Файл: Томпсон. Механистическая и немеханистическая наука. Исследование природы сознания и формы.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.06.2024

Просмотров: 478

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

]j

самой своей основе несовместимо с мировоззрением современной науки, и если последнее получило широкое признание, традиционные религиозные концепции кажутся все более и более устаревшими и нереалистичными. По этим причинам доверие к традиционным религиям неуклонно падает, и это усугубляется коррупцией, пристрастностью и лицемерием, пронизавшим многие религиозные организации. Этому также способствуют тенденция к компромиссам, дикие измышления и явные небылицы, породившие хаос множества конфликтующих религиозных сект

ифилософий.

Супадком религии и приходом на ее место механистической философии современной науки человеческое общество оказалось ввергнутым в моральный и духовный кризис. Если механистиче-

ское мировоззрение действительно истинно, то выход из этого кризиса невозможен. В таком случае все, что нам остается, это либо жить с убеждением, что жизнь не имеет никакого смысла, либо добровольно погрузиться в иллюзию и пытаться жить, разрываясь между слепой верой и холодным разумом.

Однако доказательство того, что механистическое мировоззрение не отражает истины во всей ее полноте, все же существует. В этой книге, основываясь на общеизвестных фактах, я покажу, что господствующие в физике и биологии теории имеют серьезные недостатки, причина которых - в их механистической основе. Духовный кризис современного общества можно преодолеть, если дать подлинно научную систему духовного знания, которая бы расширяла и в какой-то степени превосходила современные научные воззрения. Я хочу предложить альтернативу механистическому мировоззрению. Необходимая система знания должна удовлетворять следующим четырем критериям.

Во-первых, коль скоро механистические теории неспособны ничего сказать о предназначении и ценностях личности, искомая система должна быть немеханистической. Любая научная теория

— это система логически последовательных утверждений, поддающихся проверке с помощью объективных наблюдений, и не противоречащих результатам наблюдений. Содержание всех наиболее важных теорий современной науки может быть — по крайней мере в принципе — полностью переведено на язык механистических терминов. Иными словами, теорию можно изложить в форме утверждений, содержащих данные об измерениях и расчетах. Однако нет никаких оснований полагать, что истинная


12

научная теория обязательно должна быть механистической. Не-

 

механистические научные теории вполне возможны, и, чтобы

 

установить прочный фундамент духовного знания, мы должны

 

разработать именно такую теорию.

 

Второй критерий состоит в том, что в рамках искомой систе-

 

мы личность должна обладать некой абсолютной реальностью.

 

Если существование личности не имеет какого-то высшего смыс-

 

ла, невозможно определить цель человеческой жизни. Кроме

 

того, если не рассматривать индивидуум как реальное существо,

 

наделенное свободой воли, моральные и этические ценности

 

также теряют смысл.

 

В этой связи мне хотелось бы отметить, что существуют неко-

 

торые немеханистические философии, в том числе буддизм и

 

монистические философии Индии и Китая, которые не прини-

 

мают реального существования личности. В последнее время

 

было предпринято несколько попыток согласования этих фило-

 

софий с механистическими теориями современной физики5. Од-

 

нако эти усилия не достигли той цели, к которой мы стремимся.

 

Дело в том, что, по существу, эти философии рассматривают

 

личность с позиций того же механистического мировоззрения.

 

Они ставят своей целью освобождение человека от жизненных

 

проблем, причем это освобождение приходит при осознании

 

нереальности существования индивидуума.

 

Третий, критерий состоит в том, что новая система должна в

 

некоторой степени противоречить существующим теориям со-

 

временной науки. Некоторые люди тешат себя надеждой оты-

 

скать систему духовного знания, которая бы гармонично ужива-

 

лась с существующими научными теориями. Я склонен думать,

 

что подобные попытки не увенчаются успехом. Истинно духов-

 

ная наука должна удовлетворять первым двум критериям, что

 

невозможно для универсальной механистической системы. Од-

 

нако отсюда не следует, что поиски подлинно научной духовной

 

системы являются тщетными. При внимательном анализе совре-

 

менной науки можно увидеть, что в результате многие выводы

 

сказались ошибочными.

 

В этой книге мы рассмотрим две основные области, в которых

 

побая истинная система духовного знания неизбежно входит в

|

фотиворечие с теорией. Именно в этих направлениях ученые

 

{опускают неоправданные экстраполяции физических теорий в

[

ггремлении создать универсальную картину мира. Кроме того,

i


Введение

j 3

внимательное сопоставление теории и наблюдений в этих областях показывает, что существующая научная картина мира имеет серьезные изъяны.

Первой из этих областей является биология. Современная биология основана на предположении, будто жизнь можно полностью объяснить на языке физических и химических терминов. Нельзя отрицать, что многие особенности живых организмов можно успешно объяснить с помощью физико-химических моделей, и естественно предположить, что в будущем мы еще глубже поймем физику и химию биологических процессов. Однако мы до сих пор ни на шаг не приблизились к возможности физи- ко-химического анализа какого-либо живого организма.

Точка зрения, согласно которой жизнь не может быть полностью описана с помощью физической теории, называется в современной биологии витализмом. Отношение многих биологов к витализму иллюстрируется следующей цитатой из стандартного учебника биологии: «Те, кто сегодня все еще пытаются заполнить пробелы научного знания с помощью витализма, должны быть готовы к тому, что завтра им придется краснеть от стыда»6. Действительно, многие виталистические теории прошлого оказались несостоятельными и были опровергнуты последующими научными открытиями. Тем не менее отрицательный результат еще не доказывает, что жизнь можно полностью объяснить без обращения к нефизическим принципам, а агрессивность многих1 противников витализма лишь выдает шаткость их позиции. В данной книге я утверждаю, что жизнь нельзя понять без обращения к принципам, которые не только нефизичны (в соответствии с нашим пониманием этого термина), но и строго немеханистичны.

Теория эволюции — это вторая область неоправданной экстраполяции, которую мы рассмотрим. На праздновании столетия со дня рождения Дарвина сэр Джулиан Хаксли заявил: «Эволюция жизни больше не является теорией, теперь она — факт, основа всего нашего мышления»7. Действительно, теория эволюции является важной составной частью любой универсальной механистической системы. Здесь мы снова видим, как вызывающий тон, с которым Хаксли и его соратники отстаивают современную теорию эволюции, выдает присущий ей недостаток убедительных доказательств. В этой книге я приведу доказательства того, что теория эволюции не подкреплена фактическими данными


14

биологии и естественной истории. Кроме того, мы увидим, что любая попытка механистического объяснения происхождения жизни неизбежно сталкивается с фундаментальными теоретическими препятствиями.

Критика существующих научных теорий носит негативный характер. Однако она необходима, чтобы проложить путь для выдвижения позитивных альтернатив механистическому - мировоззрению. Но как прийти к такого рода альтернативе? Этот вопрос вызывает необходимость введения четвертого критерия научной системы духовного знания. Если такая система должна постулировать высшие ценности и смысл человеческой жизни, она должна быть основана на предназначенном для людей знании, которое является универсальным принципом бытия. Иными словами, искомая система должна обращаться к некоему вселенскому источнику знания, от которого исходит высшее руководство.

Если подобный источник существует и доступен людям, то он наверняка был известен людям и в прошлом. В самом деле, трудно представить, что такой совершенный источник знания и абсолютного руководства мог остаться неизвестным для человечества на протяжении всей его истории и обнаружить себя только сейчас. Это соображение значительно упрощает задачу создания подлинно духовной науки. Вместо того чтобы изобретать такую науку, нам следует искать ее среди множества философских и религиозных систем прошлого и настоящего. Нашей задачей, таким образом, является не построение чего-то нового, а скорее поиск и выбор из уже существующего знания.

Система подлинного духовного знания должна обладать всеми признаками научной теории. Она должна обеспечивать логически последовательное описание действительности и располагать приемами, при помощи которых можно было бы проверять истинность наиболее важных положений такого описания. Система должна согласовываться с механистическими теориями в той степени, в какой они остаются справедливыми, но можно ожидать, что она будет вступать в противоречие со многими элементами современного научного знания, которые опираются на необоснованные предположения и экстраполяции. Наиболее важным является то, что система должна содержать практические методы обретения совершенного знания о высшем смысле и дели жизни.

Введение

15

Я попытаюсь внести свой позитивный вклад, описав в этой книге подобную систему духовного знания. Я хотел бы предложить на рассмотрение читателю особую систему теории и практики, выраженную конкретным языком и переданную нам через определенную культурную традицию. И так как практическая наука должна быть точной, я не имею права упускать никаких деталей. Тем не менее меня в основном интересуют общие универсальные принципы, которые могут быть применены в любой области знания. Моя цель — показать возможность существования научной системы духовного знания на конкретном примере подобной системы. Я отнюдь не намерен судить о достоинствах и недостатках других систем или впутываться в любого рода сектантскиепререкания.

Я опишу систему бхакти-йоги, которая изложена в Бхагавадгите*, Бхагавата Пуране9 и другой санскритской литературе Индии. Термин «бхакти-йога» — это название философии и практической методологии живой религиозной традиции, называемой Вайшнавизмом. Науку бхакти-йоги преподавали многие выдающиеся духовные учителя Индии, или ачаръи, включая Рамануджу (1017-1137), Мадхаву (1239-1319) и Чайтанья Махапрабху (1486-1534)10. Лично я узнал о бхакти-йоге от Его Божественной Милости А.Ч. Бхактиведанты Свами Прабхупады, и мое изложение этой системы основано на его наставлениях.

Первые восемь глав этой книги посвящены критическому анализу современных научных теорий и изложению основных понятий системы бхакти-йоги. В девятой главе я покажу, каким образом эти понятия формируют теоретические основы для практического процесса обретения совершенного знания. Анализ современных механистических теорий, приведенный в настоящей книге, выявляет некоторые их недостатки и показывает необходимость разработки немеханистической альтернативной теории. Этот анализ не содержит доказательств того, что система бхакти-йоги — единственно возможная альтернатива, но он показывает, что она удовлетворяет всем необходимым требованиям. Действенность бхакти-йоги может быть убедительно продемонстрирована только в ходе ее практического применения, и это обсуждается в девятой главе.

В своем анализе современных научных теорий я опирался исключительно на логику, повседневный опыт, а также на данные, приводимые в технических журналах и других обычных источ-


16

никах научной информации. Под повседневным опытом я подразумеваю опыт непосредственного восприятия действительности нашим сознанием. Как будет показано дальше, все упомянутые формы доказательств, за исключением непосредственного опыта нашего сознания, могут быть выражены математическим языком и, следовательно, являются механистическими. Сознание, однако, не может быть описано математическим языком, и потому оно в полном смысле слова является немеханистической составляющей нашего личного опыта.

Немеханистическая теория не может базироваться на одних лишь механистических фактах, таких, например, как соотношение численных данных. Если мы хотим, чтобы немеханистические объекты и их свойства играли в нашей теории не просто роль отвлеченных рассуждений, а представляли собой нечто фундаментальное, мы должны предложить какие-то средства для их прямого наблюдения. Важно отметить, что наше сознание, или присущая нам способность наблюдения, имеет немеханистическую природу, несмотря на то, что обычно мы используем его для наблюдений, результаты которых представимы в численной форме.

Основным принципом немеханистической системы бхактийоги является идея о том, что границы нашего сознательного восприятия могут быть значительно расширены. В соответствии с философией Бхагавад-гиты сознающая личность является основным элементом реальности. Изначально существуют два типа сознающих существ: единая вселенская Верховная Личность, или «пурушоттама», и бесчисленные наделенные сознанием индивидуальные личности, или «дживатмы». Подобно тому, как электроны взаимодействуют с электрическим полем, подчиняясь законам природы, так и дживатмы присущим им способом взаимодействуют с пурушоттамой, всепронизывающим сознающим Существом. Основной задачей бхакти-йоги является практическое изучение этого взаимодействия путем его непосредственного осознания, и поэтому бхакти-йогу можно рассматривать как своего рода физику высшего сознания.

В физике взаимодействие электрона и электрического поля изучается при помощи определенных экспериментов, использующих принципы электромагнитной теории. Точно так же взаимодействие между индивидуальной личностью и Верховной Личностью может быть непосредственно исследовано при по-