Файл: И.Н. Анашкина Этика и культура управления.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 24.06.2024

Просмотров: 80

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«КУЗБАССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Факультет гуманитарного образования Кафедра философии

ЭТИКА И КУЛЬТУРА УПРАВЛЕНИЯ

Программа, методические указания и тематика контрольных работ для студентов специальности 061000 “Государственное и муниципальное управление” заочной формы обучения

Составитель И.Н. Анашкина

Рассмотрены и утверждены на заседании кафедры Протокол № 4 от 16.12.02

Рекомендованы к печати учебнометодической комиссией специальности 061000 Протокол № 2 от 18.10.02

Электронная копия находится в библиотеке главного корпуса ГУ КузГТУ

Кемерово 2003

1

Общие сведения

Курс – 2. Семестр – 4. Всего – 72 часа. Лекции – 8 часов.

Практические занятия – 4 часа. Самостоятельная работа – 60 часов. Контрольная работа – 1 (семестр 4). Зачет – 4 семестр.

ПРОГРАММА КУРСА

1. Цели и задачи курса

1.1.Курс “Этика и культура управления” предусматривает приобретение студентами профессионально-этических знаний и навыков по организации социального управления.

Искусство государственного и муниципального управления предполагает поддержание стабильности и равновесности всех социальных слоев общества.

Нерасторжимая связь права и морали, синтез нравственной идеи

иполитики – необходимое условие становления цивилизованного правового государства. Правовое государство ориентировано на утверждение гуманизма и социальной справедливости. Нравственный закон государственного и муниципального служащего – укреплять доверие народа к власти.

1.2.Задачи курса:

-дать краткий анализ этических знаний. Раскрыть содержание понятий “мораль”, “нравственность”, “этика”, “культура”;

-обозначить проблемы профессиональной этики;

-заострить внимание на этике государственной и муниципальной службы;

-проанализировать значимость культуры в организации управленческой деятельности;

-показать, в какой степени культура руководителя влияет на культуру коллектива;

-определить этический аспект экономической деятельности государственных и муниципальных органов;

-дать представление о практических навыках: а) по сбору и анализу информации об уровне культуры в организациях; б) по разработ-


2

ке мероприятий, направленных на повышение профессиональной культуры служащих; в) по составлению профессиональных этических кодексов.

1.3. Для изучения данного курса делается опора на следующие дисциплины:

Культурология. Темы: “Понятие культуры”, “Многообразие и многозначимость подходов к исследованию культуры”, “Сущность и функции культуры”, “Актуальные проблемы современной культуры”, “Изменение состояния сознания как сторона культуры”.

Политология. Темы: “Политическая власть и механизм её осуществления”, “Политические системы современности”, “Гражданское общество и правовое государство”, “Политическая культура и поведение”, “Личность как субъект политики”.

Основы менеджмента. Темы: “Основные этапы эволюции управленческой мысли”, “Социальная ответственность и этика управления”, “Принятие и реализация управленческих решений”, “Управление персоналом”, “Организационная культура”, “Социальный менеджмент”, “Функции и принципы социального управления”.

Конфликтология. Темы: “Социальные конфликты и их специфика”, “Виды и способы разрешения конфликтов”.

2. Тематический план курса

 

 

 

Количество

Самост.

Всего

Наименование тем

часов

работа

часов

 

 

 

лекции

семинары

студентов

по курсу

Место

этики

в системе

 

 

 

 

человеческих ценностей

2

 

15

17

Профессиональная этика

2

2

15

19

Этика

государственной

 

 

 

 

службы

 

 

2

 

15

17

Культура

социального

 

 

 

 

управления

 

2

2

15

19

ИТОГО:

 

8

4

60

72


3

3. Самостоятельная работа студентов

3.1.Работа с учебной и дополнительной литературой для более глубокого ознакомления с теоретической частью курса.

3.2.Работа с периодической печатью.

3.3.Подготовка к практическим занятиям с использованием методических указаний.

3.4.Подбор материала, необходимого для выполнения контрольной работы по курсу.

3.5.Работа с учебной литературой при подготовке и сдаче зачета

всоответствии с предложенными вопросами.

4.Текущий контроль по курсу, консультации, проверка контрольных работ

5.Итоговый контроль

Для контроля усвоения данной дисциплины предусмотрен зачет.

6. Содержание курса

6.1. Теоретические занятия.

Тема 1. Место этики в системе человеческих ценностей.

Прежде всего следует обратить внимание на то, что этика как наука возникает в период становления государства и его социальных институтов – политики и права. Появление этики вызвано необходимостью поиска наиболее эффективных и гуманных методов, правил и норм регулирования общественных отношений, которые бы удерживали людей от жестокого уничтожения друг друга.

Современный новый тип государственности предполагает проведение сильной социальной политики, направленной на защиту прав человека. Это требует усиления этического аспекта в государственном и муниципальном управлении.

Задача этики – научно обосновать, какой должна быть государственная служба в свете морального закона.

Что такое мораль?

В современной литературе по обществоведению имеются различные представления о морали. А.А. Гусейнов рассматривает мораль как социальный институт и ориентир нравственного выбора, как изменение личности и общества. Ю.А. Шрейдер определяет мораль как “глубинный закон человеческого быта” и заостряет внимание на свободе морального выбора.

4

Мораль – это организационная форма бытия людей, совокупность стандартов, норм, правил, традиций и требований, признанных и разделяемых членами культурных сообществ.

Моральное творчество всегда было обязательным условием на пути совершенствования человека и общества.

Следует обратить внимание на противоречивость морали, раскрыть её структуру и обозначить функции.

Понятие “нравственность” часто отождествляют с понятием “мораль”, но оно имеет свою специфику. Человеку присуще самонаблюдение, самооценка своей жизнедеятельности, и чтобы жить в ладу со своей совестью, нужно выработать в себе “внутреннее чувство истины”, то, что А.Ф. Лосев назвал “метафизикой нравственности”.

Внешний моральный закон помогает человеку выработать свое индивидуальное нравственное предназначение, понять, кто он есть и кем он может и должен быть. По мнению Аристотеля, нравственность

– это качественная характеристика “души” человека. Под нравственностью понимается разумный контроль над своими страстями, сознательное управление жизненными силами.

Наука о морали и нравственности называется этикой. Термин “этика” вводится Аристотелем, который и был первым теоретиком науки о морали на территории Европы.

Задачи этики в том, чтобы раскрыть истоки, сущность и значение морали и нравственности в жизни общества.

Круг задач этики.

1.Научно обосновать необходимость регламентации и стандартизации человеческих отношений.

2.Создать абстрактно-моральные нормы, обеспечивающие стабильность в обществе.

3.Раскрыть единство преемственности и изменчивости в морали

инравственности.

4.Показать многообразие и единство моральных норм и нравственных устоев.

5.Определить пространственно-временную характеристику духовной жизни общества.

6.Создать этические теории, адекватные требованиям времени, историческим условиям и общественному прогрессу.

Первые этические учения обнаруживаются в Древнем Египте в III тысячелетии до н.э. в поучениях Птаххетепа.


5

Начало этики как науки положили этические школы Древней Греции VI-II вв. до н.э.

1.Школа софистов положила начало этическому релятивизму и утилитаризму.

2.Школа сократиков положила начало общечеловеческой обязательной морали – деонтологии.

3.Кирепская школа дала начало двум направлениям: гедонизму и эвдемонизму.

4.Школа киников – скептицизму, нигилизму, цинизму.

Контрольные вопросы

1.Как возникли и что означают термины “этика”, “мораль”, “нравственность”?

2.Когда и почему возникает мораль?

3.Есть ли различия между моралью и нравственностью?

4.Какие социальные задачи решает этика?

5.Какие этические школы существовали в Древней Греции?

Основная литература

1.Гусейнов А.А. Этика / А.А. Гусейнов, Р.Г. Апресян. – М., 1998.

С. 9-40.

2.Шрейдер Ю.А. Этика. – М., 1998. – С. 3-26.

3.Волченко Л.Б. Гуманность, деликатность, вежливость и этикет.

М.: МГУ, 1992.

4.Петрухин Ю.Ю. Этика бизнеса / Ю.Ю. Петрухин, В.К. Бори-

сов. – М., 2000. – С. 11-31.

Дополнительная литература

1.Аристотель. Никомахова этика. – Соч.: В 4 т. – М., 1983. – Т. 4.

2.Попов Л.А. Этика. Курс лекций. – М., 1998.

3.Хайдеггер М. Письмо о гуманизме // Проблема человека в западной философии. – М., 1988.

Тема 2. Профессиональная этика.

В данной теме следует выявить истоки, сущность и содержание профессиональной этики.

Происхождение профессиональной этики связано с наличием особой профессиональной морали, которая была следствием исторически сложившегося общественного разделения труда.

Разделение труда привело к обособлению профессиональных групп, которые оказывали существенное влияние на общественную

6

жизнь. Возникла необходимость в особых, дополнительных нравственных нормах и правилах, которые бы регулировали отношения между людьми как внутри групп, так и между ними.

Повышенные моральные требования предъявляются к тем профессиям, предметом которых является человек. Ещё в глубокой древности возникают профессионально-этические кодексы: “клятва Гиппократа”, “нравственные устои жрецов”, “воинской чести”.

Первые производственные кодексы появляются в XI-XII вв. в ремесленном производстве.

Большую роль в формировании профессиональной этики играло общественное мнение. Общество рассматривает нравственное качество работников как один из элементов его профессиональной пригодности. Безответственное отношение работника к профессиональным обязанностям представляет опасность для окружающих и ведет к деградации самой личности. Каждый вид деятельности определяет и вид профессиональной этики. Виды профессиональной этики: медицинская, педагогическая, инженерная, государственного служащего, ученого и т.д.

Профессиональная нравственность государственных служащих предполагает прежде всего внутреннее желание служить людям. Государственный служащий должен развивать чувства долга и справедливости, уважение к законам, умение творчески решать спорные вопросы государственной деятельности. Основными понятиями профессиональной этики являются: “профессиональный долг”, “профессиональная честь”, “профессиональная справедливость”.

Вотличие от универсальной, профессиональная этика носит прикладной характер, т.е. является методикой выработки нравственных кодексов, норм и правил в каждом конкретном виде деятельности.

Вусловиях формирования единого экономического пространства наряду с национальными профессиональными и корпоративными кодексами создаются международные.

Всовременной России профессиональные и корпоративные кодексы начинают вводиться в начале 90-х годов.

Контрольные вопросы

1.Что явилось основой появления профессиональной этики?

2.Специфика трудовой морали.

3.Основные задачи профессиональной этики.

4.Когда появляются профессиональные кодексы? Их значение.


7

5.Корпоративные кодексы и их значение.

6.В чем отличие корпоративных кодексов от профессиональных?

7.В каком соотношении находятся этика профессиональная и этика универсальная?

Основная литература

1.Петрухин Ю.Ю. Этика бизнеса / Ю.Ю. Петрухин, В.К. Бори-

сов. – М., 2000. – С. 41-53.

2.Шихирев П.Н. Этические принципы ведения дел в России. –

М., 1999. – Раздел 1, гл. 2; раздел 2, гл. 4.

3.Шрейдер Ю.А. Этика. – М., 1998. – Гл. 8.

4.Гусейнов А.А. Этика / А.А. Гусейнов, Р.Г. Апресян. – М., 1998.

Раздел 4.

Дополнительная литература

1.Попов Л.А. Этика и культура. – М., 1998.

2.Уткин Э.А. Этика бизнеса. – М., 1998.

3.Гражданское общество, правовое государство и право // Вопросы философии. – 2002. – № 1.

Тема 3. Этика государственной службы.

Исследование этического аспекта государственной службы дает возможность выявить роль государственной власти в решении проблем во всех сферах общественной жизни – политике, экономике, образовании и т.д.

Современное правовое демократическое государство должно быть гарантом защиты прав и интересов как отдельных граждан, так и социальных групп. Оно должно выступать как механизм согласованности политических, экономических, правовых интересов народов определенной территории. Статус правового государство принимает там, где право выше власти.

Первое десятилетие становления правового государства в России обнаружило ослабление функций власти, правовую некомпетентность, нравственную неразвитость.

Нравственное правосознание предполагает уважение к законам страны, добровольное исполнение своих государственных обязанностей, чувство собственного достоинства, совесть и внутреннюю дисциплину воли, взаимное доверие граждан к власти и власти к гражданам.

8

Поскольку государственные служащие всегда на виду, им приходится придерживаться более высоких стандартов поведения, чем обычным гражданам.

Руководствуясь Законом “Об основах государственной службы Российской Федерации” от 1996 г. и Указом Президента Российской Федерации “Об утверждении общих принципов служебного поведения государственных служащих” от 2002 г., работники государственных и муниципальных органов должны вырабатывать в себе следующие качества: а) компетентность и владение искусством управления; б) преданность делу; в) уважение к людям, тактичность, внимательность, справедливость, честность; г) широту взглядов; д) смелость в поиске новых путей решения проблем; е) достойное отношение к лести и критике; ж) уверенность в себе, стремление выполнять свои обязанности как можно лучше.

Моральность власти поднимает моральность масс. Государственные служащие должны брать во внимание иррационализм в массовом сознании людей, и поэтому готовых на необдуманные действия.

Контрольные вопросы

1.Что такое правовое государство?

2.В чем конкретно проявляется моральность власти?

3.Какие моральные требования предъявляются к государственным служащим?

4.Какие меры необходимы для повышения моральности власти и моральности масс?

Основная литература

1.Социальный менеджмент / Под ред. Н.Н. Гриценко. – Гл. 5;

гл. 11, § 3; гл. 18, § 2-4. – М., 2000.

2.Мартышин О.В. Несколько тезисов о перспективах правового государства в России // Государство и право. – 1996. – № 5.

3.Гегель Г.В. Философия права. – М., 1990. – С. 468-469.

4.Старилов Ю.Н. Институт государственной службы: содержание и структура // Государство и право. – 1996. – № 5.

5.Розенбаум Ю.А. Государственная служба как фактор укрепления целостности государства // Государство и право. – 1999. – № 4.

Дополнительная литература

1. Основы менеджмента / Под ред. А.А. Радугина. – М., 1998. –

С. 326-336.