Файл: Соотношения системы права и системы законодательства (Система права: понятие и структура).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.03.2023

Просмотров: 55

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Одной из основных тенденций развития мирового сообщества на современном этапе называют глобализацию. Она представляет собой новую стадию процесса интернационализации разнообразных аспектов общественной жизни. Глобализационные процессы в праве способствуют созданию единого правового поля, обуславливают унификацию национальных законодательств.

В рамках глобальной системы правового регулирования будут активно взаимодействовать национальные правовые системы друг с другом, с региональными системами и общим международным правом. Фундаментом подобной системы служат основные принципы международного права[14].

Положение п. 4 ст. 15 Конституции Российской Федерации гласит, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ рассматриваются как составной элемент её правовой системы. Международные договоры, признаются не только полноправными источниками российского права, им придается приоритет в случае возникновения коллизии с национальным законодательством[15].

Подытожим всё вышесказанное определением системы права.

Система права – это определённая внутренняя его структура (строение, организация), которая формируется объективно как отражение реально существующих и развивающихся общественных отношений. Она не результат произвольного субъективного мнения законодателя, а своего рода «слепок» с действительности[16]. Фактический социальный строй общества обуславливает, в конечном итоге, ту или другую систему права, его отрасли, институты, остальные подразделения. Система права показывает, из каких элементов, частей состоит право и как они между собой соотносятся, взаимодействуют.

2. Общая характеристика системы законодательства

Систематизация законодательства – это приведение, упорядочение действующих нормативно-правовых актов в единую, целостную, согласованную систему.

Толковые и юридические словари определяют понятие «законодательство» по-разному: как «общность и дух всех постановлений, законов страны»; «совокупность всех правовых норм, действующих в данном государстве»; «совокупность законов». Мы будем под законодательством понимать совокупность законов и подзаконных актов. По уровню юридической силы законодательство разделяется на законы, нормативные указы главы государства и остальные. А по сферам регулирования общественных отношений – на гражданское, семейное, трудовое и прочие[17].


Законодательство включает огромное количество актов, принятых разными государственными органами и в разные исторические периоды. Время от времени проводилось упорядочение законодательства с помощью его систематизации, вносились дополнения и изменения. Но систематизация законодательства не предполагала его пересмотра. Иногда изменения и дополнения касались хотя и существенных, но отдельных проблем правового регулирования, и не в состоянии были устранить образовавшиеся со временем изъяны действующего законодательства в целом. Законотворчество не всегда успевало за быстрым развитием общественной жизни, особенно в период становления и развития нашего государства. При публикации новых или отмене устаревших законодательных актов (или их частей) отнюдь не всегда придерживались требований законодательной техники.

Изданные в 30-50 гг. законодательные акты часто были неправовыми. В 60-е гг. законотворчество обрело субъективный характер: не обращало внимание на объективные закономерности общественного развития, а часто прямо им противоречило. В 70-80-е гг. законотворчество было заблокировано, не реагировало на насущные потребности и проблемы общественной жизни.

Вновь формируемое законодательство с 1985 г. и по сегодняшний день во многом не соответствует и вступает в противоречие с прежде принятыми правовыми актами. Кроме того, и вновь созданные правовые акты часто противоречат друг другу. В итоге действующее российское законодательство включает акты, нормы и статьи, которые формально не действуют. В законодательстве часто встречаются серьезные недостатки и не согласованные друг с другом положения. Некоторые законодательные акты имеют повторы, содержат неясные, неточные понятия, формулировки, термины.

Имеется и много других недочётов действующего законодательства. Такие же недостатки наблюдаются и в законодательных актах, принятых в последние годы в связи с потребностями правового регулирования, хотя часто не реагируют на современные потребности общества. Несовершенство таких актов с точки зрения законодательной техники отрицательно сказывается на правореализующей практике[18]. Эти проблемы необходимо решать и одним из «лекарств» является грамотная и разумная систематизация законодательства.

Систематизация законодательства – это разновидность правовой деятельности, которая выражается в проведении работ по упорядочению действующих нормативных правовых актов и нацелена на придание законодательному массиву четко структурированного, упорядоченного характера, а также решения задач, которые связаны с развитием юридической (государственно-правовой) системы общества.


Задачи, которые решает систематизация законодательства, можно сгруппировать по следующим направлениям:

  1. в сфере правотворчества и правоприменения:
  • повышение эффективности правотворческой деятельности;
  • обеспечение развития законодательства;
  • обеспечение улучшения качества нормативно-правовых актов (устранение неточностей, противоречий, пробелов и повторов и пр.);
  • обеспечение разработки внутренне единой системы законодательства на базе научно-обоснованных критериев классификации нормативно-правовых актов;
  • создание условий для верного толкования и качественного осуществления нормативно-правовых актов;
  • содействие обеспечению правопорядка и законности;
  1. в сфере организации и распространения правовой информации:
  • обеспечение официальной правовой информацией граждан, общественных и государственных структур;
  • создание условий для оперативного поиска необходимого нормативно-правового материала на базе традиционных (издание актов систематизации законодательства на бумажных носителях) и (или) современных (обобщение и распространение правовой информации с помощью программных и аппаратных средств) информационных технологий;
  • поддержка формированию единого информационно-правового пространства страны;
  1. в сфере формирования правосознания и правовой культуры:
  • создание необходимой предпосылки целенаправленного правового воспитания и просвещения, а также формирования правосознания и правовой культуры общества;
  • формирование основы для проведения правовых исследований;
  • обеспечение качественной подготовки специалистов, связанных в своей работе с правом (государственных служащих, юристов и пр.) [19].

Систематизация – это юридико-техническая процедура, имеющая своей целью создание соответствующих условий применения права, т. е. это деятельность, направленная на обработку, упорядочение и приведение нормативно-правовых актов в единую согласованную систему. При этом выделяют такие особенности систематизации: сопоставляются и анализируются изданные в различное время и функционирующие на данный момент нормативно-правовые акты, обнаруживаются имеющиеся противоречия в содержании правовых норм, пробелы в законодательстве и неполнота в регулировании некоторых видов правоотношений, множественность и неактуальность, разрабатываются проекты новых нормативно-правовых актов.


Сущность и смысл систематизации должны базироваться на ясном понимании задач, которые она решает, определяющих данный принцип. На этой основе складывается и методологический подход, позволяющий соединить разрозненные компоненты в единое целое.

Обусловленность систематизации социальной и, собственно, юридической сферой, противоречие между которыми означает наличие определенной совокупности проблем правового регулирования: правовая неурегулированность совокупности общественных отношений (пробелы в законодательстве), наличие в различных нормативных правовых актах норм, дублирующих друг друга, а также коллизии действующего законодательства. В этом смысле систематизация законодательства выступает как закономерность развития правовой системы, состоящая, в конечном итоге, в необходимости разработки новых нормативно-правовых актов, обеспечивающих устранение перечисленных противоречий[20].

Систематизация законодательства различается по субъектам, принимающим участие в систематизации законодательства, и по её формам в рамках правовой деятельности, которым соотносятся соответствующие виды актов систематизации законодательства.

По субъектам систематизация законодательства различается на:

  • официальную, которая реализуется государственными органами (или другими организациями), для этого специально созданными (или имеющими полномочия от имени государства), и заключается в подготовке и распространении в целях обеспечения правового регулирования актов систематизации законодательства, которые носят официальный характер (приравнивается к официальным источникам опубликования нормативно-правовых актов) и имеют юридическое значение (на них необходима ссылка в правотворческой и правоприменительной работе);
  • неофициальную, которая реализуется субъектами, не имеющими на это специальных полномочий (юристами – учеными и практиками, разного рода организациями – государственными, образовательными, научно-исследовательскими, информационными, издательскими и пр.) и заключается в подготовке и распространении в целях обеспечения личных или корпоративных (ведомственных) интересов разного рода изданий упорядоченного законодательства, которые не имеют юридического значения (ссылки на них в официальных документах не допустимы), но способствуют развитию правотворческой и правоприменительной практики[21].

Систематизация законодательства включает пять форм:

  1. учет – простая форма систематизации законодательства для получения достоверной информации об изданных нормативно-правовых актах, заключающаяся в регистрации или их группировке в предметные блоки;
  2. инкорпорация – форма систематизации законодательства для упрощения применения нормативно-правовых актов с расстановкой нормативно-правовых актов в определенном порядке без какой-либо модификации их содержания;
  3. консолидация – форма систематизации законодательства для устранения множественности нормативных актов и создания укрупненного носителя правовой информации без изменения нормативного содержания;
  4. кодификация – форма систематизации законодательства для коренной, качественной переработки нормативно-правового материала и создания нового внутренне согласованного нормативно-правового акта кодифицированного типа, который принимается наделенным правотворческой компетенцией государственным органом или негосударственной организацией;
  5. создание сводов законодательства – наиболее сложная форма систематизации законодательства для объединения функционирующих в стране нормативно-правовых актов в единый комплексный правовой документ с чётко установленной структурой, создания инструментария оперативного поиска правовой информации и применением в сочетании разных форм упорядочения узаконений[22].

Законодательство – это не просто совокупность законов, а их система. Если понимать законодательство как совокупность законов, то система законодательства – это данная совокупность законов, взятых в единстве их связей и взаимосвязей. Сущность системы законодательства открывается, обычно, с помощью анализа её структуры, производной от структуры права и призванной ей соответствовать. При этом система законодательства не должна обязательно совпадать с системой права, так как имеется еще одно её назначение – удобство использования и исследования[23].

Систематизация законодательства определена социальной и юридической сферами, противоречие между которыми означает наличие определенных проблем правового регулирования: громоздкость законодательства, наличие в различных нормативно-правовых актах норм, правовая неурегулированность общественных отношений (пробелы в законодательстве), повторяющих друг друга, а также коллизии функционирующего законодательства.