Файл: Томпсон. Механистическая и немеханистическая наука. Исследование природы сознания и формы.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.06.2024
Просмотров: 495
Скачиваний: 0
220
ства и времени; что же тогда пронизывает все пространство и время и определяет, к примеру, что гравитация действует в согласии со значением универсальной константы G?
В повседневной жизни к нам приходит желание исполнять определенные действия, и мы обычно находим, что наше тело немедленно действует в соответствии с нашими желаниями. Мы не знаем, каким именно образом наше желание вызывает действие; нам кажется, что это происходит автоматически. Мы считаем это само собой разумеющимся и думаем: «Я делаю это». Однако, согласно Бхагавад-гите, в действительности это Сверхдуша воспринимает наши желания и претворяет их в действия. Она делает это, манипулируя законами природы на очень тонком уровне. Вследствие этого создается впечатление, что наши действия обусловлены известными физическими законами, хотя если мы проведем достаточно тщательный анализ, то обнаружим отсутствие какой-либо фиксированной системы законов, способных объяснить их.
Таким образом, философия Бхагавад-гиты предлагает простое объяснение феномена вдохновения — то самое объяснение, которому так противился Пуанкаре в ходе анализа примеров своих собственных математических озарений. В каждом из описанных нами случаев человек сначала ощущает сильнейшее желание решить сложную задачу — например доказать теорему — и, как правило, прилагает в этом направлении значительные, но бесплодные усилия, а затем ему внезапно и неожиданно является искомое решение. Впрочем, пример Моцарта свидетельствует о том, что период первоначальных неудач может и отсутствовать. Как мы уже видели на многих примерах, такое внезапное озарение нельзя считать побочным продуктом известных физических процессов. И в то же самое время его можно легко объяснить как отклик Сверхдуши на желания воплощенного в материальном теле живого существа.
Следует отметить, что вдохновение приходит к разным людям по-разному. Одну и ту же проблему могут разрабатывать два человека, равные по способностям и образованию, но один из них находит решение, а другой — нет. Бхагавад-гита объясняет такое неравенство следствием кармы, то есть накопленных последствий предыдущих поступков. Направляя действия материального тела, Сверхдуша принимает во внимание не только желания живого существа, но также и результаты его прошлой дея-
О вдохновении |
221 |
|
тельности. Она принимает решения, основываясь на своде законов высшего порядка, законов кармы, являющихся стандартом всеобщей справедливости и морали. Законы эти столь же реальны, как и «законы природы» физики и химии, но они намного сложнее последних и непосредственно связаны с живыми существами.
Бхагавад-гита прежде всего рассматривает способы освобождения индивидуального сознающего существа от его прошлой кармы. Живое существо подчиняющееся законам кармы является более или менее пассивным свидетелем драмы совершаемых телом действий и их последствий, происходящих от прошлых и настоящих желаний. Находясь в этом состоянии, живые существа как правило полностью отождествляют себя со своей физической оболочкой и не имеют ни малейшего представления о той роли, которую играет Сверхдуша в их жизни.
Всогласии с законами кармы, отношения между дживатмой и Кришной носят безличный характер и осуществляются в строго установленном порядке. Тем не менее дживатма имеет возможность осознать Верховную Личность и установить с Ней личные взаимоотношения. В таком состоянии сознания дживатма освобождается от последствий своей прошлой деятельности и полностью осознает свою нематериальную природу.
Вдостижении такого состояния сознания важную роль играет вдохновение. Кришна говорит: «Тем, кто постоянно и с любовью служат Мне, Я даю понимание, при помощи которого они могут
прийти ко Мне. Чтобы оказать им особую милость, Я, пребывающий в их сердцах, сиянием знания рассеиваю тьму, порожденную невежеством»17. Смысл данного утверждения состоит в том, что непосредственное знание о Верховной Личности доступно каждому, кто желает приблизиться к Нему с любовью. Как правило, Кришна обеспечивает воплощенную дживатму только той информацией, которая имеет отношение к ее материальным желаниям. Однако если дживатма приходит-к Кришне с любовью, и не имеет скрытых материальных мотивов, Он являет Себя во всей полноте.
В этом и заключается вывод Бхагавад-гиты, который представляет собой единственный реальный способ проверки истинности этой философии. В ходе анализа эмпирических аргументов мы обнаружили недостатки механистических теорий и показали наличие в Бхагавад-гите важнейших элементов знания, отсутст-
222 |
Глава |
вующих в общепринятом ныне научном мировоззрении. Не выходя за рамки механистического мышления, мы не в силах ни подтвердить истинность лежащей в его основе философии, ни применить ее на практике. Мы можем проверить истинность трансцендентного явления лишь тогда, когда сами достигнем трансцендентного уровня.
Мы уже упоминали о том, что в согласии с Бхагавад-гитой такое трансцендентное сознание теоретически достижимо. Всякая личность неразрывно связана со Сверхдушой и в принципе способна общаться с Ней на уровне личного контакта. В гл. 9 мы обсудим вопросы гносеологии трансцендентного знания и кратко опишем пути практической реализации этой возможности.
|
Примечания |
1. |
Brush, Should the History ofScience he Rated X? p. 1167 |
2. |
Hadamard, The Psychology of Invention in the Mathematical |
|
Field, p. 15. |
3. |
Poincare, The Foundations of Science, pp. 387-388. |
4.Ibid.
5.Hadam ard, p. 16.
6.Poincare, p. 390.
7.Poincare, p. 391.
8.Hadamard, p. 118.
9.Hadamard, p. 120. lO.Poincare, p. 390.
11.Weizenbaum, Computer Power and Human Reason, chap. 9. 12.A.C. Bhaktivedanta Swami Prabhupada, Bhagavad-gita As It Is,
text 3.27, p. 192. 13-Ibid., texts.14,p. 286. 14-Ibid., text 9.10, p. 457. fS.Ibid., text 18.61, p. 830. 16.1bid.,textl3.17,p. 640.
17.1bid.,texts 10.10-11, pp. 506-508.
Глава 8
Эволюционная доктрина
Свое выступление на заседании, посвященном столетию Дарвина, сэр Джулиан Гексли закончил следующими словами: «Все достойные уважения специалисты в области эволюционной биологии в настоящее время согласны с тем, что эволюция жизни направляется естественным отбором, и ничем более»1.
Среди присутствовавших на заседании известных биологов и специалистов по теории эволюции царило единое мнение, что возникновение живых видов объяснено уже почти до конца. Эволюционисты совершенно точно установили, что развитие всех живых организмов происходило путем постепенных изменений форм и функций, которые медленно накапливались в бесчисленных поколениях в течение огромных геологических периодов времени. Генетики показали, что все биологические вариации возникают в результате случайных генетических изменений, называемых мутациями. На этом основании теоретикиэволюционисты сделали непреложный вывод о том, что дарвиновский естественный отбор является единственной силой, осуществляющей селекцию этих вариаций и моделирующей таким образом все многообразие живых форм. Несмотря на то, что оставались неразрешенными отдельные второстепенные вопросы, ученые полагали, что построение науки о жизни и ее историческом развитии практически завершено.
Вспоминая о впечатляющем единодушии, царившем среди ученых всего лишь два десятка лет назад, мы, вероятно, будем весьма удивлены, услышав о том, что в настоящее время теория эволюции вновь стала основным предметом разногласий среди самих эволюционистов. В течение последних лет незыблемые установления теории мутации и естественного отбора подвергаются критическому переосмыслению, а лежащие в ее основе данные — интерпретациям самого различного толка. Теория продемонстрировала свою несостоятельность, хотя ученым до сих пор так и не удалось разработать достойной замены.
Столкновение критических мнений приняло особенно острый характер, когда около ста пятидесяти известных ученых собра-
224 |
Глава 8 |
лись в чикагском музее Естественной истории, чтобы обсудить различные противоречивые гипотезы об эволюции природы. После четырех дней ожесточенных дискуссий (на заседания были допущены лишь несколько посторонних) эволюционисты попрежнему сохраняли уверенность в том, что эволюция есть неопровержимый факт. К сожалению, они так и не смогли достичь ясного понимания того, в чем этот факт состоит. По утверждению газеты «Нью-Йорк Тайме», ученые оказались не в силах ни указать механизм эволюции, ни прийти к согласию по поводу того, «каким образом можно установить с какой-то степенью определенности, что эволюция происходила тем или иным путем»2.
Чем объяснить такой переход от единодушия и уверенности к противостоянию и колебаниям? Мы попытаемся ответить на этот вопрос путем тщательного изучения основ современной теории эволюции, постараемся выяснить, почему многие ученые искали объяснение феномена жизни в эволюционном развитии, и укажем на некоторые проблемы, вставшие на пути их поисков.
Мы намерены показать, что создание теории эволюции было мотивировано отнюдь не убедительностью эмпирических фактов, а скорее философским заблуждением. Одним из наиболее часто упоминавшихся аргументов в пользу эволюционной теории было то, что данная теория является единственной альтернативой концепциям божественного творения. Таким образом, теория эволюции выступает в качестве естественно — научного противовеса нежелательному и неудовлетворительному духовному мировоззрению. Мы считаем, что это ошибка и что основополагающие философские вопросы можно решить только принимая прямой научный подход к духовному знанию.
8.1. Эволюция — невидимый процесс
Выдвигая впервые свою теорию эволюции, Чарльз Дарвин утверждал, что формы живых организмов изменяются медленно и постепенно, от поколения к поколению, и в ходе этих изменений в течение миллионов лет возникают новые виды и высшие формы организмов. При этом подразумевалось, что окаменелые следы древней растительности и животной жизни должны отражать процесс непрерывного развития от примитивных до самых сложных форм. И поскольку живые организмы действительно оставляют отпечатки, ученые надеялись обнаружить окаменев-