ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 15.07.2024
Просмотров: 50
Скачиваний: 0
Основы социального программирования
Социальное программирование является составной частью социальных технологий, суть которого заключается в продуцировании системы действий, нацеленных на достижение общественно полезного результата, учитывая интересы различных социальных групп.
Режим программирования предполагает формирование образца, представляющего собой набор нормативных признаков программируемой системы, обусловливающей заданный режим достижения целей и параметров программирования.
Программирование позволяет процессу исследования переходить от аналитической стадии к проектной, характеризующейся выработкой практических мер в трансформации исследуемого объекта.
Субъектом программирования может быть организация или территориальное образование, заинтересованные в разработке цельной и прозрачной программы действий по исполнению сформулированных приоритетов социально-экономического развития и преодолению проблемных ситуаций.
Программирование обычно используется при разработке долгосрочных проектов социально-экономического профиля территориальными образованиями различных уровней, определении экономических и социальных приоритетов в деятельности отраслей и гражданских объединений, а также при внедрении новых социальных институтов, обеспечивающих удовлетворение растущих потребностей общества.
Цель программирования состоит в разработке и реализации научно-исследовательских инновационных проектов, предусматривающих достижение их субъектами качественно нового этапа в развитии объекта программирования. Процедура программирования, в конечном счете, предполагает решение следующих задач:
выявление узких мест в функционировании обследуемого объекта;
выявление точек потенциального роста;
определение источников стимулирования потенциального роста;
разработка графика финансирования мероприятий, положенных в основу программ;
разработка сценариев развития исследуемой проблемной ситуации;
разработка организационного плана, обеспечивающего возможность в достижении устойчивого результата;
нормативно-правовое и организационное сопровождение программы.
Результатом процесса социального программирования является разработка и реализация долгосрочных программ и проектов, направленных на оптимизацию функционирования социальных систем и достижение ими качественно нового уровня развития. Особенностью социальных процессов, исследуемых в режиме программирования, является ведущая роль внутренних источников в становлении социальных систем, организационное сопровождение закладываемых в основу программ стратегических целей.
Необходимость формирования концепций и программ развития территориальных образований подтверждена Законом РФ «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации», принятым Государственной Думой Федерального Собрания РФ 23 июня 1995 года. Закон предписывает Правительству РФ необходимость разработки государственного прогноза социально-экономического развития страны надолго-срочную, среднесрочную и краткосрочную перспективы.
Прогнозы социально-экономического развития разрабатываются как в целом по России, так и по отраслям, регионам страны.
Долгосрочный прогноз (программа) социально-экономического развития страны является предпосылкой для разработки прогнозов и программ социально-экономического развития страны на среднесрочную перспективу.
В программе социально-экономического развития России на среднесрочную перспективу, в соответствии с Законом, должны быть отображены:
макроэкономическая политика;
институциональные преобразования;
инвестиционная и структурная политика;
аграрная политика;
экологическая политика;
региональная экономическая политика;
внешнеэкономическая политика.
К сожалению, можно констатировать, что сегодня полностью отсутствует система количественно определенных целей развития страны на среднесрочную перспективу, опыт стратегического планирования, комплексного подхода к определению целей и приоритетов на уровне муниципальных образований, что вызывает явную потребность в разработке и применении методологии социального программирования с целью пропорционального развития территории'.
1 Методические рекомендации по формированию концепции социально-экономического развития муниципального образования / Под ред. В. Рохчи-на. — М.: РИЦ Муниципальная власть, 2000.
Отличительной особенностью программ является их ориентация на будущее. С этой особенностью связана основная функция программирования — создание жизнеспособной социальной системы, образованной с учетом требований к ее содержанию и качеству.
Программы следует отличать от инновационных проектов, направленных главным образом на привлечение инвестиций.
Характерной чертой программ выступает опора на внутренние источники достижения заявленных целей. В отличие от стратегических планов программы тесно привязаны к временным рамкам, что заставляет их рассматривать через призму жизненного цикла, на различных стадиях которого степень освоения поставленных задач существенно различается.
Программирование является непрерывным процессом. Завершение одной программы всегда предполагает начало другой, подведение итогов которой является условием для выполнения третьей программы и т. д.
Таков общий режим программирования, и он способствует выражению комплексного подхода к механизму воспроизводства заданных свойств исследуемого объекта, созданного в ходе выполнения программ различного назначения.
Таким образом, можно выделить четыре стадии жизненного цикла процесса программирования, включающие в себя стадии:
разработки программы;
внедрения технических и программных средств;
достижения целей;
свертывания старой и подготовки новой программы. Основными инструментами программирования являются:
организационно-деятельностные и деловые игры;
кейс-методы;
методологические семинары и конференции.
Статус инструмента программирования задается тем, что он формирует условия вывода конкретных предложений и рекомендаций на основе обстоятельной экспертизы существующего положения социальной системы и оценки ее возможностей.
Игровые методы являются эффективным средством разработки практических мер, направленных на реализацию программных целей. Их эффективность обусловлена прежде всего тем, что игровая модель организации выработки решений, диагностики проблем позволяет охватить широкий спектр возможных альтернатив.
Игры бывают двух типов: имитационные и ролевые.
Имитационные игры ориентированы на формирование условий, сопутствующих влиянию на поведение социальных субъектов. Предметом имитации в этих играх являются экономические, правовые, социокультурные и природные факторы, структурирующие взаимоотношения между людьми в процессе их практической деятельности.
Характерным признаком имитационных игр является целенаправленный характер принимаемых решений, исключающих предварительную выработку альтернативных вариантов проблемных решений.
Ролевые игры нацелены на распределение между участниками группы заранее определенных функций, исполнение которых воспроизводит механизм функционирования и развития группы в целом. Цель ролевой игры заключается в отработке профессиональных навыков и техники взаимодействия между членами рабочей группы, разграничении полномочий между ними, определении узких мест в организационной структуре предприятия.
В отличие от экспертного опроса игровая модель ориентирована не столько на выработку единственно верного решения, сколько на представление комплексного задания по разработке и организационному сопровождению целой серии конкретных действий, призванных обеспечить достижение программных целей.
Одной из разновидностей ролевых игр следует выделить форму организационно-деятельностной игры, назначение которой состоит в выработке эффективных управленческих решений, базирующихся на всестороннем анализе проблемной ситуации, осуществляемом с помощью специалистов различных специальностей, привлекаемых к участию в игре.
Проведение организационно-деятельностных игр получило широкое распространение с конца 70-х г. прошлого века, когда, благодаря известному философу Г. Щедровицкому, эта форма проектирования деятельности получила мощный толчок к развитию.
Использование организационно-деятельностных игр было эффективным при решении сложных, комплексных проблем, имеющих несколько уровней рассмотрения и охватывающих обширную информацию о протекающих процессах, слабо структурированную.
Кризисный характер попадающих в круг обсуждаемых вопросов поддерживает высокую мотивацию его участников, предъявляя особые требования к организаторам и ведущему игры.
Задача организаторов заключается в подборе участников обсуждения, обеспечении участников необходимыми материалами, документами, бланками и пр.
Задача руководителя игры состоит в стимулировании коллективной мыследеятельности, организации межличностного и межгруппового общения на всех стадиях решения задачи.
Результатом игры может стать уяснение причин и характера проблемной ситуации, что существенно повысит качество используемой в процессе обсуждения информации и способствует выработке эффективных действий в решении проблемы.
Следует особо подчеркнуть, что цель игры заключается не в том, чтобы разрешить проблемную ситуацию, а в том, чтобы подготовить методологические предпосылки для ее разрешения, заключающиеся в структуризации используемой информации.
Условия игры предполагают распределение между участниками условных ролей, которые могут и не совпадать с их штатными должностями в организации. Различие ролевых функций игроков обусловлено их интересами, сформированными в процессе их производственной деятельности.
Процедуру проведения организационно-деятельностных игр можно разделить на несколько этапов.
На предварительном этапе, продолжающемся несколько месяцев, организаторы игры аккумулируют необходимый материал, изучают статистические документы и отчеты хозяйственных подразделений исследуемого предприятия.
На основе такого изучения проводится предварительная диагностика социально-экономического состояния предприятия, лежащих в его основе проблем, выявляются наиболее выраженные причины их вызывающие.
Здесь же уточняются списки участников игры, привлекаемых для освещения отдельных ее разделов экспертов, проводится разбивка участников на группы с учетом их профессиональных и социально-демографических характеристик.
В каждую группу необходимо включение 1-2 представителей организаторов игры (игротехников), чья роль заключается в информировании руководителя ролевой игры об игровом процессе в составе выделенных групп, создании в них благоприятного социально-психологического климата, контроле за качеством работы в группах и пр.
На следующем этапе, начало которого непосредственно и представляет начало игры, производится информирование участников о целях и порядке игры, психологическая подготовка участников, а также предпринимаются некоторые организационные действия, связанные с формированием рабочих групп, их размещением и пр.
На этом этапе руководитель игры формулирует главную задачу, обращая внимание участников на ее значимость для всех, определяя место каждого в ее выполнении.
Третий этап проведения организационно-деятельностной игры предполагает работу над последовательно формулируемыми заданиями в рабочих группах, где вырабатываются версии решения проблемных ситуаций, которые затем выносятся на межгрупповую дискуссию, по результатам которой формулируются выводы.
Перед межгрупповым обсуждением, решения, выработанные в каждой группе, проходят экспертизу с участием внешних экспертов, которые оценивают эффективность таких версий.
Решения, принимаемые группами, могут быть и альтернативными, однако, группа обычно обращает внимание на предпочтительный характер отдельных альтернатив. По ходу анализа игры, периодически проводящегося руководством без участия игроков, происходит корректировка ее плана, вносятся дополнительные предложения, направленные на активизацию игры. Оценка действий ее участников не производится. Кроме этого периодически проводится процедура рефлексии, заключающаяся в оценке хода игры ее участниками и выработке предложений по корректировке ее хода (рис. 4.7).
Проблемная ситуация
Игровой комплекс
Экспертиза Роли
Обсуждение и выработка решений
i |
i |
|
|
i |
|
Рефлексия |
|
Нормы |
|||
|