ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 13.07.2024
Просмотров: 337
Скачиваний: 0
|
|
|
|
|
|
Семья (А) |
|
|
|
|
|
||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Многодетная (В) |
|
Малодетная (С) |
|
|
Бездетная (D) |
||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
C одним |
|
|
С двумя |
|
||||||
|
|
|
ребенком (Е) |
|
|
|
детьми (F) |
|
|||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3.1. Автомобиль. 3.2. Офицер. 3.3. Государство. 3.4. Город. 3.5. Млекопитающее. 3.6. Растение. 3.7. Рыба. 3.8. Насекомое. 3.9. Кафе. 3.10. Учебное заведение. 3.11. Человек. 3.12. Море. 3.13. Планета. 3.14. Река. 3.15. Звезда. 3.16. Ученый. 3.17. Писатель. 3.18. Овощ. 3.19. Фрукт. 3.20. Пресмыкающееся. 3.21. Герой. 3.22. Мужчина. 3.23. Женщина. 3.24. Ребенок. 3.25. Путешественник. 3.26. Книга. 3.27. Космонавт. 3.28. Инвалид. 3.29. Коллекция. 3.30. Авторучка.
1.6. Логические операции с классами. Классификация
Классификация - это развернутая операция деления понятий, когда элементы объема распределяются по классам согласно сходству и различию между ними и каждый класс занимает точно фиксированное место в ряду других классов. Классификация закрепляется в схемах, таблицах, списках. Она выявляет признаки, необходимые для отыскания предметов в ряду других предметов.
Основные этапы классификации:
1.Выбор основания деления понятия.
2.Распределение элементов множества по группам.
3.Определение места каждой группы элементов в единой си-
стеме.
Примером могут служить классификации животных в зоологии,
позволяющие делать выводы о свойствах того или иного вида по его отряду, группе, семейству.
Наряду с делением, классификация представляет собой одну из возможных логических операций с классами, когда уже имеющийся класс (мнежество) предметов разбивается на подклассы (подмножества). Другими возможными логическими операциями с классами являются:
28
объединение (сложение) классов -
С; |
(18) |
U
А В
С
пересечение (умножение) классов -
С; |
(19) |
||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
отрицание (образование дополнения к классу) -
AU. (20)
U
A
-A
Данные операции применяются для образования из имеющихся классов двух или нескольких новых классов. В операциях с классами приняты следующие обозначения:
А, В, С - произвольные классы;
U - универсальный (общий) класс;
- нулевой (пустой) класс;
- знак объединения (сложения) классов;
- знак пересечения (умножения) классов;
- знак дополнения (отрицания).
29
Контрольная работа № 6.
Упражнение 1. Дайте характеристику (т.е. укажите вид, состав, правильность) приведенных делений и классификаций. Если имеются ошибки, назовите их.
О б р а з е ц: “Световые лучи делятся на ультрафиолетовые, видимые и инфракрасные”. Таксономическое деление, осуществленное по
следующей формуле: |
|
UC), |
(21) |
где U - “световые лучи”, А - “ультрафиолетовые”, В - “видимые”, С
-“инфракрасные”; основание деления - длина световой волны.
1.1.Существует несколько видов двигателей: паровая машина, двигатель внутреннего сгорания, паровая турбина, газовая турбина, реактивный двигатель. 1.2. Парусники делятся на яхты, корветы и фрегаты. 1.3. Подводные лодки бывают дизельными и атомными, причем последние могут нести (или не нести) ядерное оружие на своем борту. 1.4. Надводные военные суда делятся на авианосцы, крейсеры, линкоры, эсминцы, миноносцы и торпедные катера. 1.5. Скелет крыла птицы состоит из одной плечевой кости, двух костей предплечья (локтевой и лучевой), а также нескольких костей кисти. 1.6. Драконы бывают одноглавые и многоглавые, причем последние делятся на трехглавых, шестиглавых и двенадцатиглавых. 1.7. Персонажи русской народной сказки “Колобок”: дед, бабка, Колобок, лиса, волк, медведь. 1.8. Клетки бывают шаровидные, дисковидные, призматические, кубические, веретенообразные и многогранные. 1.9. Столицами русского государства были Киев, Владимир, Москва, Санкт-Петербург и затем снова Москва. 1.10. По механическому составу почвы бывают глинистыми, суглинными, песчаными и супесчаными. 1.11. Государства бывают рабовладельческими, феодальными, капиталистическими и социалистическими. 1.12. Понятия бывают нулевыми, общими, единичными, абстрактными, соотносительными. 1.13. Животные бывают плотоядными, травоядными и всеядными, причем к последним относится человек. 1.14. Ближний может вызвать у нас как любовь, так и ненависть, либо вовсе не вызывать никаких чувств. 1.15.” Любовь одна, подделок под нее - тысячи” (Ф.Ларошфуко). 1.16. Ограничение и обобщение понятий - это логические операции, совершаемые на основе соотношения объема понятий. 1.17. “Ешь ананасы, рябчиков жуй, день твой последний приходит, буржуй” (В.Маяковский). 1.18. Основными структурными элементами
30
игры являются: замысел, сюжет игры, игровые действия, роли и правила. 1.19. В футболе игроки делятся на полевых и запасных, а также на нападающих, защитников, полузащитников и вратарей. 1.20. “Коммунизм - это есть советская власть плюс электрификация всей страны” (В.И.Ленин). 1.21. В хоккей играют старики, женщины и дети, а также настоящие мужчины. 1.22. Железы делятся на железы внутренней и железы внешней секреции. 1.23. Атлетика бывает легкой и тяжелой, причем первая включает в себя бег на короткие, средние и длинные дистанции (с препятствиями или без), прыжки в длину (обычные или тройные) и в высоту (с шестом или без), а также метание разнообразных предметов (копья, ядра, молота или диска). 1.24. Транспорт делится на необщего, общего, личного пользования, на электронный, ка- натно-подвесной, внутрицеховой, железнодорожный, морской, речной, трубопроводный. 1.25. Сыщики бывают частными, общественными и государственными, часть которых служит в полиции, а часть в милиции. 1.26. Кислоты делятся на одноосновные, двухосновные и трехосновные, на слабые и сильные. 1.27. Азия делится на западную, восточную, северную, южную и центральную. 1.28. Столы бывают письменными, кухонными, декоративными, журнальными и рабочими. 1.29. Скот бывает крупным рогатым, мелким рогатым, а также безрогим, к числу которого относятся свиньи. 1.30. Реки бывают полноводными (как Волга), мелководными, пересыхающими (как Дарлинг) и непересыхающими.
Упражнение 2. Построить объемные диаграммы для исправленных классификаций и делений из упражнения 1.
О б р а з е ц: “Постоянными членами Совета безопасности ООН до 1992 года были США, СССР, Китай, Индия, Великобритания и Франция, а после 1992 года место СССР в Совете безопасности заняла Россия”. Классификация ошибочна - Индия никогда не была постоянным членом Совета безопасности ООН. Уточненная диаграмма:
31
A |
A |
U1 |
U2 |
|
|
B |
B |
|
|
C |
C |
|
|
|
|
D |
D |
|
|
E |
F |
|
U |
|
|
UU1 U2 - постоянные члены Совета безопасности ООН,
U1AB C D- постоянные члены Совета безопасности до 1992 г.
U2ABCD F - постоянные члены Совета безопасности после 1992 г.
А - США, В -Великобритания, С - Франция, D - Китай,
Е - СССР, F - Россия.
Упражнение 3. Классифицировать следующие группы объектов, указав основание для классификации и построив соответствующую классификации объемную диаграмму.
О б р а з е ц: стол, стул, шкаф, одежда, обувь. Классифицируем объекты по основанию: предметы повседневного обихода. Классификации соответствует следующая объемная диаграмма:
А |
F |
D G |
|
B |
|
C |
|
E |
|
U |
|
|
|
Здесь A – стол, B – стул, C – шкаф, D – одежда, E – обувь, F – мебель, G – личные вещи, U – предметы повседневного обихода.
3.1. дом, квартира, магазин, баня; 3.2. школьник, студент, рабочий, служащий; 3.3. кошка, собака, волк, тигр; 3.4. карандаш, ручка, тетрадь, ноутбук; 3.5. зима, весна, лето, осень; 3.6. сутки, минута, секунда,
32