Файл: Томпсон. Механистическая и немеханистическая наука. Исследование природы сознания и формы.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.06.2024
Просмотров: 483
Скачиваний: 0
34 |
Глава 1 |
сознание является объективной чертой универсальной реальности. По его мнению, оно связано с телесными оболочками индивидуумов, но при этом находится за пределами материи и энергии. Гексли считал, что сознание является «эпифеноменом» — совершенно нематериальным явлением, которое возникает в результате определенных материальных процессов, но не воздействует на них.
В соответствии с идеями Гексли сознание реально, однако каждый может его воспринять только индивидуально, как внутреннюю реальность. Сознание отдельного индивидуума является своего рода тупиком: на него воздействуют происходящие в мозгу материальные процессы, но само оно неспособно воздействовать на материальный измерительный прибор. Более того, сознание обладает способностью к саморефлексии, а это значит, что для того, чтобы понять себя, оно должно каким-то образом на себя воздействовать. Однако модель Гексли не позволяет сознанию индивидуума непосредственно воздействовать на сознание другого человека. Если Гексли прав, то мы просто не сможем узнать о сознании больше того, что мы знаем. Никто не сможет ничего узнать о сознании конкретной личности, кроме самого этого сознания, которое неизбежно останется пассивным наблюдателем физико-химических процессов, происходящих в теле. Процессов, на которые оно не будет оказывать никакого влияния, даже когда тело будет писать эссе о нефизической природе сознания.
Мы склонны считать, что хотя Гексли был прав, указывая на го, что сознание является чем-то отличным от материи, его концепция эпифеномена слишком ограниченна. В данной главе нам хотелось бы предложить альтернативную модель, в рамках которой сознание обладает свойствами, позволяющими непосредственно изучать его как нефизическое, не поддающееся количественному определению свойство реальной действительности. Источником информации для построения данной модели послужат Бхагавад-гита и другая литература, относящаяся к ведиче- :кой традиции Индии6. Мы почерпнем из этих источников нежолько основных тезисов о природе сознания, которые могут рассматриваться в качестве аксиом для нашей модели. В данном случае нашей целью будет не доказательство истинности этой модели, а скорее получение некоторого представления о том, что можно считать истиной. Впрочем, мы увидим, что наши аксио-
За пределами механики восприятия |
3 5 |
мы укажут нам и пути изучения самой модели. Как и в любой другой научной теории, ценность модели может быть установлена только после получения положительного результата исследований.
В нашей модели мы постулируем, что сознание любого человека существует благодаря существованию отдельной нефизической сущности, называемой «сознающее Я», или дживатма. Ниже перечисляются некоторые черты и свойства этой сущности.
1.Дживатма является элементарной единицей сознания.
2.Существует бесчисленное множество дживатм, которые не возможно ни создать, ни уничтожить.
3.Все дживатмы качественно равны.
4.Дживатмы не могут быть описаны с помощью чисел, хотя и способны проявлять свойства, допускающие количественное определение, - например положение в пространстве.
5.Дживатмы подчиняются психологическим законам высшего порядка, которые определяют свойства и формы деятельности, не поддающиеся математическому описанию.
6.Дживатмы не взаимодействуют с материей в соответствии с известными законами физики, такими, как, например, законы гравитации и электромагнетизма.
7.Дживатмы обладают самосознанием и способны к са-
моанализу. Кроме того, им изначально присущи чувства, с помощью которых они могут воспринимать как /- ^материю, так и других существ, обладающих сознанием. 8.^Дживатмы имеют тенденцию присоединяться к материальным телам, хотя они независимы от материи и спо-
собны свободно функционировать отдельно от нее. Первая аксиома вводит понятие «сознающего Я» как недели-
мой естественной сущности, аналогично идеализированным элементарным частицам, в которых физики видят основу материи. Идея состоит в том, что сознание есть изначальное свойство реальности, а не просто наименование, используемое для обозначения некоторых физико-химических процессов. Вторая аксиома подчеркивает индивидуальность природы сознания. Отметим, что данная аксиома является достаточно сильным утверждением и его нельзя подтвердить одним лишь существованием такой
36 |
Глава 1 |
индивидуальности. Третье утверждение доказать столь же трудно. Оно дает основу философии всеобщего равенства, декларируя равенство внутренних «Я» всех без исключения живых существ.
Четвертая и пятая аксиомы выражают основной вывод, полученный нами в ходе анализа процесса восприятия. Понятие сознания включает в себя качества и признаки, такие, как, например, красный цвет, которые не могут быть выражены в численной форме. Следовательно, джившпма как элемент сознания также не может быть выражена в численной форме. Со времен Ньютона многих физиков воодушевляла идея о том, что основные свойства реальности можно описать с помощью численных моделей. Однако эта идея представляет собой просто рабочую гипотезу и не обязательно является истиной. По нашему глубокому убеждению, в мире можно обнаружить множество качеств, свойств и сущностей, которые невозможно описать с помощью чисел. Однако следует заметить, что не поддающаяся численному описанию сущность может иметь свойства, допускающие количественную оценку, как утверждается в четвертой аксиоме. Используя выражение «не поддающееся численному описанию», мы имеем в виду только то, что все возможные попытки численного описания окажутся существенно неполными. Это не значит, что такие описания в принципе невозможны.
Аксиомы с шестой по восьмую дают нам информацию о том,
вкаких направлениях можно вести практическое исследование модели «сознающего Я». Так, очень важное указание содержится
вседьмой аксиоме, постулирующей наличие у дживатм собственных, изначально присущих им чувств. Анализируя процесс восприятия, мы изучили материальный механизм зрения и увидели, как информация, содержащая образ наблюдаемого объек-
та, в конечном итоге передается в мозг в виде нервных импульсов. Тем не менее мы так и не смогли объяснить, каким именно образом последовательность импульсов создает осознанное восприятие объекта.
В нашей модели мы постулируем, что дживатма обладает своими собственными чувствами, которые используются только для того, чтобы получать информацию от материальных органов чувств. Мы можем сравнить положение дживатмы в материальном теле с положением человека, который управляет самолетом, летящим сквозь густой туман. В такой ситуации человек
За пределами механики восприятия |
37 |
может получить лишь весьма ограниченное представление о своем окружении, пользуясь информацией с экрана радара и высотомера, хотя он по-прежнему не только сохраняет свои нормальные чувства, но и использует их для наблюдения за приборами.
Поскольку органы чувств человека материальны, они могут предоставить нам информацию лишь о сочетаниях материальной энергии и происходящих с ними изменениях. Такая информация позволяет сделать косвенные заключения о самой дживатме, но не может дать нам непосредственного знания о ней. Однако седьмая аксиома постулирует способность дживатмы напрямую получать информацию о других дживатмах, используя всю силу своих естественных чувств. В этом случае можно утверждать, что восприятие сознания не носит строго субъективного характера. Люди, способные воспринимать друг друга пробудившимися чувствами, могли бы обсуждать и исследовать сознание с той же объективностью, с какой современные ученые исследуют неживую материю.
Цель настоящей главы состоит в том, чтобы показать возможность такого непосредственного изучения сознания. Практические методы такого исследования будут обсуждены в девятой главе. В завершение отметим интересную особенность одного из таких методов, метода бхакти-йоги, который описан в санскритской литературе, такой например как Бхакти-расамрита- синдху Шрилы Рупы Госвами7. Этот метод включает в себя повторение мантр, как, например:
Харе Кришна, Харе Кришна, Кришна Кришна, Харе Харе Харе Рама, Харе Рама, Рама Рама, Харе Харе.
Всоответствии с системой бхакти-йоги воспевание очищает дживатму от последствий ее связи с материей и таким образом пробуждает естественные сенсорные возможности дживатмы. Интересное свойство этого воспевания состоит в том, что последователи бхакти-йоги воспринимают слова Харе, Кришна и Рама как символы, заключающие в себе абсолютный смысл, лежащий за пределами мира, поддающегося численному описанию.
Вфизике мы также встречаемся с числами, которые, повидимому, носят абсолютный характер. Например, некоторые
физики полагают, что постоянная тонкой структуры
rjc/e" =137 представляет собой абсолютное, неизменное свойство реальности8. Здесь мы можем заметить, что в прямом под-
38 |
Глава 1 |
ходе к изучению сознания должно быть предусмотрено место для понятий и даже символов, которые будут представлять из себя не просто систему знаков, а нечто большее: они должны принадлежать измерению, которое невозможно описать числами. Чтобы дживатма могла воспринять эти символы во всей их полноте она должна воспринимать их своими собственными чувствами, а не через посредство искажающих их органов чувств тела. В этой связи интересно отметить, что система бхакти-йоги использует абсолютные символы такого рода. Символы, которые можно было бы назвать трансцендентными константами природы.
Примечания
1.Elliot and Ray, Biology, p. 67.
2.Villee and Dethier, Biological Principles and Processes, p. 12.
3.Watson, Molecular Biology of the Gene, p. 69.
4.Wigner, Two Kinds ofReality, p. 251.
5.Huxley, Essays on Some Controverted Questions, p. 220.
6.А.Ч.Бхактиведанта Свами Прабхупада. «Бхагавад-гита как
она есть», 1. А.Ч.Бхактиведанта Свами Прабхупада. «Нектар преданнос-
ти».
8. Dirac, The Evolution of the Physicist's Picture ofNature, p. 48-49.
Глава 2
«Думающие» машины и психофизический параллелизм
Авторы научно-фантастических произведений нередко пытаются решить проблему старения и смерти, исходя из идеи о том, что человек — это, в сущности, сложная машина. Типичный эпизод: врач с помощью техников сканирует голову умирающего Сэмюэла Джонса, используя «цереброскоп», чрезвычайно чувствительный прибор, точнейшим образом регистрирующий все синаптические связи нейронов мозга. Затем ЭВМ преобразует полученные данные в компьютерную программу, которая во всех деталях моделирует внутреннюю деятельность этого конкретного мозга.
Как только эта программа запускается на соответствующем компьютере, мистер Джонс, но уже в виде машины, как бы возвращается к жизни. «Я избежал смерти!» — восклицает компьютер через электронный звуковой генератор. Оглядывая комнату с помощью стереоскопической телекамеры, компьютеризированный мистер Джонс кажется несколько смущенным своим новым воплощением. Однако в беседе со старыми друзьями «он» проявляет все характерные особенности настоящего мистера Джонса. Итак, в рассказе мистер Джонс продолжает жить в виде компьютера. Единственное, чего он теперь боится и что пытается предотвратить — как бы кто не стер его из компьютерной памяти.
Кому-то эта идея может показаться неправдоподобной, и тем не менее многие выдающиеся мыслители современной науки относятся к лежащему в его основе принципу с полной серьезностью. По сути дела, подавляющее большинство естествоиспытателей абсолютно убеждены, что живое существо является всего лишь очень сложной машиной, построенной из молекулярных блоков. В философии и психологии подобное предположение ведет к неизбежному выводу о том, что ум представляет собой проявление биофизической функции мозга и не более того. В соответствии с данной точкой зрения все понятия, которые обычно характеризуют человеческую личность (сознание, воспри-