Файл: Ветеринарный справочник.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.07.2024

Просмотров: 1205

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

494

Все консервированные корма Рrescriрtion Diet и Science Рlan (для собак и кошек) не содержат антиоксидантов.

СПОСОБСТВУЕТ ОБРАЗОВАНИЮ НИЗКОГО рН МОЧИ.

(рH мочи, при кормлении без ограничений, т.е. ad libitum )

Консервы: Canine s/d (5.9-6.3),

Canine c/d и Canine w/d (рH 6.2-

6.4)

Сухой корм: Canine c/d и Canine w/d (рH 6.2-6.4)

СПОСОБСТВУЕТ ОБРАЗОВАНИЮ ВЫСОКОГО рН МОЧИ.

(рH мочи, при кормлении без ограничений, т.е. ad libitum)

Сухой корм и консервы: Canine u/d (7.1-7.7),

Canine k/d и Canine i/d (6.8-7.2) Только сухой корм: Canine g/d (6.8-7.2)

КОРМА ДЛЯ ПОДРАСТАЮЩИХ ЖИВОТНЫХ

Все нижеследующие корма удовлетворяют всем потребностям в питательных веществах подрастающих животных:

ЩЕНКИ

Сухой и консервированный корм Canine

Growth,

сухой корм Canine Growth Lamb & Rice,

 

 

Canine Growth Large Breed, сухой и

 

консервированный корм Canine i/d, сухой и

 

консервированный корм Canine р/d, сухой корм

 

Canine р/d Large Breed

 

(и в критических ситуациях, Canine/Feline a/d).

Остальные корма Рrescriрtion Diet и Science Рlan разработаны для кормления только взрослых животных, даже при использовании дополнительных подкормок.

* Hill’s, Рrescriрtion Diet, Science Рlan и нижеследующие корма являются торговыми марками или используются по лицензии компанией Hill’s Рet Nutrition, Inc.

Canine/Feline a/d;

Canine c/d, d/d, g/d, h/d, i/d, k/d, l/d, n/d, р/d, r/d, s/d, t/d, t/d Mini, u/d и w/d;

Canine Growth, Canine Maintenance, Canine Maintenance Light, Canine Рerformance, Canine Senior;

495

ЧАСТЬ 11. НЕТРАДИЦИОННЫЕ ПОДХОДЫ К ЛЕЧЕНИЮ ДОМАШНИХ ЖИВОТНЫХ

Е.В.Зинченко

ОСНОВА ФИТОТЕРАПИИ - ДЕЙСТВУЮЩИЕ КОМПОНЕНТЫ РАСТЕНИЙ

Лекарственные растения отличаются большим разнообразием химического состава и содержат многие десятки биологически (фармакологически) активных веществ.

Спектр биологической активности лекарственных растений определяется наличием достаточного числа веществ разных химических классов и групп, которые в том или ином количестве присутствуют практически в каждом лекарственном растении (эфирные масла, флавоноиды, полифенолы, полисахариды и пр.). Структура таких веществ (из разных растений их выделены сотни) варьирует внутри группы достаточно сильно, вследствие чего при одном и том же или близком спектре биологического действия они заметно различаются по отдельным его видам. Количество веществ в лекарственных растениях может колебаться от десятков до сотен. Всем этим обусловлено доминирование того или иного фармакологического эффекта (эффектов) конкретного растения и его осмысленный выбор при назначении с лечебными или профилактическими целями.

Наряду с этим, лечебные свойства лекарственных растений зависят от присутствия в них ряда веществ с уникальным фармакологическим действием (антрагликозиды, алкалоиды, стероидные соединения и пр.). Такие вещества содержатся лишь в лекарственных растениях определенных видов или в близких видах ботанического семейства и придают лекарственным растениям узкую, строго определенную биологическую активность (кардиотоническую, нейротропную, адаптогенную и т. п.). Другие же лекарственные растения, также содержащие вещества с узким


496

специфическим (уникальным) действием, назначают достаточно широко, хотя и по определенным показаниям.

Биологически активные вещества лекарственных растений могут быть сгруппированы в обширные химические классы: терпеноиды, фенольные соединения, алкалоиды, липиды, моно- и полисахариды и пр. Такое деление научно оправданно, но мало что дает практике. Поэтому внутри классов дополнительно выделяют химические группы и даже подгруппы действующих начал.

Терпеноиды — обширный класс алифатических и циклических углеводородов разной сложности (включающих от 10 до 40 и более углеродных атомов), в основе которых лежит изопрен.

Различают алифатические и циклические монотерпены (из двух изопреновых остатков), сесквитерпены (из трех остатков), дитерпены (из четырех остатков), тритерпены и стеролы (из шести и более изопреновых остатков).

Терпеноиды ответственны за многие стороны лечебного действия растений, что требует выделения и краткого описания наиболее важных групп в их упрощенной химической классификации.

Эфирные масла — смеси простых алифатических и циклических терпеноидов (преимущественно моно- и сесквитерпенов), их спиртов и кетонов с сопутствующими производными бензойной кислоты и фенилпропана. Собственно, они не являются маслами как таковыми и сходны с ними лишь по консистенции.

Содержание эфирных масел в разных растениях варьирует от долей процента до 10—15% и более в эфиромасличных культурах. В зависимости от вида растения они накапливаются в разных его органах: в цветках, листьях, плодах, корнях, живице, хвое. Особенно богаты эфирными маслами семейства хвойных, губоцветных, зонтичных растений. Значительные количества их содержат мята, тимьян (чабрец), душица, тмин, кориандр, укроп, петрушка, сельдерей, валериана, полынь, мелисса, шалфей, ромашка, сосна, пихта, эвкалипт, герань, лаванда и многие другие растения,

497

относимые к лекарственным.

Наличие и количество эфирного масла в том или ином растении позволяет во многом прогнозировать его лечебные свойства.

1.Противомикробное действие имеет широкий спектр, носит неспецифический характер и является одним из наиболее ценных лечебных качеств эфиромасличных растений. Механизм его сложен

исостоит в основном в деструкции цитоплазматической мембраны бактерий с последующим нарушением обмена, аэробного дыхания, процессов синтеза. Важно, что даже при длительном контакте с компонентами эфирных масел микроорганизмы не вырабатывают к ним резистентности. Действие антибиотиков, других химиотерапевтических средств и синтетических антисептиков потенцируется (усиливается).

На кокковую микрофлору (стафилококки, стрептококки, пневмококки и другие) эфирные масла действуют сильнее, чем на палочковидную, однако многие возбудители тифозно-дизентерийной группы также чувствительны к ним. Наибольшей устойчивостью обладают синегнойная палочка, клебсиеллы, обыкновенный протей. Самой высокой противомикробной активностью отличаются

эфирные масла чеснока, черемши, зверобоя, ромашки, тысячелистника, базилика, чабреца, шалфея, тимьяна, ромашки, можжевельника, сосны, пихты, розмарина, петрушки, эвкалипта, полыни обыкновенной и ряда других растений.

Как вариант противомикробного действия можно рассматривать и противогрибковую активность некоторых растений, хотя она прямо не совпадает с первой. Фунгистатическое и фунгицидное действие проявляют эфирные масла мяты, тмина, фенхеля, петрушки, котовника, чеснока, черемши.

2.Противовоспалительное действие проявляют эфирные масла многих растений, хотя при использовании нативных препаратов оно, как правило, обязано суммарному эффекту разных действующих начал. Противовоспалительная активность проявляется в защите клеток от дальнейшего повреждения, в ослаблении экссудативной


498

фазы процесса, в лейкоцитарной и макрофагальной инфильтрации, в усилении пролиферации клеток. Отчасти она обусловлена антиоксидантным эффектом, то есть способностью составляющих эфирных масел тормозить свободнорадикальные реакции путем прямого связывания окисляющих веществ. У наиболее активных растений этот эффект сопоставим с действием токоферола. В результате стабилизируются лизосомальные, митохондриальные и цитоплазматические мембраны, снижается проницаемость капилляров. Одновременно усиливается фагоцитарная активность макрофагов и лейкоцитов. Противовоспалительное действие не находится в прямой корреляции с другими свойствами эфирных масел. Наиболее выражено оно у зверобоя, ромашки, шалфея, эвкалипта, пижмы, аира, лаванды, девясила, пихты. Как и антимикробное, это действие в основном проявляется при местном применении эфиромасличных растений и вносит заметный вклад в лечение инфекций дыхательных путей, гнойничковых заболеваний кожи и ран.

3.Эпителизирующее (бальзамическое, ранозаживляющее, репаративное) действие складывается из двух, описанных выше. В основном оно реализуется путем применения экстрактов эфирных масел из соответствующего сырья с помощью жидких жирных масел (подсолнечного, оливкового и других). Мутагенными свойствами эфирные масла не обладают. Наиболее активны и используются в качестве эпителизирующих средств при повреждениях слизистых и кожи эфирные масла из календулы, зверобоя, девясила, сушеницы, тимьяна, лаванды, лавра, тысячелистника, ромашки.

4.Спазмолитическое действие на коронарные и мозговые сосуды (отчасти рефлекторное), бронхи и полые органы, которое также оказывают многие растения, находит широкое применение в медицине. Оно не связано с блокадой холино-, серотонино-, адренорецепторов и имеет, видимо, миотропную природу, детали которой остаются неясными. Вещества типа ментола из масла мяты перечной способны к тому же активировать физиологические сосудорасширяющие рефлексы с холодовых и иных рецепторов

499

полости рта и дыхательных путей.

Наибольший практический интерес представляет способность эфирных масел мяты, хмеля, валерианы, мелиссы ослаблять или устранять спазмы коронарных, мозговых артерий, желчевыводящих и мочевыводящих путей, бронхов, кишечника. Действие эфирных масел более мягкое и не несет в себе опасности осложнений. Летучие фракции тех же масел оказывают легкое успокаивающее и снотворное действие, которое суммируется с прямым миотропным спазмолитическим, способствуя снятию спазма.

Спазмолитическим действием обладают эфирные масла многих растений: мяты, хмеля, фенхеля, укропа, герани луговой, сушеницы болотной, мелиссы, чабреца, петрушки, дягиля, лаванды, шалфея, белокопытника (подбела) и других.

5.Отхаркивающее действие в большей мере связано с бальзамическим и противовоспалительным влиянием на раздраженные слизистые, с муколитическими свойствами, что приводит к облегчению непродуктивного кашля, улучшению дренажной функции эпителия бронхов.

6.Стимуляция пищеварительных функций обусловлена рефлекторным (с обонятельных и вкусовых рецепторов) и, вероятно, непосредственным воздействием эфирных масел на слизистую желудка и кишечника. Они также умеренно активируют продукцию желчи и моторику кишечника, оказывая ветрогонный и легкий послабляющий эффекты. Указанные вещества содержатся в ромашке, укропе, кориандре, базилике, фенхеле.

К стероидам относят большую группу сложных соединений, многие из которых обладают выраженными или уникальными фармакологическими свойствами. Фитохимики выделяют собственно стероиды (производные циклопентанпергидрофенантрена) и тритерпены — результат циклизации шести изопреновых остатков в тетраили пентациклические структуры. Все они имеют общий биохимический генез, структурное сходство и формируют важные фармакологические группы действующих начал разных


500

лекарственных растений.

Собственно стероидное ядро присутствует в половых и надпочечниковых гормонах, желчных кислотах, холестерине у человека и животных. Следы близких к ним веществ обнаруживаются и в некоторых растениях со стертыми свойствами эстрогенов и прогестогенов. Стероиды участвуют в построении внутренних мембран клеток и в тех или иных количествах (от доли процента до 2—3% и более) и сочетаниях имеются во всех растениях, грибах, дрожжах.

Большинство стероидов в разных позициях молекулы присоединяют гидроксил, образуя спирты — стеролы (фитостеролы). Таковы ситостеролы, стигмастерол, спинастерол, эргостеролы, в том числе провитамин D. Наибольшие количества эргостеролов содержатся в зернах пшеницы, кукурузы.

Многие стеролы достаточно хорошо растворимы в воде, обладают высокой поверхностной активностью (повышают поверхностное натяжение) и при взбалтывании дают стойкую пену

— сапонины (сапо-мыла). Фитохимики объединяют их в обширную группу сапонинов. Образуя комплексы с холестерином мембран эритроцитов, сапонины увеличивают их проницаемость, оказывая гемолизирующее действие при прямом контакте с кровью. Их агликоны (сапогенины) имеют стероидное, чаще тритерпеновое ядро. По деталям химического строения, поверхностной активности («сапониновое число») и фармакологическим свойствам, по содержанию в растениях сапонины различаются достаточно сильно.

Известны сотни сапонинов, выделенных из растений (примерно 40 семейств). Наиболее богаты ими аралиевые, бобовые, истодовые, синюховые, гвоздичные, розоцветные, диоскорейные, норичниковые. Следует подчеркнуть, что основное физикохимическое свойство сапонинов — поверхностная активность — скорее формальный повод для объединения в общую фитохимическую группу, чем характеристика фармакологического действия. Лишь немногие гликозиды с высоким сапониновым числом обладают сходной биологической активностью (например,

501

отхаркивающим действием). У большинства же веществ эта активность играет второстепенную роль либо вообще не проявляется. Поэтому группировку стерольных гликозидов (стероидных и тритерпеновых) и содержащих их растений целесообразно далее строить по фармакологическому принципу.

Гликозиды с адаптогенным действием включают важную и во многом уникальную группу тритерпеновых сапонинов из корней ряда реликтовых растений семейства аралиевых (женьшень, заманиха, аралия, элеутерококк). Для всей этой химически довольно пестрой группы гликозидов (в ней преобладают все те же тритерпеновые гликозиды) характерно несколько видов активности, детали и степень которой варьируют.

1. Ряд растений повышают неспецифическую резистентность к широкому кругу неблагоприятных, в том числе экстремальных воздействий. В основе феномена лежит, видимо, оптимизация энергетики (улучшение трансмембранного переноса глюкозы, включение в энергетический обмен липидов, усиление глюконеогенеза из шлаков – продуктов обмена), адаптивных синтезов РНК и энзимов, «нужных» в данный момент, функций защитных систем (ретикулоэндотелиальной системы, фагоцитоза, детоксикации и т. п.).

Действие гликозидов реализуется, прежде всего, на клеточном уровне, а также через центральную нервную и эндокринную системы. Повышение резистентности наблюдается при курсовом приеме соответствующих препаратов, хотя в экспериментах с изолированными гликозидами эффект наступает быстро. Феномен не проявляется у здорового организма при нормальных условиях жизнедеятельности и становится заметным, когда условия отягчаются, механизмы физиологической адаптации разрегулированы, ослаблены патологическим процессом или не успевают сработать.

Эффективные адаптогены должны представлять собой многокомпонентные системы, способные благоприятно воздействовать на различные функции организма и не давать


502

побочных эффектов. Этому условию отвечают природные, прежде всего растительные компоненты (исключая вещества, содержащиеся в ядовитых растениях). Они не воспринимаются организмом как чужеродные и в отличие от химических лекарственных препаратов не отторгаются защитными системами. В их состав в сбалансированных соотношениях могут быть включены богатые витаминами и микроэлементами компоненты, в которых нуждаются животные. Кроме того, они должны содержать биологически активные вещества, которые улучшают и гармонизируют обмен, оказывают противовоспалительное, язво- и ранозаживляющее действие, понижают уровень избыточного, а потому опасного холестерина.

Клеточный механизм действия растительных адаптогенов, который считается основным, предполагает улучшение энергетики не только мышечной, но и других тканей, а также свободных клеток (лимфоцитов, макрофагов, сперматозоидов и др.) и нейронов мозга. Улучшение функциональной активности центральной нервной системы обусловлено не стимуляцией работы мозга по рецепторному или медиаторному типу, характерному для действия типичных стимуляторов центральной нервной системы, а, вероятнее всего, улучшением энергетики и адаптивных синтезов в нейронах.

3. Улучшение функций эндокринных желез — также важная сторона фармакодинамики растительных адаптогенов, которая вписывается в феномен адаптации и повышения работоспособности. Под влиянием гликозидов ослабляется инволюция надпочечников при кортизонотерапии и гипергликемизирующее действие глюкокортикоидов (контринсулярный эффект кортикостероидов). Последний феномен связан, по-видимому, с потенцирующим действием гликозидов на инсулинозависимый транспорт глюкозы в клетки. Это действие отмечается и при недостаточности инкреторной функции поджелудочной железы. Лучше изучены и оказывают более отчетливое действие при нетяжелом диабете препараты женьшеня и элеутерококка. В эксперименте установлено также, что эти растения увеличивают поглощение йода щитовидной железой. Столь широкое

503

и определенно неспецифичное действие, оказываемое гликозидами на функции разных эндокринных желез, свидетельствует о первичном их влиянии на базовые процессы, какими могут быть энергообеспечение эндокринных клеток, синтезы в них РНК и белков.

Важно подчеркнуть, что при нормальной работе желез действие гликозидов ничем не проявляется. Оно становится очевидным лишь на фоне их гипофункции.

4. Стимуляция иммунитета (наряду с повышением неспецифической резистентности к инфекциям) представляет большой практический интерес при инфекционных заболеваниях, а также при проявлении других гипоиммунных и дисиммунных состояний. Влияние гликозидов на отдельные звенья иммунного ответа изучено слабо. Полагают, что они активируют макрофаги (фагоцитоз, освобождение интерлейкина-1), опосредованно стимулируют функцию Т-лимфоцитов (Т-клеточное взаимодействие, освобождение интерлейкина-2), индуцируют выход интерферона, ускоряют пролиферацию В-лимфоцитов и повышают продукцию антител. В отличие от интерферона, интерлейкинов, гормонов тимуса действие гликозидов не является специфичным. В основе его лежат, по-видимому, те же базовые механизмы клеточного уровня, которые были рассмотрены ранее.

Показаниями к их применению считают временную слабость иммунитета и повышенную склонность к инфекциям, прежде всего верхних дыхательных путей. С профилактической целью их целесообразно назначать при опасности заражения, при стрессовых ситуациях, тяжелых оперативных вмешательствах, больным сахарным диабетом, при хронической патологии печени, почек и т. п. Показаны растительные биостимуляторы и при слабости иммунитета, вызванной приемом некоторых лекарственных средств (кортикостероидов, нестероидных противовоспалительных средств, цитостатиков, антибиотиков, пероральных антидиабетических препаратов).

Гликозиды (сапонины) с отхаркивающим действием