ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.07.2024

Просмотров: 105

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


5. Художественно поэтический образ.

В произведении два образа: тучки и утеса, под которым подразумеваются человеческие чувства: мягкость, беззаботность и одиночества, печали.

Характер лирико – драматический.

Форма произведения простая 2х частная:

Iч. Период квадратного строения 4+4 такта.

IIч. Расширенный период 4+6 тактов.

Основная тональность a-moll, размер 4/4, темп Moderato, Cantabile (умеренно, певуче). Стиль письма гомофонно – гармонический с элементами подголосочной полифонии.

Iч. Произведение начинается коротким соло альтов, тема сочетает в себе ходы на широкие интервалы ч4, м6 и плавное волнообразное движение, 3 такте подключаются сопрано, звучит развитие двух, а затем трехголосие. Тему ведут сопрано, но альтовая партия заполняет своим движением выдержанные звуки у сопрано, таким образом, уравновешивая звучание. Появляются распевы на (две шестнадцатые), носит изобразительный характер подчеркивая мягкость изящество тучки. (Такты №6, №т 7)

IIч. Начинается в другом характере: с затакта вступают басы («но остался влажный…») к которым поочередно присоединяются тенора, а затем женский хор (Такты №8, №9)

Гибкая фразировка, мягкий акцент в слове «морщине» залигованый через тактовую черту. Звук передает спокойствие, задумчивость. Далее следует вновь короткий басовый эпизод «одиноко он стоит…» наполненный грусти, печали. Присоединяющиеся поочередно тенора, альты и сопрано усиливают восприятие образа одиночества. Заканчивается произведение в низкой тисситуре в динамике PPP, мягким плагальным оборотом. (Такты № 12, № 13, № 14, № 15)


6. Музыкальный способ выразительности, направленный на раскрытие образа в музыке:

Темп, размер, динамика, ритм штрих.

Единство художественной трактовки, правильность розкрытия художественного образа требуют обозначения нужного темпа в исполнении произведения. Нашел дирижер нужный темп – это означает в большей степени, что можно завладеть художественным образом, созданным в данном произведении.

ТЕМП.

ТЕМП — скорость движения (латинское tempus — время). Темп произведения зависит от его характера, настроения, содержания. Правильный темп — важное условие выразительного исполнения; существенное отклонение от правильного темпа ведет к искажению произведения.

В данной обработке темп не умеренный и на протяжении произведения не изменяется.

Ритмические трудности.

Распевы на (две шестнадцатые) исполняются мягко, немного подчеркнуто на слове «весело». В конце произведения фермата на последнем аккорде, трудность в том чтобы максимально точно выдержать её.

Темповые трудности.

Сохранить единый темп Moderato в обеих частях произведения.

Размер.

МУЗЫКА́ЛЬНЫЙ РАЗМЕ́Р — выражение метра; обозначает число долей определенной длительности, образующих такт. Размер изображается в виде дроби, в знаменателе которой указывается длительность одной доли (единицы измерения), в числителе — число таких долей в такте. Размеры бывают простые, сложные, смешанные, переменные.

В данном случае размер составляет 4/4 и не меняется на протяжении всего произведения.


Фразировка.

Фразировка — средство музыкальной выразительности, представляющее собой художественно-смысловое выделение музыкальных фраз в процессе исполнения путем разграничения периодов, предложений, фраз, мотивов с целью выявления содержания, логики музыкальной мысли. Выполняется при помощи цезур и фразировочных лиг, а также оттенков музыкальной динамики.

Также под фразировкой понимают характер, манеру игры или пения какого-либо исполнителя. Правильная фразировка — одно из важнейших умений музыканта. Неотъемлемой частью искусства правильной фразировки является верное употребление музыкальных штрихов — легато, стаккато и др.

Начало произведения начинает солировать партия альта. С 3 такта вступает партия сопрано, ведя свою мелодическую линию, вплоть до 8 такта. В 5 – 6 такте в партии альта появляется дивизии, которое дублирует мелодию на терцию в верх. Во второй части произведения мелодия начинается в басу, далее подхватывают тенора и уже на 10 такте весь хор поёт tutti причём мелодия переходит в партию сопрано, а в партии баса мы наблюдаем выдержанный бас. В 12 – 13 тактах бас начинает мелодию. В 14 такте к нему присоединяется дивизии партии тенора. Далее мелодия переходит в партию сопрано и до конца произведения. (15 – 18). В басу мы наблюдаем педаль на звуке «ля» на 3 последующих такта (16 – 18). Дивизии теноров и басов Дают возможность увидеть нам волнообразное движение в гармонии. В 17 – 18 тактах хор поёт tutti.

Динамика.

Динамический план нельзя рассматривать в отрыве от фразировки и анализа кульминации произведение. Динамика, как распределение силы звука, имеет большое значение создании формы, как единого целого. Так вот, если темпоритм и динамика взятые равно, то правильные ощущения и переживания создаются по природе сами собой.

Общий схематический анализ произведения.

mp

cresc.

mf

cresc.

dim., p

1 так

2 такт

3-6 такты

7 такт

8 такт

р., cresc.

mp, cresc., dim.

dim.

dim., р

р., cresc.

9 такт

10 такт

11 такт

12 такт

13 такт

cresc., dim. (2р)

р

р, cresc., dim.

dim., рр

рр

14 такт

15 такт

16 такт

17 такт

18 такт


Динамика в произведении зависит в первую очередь от фразировки, от агогики, а так же от поэтического текста и содержания произведения.

ЗВУКОВЕДЕНИЕ в произведение «Утёс» Legato.

Динамические трудности.

Тихая динамика во 2-ой части (р,рр) требует очень внимательного отношения к певческому дыханию, чтобы протяженность фразы исполнялась качественно на певческой опоре.

Ансамблевые трудности.

Динамический ансамбль в основном естественный, т. к. голоса поют в естественной тисситуре.

7. Фактура произведения.

Фактура – (от лат. facere - делать) - манера технической и художественной работы в музыкальном изложении у композиторов, напр. Ф., или работа, контрапунктическая - в сочинении, отличающемся самостоятельностью и рельефностью каждого голоса; Ф. гармоническая - в которой преобладает аккордовое звукосочетание.

Фактура даного произведения – гомофонна – гармоническая.