ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 13.07.2024
Просмотров: 1206
Скачиваний: 1
504
отличаются от гликозидов предыдущих групп не только иной направленностью фармакологического действия, но и очевидной ролью в этом поверхностной активности (высокое сапониновое число). В их основе — тритерпеновое ядро. Наиболее богаты сапонинами с отхаркивающими свойствами истод, мыльнянка, первоцвет, синюха голубая, девясил, солодка. Сапонины названных выше и других растений способствуют разжижению вязкой мокроты, активируют функцию реснитчатого эпителия дыхательных путей, перистальтические движения бронхов. Возможно, после частичного всасывания и выделения бронхиальными железами сапонины могут вспенивать мокроту, облегчать ее выделение и прямо усиливать секрецию ее жидкой компоненты.
Агликоны сапонинов имеют структурное сходство с кортикостероидами и в какой-то мере воспроизводят их действие (больше минералокортикоидное), не нарушая баланс эндогенных гормонов даже при длительном приеме. Это определяет более широкий по сравнению с другими сапонинами спектр лечебного действия солодки. Она стоит на одном из первых мест по частоте назначения в практике восточной медицины.
Солодка проявляет отчетливое противовоспалительное, противоаллергическое, адаптогенное и репаративное действия. Поэтому не случайно корень солодки самостоятельно, а чаще в сборах фигурирует в фитотерапевтических рекомендациях при очень многих болезнях. Направленность действия сапонинов солодки (которая назначается практически только внутрь) явно не имеет рефлекторного характера и обусловлена резорбцией гликозидов или агликонов (гликон — глюкуроновая кислота).
Противосклеротическое действие стеролов и сапонинов Многие стеролы растений (бета-ситостерол и др.), стероидные
и тритерпеновые сапонины имеют структурное сходство с холестерином и способны влиять на его обмен в организме человека. Механизм этого влияния, скорее всего, заключается в ингибировании сапонинами ферментов синтеза эндогенного холестерина, увеличении его секреции печенью в форме желчных кислот. Поэтому
505
сочетание сапонинсодержащих растений с растениями, стимулирующими продукцию и выброс желчи за счет других действующих начал (флавоноиды, эфирные масла), и с сорбентами желчных кислот и холестерина в кишечнике (растения, богатые полисахаридами, клетчаткой), заметно усиливает их противосклеротический эффект. Наибольшей противосклеротической активностью обладают сапонины солодки, якорцев стелющихся, диоскореи.
Сапонины с другими (частными) видами активности К этой весьма пестрой группе можно отнести тритерпеновые и
стероидные гликозиды отдельных растений, фармакологические свойства которых как бы стоят особняком и не укладываются в перечисленные выше группы. Так, сапонины каштана конского (эсцин и другие) вместе с флавоновыми и кумариновыми гликозидами оказывают весьма редкое венотоническое действие, что делает это растение основным фитотерапевтическим средством лечения варикозного расширения вен различной локализации, с сапонинами синюхи голубой связывают выраженную седативную активность растения, с сапонинами астрагала — гипотензивную, почечного чая (ортосифона) и сарсапариля — мочегонную, арники
— утеротоническую и кровоостанавливающую и т. д. Каротиноиды — сравнительно небольшая группа близких
соединений, в основе которых 8 изопреновых остатков (тетратерпены). Они не растворимы в воде и содержатся почти во всех растениях, придавая цветкам листьям, плодам и корням окраску от желтой до пурпурной. Каротиноиды имеют симметричные формулы, в которых расположенные по концам двене полностью насыщенных циклогексановых кольца соединены длинной изопреновой цепочкой. Наиболее распространены собственно каротиноиды (бета-каротин и другие) и их кислородсодержащие аналоги— ксантофилы. Всего насчитывается до 70 разновидностей таких соединений. В сочетании с хлорофиллом они принимают участие в фотореакциях.
Биологическая активность большинства каротиноидов не
506
изучена, и их считают довольно инертными веществами. Исключением является бета-каротин, функция которого как провитамина А хорошо известна и незаменима. Растения являются главным, часто единственным источником провитамина А для человека и животных, в организме которых он превращается в витамин. В больших количествах витамин А содержится в печени некоторых рыб, в меньших — в печени животных. Немногие сходные по структуре с бета-каротином соединения (альфа-, гаммакаротины, криптоксантин и другие) также могут превращаться в витамин А, но в отличие от бета-каротина образуют одну, а не две его молекулы.
Большинство каротиноидов с видоизмененной структурой кольца (ксантофилы и прочие) провитаминными свойствами не обладают. Поэтому указание, что растение богато каротиноидами, без расшифровки последних, еще не свидетельствует о его А- витаминной ценности.
Активность растений по содержанию провитамина А выражают в ME, где 1 ME приравнена к 0,6 мкг бета-каротина. Двойные связи в молекулах каротиноидов легко окисляются атмосферным кислородом, при этом их провитаминная активность утрачивается. Содержащиеся во многих растениях витамин Е и другие соединения с антиоксидантными свойствами могут защищать провитамины от окисления.
Общее действие тех каротиноидов, которые могут превращаться в организме в витамин А (ретинол), диктуется физиологической ролью последнего. Эта роль в значительной степени определяет и лечебные свойства таких каротиноидов. Кратко она сводится к следующим основным позициям:
1. Обеспечение специфической функции палочек сетчатки, от которой зависит восприятие фоновой освещенности и темновая адаптация глаза. В них витамин А превращается в альдегид — ретиналь и обратимо связывается с белком — опсином. В такой форме комплекс (зрительный пурпур) воспринимает минимальный поток световой энергии и в результате колебательной
507
фотоизомеризации (переходы в цис- и трансизомеры) освобождает в структурах палочек ионы кальция, которые дают начало нервным импульсам, поступающим в зрительный центр. При дефиците витамина А нарушается темновая адаптация глаз (развивается «куриная слепота»), а при авитаминозе развивается (обычно у детей) кератинизирующая метаплазия эпителия глаз (ксерофтальмия), которая может привести к слепоте.
2.Участие в синтезе хондроитинсульфата — главного полисахарида хрящевой ткани, органической матрицы кости, базального межклеточного вещества (в комплексе с белком, как и химически близкая к нему гиалуроновая кислота) роговицы и других соединительнотканных структур. При значительном А- гиповитаминозе в раннем возрасте страдает рост скелета, который по темпам отстает от роста спинного мозга. Возникает ущемление корешков с тяжелыми неврологическими последствиями. Нарушение синтеза хондроитинсульфата ведет к ухудшению трофики, физиологической и репаративной регенерации хрящей, соединительнотканных структур вообще и кожных покровов в частности, к задержке заживления и эпителизации ран. Отсюда делается вывод о важной роли витамина А в трофике кожи (дерматонический эффект), о возможности его применения для профилактики и лечения кожных болезней и повреждений кожных покровов.
3.Участие в построении клеточных мембран и в трофике эпителия дыхательных путей, протоков различных желез (семенников, потовых, сальных и других), мочевыводящих путей. При выраженном А-гиповитаминозе отмечается падение сопротивляемости дыхательных путей к инфицированию, снижение метаплазии клеток мозгового слоя почек (в эксперименте) и значительное повышение склонности к образованию мочевых конкрементов, закупорка протоков желез с последующей их атрофией, повреждение плаценты, ведущее в дефектам у новорожденных. Склонность к инфицированию дыхательных путей, кожи, пожалуй, наиболее отчетливый симптом, в связи с чем
508
витамин А нередко именуют (с определенным преувеличением) противоинфекционным.
Наиболее богаты каротиноидами, в том числе провитаминами А, корнеплоды моркови и свеклы, плоды шиповника, калины, рябины обыкновенной, барбариса, томатов, сладкого перца, абрикоса, облепихи, листья петрушки, щавеля, шпината, зеленого лука (перья), трава крапивы, череды, просвирника, медуницы, цветки календулы и пижмы, орех грецкий.
Фенольные соединения - (их выделено значительно больше 1000) присутствуют практически во всех растениях. В своей основе они содержат бензольное кольцо, несущее одну или несколько гидроксильных групп, в том числе замещенных, окисленных до карбоксила, боковые цепочки из 1-3 углеродных атомов, часто циклизующиеся с бензольным кольцом в более сложные соединения.
О химической пестроте класса свидетельствует отнесение к нему простых фенолов и ароматических кислот, полифенолов, катехинов, кумаринов, 1-антрахинонов, флавоноидов. Как и терпеноиды, фенольные соединения разных групп могут образовывать эфиры с углеводами, то есть гликозиды с многообразным фармакологическим действием, определяемым природой агликонов. Значительно различается и их функциональная роль в растениях. Это стимуляция или ингибирование роста и развития (растительные гормоны), защита клеток и метаболитов растения от окисления, повреждения бактериями и грибками и т. п.
1. Противомикробное действие характеризуется неспецифичностью и широким спектром (стафилококки и псевдомонады более устойчивы). Развитие химиорезистентности бактерий не характерно, хотя исключить ее при длительном применении фитопрепаратов нельзя.
Механизм действия соединений рассматриваемой группы (как и фенола) связывают с их способностью сорбироваться с компонентами цитоплазматической мембраны бактерий, образовывать прочные водородные связи с белками и повреждать мембрану, в частности повышая ее проницаемость для ионов
509
(прежде всего калия) и важных метаболитов, теряемых клеткой, а также для воды, которая поступает извне и способствует лизису. Как и другие антисептики, производные фенола растительной природы эффективны при прямом воздействии на очаг инфекции: это ванночки, смазывания, примочки при повреждении или инфицировании кожи внешних слизистых, пероральный прием при инфекции желудочно-кишечного тракта, желчных путей, ингаляции при инфекции дыхательных путей и т. п.
2. Антиоксидантное (мембраностабилизирующее, цитозащитное) действие фенольных соединений определяется их более высокой, чем у других действующих начал, противорадикальной активностью.
Благодаря антиоксидантному эффекту, фенольные соединения защищают от повреждений (стабилизируют) мембраны клеток, лизосом (препятствуют аутолизу), митохондрий, различные структуры ядра, оказывая в целом цитозащитный эффект. В этом качестве растительные антиоксиданты выступают совместно с защитной антиоксидазной системой организма, облегчая ее задачу «гашения» свободных радикалов, наиболее характерную реакцию перекисного окисления липидов (ПОЛ). Такими же свойствами обладают и другие фенольные соединения, в частности некоторые полифенолы, катехины, флавоноиды, компоненты эфирных масел. Мембраностабилизирующее и цитозащитное действие растительных антиоксидантов используется в фитотерапии многих хронических воспалительных заболеваний, в том числе иммунной природы (гепатиты, ревматизм, гломерулонефрит, дерматиты, экзема и другие). Одним из проявлений ингибирования ПОЛ является повышение неспецифической резистентности организма к различного рода стрессам, запускающим реакции ПОЛ.
Фармакологические свойства полифенолов определяются их вяжущим действием. Полифенолы практически не проникают внутрь клеток и не всасываются. Они коагулируют белки, одевающие тонким слоем слизистые и их крипты (секреты желез и прочие). Количество белков резко увеличивается при воспалении слизистых,
510
на обожженной либо поврежденной механически или иным способом кожной поверхности. В результате обработки раствором дубильных веществ поверхность стягивается, на ней образуется плотная пленка, механически суживаются питающие сосуды. Благодаря этому резко уменьшается количество отделяемого, слизистая или раневая поверхность защищается от раздражения, внедрения микробов, рост которых задерживается вследствие коагуляции белков микробной стенки.
В разных количествах и с разной степенью активности дубильные вещества присутствуют в очень многих растениях. Наиболее богаты ими кора дуба, ивы, вяза, соплодия ольхи, плоды черники, калины, ежевики, терновника, корневище горца змеиного, лапчатки прямостоячей, щавеля конского, трава кровохлебки, крапивы, шалфея, пастушьей сумки, исландский мох.
Флавоноиды — групповое название химически близких соединений «фенольного» биогенеза, в основе которых лежит молекула флавана, имеющая два бензольных и одно кислородсодержащее гетероциклическое пирановое кольцо. Как правило, флавоноиды (агликоны) плохо растворимы в воде, тогда как их гликозиды достаточно растворимы и извлекаются при приготовлении настоев и отваров. К флавоноидам относят соединения нескольких подгрупп: катехины, антоцианы и лейкоантоцианы (восстановленные формы), производные флавона, изофлавона, флавонона, флавонола, а также халконы и дигидрохалконы (молекулы с разорванным пирановым кольцом).
Спектр фармакологического действия различных флавоноидов очень широк, поэтому будут рассмотрены лишь основные и наиболее доказанные аспекты.
1. Капилляроукрепляющее (Р-витаминное) действие присуще разным флавоноидам, и в этом смысле витамин Р (от рemicabilitis — проницаемость) не является индивидуальным веществом. Эти свойства выражены у чайного листа, яблок; цитрусовых, аронии, лука, щавеля конского, цветков и листьев гречихи, плодов аронии и шиповника, лейкоантоцианов и антоцианов многих окрашенных
511
плодов и ягод. Практически во всех растениях витамин Р встречается вместе с витамином С. Они потенцируют капилляроукрепляющее действие друг друга, необходимы в биохимической «связке», но не взаимозаменяемы.
В конечном счете различные флавоноиды с Р-витаминной активностью (в разной степени она присутствует у более чем 150 флавоноидных соединений) устраняют и предупреждают повышенную хрупкость капилляров и проницаемость стенки не только при витаминной недостаточности, но и при воспалительных процессах, капилляротоксикозах разного генеза, аллергиях. Отсюда
—широкий круг показаний к их применению в медицине.
2.Кардиотропное действие. В это понятие мы условно вкладываем три вида активности: кардиотоническую, коронарорасширяющую и противоаритмическую. Для такого, в общем произвольного, объединения есть свои основания. Эти стороны действия сопутствуют друг другу, и каждое из них выражено довольно умеренно. В то же время их сочетание полезно и эффективно при легких формах нарушений сердечной деятельности (ослаблении сокращений, экстрасистолиях, болевом синдроме и т. п.), при вегетососудистой дистонии и невротических расстройствах, гипертонической болезни и т. д.
Кардиотропное действие сильнее выражено и лучше изучено у флавоноидов цветков и плодов боярышника (различных видов). Растение вырабатывает более 15 флавоноидов (в виде агликонов и гликозидов), из которых наибольший интерес представляют гиперозид, кверцетин, витексин и его рамнозид.
Механизм кардиотонического действия гиперозида связан с первичным положительным влиянием флавоноидов на энергетический обмен миокарда (повышение утилизации глюкозы, коэффициента полезного действия использования кислорода), обогащением сердца ионами калия. Другие растения, также содержащие гиперозид, но имеющие иной состав прочих действующих начал, оказывают менее выраженный кардиотонический эффект. Такое действие присутствует у
512
препаратов пустырника, коровяка, астрагала, зверобоя, копытня, цветков липы.
Флавоноиды отличает малая токсичность вообще и для больного в частности, что позволяет применять их длительными курсами.
3.Спазмолитическое и гипотензивное действие в разной мере присуще флавоноидам многих растений и также обязано их комбинации с другими действующими началами (эфирными маслами, хромонами, кумаринами и прочими). Спазмолитические свойства флавоноидов проявляются в отношении коронарных, меньше мозговых сосудов, кишечника, бронхов, желчевыводящих путей, матки. По всей вероятности, они имеют миотропную природу. Флавоноиды разрешают спазм гладкомышечных волокон, провоцируемый различными эндо- и экзогенными факторами. К числу наиболее активных относится гиперин.
Некоторым растениям присуще и седативное действие, что логически позволяет связать стабилизацию артериального давления
суменьшением стрессогенных влияний на сосудодвигательный центр. Наличие умеренного мочегонного эффекта является полезным дополнением и может быть усилено включением растений с более выраженным диуретическим действием.
4.Мочегонное действие многих растений однозначно или в значительной мере связывают с наличием в них флавоноидов разных групп и в достаточно высоких количествах.
Крастениям с выраженным мочегонным действием (с большим или меньшим содержанием флавоноидов) можно отнести хвощ полевой, горец птичий (спорыш), марену красильную, дрок красильный, василек, вереск, бузину черную, лабазник, стальник, золотую розгу, грыжник, листья и почки березы, почки тополя, спаржу, петрушку, кукурузу (рыльца), щавель.
Применение флавоноидсодержащих растений не приводит к развитию мочекислого диатеза, к диабетогенному эффекту (более того, флавоноиды оказывают мягкое гипогликемизирующее действие), изменениям кислотно-основного баланса, дефициту калия.
513
Мочегонное действие флавоноидов не без оснований связывают с расширением почечных сосудов и с увеличением фильтрации первичной мочи (по типу эуфиллина).
5.Желчегонное и гепатозащитное действия можно отнести к числу важнейших и широко используемых свойств флавоноидсодержащих растений. Этими свойствами обладают многие растения, особенно, бессмертник песчаный, володушка, расторопша, пижма, полынь обыкновенная, рябина обыкновенная, кукуруза (рыльца) и другие. Желчегонный эффект обусловлен усилением продукции и секреции желчи гепатоцитами. При этом усиливается выделение не только плотных компонентов, но и жидкой составляющей желчи. В результате становится интенсивнее
ееток в желчных капиллярах и протоках, улучшается дренаж ходов и поступление желчи в желчный пузырь. Ухудшаются условия для поддержания инфекции и кристаллизации желчных кислот с выпадением песка в желчных путях. Этим процессам способствует спазмолитический эффект флавоноидов и эфирных масел.
Наряду с желчегонным действием флавоноиды усиливают антитоксическую функцию печени, вероятно, за счет прямого включения в окислительно-восстановительные реакции тех из них, которые способны образовывать редокси-пары. Антиоксидантная и мембраностабилизирующая активность флавоноидов в сочетании с противовоспалительным и перечисленными выше видами действий обеспечивает защиту гепатоцитов от повреждающего инфекционного и токсического влияния разнообразных вредных факторов, то есть дает гепатопротекторный эффект.
Многостороннее гепатотропное действие флавоноидов позволяет применять содержащие их растения (обычно в сложных сборах) для лечения гепатитов, холангитов, холециститов, при различной патологии органов пищеварения и при других заболеваниях, где активация функции печени является полезной.
6.Кровоостанавливающее действие эмпирически давно установлено и широко используется в медицине для лечения маточных, геморроидальных, кишечных и других немассивных