Файл: Томпсон. Механистическая и немеханистическая наука. Исследование природы сознания и формы.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.06.2024
Просмотров: 484
Скачиваний: 0
262 |
Глава 9 |
взаимоотношений с Верховной Личностью является то, что человек вступаетв связь с источником высшего знания.
Целью бхакти-йоги является очищение индивидуального сознания человека и восстановление естественных взаимоотношений личности с Кришной. Это происходит в процессе преданного служения Господу. Точно так же, как хромой обретает способность ходить путем упорных упражнений, так же и материально обусловленный человек учится любовному служению Кришне, осуществляя это служение на практике. Для этого требуется установление начальной связи, позволяющей человеку служить Кришне путем выполнения определенных действий при помощи своего материального тела. Установление такой первоначальной связи включает в себя множество важных моментов, которые мы вкратце обсудим.
Сначала рассмотрим важность правильного мироощущения для достижения успеха в поиске знания. Современное научное мировоззрение опирается на идею о том, что природа является продуктом неких безличных процессов, доступных человеческому разуму. В соответствии с данным утверждением, многие ученые рассматривают природу в качестве пассивного объекта порабощения и эксплуатации, пытаясь силой вырвать у природы ее тайны при помощи собственного ума и чувств. Под стать такого рода агрессивному отношению и сами теории современной науки, развитие которых как правило происходило под сильным влиянием агрессивности и стремления к господству.
В противоположность этому, бхакти-йога исходит из того, что природа есть результат деятельности высшего интеллекта, лежащего за пределами человеческого разума. Подход бхактийоги состоит не в том, чтобы покорить высший разум, а в том, чтобы сотрудничать с ним. Человек не в силах обрести истинное знание о Кришне при помощи своего ограниченного ума. Важнейшим моментом бхакти-йоги является то, что по милости Кришны это знание открывается всякому, кто.приближается к Нему с любовью в сердце. Именно об этом говорит Кришна, обращаясь к Арджуне, в Бхагавад-гите:
«Всегда думай обо Мне, стань Моим бхактой, поклоняйся Мне и выражай Мне почтение. Так ты непременно придешь ко Мне. Я обещаю тебе это, ибо ты — Мой дорогой друг»3.
Проявляя по отношению к абсолютной истине враждебность, агрессию, стремясь завоевать ее силой своего интеллекта, чело-
Гносеология трансцендентного сознания |
263 |
век в поисках знания обречен на полную зависимость от своих обыденных чувств и умственных способностей. Если же он принимает искреннее и любовное отношение к Абсолюту, то по Его милости внутренние и внешние обстоятельства человека постепенно сложатся так, что ему откроется доступ к абсолютному знанию. Таким образом, главным моментом является изменение отношения человека. Поначалу он может иметь лишь самое общее, неясное представление об абсолютной истине. Однако если человек сумеет развить в себе по-настоящему благожелательное отношение к Абсолюту, он постепенно обретет способность к личному общению с Верховной Личностью и установлению с Ней взаимных отношений любви и доверия.
Это подводит нас ко второму вопросу. Если человек изначально ограничен своими телесными чувствами, как он сможет сделать самый первый шаг к обретению трансцендентного знания? И если высшей целью его существования является служение трансцендентной Верховной Личности, то способен ли он на это, будучи ограничен в своей деятельности лишь взаимодействием с материей? Ответ состоит в том, что Кришна способен общаться с дживатмой двумя основными способами — изнутри, в качестве всепроникающей Сверхдуши, и внешне — через посредство другого человека, с которым у Него уже установлена трансцендентальная связь.
Такого человека называют гуру — духовным учителем. Вот как описывает роль гуру Бхагавад-гита:
«Попытайся узнать истину, обратившись к духовному учителю. Вопрошай его смиренно и служи ему. Постигшие себя души способны дать тебе знание, ибо они видят истину»4.
Поскольку гуру находится в прямом контакте с Кришной, он имеет право выступать в качестве его представителя. Гуру может распространять среди людей знание о Кришне посредством печатного и устного слова, может принимать служение вместо Него и для Него. В согласии с системой бхакти-йоги человек может начинать служение Кришне, выбрав себе духовного учителя, узнавая о Кришне от своего гуру и служа ему. Служение гуру воспринимается Кришной как служение Ему самому, и в качестве благодарности за это служение просветляет человека знанием, необходимым ему для дальнейшего продвижения по пути бхак- ти-йоги.
264 |
Глава 9 |
Сущность процесса бхакти-йоги выражена в следующем утверждении из Чайтанья-чаритамриты:
«Кришна пребывает в сердце каждого как чайтъя-гуру, духовный учитель, находящийся внутри. Когда Он благосклонен к возвышенной душе, Он лично дает ей наставления в том, как продвигаться в преданном служении. Он наставляет душу либо изнутри, выступая в
роли Сверхдуши, либо извне — через посредство духовного учителя»5.
На первых ступенях процесса ищущий знания ученых почти полностью зависит от руководства извне, то есть от гуру. Однако в ходе служения духовному учителю устанавливается связь кандидата с самим Кришной. При этом пробуждаются естественно присущие ему личные взаимоотношения с Господом.
9.2. Вера, субъективность и подтверждаемость
Сейчас нам хотелось бы сделать несколько замечаний о роли веры в процессе бхакти-йоги. Нередко приходится слышать, что религия зиждется либо на субъективных представлениях, недоступных проверке другими людьми, либо на доктринах, которые нельзя проверить вообще. При этом подразумевается, что религия есть проявление слепой веры. Мы должны заметить, что все это ни в коей мере не относится к процессу бхакти-йоги, поскольку данное учение основано на поддающемся проверке наблюдении. Разумеется, озарения, получаемые человеком в ходе этого процесса нельзя проверить посредством обычного чувственного восприятия. Но они могут быть подтверждены другими личностями также обладающими высшими сенсорными способностями.
В главе 3 мы проиллюстрировали это обстоятельство на примере двух человек, наблюдающих за восходом солнца в присутствии третьего, слепого от рождения человека. Зрячие имеют возможность обсуждать то, что они видят, и оба они согласны с тем, что видят именно рассвет. Если это потребуется, они могут обратиться за подтверждением к другим зрячим людям. В то же самое время, слепой не может проверить, действительно ли существует явление восхода солнца и, скорее всего, не в силах сформировать сколько-нибудь реалистичного представления о том, как это явление выглядит. Он может либо принять его на веру, либо столь же слепо отвергнуть, либо выступить с позиции агностицизма.
Гносеология трансцендентного сознания |
265 |
Можно возразить, что со стороны ограниченного круга людей было бы совершенно некорректно выдвигать концепцию знания, которое может быть получено лишь при помощи методов, недоступных другим людям. Тем не менее такого рода возражение в большей степени применимо к отдельным областям современной науки, чем к учению бхакти-йоги. К примеру, для демонстрации существования так называемых «фундаментальных» частиц физики используют дорогостоящие ускорители и сложнейшие методы математического анализа, в то время как заурядный человек не имеет доступа к такому оборудованию, не обладает достаточными знаниями для того, чтобы им пользоваться, и поэтому вынужден принимать результаты физических открытий на веру. Тем не менее физики не сомневаются в том, что они могут проверять результаты друг друга и ни за что не согласились бы с тем, что их выводы неверны лишь только потому, что их не может проверить, скажем, юрист.
Общим правилом признания объективности определенного \ класса научных результатов является наличие компетентной группы людей, способных дать о них квалифицированное и ответственное заключение. Входящие в такого рода группу эксперты должны достичь согласия как по поводу теоретического объяснения наблюдаемых явлений, так и их интерпретации. Экспертная оценка — это общепринятая процедура современной науки; то же самое можно сказать и о процессе бхакти-йоги — учения, передаваемого из поколения в поколение духовными наставниками, достигшими высшего самоосознания. Духовные наставники строго придерживаются знания, которое содержится в таких книгах, как Бхагавад-гита; сообщаемые ими сведения и выводы могут быть проверены более широким кругом просветленных душ, или садху, которые столь же компетентны обсуждать и оценивать высшие достижения процесса бхакти-йоги, как специалисты-физики — обсуждать и оценивать полученные их коллегами экспериментальные результаты6.
Итак, учение бхакти-йоги основывается на поддающемся проверке наблюдении — следовательно, в нем нет места ни слепой вере, ни спекулятивным построениям. Тем не менее элемент веры присутствует в любом трудном начинании, и процесс бхакти-йоги не является исключением. Например, приступая к изучению современной химии, студент принимает на веру истинность множества экспериментальных результатов, на которых