Файл: История развития менеджмента.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.03.2023

Просмотров: 139

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

-изучена проблема лидерства (Мак-Грегор Д.);

-предложена «теория незрелости», отражающая активизацию неформальных групп в организации как реакцию на поведение руководителей, злоупотребляющих авторитарными методами, считая своих

подчиненных незрелыми личностями, нуждающимися в авторитарном руководстве (Арджирис К.).

Отдельным блоком можно выделить развитие мотивационных теорий этой школы. Такими теориями занимались: А. Маслоу (Пирамида потребностей), Д. Мак-Клеланд (Теория мотивационных потребностей), Фредерик Герцберг (Теория двух факторов – факторы мотивации и факторы контекста), С. Адамс (Теория справедливости) и др.[13].

  1. . Школа науки управления как современный этап эволюции теории менеджмента.

Следствием развития математики и информационных технологий стало появление школы науки управления. Ее фундаментом является количественный подход, предусматривающий применение научных методов при анализе проблем управления и функционирования производственных систем. Для этого активно используется компьютерная техника и математические методы.

Важным инструментом школы науки управления является математическая модель.

Математическая модель – это приближенное описание объекта моделирования, выраженное с помощью математической символики [1, с.131].

Модель позволяет упрощенно отобразить сложную ситуацию, явление или процесс. При этом незначимые в условиях данной проблемы и переменные отбрасываются, что позволяет сконцентрироваться на значимых, количество которых сокращается до управляемого.

Возможность применения данного инструмента в менеджменте обусловлена четырьмя предпосылками [3, с.205]:

-реальные проблемы управления, с которыми сталкиваются менеджеры, отличаются высокой сложностью, большим количеством переменных;

-значительная часть факторов производства может быть подвержена количественному анализу, при этом ориентирами выступают экономические показатели;

-математические модели в науке управления дают возможность получить представление о реальном положении дел, а также путях его улучшения;

-компьютеры повышают эффективность обработки больших объемов информации.

Ключевым отличием школы науки управления является переход от словесных описаний к четким моделям и количественным переменным [13].

Таким образом, за сравнительно небольшой период времени (теория менеджмента является очень молодой) был пройден большой путь, сменилось несколько господствующих концепций. В настоящее время менеджмент продолжает активно развиваться.


1.2. Подходы и типы организации в менеджменте

Во второй половине ХХ в. как реакция на усиливающуюся непредсказуемость неопределенность внешней среды появляются самостоятельные подходы в менеджменте, необходимые организациям для перестройки управления [9, с.48].

Количественный подход тесно связан с применением математических моделей в управлении организациями, стимулировала привлечение положений теории систем, кибернетики. Благодаря этому упростился процесс принятия решений в проблемных ситуациях [17].

Процессный подход способствовал тому, что управление стало рассматриваться не как набор функций, а как целостный процесс непрерывных, взаимосвязанных действий по достижению цели. Процессный подход к управлению организации стал важнейшей предпосылкой технологизации менеджмента [13].

Системный подход дал возможность рассматривать организацию как совокупность взаимосвязанных элементов, взаимодействующих между собой и с окружающей средой. Ради отклонения угроз и использования возможностей для развития системный подход облегчает наблюдения за развитием ситуаций во внутренней и внешней среде [13].

Ситуационный подход возник на основе необходимости для менеджеров быстро решать проблемы в конкретных ситуациях. Такое положение требует от менеджеров моментального ситуационного мышления.

Ситуационный подход доказывает, что нет универсальных методов в управлении организацией. Каждая ситуация требует индивидуального подхода, соответствующих методов, форм и технологий. Умение менеджеров действовать по ситуации оказывает влияние на эффективность организации.

В конце ХХ в. - начале XXI в экономически развитых странах появляется, так называемый, неоклассический менеджмент.

Характерные черты неоклассического менеджмента [18, с.189]:

-рассмотрение организации как открытой системы;

-признание ситуационного подхода как доминирующего в силу непредсказуемости внешней среды;

-развитие корпоративной культуры как мотивационного фактора для персонала;

-вовлечение персонала в управление организацией.

Характерной чертой менеджмента выступает наличие цели управления и соответствующего типа организации управления.

Тип организации менеджмента – это система построения управления организацией [5, с.78].

Современная теория менеджмента представляет два базовых типа управления организациями - бюрократический тип менеджмента и органический тип менеджмента. Оба типа организации менеджмента построены на принципиально разных основаниях, а потому имеют свои особенности и специфические черты. Рассмотрим их более подробно.


Бюрократический тип управления оказался исторически первым. Соответствующая концепция построения организационных структур управления была разработана и предложена немецким социологом М. Вебером в начале ХХ века.

М. Вебер разработал нормативную модель рациональной бюрократии. В ее основу было положено представление о предприятии как об

«организованной организации», предъявляющей жесткие требования к людям и тем структурам, в которых они действуют [17].

Сущность бюрократического типа менеджмента находит свое отражение в его концептуальных положениях.

К фундаментальным основам бюрократического типа управления предприятиями относятся [19, с.20]:

-четкое разделение труда, использования квалифицированных специалистов на каждой должности;

-наличие формальных норм и правил, которые обеспечивают однородность выполнения менеджерами возложенных на них обязанностей и задач;

-иерархичность управления, предполагающая, что нижестоящие уровни подчиняются и контролируются вышестоящими;

-наем на работу сотрудников согласно квалификационным требованиям, предъявляемым к должности, а не на основании субъективных оценок;

-формальная обезличенность, которая характерна для выполнения официальными лицами своих обязанностей.

В целом бюрократический тип менеджмента отличается высокой степенью иерархичности, рациональностью и ответственностью [13].

На практике управленческие структуры бюрократического типа не раз доказывали свою эффективность, особенности по отношению к крупным и сверхкрупным организациям, для которых слаженная четкая работа больших коллективов людей, работающих на достижение единой цели, особенно важна.

Использование бюрократического типа организации менеджмента позволяет мобилизовать энергию членов трудового коллектива и кооперировать их труд при решении крупных проектов, крупносерийном и массовом производстве. В то же время его основными недостатками считаются отсутствие гибкости управленческой системы и неравномерность развития ее структурных элементов [13].

Органический тип организации менеджмента считается относительно молодым. Имея недолгую историю своего существования, он возник как антипод бюрократизма в управлении. Развитие данного типа построения управленческих структур было вызвано потребностью организаций в более гибких и адаптивных структурах.

Органический тип управленческих структур предполагает необходимость обеспечения приспособляемости организации к объективным требованиям реальной действительности. Импровизация ценится больше планирования [19, с.21].


Принципиальными отличиями органического типа организации менеджмента от бюрократического считаются [17]:

-меньшая связанность нормами и правилами;

-высокая гибкость;

-использование в качестве базы групповой организации труда.

Рассмотрим основные черты органического типа организации менеджмента более подробно.

В первую очередь речь идет о принципах принятия управленческих решений. В модели управления данного типа решения принимаются не на основе традиций, правил или авторитета, а вызревают в процессе обсуждений и дискуссий. Обстоятельства, принимаемые во внимание при обсуждении проблем, опираются на доверие и убеждение, а не власть, работа трудового коллектива нацелена на достижение единой цели, а не на исполнение приписанной должностной инструкции.

В роли основных интеграционных факторов развития управленческой системы выступают миссия организации и стратегия ее развития. Правила работы формируются в виде принципов, а не установок.

Работа распределяется между сотрудниками сообразно характеру решаемых проблем, а не на основании их должностей. Кооперация и творческий подход к работе опираются на формирование связей между деятельности отдельных сотрудников и миссией организации в целом.

Сама организация, использующая органический тип менеджмента, готова к проведению прогрессивных изменений и открыта для нововведений [18, с.335].

В целом же органический подход к проектированию и организации менеджмента характеризуется широкой специализацией в работе, относительно небольшим числом формализованных правил и процедур, субъективностью системы отбора и вознаграждения кадров, а также амбициозной ответственностью членов трудового коллектива.

В условиях использования органического типа организации менеджмента необходимость в функциональном разделении труда отпадает, а ответственность работников за общий успех организации повышается [13].

В настоящее время в чистом виде данный тип управления практически не используется, а сам тип управленческой структуры находится на стадии развития. Активное распространение элементы органического типа организации менеджмента получили в тех компаниях, предприятиях, фирмах, которые стремятся приспособиться к динамично меняющейся среде [22, с.167].

Таким образом, менеджмент как молодая наука прошел в своем этапе классическое становление и в данное время трансформируется в неоклассический менеджмент, главной особенностью которого является гибкость, адаптивность.


Выводы по 1 главе

Менеджмент - функция, вид деятельности по руководству людьми в самых разнообразных организациях. Менеджмент - это также область человеческого знания, помогающего осуществлять эту функцию. Менеджмент как наука, возникшая на базе практического опыта управления, опирается на всю сумму знаний об управлении, накопленных человечеством, и содержит концепции, теории, принципы, способы и формы управления.

Как и любая наука, менеджмент базируется на использовании исторического опыта. Изучение уроков истории позволяет избежать противоречий и ошибок, встречающихся на ранних этапах развития науки. Анализ прошлого позволяет лучше понять настоящее, чтобы спрогнозировать будущее развитие.

2. Развитие теорий менеджмента в РФ

2.1. Предпосылки развития теорий менеджмента и его виды в РФ Развитие теорий менеджмента – это процесс становления и

трансформации принципов управления, считающихся основополагающими.

Особенностью развития теорий менеджмента в России является его прерывистость [21, с.23].

Начало развитию менеджмента в России было положено в XVII в., когда начался процесс слияния областей, земель и княжеств. Произошло объединение раздробленных региональных рынков в единый общенациональный рынок.

В развитии системы государственного управления важную роль сыграл А.Л.Ордин-Нащокин (1605—1680). Он попытался ввести городское самоуправление в западных приграничных городах России.

Таким образом, А.Л. Ордин-Нащокин считается одним из первых русских управленцев, поставивших вопрос о развитии не только стратегического, но и тактического (на микроуровне) менеджмента.

Петровские реформы по совершенствованию управления экономикой — особая эпоха в развитии российского менеджмента. Круг его управленческих действий весьма широк — от изменения летоисчисления до создания нового государственного управленческого аппарата [19, с.21].

Детализируя и конкретизируя управленческие аспекты периода правления Петра I, можно выделить следующие преобразования в центральном и местном управлении [14, с.17]: