Файл: ДИПЛОМ. Готовая работа.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.07.2024

Просмотров: 191

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФГБОУ ВПО «САМАРСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ»

Институт управленческих технологий и аграрного рынка

Кафедра государственного и муниципального управления

особенности РЕАЛИЗАЦИИ СЕМЕЙНОЙ И ДЕМОГРАФИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ В Г. О. КИНЕЛЬ

(дипломный проект)

Выполнила студентка специальности 080504 «Государственное и муниципальное управление»

Клочкова Надежда

Константиновна

____________________

(подпись)

Научный руководитель,

к.и.н., доцент

Колякова Ирина Владимировна

____________________

(подпись)

Дипломная работа защищена

___________________ 20___ г.

Оценка __________________

Председатель ГАК д.э.н., профессор

Гагаринская Галина Павловна

(подпись)_________________

___________________ 20___ г.

Допустить к защите

_________________20____г.

Зав. кафедрой ГМУ, д.и.н., профессор

Савельев Петр Иванович

(подпись) ________________

___________________ 20___ г.

Самара 2013

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………

4

Глава 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ВЛАСТИ ПО ВОПРОСАМ СЕМЕЙНОЙ И ДЕМОГРАФИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ В РФ ……………………………………………………………

14

    1. Понятие, направления, принципы, механизмы реализации семейной и демографической политики в РФ ………………………………………..

14

    1. Нормативно-правовая база, определяющая реализацию мероприятий по вопросам семейной и демографической политики в РФ …………...

26

Глава 2 ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ СЕМЕЙНОЙ И ДЕМОГРАФИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ В РФ И ЕЕ СУБЪЕКТАХ………....

39

    1. Особенности структур и функций управления по реализации семейной и демографической политики в РФ на федеральном и региональном уровнях……………………………………………………..

39

    1. Мониторинг основных программ по реализации семейной и демографической политики в РФ и ее субъектах………………………..

48

Глава 3 НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ РЕАЛИЗАЦИИ СЕМЕЙНОЙ И ДЕМОГРАФИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ В Г. О. КИНЕЛЬ ...

61

    1. Особенности реализации семейной и демографической политики в г. о. Кинель …………………………………………………………………...

61

    1. Рекомендации по совершенствованию семейной и демографической политики в г. о. Кинель …………………………………………………...

67

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………..

75

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ…….

82

СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ…………………………………………………....

92

ПРИЛОЖЕНИЕ А Структура комитета по вопросам семьи, женщин и детей в составе Государственной Думы РФ…………………………………

93

ПРИЛОЖЕНИЕ Б Структура департамента демографической политики и социальной защиты населения в системе Министерства труда и социальной защиты РФ……………………………………………………….

94

ПРИЛОЖЕНИЕ В Структуры органов исполнительной власти субъектов РФ, реализующих семейную политику………………………………………

95

ПРИЛОЖЕНИЕ Г Интернет-исследование органов исполнительной власти субъектов РФ по реализации семейной и демографической политики……………………………………………………………………….

96

ПРИЛОЖЕНИЕ Д Организационная структура администрации г. о. Кинель………………………………………………………………………….

106

ПРИЛОЖЕНИЕ Е Электронное обращение заместителю главы города по социальным вопросам в г. о. Кинель Усковой А. А., ответ на обращение главы администрации Прокудина А. А. …………………………………….

107

ПРИЛОЖЕНИЕ Ж Материалы экспертных интервью проведенных в 2013 году, в рамках дипломной работы «Особенности реализации семейной и демографической политики в г. о. Кинель»……………………

112


ВВЕДЕНИЕ

В условиях трансформации экономической и социальной политики в Российской Федерации в 1990-х гг. произошло стремительное падение уровня жизни большинства российских семей. Подверглась разрушению социальная инфраструктура, обслуживающая семьи, действовавшая в советский и постсоветский период. Росло число разводов, сокращалось количество заключенных браков. Неуверенность в завтрашнем дне порождала психологическую неустойчивость, способствовала росту алкоголизма, насилия в семье, социального сиротства, снижению ответственности семьи за выполнение своих функций. Стало ясно, что в новых условиях система государственной поддержки семей с детьми не выполняла функции обеспечения приемлемого уровня жизни и социальной защиты семьи.

В Указе Президента РФ «Об основных направлениях государственной семейной политики» (далее - Указ) от 14 мая 1996 г., были созданы важные предпосылки для формирования государственной системы семейной политики. В Указе был сформулирован ряд принципиальных положений, содержались практические меры, направленные на формирование в стране семейной политики. Однако Указ во многом остался нереализованным. В развитие Указа не было принято рамочного постановления Правительства.

Таким образом, есть основания утверждать, что кризисные явления, имевшие место в жизнедеятельности семьи в период 1990-2000 гг., в значительной степени детерминировались кризисом социальной политики государства. Первое десятилетие ХХI века не улучшило ситуацию. Кризисное состояние социального института семьи по-прежнему делает актуальным поиск эффективных мер по его поддержке и стабилизации. Особый интерес, в этой связи, приобретает анализ мероприятий по демографическому развитию в муниципальных образованиях РФ.

Международный и отечественный опыт свидетельствует о том, что демографические проблемы наиболее эффективно решаются с помощью государственной семейной политики. В начале XXI в. Правительство РФ провозгласило новую стратегию социальной политики, как переход от патерналистской модели советского периода к субсидиарной модели государства. Бесплатными были объявлены базовые социальные услуги, социальная поддержка семей стала более адресной. Период с 2001-2008 гг. характеризуется дальнейшей трансформацией государственной политики в отношении семьи, как на концептуальном, так и на практическом уровне.


Актуальность темы исследования обусловлена тем, что в период с 2006 г. по настоящее время, мы наблюдаем попытки органов власти сформулировать единую семейную политику. Основополагающим в осуществлении этих попыток явились Послания президента 2006 и 2010 г., где четко сформулированы меры, направленные на совершенствование семейного законодательства и практическое решение семейных проблем.

Однако, как показывает практика, политика в отношении семьи в России до сих пор четко не сформулирована, носит пассивный характер, не охватывает необходимого комплекса практических мер.

Методологическая неразработанность предмета семейной политики, смешение семейной политики с социальной, общесоциальных проблем со специфическими семейными, приводит к отрицанию семейной политики как самостоятельного направления деятельности государства и его органов власти.

Не эффективно решается, на наш взгляд, основная проблема, влекущая за собой все остальные – это организация семейной политики, обоснованная отсутствием профильных структур в органах власти различного уровня, занимающихся проблемами семьи и семейной политики. Как известно, проблему нужно решать изнутри, т. е. искать ее основной корень.

Органы местного самоуправления из всех органов власти наиболее приближены к населению. Они в состоянии принимать все необходимые меры, направленные на эффективную реализацию семейной политики. Именно, изучая реализацию семейной политики на муниципальном уровне, уделяя особое внимание: структуре органов, ее реализующих; принципам, механизмам ее реализации; и другим важным особенностям, мы можем выявить ее основные проблемы и сформулировать новые рекомендации для их решения.

Таким образом, объектом данного исследования является Управление по вопросам семьи и демографической политики администрации г. о. Кинель (далее - Управление).

Предметом данного исследования являются особенности реализации семейной и демографической политики на муниципальном уровне.

Наиболее качественный и полный анализ новой семейной политики в современной России содержится в работах Белобородова И. И.1, Бурдяка А. Я.2, Климантовой Г. И.3, Рогачева С. В.4, Смирновой А. В.5, Черновой Ж. В.6.

В своих работах исследователи подробно дают анализ внедрения новых форм, методов и механизмов семейной политики; раскрывают ее особенности и итоги реализации. Нужно так же отметить что данная литература написана в период с 2002-2011, т. е. в период внедрения семейной политики в России и отражают именно современное ее состояние.


Важное место в изучении нормативно-правовой базы, ее теоретического осмысления, а так же анализа существующего законодательства в отношении семьи на международном, федеральном и региональном уровне занимают работы Капицына В. М.1, Крашенникова П. В.2, Малышева В.3, Медведева Д. А.4.

В работах Варывдина В. А.5, Григорьева В. В.6, Дивицыной Н. В.7, освещаются основные вопросы социальной политики и управления в социальной сфере. Приведены примеры из практики управления основными отраслями социальной сферы не только на федеральном и региональном уровнях, но и на уровне местного самоуправления.

Особое внимание при написании дипломной работы было уделено истории и сущности женского вопроса, различным типам семей, в том числе и составляющим социальную группу риска. Изучением данных вопросов более подробно занимаются Зернова И.8 и Зубкова Т. С.9. В их работах так же освещаются основные направления государственной политики в области социальной защиты женщин, семьи и детей, а так же приведены теоретические и практические основы деятельности социального работника в семьях, составляющих социальную группу риска.

Важную роль в реализации современной семейной политики играет институт опеки и попечительства. В работах Михеевой Л. Ю.10 и Ярской-Смирновой Е. Р.11 опека и попечительство подробно изучена, как вид социальной заботы и как система правоотношений, предложены концепции реформирования института.

Однако нужно отметить что литературы, посвященной реализации современной семейной политики, а точнее ее теоретическим основам еще не достаточно в общей базе научной политической литературы. В основном вопросы семейной политики освещены в социологии и в менеджменте.

Разработка проблемы связана с изучением двух важных аспектов исследования: теоретического осмысления понятия, принципов, направлений, основных механизмов реализации семейной и демографической политики, ее нормативно-правового оформления; изучением особенностей структур в регионах и мониторинга основных программ по ее реализации путем изучения интернет-сайтов регионов.

Цель исследования: проанализировать особенности и проблемы по реализации семейной и демографической политики в г. о. Кинель, сформулировать рекомендации по ее совершенствованию.


Цель работы определила следующие задачи исследования:

  • сформулировать понятие семейной политики, ее основные принципы, направления и механизмы реализации семейной и демографической политики в РФ;

  • проанализировать нормативно-правовую базу, определяющую реализацию мероприятий по вопросам семейной и демографической политики в РФ;

  • изучить особенности структур и функций управления по реализации семейной и демографической политики в РФ на федеральном и региональном уровнях;

  • провести мониторинг основных программ по реализации семейной и демографической политики в РФ и ее субъектах;

  • выявить проблемы реализации семейной и демографической политики на муниципальном уровне, посредством изучения ее особенностей, на примере г. о. Кинель;

  • сформулировать рекомендации по совершенствованию семейной и демографической политики на муниципальном уровне, на примере г. о. Кинель.

Как показало исследование, в сфере семейной и демографической политики имеется широкий круг источников, отражающий предпосылки развития семейной политики, а так же ее развитие в современности. Поэтому при подборе источниковой базы дипломной работы был использован комплексный подход. Все источники по проблеме исследования можно условно разделить на несколько групп.

Первую группу источников составляют международные правовые акты, где отражены предпосылки развития семейной политики. В основном это конвенции, декларации, хартии, принятые Генеральной Ассамблеей ООН. В частности, Конвенция ООН о правах ребенка1, Всеобщая декларация прав человека2, Хартия социальных прав и гарантий граждан независимых государств3.

Вторую группу источников составляют Конституция РФ4, федеральные и региональные законы, указы Президента, постановления Правительства, Послания Президента, государственные доклады, где содержатся правовые основы семьи, институциональные аспекты семейной политики и механизмы ее реализации; Семейный кодекс РФ5, Федеральный закон РФ от 24.04.2008 № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве»6, Федеральный закон РФ от 29 декабря 2006 г. № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей»1, Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 30.11.20102, государственный доклад «О положении детей и семей, имеющих детей» 2011 г.3 и другие нормативно-правовые документы.