Файл: Соотношения системы права и системы законодательства (Система права: понятие и структура).pdf
Добавлен: 29.03.2023
Просмотров: 71
Скачиваний: 1
Систематизирующим нормативно-правовым актом может быть признан только тот акт, который упорядочивает действующее законодательство, в юридической форме выражающий особенности данной сферы общественных отношений в их самостоятельности и целостности. В числе юридических элементов, отражающих эти особенности можно назвать следующие: правовые принципы, предмет и методы правового регулирования, правовой статус участников правоотношений и пр. Наиболее развитой формой систематизации законодательства является кодификация, юридически фиксирующая сформировавшийся правовой порядок в определённой сфере отношений. Необходимость её проведения связана с противоречием между правовым порядком и действующим законодательным массивом, затрудняющим его реализацию. Объективной предпосылкой кодификации является достаточно сформированная отрасль права. Только в этом случае кодификация выражает закономерности развития права[24].
Говоря о развитии законодательства, нельзя не заметить, что, несмотря на огромное число принятых законов, систематизированное законодательство в нашей стране, к сожалению, пока отсутствует. Более того, оно часто противоречиво: новые законы не согласуются с ранее принятыми. В настоящее время продолжают действовать несколько сотен законов, которые в какой-то части не утратили силу ещё с советского времени. Также многие российские законы, принятые в 1990-1993 гг., не соответствуют Конституции 1993 г., но, всё же, не отменены[25].
3. Соотношение системы права и системы законодательства
В теории права соотношение категорий «система права» и «система законодательства» понимается по-разному. Специфика права проявляется в том, что это особое, имеющее объективные свойства, социальное явление. Право понимается как более широкая категория, чем законодательство. Это обусловлено следующими причинами:
- процесс формирования права предполагает наличие у него нескольких источников: правовой обычай, нормотворчество государства, международные договора, судебные или административные прецеденты;
- законодательство создается только самим государством, выражая волю законодателя. А право носит более естественный характер. Главное его содержание, обращённое на объективное регулирование общественных отношений, складывается еще до принятия нормативно-правовых актов[26].
Некоторые отрасли права имеет совпадающие с ними отрасли законодательства (к примеру, уголовное право и соответствующее уголовное законодательство). Остальные – еще не имеют строго определенной отрасли законодательства (к примеру, аграрное право). Т. е., в системе законодательства существуют отрасли, имеющие комплексный характер и не совпадающие с какими-либо отраслями права (скажем, коммерческое, транспортное, военное законодательство, законодательство о здравоохранении, образовании и т.д.)[27].
Основная цель правового регулирования – упорядочение общественных отношений. Достигается эта упорядоченность, главным образом, через взаимную непротиворечивую связь и закономерности расположения составляющих элементов системы права и системы законодательства[28].
Система права и система законодательства выглядят как близкие по смыслу, но не совпадающие по объему, содержанию и формам своего выражения в правовой системе общества. Это два относительно автономные выражения сущности права. Как отмечает И. Н. Сенякин: «Система права по его содержанию – это внутренняя структура права, соответствующая характеру регулируемых им общественных отношений. Система законодательства – внешняя форма права, выражающая строение его источников, то есть систему нормативно-правовых актов. Право не существует вне законодательства, а законодательство в широком его понимании и есть право»[29].
Периодически возникающие в науке дискуссии о системе права и системе законодательства позволяют раскрыть основные моменты в различии этих понятий. Эти различия проводятся по содержанию, объему, классификации внутренних элементов, внутренней структурной организации, закономерностям формирования и практической значимости:
1. Первичным элементом системы права выступает норма права, в системе же законодательства роль такой первоосновы выполняет нормативный акт, содержащий в себе не только нормы права, но и другие виды нормативно-правовых предписаний. И, таким образом, нормативно-правовые предписания являют собой тот строительный материал, который определяет специфику отраслевого законодательства. Это предопределяет возможность несовпадения отраслей права с отраслями законодательства. К примеру, что финансовое право, сельскохозяйственное право, право социального обеспечения существует на уровне отраслей права, отрасли же законодательства в этих сферах еще не сложились. И наоборот, таможенное законодательство имеет вполне кодифицированный характер, но для признания за ним статуса отрасли права оснований не вполне достаточно.
2. Система законодательства по объему более широкое явление, чем система права. Объем в праве понимается как смысловая характеристика правового текста, способствующая установлению меры и пределов нормативного значения государственной воли. Нормативные акты, составляющие содержание отраслей законодательства, весьма неоднородны в своем текстуальном выражении. Наряду с нормативными требованиями (нормами), в них содержатся: указания на мотивы и цели издания актов, декларативные заявления, объяснения смысла правового текста, схемы и формулы вычисления доходов, ущерба и прочих юридически значимых обстоятельств, программы последовательности совершения определенных действий и т. д. В системе же права аккумулируются только нормативно значимые требования, выводимые из текста действующего законодательства. Отрасли права и правовые институты, отвлекаясь от словесного многообразия, включают в себя нормативный материал, ориентированный на юридическую практику. Это значит, что не все то, что формулируется и содержится в системе законодательства, является содержанием системы права. В нее входит только применённый в юридической практике и получивший её признание и поддержку нормативный материал[30].
3. В основе формирования системы права и ее конкретных отраслей находятся предмет и метод правового регулирования как ведущие критерии консолидации нормативного материала. Система же законодательства и его отраслей определяется в основном только своеобразием сферы, то есть предмета правового регулирования. Этот критерий для законодателя является главным в правотворческой деятельности. Приемы и способы претворения созданных правовых норм имеют для него вторичное значение и выбираются с учетом специфики предмета правового регулирования. Метод регулирования складывается как нечто производное и результирующее совокупность употребляемых средств и приёмов обеспечения неотвратимости действия права. Следовательно, система права имеет первичный, исходный характер, а система законодательства – производный.
4. Система права предстает как нечто юридически целое и структурно организованное из отраслей и институтов. В структуре законодательства важное значение имеют её вертикальная и горизонтальная структурные части. Вертикальная структура российского законодательства отображает федеративное устройство государства и иерархическую соподчиненность нормативных актов по их юридической силе. Горизонтальная структура производна от системной связанности отдельных элементов предмета правового регулирования и отражает полноту охвата общественных отношений действующим законодательством. В системе же права преобладает институционально-отраслевое выражение ее структуры[31].
5. Система права и система законодательства различаются по принципам их формирования. В основе построения отраслей законодательства лежит принцип наибольшей эффективности влияния права на общественные отношения. Именно эта цель имеется в виду законодателем при разработке, принятии и введении в действие правовых норм. Этот необходимый прагматизм управляет деятельностью всех субъектов правотворчества. Системообразующим фактором межотраслевой дифференциации законодательства выступают основные направления деятельности государства, то есть его функции, в соответствии с которыми группируется нормативный материал. Поэтому накопление нормативного материала как её результата образует соответствующую отрасль законодательства.
В свою очередь, система права – это явление объективного порядка. Она сформировывается как результат адаптации созданного отраслевого законодательства к объективно имеющейся системе общественных отношений и определяется в своем существовании закономерностями их развития. Законодатель участвует в формировании отрасли права, но решающее значение в процессе ее становления принадлежит внутренним закономерностям исторически сложившихся общественных отношений, их дифференциации по степени социальной значимости. Возможны различные варианты соотношения отраслей законодательства с отраслями права:
- отрасль права получает выражение в соответствующей отрасли законодательства (к примеру, уголовное право и уголовное законодательство; уголовно-процессуальное право и уголовно-процессуальное законодательство);
- часть норм отрасли права выражена в одной или нескольких отраслях законодательства, а другая – в одной или нескольких комплексных отраслях законодательства (соотношение норм гражданского и административного права в структуре банковского, земельного, предпринимательского права);
- отрасль законодательства включает комплексные (межотраслевые) правовые институты (хозяйственное, экологическое законодательство) [32].
6. Система законодательства в широком смысле выглядит как совокупность законов и основанных на них подзаконных нормативных актов. Система же права включает в себя кроме законодательства также источники права, санкционированные государством. Такое значение имеют правовые обычаи, договоры с нормативным содержанием, нормативные акты общественных объединений, религиозные догматы, правовая доктрина, нормы и принципы международного права и т. д. Все это существенно расширяет содержание системы права, а также свидетельствует в пользу ее объективно формируемого характера.
Более того, система права и система законодательства различаются и по объему: законодательство, с одной стороны, не охватывает всего разнообразия нормативности (ведь наряду с законодательством право оформляется и в юридических обычаях, и в нормативных договорах, и в юридических прецедентах); с другой стороны, содержит в себе не только формулировки правовых норм, но и другие элементы – преамбулы, наименования разделов, глав, статей и т.д.[33]
Резюмируя изложенный материал, изобразим признаки различия системы права и системы законодательства на схеме (см. рисунок 1)[34]:
Упорядоченность законодательства, базирующаяся на действительно существующую в стране систему права, это только систематика нормативного массива, реализовываемая с определенными прикладными целями. Способы систематизации законодательства могут оказывать обратное влияние на систему права и всю правовую систему страны (помогают знанию законов, способствуют их правильному употреблению и т. д.), но все же система законодательства не может восприниматься как автономная, органично «самодействующая», объективно складывающаяся целостность[35].
Рисунок 1 - Признаки различия системы права и системы законодательства
Подытожим рассмотрение соотношения исследуемых понятий краткими дефинициями, предложенными М. Н. Марченко:
«Система права аккумулирует в себе всю совокупность норм, издаваемых или санкционируемых тем или иным государством; система законодательства представляет собой иерархическую совокупность, существующих в той или иной стране (система законодательства России, США и т.д.) законов и других нормативно-правовых актов; правовая система общества, выступающая в виде «единого комплекса органически взаимосвязанных между собой правовых явлений (права, правосознания, юридической практики и т.п.), с помощью которого осуществляется целенаправленное воздействие на поведение людей, их коллективов и организаций и юридическое обеспечение (обслуживание) разнообразных сфер общественной жизни»[36].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Строение и развитие отечественного права, как и права вообще, предопределено в конечном итоге системой общественных отношений, формирующихся на соответствующем этапе развития общества.