Файл: Томпсон. Механистическая и немеханистическая наука. Исследование природы сознания и формы.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.06.2024

Просмотров: 486

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

40

Глава 2

ятие, смысл, цель, разум), могут быть исчерпывающе объяснены исходяизмеханистическихпредставлений.

Этой концепции всегда сопутствовали беспочвенные гипотезы о возможности создания машин, имитирующих свойства личности. Однако в настоящий момент дело не ограничивается одними гипотезами. Появление компьютеров нового поколения породило области научных исследований, которые направлены, на практическое создание подобных машин. В рамках науки об искусственном интеллекте, или «инженерии мышления», ученые развивают идею о том, что достаточно сложный и быстродействующий компьютер сможет воспроизвести все аспекты сознающей личности. Из брошюры Массачусетского технологического института, написанной в 1979 году, мы узнаем, например, о том, что «инженерия мышления» предполагает новый подход к проблеме мышления и интеллекта, «подход, совершенно отличный от принятого в философии и психологии, согласно которому специалисты «инженерии мышления» стараются создать разум» (в машине)1.

Настоящая глава посвящена изучению вопроса о том, способна ли машина обрести собственное «сознающее Я», которое воспринимало бы себя как наблюдателя и созидателя. В качестве основного тезиса я выдвигаю положение о том, что хотя компьютеры в принципе способны воспроизводить сложные последовательности действий, сравнимые с поведением человека, они гем не менее неспособны обрести самосознание, если только в действие не вступают некоторые высшие законы, неизвестные современной науке. Как ни странно, мы можем сформулировать достаточно убедительные аргументы в пользу нашего основного гезиса, основываясь на тех самых принципах, на которых строится наука об искусственном интеллекте. Непредвзятый анализ )тих аргументов приводит к убеждению, что компьютер не мокет обладать сознанием. Используя аналогичные аргументы при шализе «машины» человеческого мозга, мы убеждаемся, что они ;видетельствуют в пользу немеханистического понимания сознашя личности.

2.1. Как работает компьютер

Продолжая наше исследование, рассмотрим некий гипотети- [еский компьютер, который обладает столь же развитым интел- :ектом и самосознанием, что и человек. Совершенно необяза-

«Думающие» машины и психофизический параллелизм

41

тельно, чтобы компьютер дублировал мышление конкретного человека, например мистера Джонса из нашего рассказа, хотя такую возможность также было бы интересно рассмотреть. Предположим для простоты, что у компьютера могут быть осознанные мысли, эмоции и чувственные восприятия, аналогичные человеческим.

Для начала вкратце ознакомимся с внутренней организацией нашего «разумного» компьютера. Поскольку он принадлежит к цифровым ЭВМ, у него есть хранилище информации (так называемая «память»), центральный процессор (ЦП), а также различные устройства для обмена информацией с внешним миром.

Память является пассивным промежуточным звеном: она служит для хранения больших объемов информации в форме чисел. Типичную компьютерную память можно представить себе

ввиде ряда пронумерованных ячеек, каждая из которых содержит в себе число. Некоторые из ячеек содержат закодированные

вцифровом виде команды, определяющие программу действий компьютера. Другие ячейки содержат самые разнообразные дан-

ные, а остальные — промежуточные результаты вычислений. Физически эти числа могут быть представлены в памяти машины в виде зарядов крохотных конденсаторов, распределения намагниченности маленьких магнитов, а также многими другими способами.

Активные операции выполняются центральным процессором компьютера. ЦП способен выполнять определенное количество простейших операций над символами. Обычно такие операции включают в себя следующие шаги: первым делом из определенной области памяти («адреса») извлекается закодированная команда, соответствующая операции, которую нужно выполнить. Если это необходимо для данной операции, из памяти могут быть извлечены также и дополнительные данные. Затем выполняется сама операция. Она может включать в себя считывание чисел с внешнего устройства и запись их в память («ввод») либо передачу числа из памяти во внешнее устройство («вывод»). Может происходить преобразование чисел в соответствии с ка- ким-либо простым правилом либо перемещение их из одной ячейки в другую. Любая операция завершается указанием адреса памяти, по которому следует искать очередную команду.



42

Глава 2

(2)

(3)

(4)

(5)

1.Записать ноль в ячейку (2).

2.Прибавить единицу к содержимому ячейки (2).

3.Записать ноль в ячейку (3).

4.Скопировать содержимое ячейки (2) в ячейку (4).

5.Если в ячейке (4) содержится ноль, перейти к шагу 12.

6.Вычесть единицу из содержимого ячейки (4).

7.Скопировать содержимое ячейки (2) в ячейку (5).

8.Если в ячейке (5) содержится ноль, перейти к шагу 5.

9.Вычесть единицу из содержимого ячейки (5).

10.Прибавить единицу к содержимому ячейки (3).

11.Перейти к шагу 8.

12.Если содержимое ячейки (3) меньше или равно содержимому ячейки (1), перейти к шагу 2.

13.Вычесть единицу из содержимого ячейки (2).

Рис.1. Компьютерная программа вычисления квадратного корня. Для имитации работы компьютера поместим число в ячейку (1) и выполним инструкции, начиная с первой. После завершения 13-й инструкции в ячейке (2) окажется корень исходного числа, округленный до ближайшего меньшего целого.

Работа компьютера представляет собой повторение подобного рода шагов одного за другим и ничего более. Конкретные операции, которые нужно выполнить, задаются при помощи закодированных команд, хранящихся в пассивной памяти. Задачей ЦП является лишь их последовательное выполнение. Как и память, процессор может быть построен на основе самых разнообразных элементов, от миниатюрных полупроводниковых переходов до электромеханических реле. Функционирование ЦП

«Думающие» машины и психофизический параллелизм

43

определяется не физическим устройством элементов, а лишь логической схемой их соединения.

Проще всего работу компьютера можно объяснить на следующем наглядном примере. На рис.1 представлена программа команд для вычисления квадратного корня2. Тринадцать пронумерованных команд соответствуют списку закодированных инструкций, содержащихся в памяти компьютера. Для ясности мы приводим их на русском языке. Мы имеем также пять пронумерованных ячеек (с первой по пятую), соответствующих областям памяти, в которых содержатся данные и промежуточные операции вычисления. Начнем моделировать работу компьютера, поместив число, например 9, в ячейку (1). Затем последовательно выполним все команды. Выполнив последнюю, в ячейке (2) мы обнаружим квадратный корень исходного числа. В реальном компьютере все эти команды выполняются процессором. Они служат примером элементарных операций, выполняемых современными компьютерами (хотя и не соответствуют в полной мере операциям какого-либо конкретного компьютера).

Описанный выше метод извлечения корня может показаться громоздким и малопонятным, однако именно так работает компьютер. Практическая применимость ЭВМ на самом деле основана на том факте, что любая схема вычислений может быть представлена в виде списка простых инструкций вроде тех, что были использованы в нашем примере. Данное утверждение высказывалось многими математиками в 30-х и 40-х годах и получило название «тезис Черча»3. Это утверждение подразумевает, по крайней мере в принципе, что любая схема операций над символами, допускающая точное определение, может быть выполнена современным цифровым компьютером.

Теперь перейдем к рассмотрению нашего гипотетического «разумного» компьютера. Исследователи искусственного интеллекта утверждают, что поведение человека может быть полностью описано с помощью сложной схемы символьных операций. В соответствии с тезисом Черча такая схема может быть сведена к последовательности команд, аналогичных тем, которые мы рассматривали в нашем примере. Единственная разница состоит в том, что подобная программа оказалась бы гораздо длиннее и сложнее и могла бы содержать миллионы команд. Разумеется, до сих пор никто даже и близко не подошел к задаче формального символьного описания человеческого поведения. Тем не менее


44

Глава 2

предположим, что такое описание может быть осуществлено и выражено в виде компьютерной программы.

Предположим, что некий компьютер выполняет такую сверхсложную программу. Давайте посмотрим, что мы можем узнать о состояниях «сознания» машины. При выполнении программы ЦП в каждый момент времени выполняет одну инструкцию, а миллионы прочих инструкций остаются пассивным содержимым памяти. Весьма сомнительно, что такое «пассивное содержимое» может иметь что-то общее с сознанием. Где, в каком именно месте пребывает сознание компьютера? ЦП в каждый отдельный момент времени занят выполнением простой операции типа «скопировать содержимое ячейки номер 1687002 в ячейку 9994563». Каким образом все это можно сопоставить с осознанным переживанием мыслей и чувств?

2.2.Искусственный интеллект и иерархия функций

Уисследователей искусственного интеллекта на этот вопрос есть определенный ответ, основанный на идее иерархической

организации компьютерных программ. Чтобы проиллюстрировать понятие уровней организации, еще раз рассмотрим простую программу, изображенную на рис.1. Затем мы применим эту концепцию к программе нашего разумного компьютера и посмотрим, способна ли она выявить взаимосвязь между сознанием и внутренними состояниями машины.

Хотя изображенная на рис.1 программа извлечения корня может показаться неупорядоченным перечислением инструкций, на самом деле она обладает определенной структурой, схема которой приведена на рис.2. Структура состоит из четырех уровней. На высшем уровне функция программы обозначается простым выражением, включающим символ «квадратный корень». На следующем уровне смысл этого символа определяется описанием метода, используемого программой для нахождения корня. В описании используется символ «возведенный в квадрат», который в свою очередь разъясняется уровнем ниже через понятие «сумма». И наконец на самом нижнем уровне определяется понятие «сумма» как комбинация элементарных операций, которые фактически выполняются для вычисления сумм в ходе работы программы. И хотя для ясности на рис.2 были приведены фразы русского языка, описание на каждом уровне должно использовать только символы элементарных операций либо символы


«Думающие» машины и психофизический параллелизм

45

1.Вычислить квадратный корень числа X.

2.Квадратный корень из X есть число меньшее, чем ближайшее к нему число Y, при условии, что квадрат числа Y больше числа X.

3.Квадрат числа Y есть сумма Y чисел, каждое из которых равно Y.

4.Сумма числа Y и другого числа есть результат прибавления к этому числу Y единиц.

Рис.2. Уровневая организация программы, приведенной на рис.1. Данную программу можно проанализировать, воспользовавшись понятием иерархии абстрактных уровней. На нижнем уровне находятся элементарные операции, а символы каждого последующего уровня (например «возведенный в квадрат») определяются на предыдущем.

более высокого уровня, значение которых разъясняется уровнем ниже.

Эти разбитые по ступеням символические описания действительно определяют программу, в том смысле, что, начав с уровня номер 1 и разворачивая каждый попавшийся нам символ через термины его определения на более низком уровне, мы в конечном итоге придем к списку элементарных операций программы на рис.1. Ценность таких описаний состоит в том, что они дают ясное и понятное представление о том, что происходит в ходе выполнения программы. Таким образом, мы говорим, что на первом уровне происходит возведение числа в квадрат, на следующем — числа складываются, уровнем ниже — к числам прибавляют или вычитают единицу. Однако уровни организации программы представляют собой лишь абстрактные свойства перечня операций, приведенных на рис.1. Когда программа выполняется компьютером, эти уровни реально не существуют; компьютер лишь выполняет элементарные операции, содержащиеся в перечне.

В действительности мы можем пойти еще дальше и отметить, что даже это последнее утверждение не вполне истинно. То, что мы называем элементарными операциями, является всего лишь набором символов (например: «прибавить единицу к содержи-

46

Глава 2

мому ячейки номер 3»), за которыми стоят абстрактные свойства физических процессов, лежащих в основе работы компьютера. При работе компьютера в нем лишь производятся определенные преобразования материи, которые выполняются по заданной схеме физической структурой компьютера.

В общем, любую компьютерную программу, выполняющую сложную задачу, можно представить в виде иерархии уровней описания. Специалисты в области искусственного интеллекта обычно представляют задуманную ими «интеллектуальную», или «разумную», программу в виде некой иерархии, которая устроена следующим образом. На нижнем уровне программа описывается посредством элементарных операций. Затем следуют несколько последовательных уровней, на каждом из которых определяются математические операции все возрастающей сложности. Наконец появляется уровень, на котором определяются символы, соответствующие основным составляющим мыслей, чувств и ощущений. Потом следуют уровни, включающие все более сложные аспекты мышления, и наконец схема завершается уровнем, который занимает «эго», или собственно «Я»4.

Итак, специалисты по искусственному интеллекту понимают взаимосвязь работы компьютера и сознания следующим образом: сознание ассоциируется с высшими уровнями «разумной» программы, на которых происходит преобразование символов, напрямую соответствующих высшим сенсорным процессам и преобразованиям мыслей. В противоположность высшим низшие уровни не ассоциируются с сознанием. Их структуру можно менять, не затрагивая сознания компьютера, до тех пор, пока символы высших уровней получают эквивалентное толкование. В случае программы вычисления корня это означает, что процесс отыскания корня, обозначенный на рис.2 вторым уровнем, остается неизменным, даже если операция возведения в квадрат на третьем уровне будет определена каким-либо иным, но эквивалентным образом.

Если бы мы пожелали ограничиться строго бихевиористским определением понятия «сознание», то вышеприведенная точка зрения вполне могла бы нас удовлетворить (при условии, конечно, что программа с требуемым уровнем сложности была бы в самом деле создана). При помощи подобного критерия некоторые схемы поведения можно было бы определить как сознательные, остальные — как бессознательные. Как правило, цепь по-