ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 01.07.2024
Просмотров: 105
Скачиваний: 0
5. Художественно поэтический образ.
В произведении два образа: тучки и утеса, под которым подразумеваются человеческие чувства: мягкость, беззаботность и одиночества, печали.
Характер лирико – драматический.
Форма произведения простая 2х частная:
Iч. Период квадратного строения 4+4 такта.
IIч. Расширенный период 4+6 тактов.
Основная тональность a-moll, размер 4/4, темп Moderato, Cantabile (умеренно, певуче). Стиль письма гомофонно – гармонический с элементами подголосочной полифонии.
Iч. Произведение начинается коротким соло альтов, тема сочетает в себе ходы на широкие интервалы ч4, м6 и плавное волнообразное движение, 3 такте подключаются сопрано, звучит развитие двух, а затем трехголосие. Тему ведут сопрано, но альтовая партия заполняет своим движением выдержанные звуки у сопрано, таким образом, уравновешивая звучание. Появляются распевы на (две шестнадцатые), носит изобразительный характер подчеркивая мягкость изящество тучки. (Такты №6, №т 7)
IIч. Начинается в другом характере: с затакта вступают басы («но остался влажный…») к которым поочередно присоединяются тенора, а затем женский хор (Такты №8, №9)
Гибкая фразировка, мягкий акцент в слове «морщине» залигованый через тактовую черту. Звук передает спокойствие, задумчивость. Далее следует вновь короткий басовый эпизод «одиноко он стоит…» наполненный грусти, печали. Присоединяющиеся поочередно тенора, альты и сопрано усиливают восприятие образа одиночества. Заканчивается произведение в низкой тисситуре в динамике PPP, мягким плагальным оборотом. (Такты № 12, № 13, № 14, № 15)
6. Музыкальный способ выразительности, направленный на раскрытие образа в музыке:
Темп, размер, динамика, ритм штрих.
Единство художественной трактовки, правильность розкрытия художественного образа требуют обозначения нужного темпа в исполнении произведения. Нашел дирижер нужный темп – это означает в большей степени, что можно завладеть художественным образом, созданным в данном произведении.
ТЕМП.
ТЕМП — скорость движения (латинское tempus — время). Темп произведения зависит от его характера, настроения, содержания. Правильный темп — важное условие выразительного исполнения; существенное отклонение от правильного темпа ведет к искажению произведения.
В данной обработке темп не умеренный и на протяжении произведения не изменяется.
Ритмические трудности.
Распевы на (две шестнадцатые) исполняются мягко, немного подчеркнуто на слове «весело». В конце произведения фермата на последнем аккорде, трудность в том чтобы максимально точно выдержать её.
Темповые трудности.
Сохранить единый темп Moderato в обеих частях произведения.
Размер.
МУЗЫКА́ЛЬНЫЙ РАЗМЕ́Р — выражение метра; обозначает число долей определенной длительности, образующих такт. Размер изображается в виде дроби, в знаменателе которой указывается длительность одной доли (единицы измерения), в числителе — число таких долей в такте. Размеры бывают простые, сложные, смешанные, переменные.
В данном случае размер составляет 4/4 и не меняется на протяжении всего произведения.
Фразировка.
Фразировка — средство музыкальной выразительности, представляющее собой художественно-смысловое выделение музыкальных фраз в процессе исполнения путем разграничения периодов, предложений, фраз, мотивов с целью выявления содержания, логики музыкальной мысли. Выполняется при помощи цезур и фразировочных лиг, а также оттенков музыкальной динамики.
Также под фразировкой понимают характер, манеру игры или пения какого-либо исполнителя. Правильная фразировка — одно из важнейших умений музыканта. Неотъемлемой частью искусства правильной фразировки является верное употребление музыкальных штрихов — легато, стаккато и др.
Начало произведения начинает солировать партия альта. С 3 такта вступает партия сопрано, ведя свою мелодическую линию, вплоть до 8 такта. В 5 – 6 такте в партии альта появляется дивизии, которое дублирует мелодию на терцию в верх. Во второй части произведения мелодия начинается в басу, далее подхватывают тенора и уже на 10 такте весь хор поёт tutti причём мелодия переходит в партию сопрано, а в партии баса мы наблюдаем выдержанный бас. В 12 – 13 тактах бас начинает мелодию. В 14 такте к нему присоединяется дивизии партии тенора. Далее мелодия переходит в партию сопрано и до конца произведения. (15 – 18). В басу мы наблюдаем педаль на звуке «ля» на 3 последующих такта (16 – 18). Дивизии теноров и басов Дают возможность увидеть нам волнообразное движение в гармонии. В 17 – 18 тактах хор поёт tutti.
Динамика.
Динамический план нельзя рассматривать в отрыве от фразировки и анализа кульминации произведение. Динамика, как распределение силы звука, имеет большое значение создании формы, как единого целого. Так вот, если темпоритм и динамика взятые равно, то правильные ощущения и переживания создаются по природе сами собой.
Общий схематический анализ произведения.
mp |
cresc. |
mf |
cresc. |
dim., p |
1 так |
2 такт |
3-6 такты |
7 такт |
8 такт |
р., cresc. |
mp, cresc., dim. |
dim. |
dim., р |
р., cresc. |
9 такт |
10 такт |
11 такт |
12 такт |
13 такт |
cresc., dim. (2р) |
р |
р, cresc., dim. |
dim., рр |
рр |
14 такт |
15 такт |
16 такт |
17 такт |
18 такт |
Динамика в произведении зависит в первую очередь от фразировки, от агогики, а так же от поэтического текста и содержания произведения.
ЗВУКОВЕДЕНИЕ в произведение «Утёс» Legato.
Динамические трудности.
Тихая динамика во 2-ой части (р,рр) требует очень внимательного отношения к певческому дыханию, чтобы протяженность фразы исполнялась качественно на певческой опоре.
Ансамблевые трудности.
Динамический ансамбль в основном естественный, т. к. голоса поют в естественной тисситуре.
7. Фактура произведения.
Фактура – (от лат. facere - делать) - манера технической и художественной работы в музыкальном изложении у композиторов, напр. Ф., или работа, контрапунктическая - в сочинении, отличающемся самостоятельностью и рельефностью каждого голоса; Ф. гармоническая - в которой преобладает аккордовое звукосочетание.
Фактура даного произведения – гомофонна – гармоническая.