ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 01.07.2024
Просмотров: 92
Скачиваний: 0
8. Тональный план.
Тональный план музыкального произведения активно влияет на процесс формирования композиции со всеми её свойствами соотношением разделов и фона, ролью кульминационных моментов. Отступление от начальной тональности способствует преодолению однообразия в произведения и стимулирует дальнейшее развитие.
Основная тональность произведения – а - moll (ля – минор), и в такте № 8 переходит в тональность минорной доминанты т. е. e – moll, что присуще народной музыке. Вторая часть произведения начинается снова с а - moll (ля – минор), и тональность до конца произведения не меняется.
МЕЛОДИЯ – важнейший способ музыкальной выразительности. Мелодическая линия возникает от плавного, постепенного движения прыжкообразными восходящими и нисходящими ходами, подъемами и спадами. За основание мелодики композитор чаще всего берёт тоническое трезвучие и на его основе строит мелодическую линию. Движение мелодической линии очень тесно связанный с текстом, и ярко передаёт настроение песни.
Мелодия данного произведения написано волнообразно с движением. Диапазон мелодики в пределах октавы ( а1 – а2). От направления мелодики зависите её напряжение.
Нарастание напряжения мелодического развития связано с восходящим направлением и усилением звучности, уменьшение напряжения с нисходящим направлением и динамическим умиротворением.
Мелодия напевная, но встречаются прыжки мелодики на разные интервалы. Начинается мелодия по звукам тонического квартсекстаккорда (t 6/4), а также встречаются прыжки на такие интервалы: м6, ч4, ч5 и м7.
9. Гармонический план.
Гармония произведения простая, и насыщена неустойчивыми аккордами. Часто встречаются диссонансные созвучия, что придаёт хоровой партитуре богатую колоритную окраску.
Гармонию произведения можно схематически изобразить так:
4 4 |
t |
T |
d d6 VIIн VI VI t 6/4 |
1 такт |
2 такт |
3 такт |
|
4 4 |
VIIн d S6 S6\4 d6 d t3 |
VIIн S6 d VI D6/5 – S II6/5 |
III III7 DD7 DD t6 t |
4 такт |
5 такт |
6 такт |
|
4 4 |
VIIн VII7н III VII6н VIIн VII7н III VII6н |
T d VII6/4 t |
T t6 D4/3 |
7 такт |
8 такт |
9 так |
|
4 4 |
VI6 – VI7 DD4/3ь/5 |
T6/4-- d7 t4/3 t 6/4 |
t S |
10 такт |
11 такт |
12 такт |
|
4 4 |
t6 |
VI6 VIIн VI6 VIIн |
t S6/4 t S6/4 |
13 такт |
14 такт |
15 такт |
|
4 4 |
t S6\4 |
t S6/4 t |
t t t |
16 такт |
17 такт |
18 такт |
Гармонический строй.
Аккорды в которых встречаются альтерированные ступени, движение параллельными терциями надо выстроить по руке вне темпоритма.
10. Проблемы исполнительско – дирижорской работы
Решая все эстетические проблемы с точки зрения исполнительства, необходимо связывать их с усовершенствованием техники дирижирования. Хоть способ жестикулирования базируется на академической традиции. У дирижера – исполнителя должно быть что – то своеобразное, что характеризует его индивидуальность.
Дирижер должен обратить своё внимание на такие моменты, которые могут создать некоторые трудности для исполнения: ферматы, ритмически разное пене хоровых партий, части агогические изменения и тактовые динамические контрасты, синкопы, одновременное объединение ритмических штрихов в партиях. Отрабатывая указанные элементы, не обходимо согласовать их с дирижерской схемой, исходя из раз мера произведения. Соответствие за правильный выбор полностью ложиться дирижера и находиться в зависимости от выбранной ним строгой или вольно – импровизированной манеры исполнения. В вопросах исполнения трактовки произведения важное значение имеет стиль того или юного композитора.
1. Показ поочередного вступления партий.
2. Показ вступления на целую долю и дробленых вступлений на (восьмую) паузу.
3. Показ снятий на разные доли такта.
4. Показ гибкой фразировки в тихой динамике.
5. Показ темы на фоне выдержанных звуков.
6. Владение легким кистевым жестом и показ глубокого звучания legato/
7. Эмоционально передать два образа заложенных в произведении
В произведении два образа: тучки и утеса, под которым подразумеваются
человеческие чувства: мягкость, беззаботность и одиночества, печали.
Характер лирико-драматический.
Форма произведения простая 2х частная
Iч. Период квадратного строения 4+4 такта.
IIч. Расширенный период 4+6 тактов.
Основная тональность a-moll, размер 4/4,темп Moderato, Cantabile
(умеренно, певуче). Стиль письма гомофонно-гармонический с элементами
подголосочной полифонии.
Iч. Произведение начинается коротким соло альтов, тема сочетает в себе
ходы на широкие интервалы ч4,м6 и плавное волнообразное движение, 3
такте подключаются сопрано, звучит развитие двух, а затем трехголосие.
Тему ведут сопрано, но альтовая партия заполняет своим движением
выдержанные звуки у сопрано, таким образом, уравновешивая звучание.
Появляются распевы на (две шестнадцатые, залигуй)носит изобразительный
характер подчеркивая мягкость и изящество тучки.
Нот. Пр.№1
IIч. Начинается в другом характере: с затакта вступают басы («но остался
влажный…») к которым поочередно присоединяются тенора, а затем женский
хор
Нот. Пр. №2
Гибкая фразировка, мягкий акцент в слове «морщине» залигованый через
тактовую черту. Звук передает спокойствие, задумчивость. Далее следует
вновь короткий басовый эпизод «одиноко он стоит…» наполненный грусти,
печали. Присоединяющиеся поочередно тенора, альты и сопрано усиливают
восприятие образа одиночества. Заканчивается произведение в низкой
тесситуре в динамике PPP мягким плогальным оборотом.
ВОКАЛЬНО-ХОРОВОЙ АНАЛИЗ.
Произведение предназначено для исполнения 7миголосным смешанным хором a
cappella.
ДИАПАЗОНЫ ПАРТИЙ:
Тесситура средняя во всех партиях, в самом конце произведения
используются басы октависты.
Дыхание спокойное, общехоровое, по партиям.
Способ звуковедения legato.
ИНТОНАЦИОННЫЕ ТРУДНОСТИ.
1. В произведении есть скачки на ч4, м6 их нужно исполнять в
единой вокальной позиции.
Нот. Пр.№3
2. Встречаются альтерированные ступени связанные с отклонением в
e-moll,а также с использованием вспомогательного хромотизма. Хор должен
ориентироваться в знании гармонии и тональности.
Нот. Пр. №4
ГАРМОНИЧЕСКИЙ СТРОЙ.
Аккорды в которых встречаются альтерированные ступени, движение
параллельными терциями надо выстроить по руке вне темпоритма.
Нот. Пр.№5
АНСАМБЛЕВЫЕ ТРУДНОСТИ.
Динамический ансамбль в основном естественный, т. к. голоса поют в
естественной тесситуре за исключением единого эпизода где тенора поют
выше сопрано.
ДИНАМИЧЕСКИЕ ТРУДНОСТИ.
Тихая динамика во 2ой части (р,рр) требует очень внимательного отношения
к певческому дыханию, чтобы протяженность фразы исполнялись качественно
на певческой опоре.
РИТМИЧЕСКИЕ ТРУДНОСТИ.
Распевы на (две шестнадцатые залигуй) исполняются мягко, немного
подчеркнуто на слове «весело».
ТЕМПОВЫЕ ТРУДНОСТИ.
Сохранить единый темп Moderato в обеих частях произведения.
ДИКЦИОННЫЕ ТРУДНОСТИ.
(НАПИШЕШЬ САМА, и примеры приведешь)
ДИРИЖЕРСКИЕ ТРУДНОСТИ.
1. Показ поочередного вступления партий.
2. Показ вступления на целую долю и дробленых вступлений на
(восьмую) паузу.
3. Показ снятий на разные доли такта.
4. Показ гибкой фразировки в тихой динамике.
5. Показ темы на фоне выдержанных звуков.
6. Владение легким кистевым жестом и показ глубокого звучания
legato/
7. Эмоционально передать два образа заложенных в произведении.
ИСПОЛНИТЕЛЬСКИЙ ПЛАН.
Iч. Исполняется светлым, легким звуком.
IIч. Глубоким, прикрытым, мягким звуком. Кульминация в начале II части
на словах «в морщинах…» исполняется не громко (mf) эмоционально
насыщено, глубоко.