной теории. М., 1978.

2.Рузавин Г.И. Научная теория: логико-методологический анализ. М.,

1978.

3.Воронцов В.П., Гносеологическая природа и методологическая функция научной теории / Воронцов В.П., Москаленко А.Т., Шубина М.П. Новосибирск, 1990.

4.Андреев И.Д. Научная теория и методы познания. М., 1975.

5.Физическая теория (философско-методологический анализ). М., 1980.


4

4.Философские проблемы интеграции и дифференциации науки

Литература 1. Лось В.А. Интеграция в науке: реалии 20 века // Вестн. РАН. 1995. №

4.

2.Чепиков М.Г. Интеграция науки. М., 1981.

3.Современная наука и закономерности ее развития. Томск, 1985.

4.Философия и методология науки. Ч.1 и 2. М., 1994.

5.Овчинников Н.Ф. Тенденция к единству науки. М., 1988.

5.Фундаментальные и прикладные исследования в технических науках

Литература 1. Коршунов А.М. Познание и деятельность. М., 1984.

2.Швырев В.С. Научное познание как деятельность. М., 1984.

3.Арефьева Г.С. Общество, познание, практика. М., 1988.

4.Современное естествознание в системе наук и практике. Минск, 1990.

5.Методологические проблемы конкретных наук. Новосибирск, 1984.

6.Всеобщие, общенаучные и конкретно-научные методы познания

Литература 1. Формы и методы научного познания. Новосибирск, 1986.

2.Теория познания: В 4-х т. М., 1991-1995.

3.Алексеев П.В. Теория познания и диалектика / Алексеев П.В., Панин А.В. М., 1991.

4.Кочергин А.Н. Научное познания: формы, методы, подходы. М., 1991.

5.Швырев В.С. Анализ научного познания: основные направления, формы, проблемы. М., 1988.

7.Научное познание. Методы научного познания при исследовании технических проблем

Литература 1. Кочергин А.Н. Научное познание: формы, методы, подходы. М., 1991.

2.Формы и методы научного познания. Новосибирск, 1986.

3.Коршунов А.М. Познание и деятельность. М., 1984.

4.Теория познания: В 4-х т. М., 1991-1995.

5.Современные теории познания. М., 1992.

5

8.Эмпирический и теоретический уровни научного познания: понятие, структура и методы

Литература 1. Вундт В. Введение в философию. М., 1998.

2.Андреев И.Д. Научная теория и методы познания. М., 1975.

3.Горелов А.А. Концепции современного естествознания. М., 1997.

4.Концепции современного естествознания. Ростов-н/Д., 1997.

5.Теория познания: В 4-х т. М., 1991-1995.

9.Диалектика как метод научного познания

Литература 1. Шептулин А.П. Диалектический метод познания. М., 1983.

2.Копнин П.В. Диалектика как логика и теория познания. М., 1973.

3.Диалектика научного познания. М., 1978.

4.Материалистическая диалектика. Т.1-5. М., 1981-1985.

5.Материалистическая диалектика как общая теория развития. Т.1-4.

М., 1982-1987.

10. Концепции научной рациональности

Литература 1. Современная философия науки. Хрестоматия. М., 1994.

2.Философия и методология науки. Ч.1 и 2. М., 1994.

3.Степин В.С. Философия науки и техники / Степин В.С., Горохов В.Г., Розов М.А. М., 1995.

4.Пружинин Б.И. Рациональность и историческое единство научного знания. М., 1986.

5.Логика научного познания: актуальные проблемы. М., 1987.

11. Современные модели развития науки

Литература 1. Философия / Под ред. В.Д. Губина М., 1996.

2.Степин В.С. Философия науки и техники / Степин В.С., Горохов В.Г., Розов М.А. М., 1995.

3.Моисеев Н.Н. Алгоритмы развития. М., 1987.

4.Поппер К. Логика и рост научного знания. М., 1983.

5.Швырев В.С. Анализ научного познания: основные направления, формы, проблемы. М., 1988.


6

12. Взаимосвязь научных революций и представлений человека о мире

Литература 1. Кун Т. Структура научных революций. М., 1975.

2.Степин В.С. Философия науки и техники / Степин В.С., Горохов В.Г., Розов М.А. М., 1995.

3.Философия и методология науки. Ч.1 и 2. М., 1994.

4.Современная философия науки. Хрестоматия. М., 1994.

5.Концепции современного естествознания. Ростов-н/Д., 1997.

13. Варианты классификации естественно научного знания с древних времен до современности

Литература 1. Вундт В. Введение в философию. М., 1998.

2.Кедров Б.М. Классификация наук. М., 1995.

3.Розанова С.С. Классификационная проблема в современной науке. Новосибирск, 1986.

4.Букановский В.М. Принципы и основные черты классификации современного естествознания. Пермь, 1990.

5.Классификация в современной науке. Новосибирск, 1989.

14. Границы научного познания действительности

Литература 1. Концепции современного естествознания / Под ред. В.Н. Лавриненко.

М., 1997.

2.Границы науки: о возможности альтернативных моделей познания.

М., 1991.

3.Теория познания: В 4-х т. М., 1991-1995.

4.Швырев В.С. Анализ научного познания: основные направления, формы, проблемы. М., 1988.

5.Философия и методология науки. Ч.1 и 2. М., 1994.

15. Проблема истины и критерии научности

Литература 1. Границы науки: о возможности альтернативных моделей познания.

М., 1991.

2.Андрес Е.И. Истина как проблемы познания и мировоззрения. М.,

1984.

7

3.Гадамер Г.Г. Истина и метод: основы философской герменевтики. М.,

1988.

4.Ильин В.В. Критерии научности знания. М., 1989.

5.Хазен А.М. О возможности и невозможности в науке. М., 1988.

16. Этика науки и ответственность ученого

Литература 1. Фролов И.Т. Этика науки / Фролов И.Т., Юдин Б.Г. М., 1986.

2.Григорьев В.И. Наука в контексте культуры. М., 1981.

3.Философия и методология науки. Ч.2. М., 1994.

4.Вундт В. Введение в философию. М., 1998.

5.Митчем К. Что такое философия техники. М., 1995.

17. Гуманизация как тенденция развития современной науки

Литература 1. Фролов И.Т. О человеке и гуманизме. М., 1989.

2.Олескин А.В. Гуманистика как новый подход к познанию живого // Вопросы философии. 1992. № 11.

3.Григорьев В.И. Наука и техника в контексте культуры. М., 1989.

4.Философия и методология науки. Ч. 1 и 2. М., 1994.

5.Моисеев Н.Н. Человек во Вселенной и на Земле // Вопросы филосо-

фии. 1990. № 6.

18. Естественные и технические науки (понятие и специфика)

Литература 1. Букановский В.М. Принципы и основные черты классификации со-

временного естествознания. Пермь, 1990.

2.Классифкация в современной науке. Новосибирск, 1983.

3.Вундт В. Введение в философию. М., 1998.

4.Методологические проблемы взаимодействия общественных, естественных и технических наук. М., 1981.

5.Современное естествознание в системе наук и практике. Минск, 1990.

19. Поиски первооснов бытия от древнегреческого атомизма до современной теории кварков

Литература 1. Рузавин Г.И. Концепции современного естествознания. М., 1997.


8

2.Дубнищева Т.Я. Концепции современного естествознания. М., 1997.

3.Марков М.А. О природе материи. М., 1976.

4.Рожанский Н.Д. Развитие естествознания в эпоху античности. М.,

1979.

5.Кириллин В.А. Страницы истории науки и техники. М., 1986.

20. Натурфилософская картина мира Древней Греции

Литература 1. Рожанский Н.Д. Развитие естествознания в эпоху античности. М.,

1979.

2.Кириллин В.А. Страницы истории науки и техники. М., 1986.

3.Чанышев А.Н. Курс лекций по древней философии. М., 1981.

4.Виргинский В.С. Очерки истории науки и техники до середины XV века / Виргинский В.С., Хотеенков В.Ф. М., 1993.

5.Рожанский Н.Д. Античная наука. М., 1980.

21. Становление естественных наук в эпоху античности

Литература 1. Виргинский В.С., Хотеенков В.Ф. Очерки истории науки и техники

до середины XV века. М., 1993.

2.Рожанский Н.Д. Античная наука. М., 1980.

3.Рожанский Н.Д. Развитие естествознания в эпоху античности. М.,

1979.

4.Кириллин В.А. Страницы истории науки и техники. М., 1986.

5.Бернал Дж. Наука в истории общества. М., 1956.

22.Естествознание арабского и европейского средневековья

Литература 1. Соколов В.В. Средневековая философия. М., 1979.

2.Концепции современного естествознания. Ростов-н/Д., 1997.

3.Грушевицкая Т.Г. Концепции современного естествознания / Грушевицкая Т.Г., Садохин А.П. М., 1998.

4.Кириллин В.А. Страницы истории науки и техники. М., 1986.

5.Виргинский В.С. Очерки истории науки и техники до середины XV века / Виргинский В.С., Хотеенков В.Ф. М., 1993.

9

23.Развитие естественных наук в эпохи Возрождения и Нового времени

Литература

1. Виргинский В.С. Очерки истории науки и техники XVI-XIX вв. М.,

1984.

2.Кириллин В.А. Страницы истории науки и техники. М., 1986.

3.Бернал Дж. Наука в истории общества. М., 1956.

4.Соколов В.В. Европейская философия XV-XVII вв. М., 1984.

5.Грушевицкая Т.Г. Концепции современного естествознания / Грушевицкая Т.Г., Садохин А.П. М., 1998.

24. Механистическая картина мира

Литература 1. Концепции современного естествознания. Ростов-н/Д., 1997.

2.Рузавин Г.И. Концепции современного естествознания. М., 1997.

3.Дягилев Ф.М. Концепции современного естествознания. М., 1998.

4.Виргинский В.С. Очерки истории науки и техники XVI-XIX вв. М.,

1984.

5.Кириллин В.А. Страницы истории науки и техники. М., 1986.

25. Формирование электромагнитной картины мира

Литература 1. Дягилев Ф.М. Концепции современного естествознания. М., 1998.

2.Рузавин Г.И. Концепции современного естествознания. М., 1997.

3.Дубнищева Т.Я. Концепции современного естествознания. М., 1997.

4.Карпенков С.Х. Концепции современного естествознания. М., 1997.

5.Кириллин В.А. Страницы истории науки и техники. М., 1986.

26. Естествознание в 19 веке

Литература 1. Кириллин В.А. Страницы истории науки и техники. М., 1986.

2.Концепции современного естествознания. Ростов-н/Д., 1997.

3.Ильин В.В. Природа науки / Ильин В.В., Калинкин А.Т. М., 1985.

4.Грушевицкая Т.Г. Концепции современного естествознания / Грушевицкая Т.Г., Садохин А.П. М., 1998.

5.Виргинский В.С. Очерки истории науки и техники, 1870-1917 гг. М.,

1988.