Файл: Соотношения системы права и системы законодательства (Система права: понятие и структура).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.03.2023

Просмотров: 69

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Современные условия постоянной динамики социально-экономической жизни общества, стремительный научно-технический прогресс и не всегда успевающие за ними нормы законодательства обуславливают особенную актуальность теоретической разработки основ построения системы права и системы законодательства, их сопоставления и соотношения, а также в целом - принципов правового регулирования.

Отказ от рассмотрения права и законодательства через призму категории «система» крайне негативен, так как тем самым становится возможным признать якобы законным любой произвол законодателя. Законодательство не может анализироваться как механическая совокупность законодательных и прочих актов. Оно является системно организованным нормативно-правовым массивом, со своей структурой, внутренними элементами и связями.

Система законодательства более глубоко исследуется именно в сопоставительном анализе с системой права. Кроме того, совокупность источников права, даже не подвергнутая любой систематической обработке, будет являться системой, так как имеет все необходимые для этого признаки.

Самостоятельные отрасли в системе права возникают объективно и формируются постепенно и благодаря развитию экономики, государства и права. Государство может только де-юре признать или не признать появление новых отраслей права и в этом проявляется субъективное начало, но государство не может волевым решением искусственно создать ту или другую отрасль права. Следовательно, крайне важно понимать, как проходит процесс расширения системы права и для чего собственно нужны новые отрасли права.

Повышение уровня организации систем права и законодательства через систематизацию производится на базе объективных закономерностей, имеет итоговой целью создание предельно эффективного и удобного в использовании средства управления социально-экономическими процессами.

Целью работы является комплексное и всестороннее исследование таких юридических категорий как «система права» и «система законодательства», а также их соотношение.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  • рассмотреть понятие и исследовать структуру системы права;
  • изучить общую характеристику системы законодательства;
  • проанализировать соотношение системы права и системы законодательства.

Объект работы – законодательство и право.


Предмет работы – систематизация законодательства и права.

Теоретическая и законодательно-нормативная база. Проблематика, связанная с вопросами систематизации законодательства и права, достаточно хорошо освещена как в учебной (И. В. Григорьева, А. В. Малько, А. В. Мелехин, Н. М. Чепурнова, А. В. Серёгин), так и публицистической литературе (Е. Н. Босова, А. Д. Брик, Ю. В. Виниченко, Н. П. Вопленко, Д. А. Керимов, С. В. Кодан, В. И. Леушин, А. И. Ляхова, М. Н. Марченко, Ю. А. Свирин, И. Н. Сенякин). Кроме того, данный аспект рассматривается законодательством Российской Федерации (Конституция РФ).

Структура работы. Работа состоит из введения, трёх глав, заключения и списка использованных правовых актов и литературы.

1. Система права: понятие и структура

Хотелось бы начать исследование системы права с самого понятия «права». Достаточно часто в юридической научной литературе эту категорию рассматривают в узком и широком понимании. Право в узком смысле – это система норм, право в широком смысле – это не только система норм, но и правовое сознание, правовые отношения, а иногда и прочие правовые явления.

Следовательно, рассмотрение понятия права в узком и широком смысле – это только подтверждение недостаточной его разработки, так как вносит некоторую неясность в трактовку права, попытку добиться согласия при взаимном непонимании[1]. В любом случае, праву присуща единая системная целостность. Но это не простое, суммарное, механическое целое, а внутренне единая системная целостность.

Системность права, с одной стороны, генетически и исторически определяется системностью самого общества, в рамках которого оно возникает и функционирует, а точнее – системным характером тех общественных отношений, которые опосредуются правом, и которые составляют предмет правового регулирования. С другой стороны, системность права обеспечивается усилиями юридически высокопрофессионального, грамотного законодателя, который в своей правотворческой деятельности в наибольшей степени стремится отразить и «трансформировать» системность общества, к примеру, регулируемых с помощью правовых норм общественных отношений, в системность принимаемых им актов и, в конечном итоге, – в системность всего права[2].


Системность права можно охарактеризовать следующими основными признаками:

Компоненты системы права находятся в объединенном, целостно-системном состоянии. Это состояние объективно исходит из «правовой природы» тех общественных отношений, которые с необходимостью опосредуются правовым регулированием.

Система права образует единство в результате структурной упорядоченности её компонентов (подсистем), устанавливающей их взаимодействие и функциональную зависимость. В итоге система права представляет собой гармоничный, единый «ансамбль», который обеспечивает субординацию, синхронность и иерархичность в процессе функционирования.

Единство обеспечивается:

  • непротиворечивостью сути правовых норм;
  • системой государства, заинтересованного в единстве и устойчивости;
  • единством задач и целей;
  • самим внутренним единством системы[3].
  1. Объединение правовых компонентов (подсистем) в структурно-упорядоченное единство определяет наличие у правовой системы свойства относительной самостоятельности, которое выражается в том, что:
  • качества системы права не сводятся к качествам системообразующих компонентов (подсистем);
  • система права может существенно модифицировать составляющие её элементы (подсистемы) и создавать новые составляющие (подсистемы) в рамках своего единства;
  • система права может выступать в виде компонента (подсистемы) другой, более объемной системы, аналогично, как и в границах своего единства делиться на внутренние подсистемы (или системы более низкого порядка);
  • система права связана с внешней средой, ощущая её влияние и реагируя на него.
  1. Структурная упорядоченность придает системе права относительную устойчивость, в рамках которой допустимы изменения свойств её компонентов (подсистем) и их взаимосвязей.
  2. Относительная самостоятельность системы права обусловливает относительную автономность, самостоятельность её функционирования, степень которой устанавливает уровень данной системы[4].

Система права является объективным свойством права, исторически порождаемым экономическим и социальным строем определённого общественного образования.

Российская система права наиболее близко соотносится с романо-германским типом системы права, которая возникла в период еще римской империи. Тем не менее, как отмечает Ю. А. Свирин, в виду самобытности России в России формируются свои экономические, политические и культурные отношения, а вследствие чего Россия имеет и собственную самостоятельную правовую систему[5].


Существование системы права базируется не на кодексах, законах и прочих источниках права, а на условно принятой юридическим сообществом позиции, согласно которой реальная жизнь системы законодательства в процессе его влияния на общественные отношения правится ими и порождает особый, объективно формирующийся правовой феномен в виде системы права. Система права – это объективный результат расположения отраслей законодательства в соответствии с важнейшими видами однородных по предмету регулирования общественных отношений. И в таком качестве система права реализует такие существенные функции:

  1. Организует устойчивые системные связи между компонентами права – нормами, институтами, отраслями.
  2. Является средством накопления информации, которая исходит как от законодателя, так и от других нормативных систем.
  3. Обеспечивает суммарный регулятивный эффект от исполнения многочисленных правовых норм в соответствии с закономерностями синергетики.
  4. Сохраняет стабильность правового регулирования в ситуации реформирования права.
  5. Служит определенным механизмом обеспечения преемственности правового прогресса, сохраняя для последующих поколений сформированные многовековой практикой юридические структуры: нормы, институты, отрасли.

К этому необходимо добавить, что система права выглядит как объективный результат адаптации системы законодательства к национально-историческим условиям общественной жизни[6].

Система права, подобно любой другой системе, имеет собственную согласованную, внутреннюю структуру. Другими словами, все части одной системы должны внутренне скоординироваться между собой, образуя единое и завершённое целое[7].

Как мы уже отмечали, общим у исследователей является разделение системы права на такие структурные элементы, как норма, институт и отрасль. Главным элементом в системе права является отрасль права. Она совершенствуется и развивается, главным образом, под действием двух факторов:

а) потребностей общественной жизни, которые выражаются в разнообразных сторонах социальных отношений, в основном, экономических;

б) деятельности законодателя, то есть правотворческих органов, которые создают, творят правовые нормы соответственно требованиям общественного бытия. Таким образом, трансформации в нормах права, институтах и отраслях являются реальными показателями развития системы права[8].


В настоящий момент, с развитием государства и общества, появляется всё больше специфических общественных отношений и всё сложнее выделить самостоятельные отрасли права, которые не имеют комплексных институтов. Уточним, что термин «самостоятельности отрасли» имеет условное значение, так как «чистых» отраслей не бывает. Одни и те же отношения могут относиться к предмету правового регулирования нескольких отраслей.

Изменение и расширение системы права, безусловно, должно идти не хаотично. В любом случае структурные элементы должны обеспечивать единство всей правовой системы, её слаженность, внутреннюю связь с государством[9].

Новые нормы права, которые юридически оформляют потребности общественного развития, могут или найти своё место среди норм, обладающих определенной отраслевой принадлежностью, или примкнуть к тем нормам, которые не имеют указанной отраслевой принадлежности. Как подчёркивает Ю. В. Виниченко: «правильное построение системы права означает теоретическое, научное обоснование этой системы и целесообразности дифференциации совокупности правовых норм по определенным отраслям, исходя из предмета регулирования»[10].

Подвижность системы права в виде принятия новых норм и оформления ранее не имевшихся отраслей (типа компьютерного, информационного и пр.) отражает объективное изменение политических, экономических, социальных, культурных и прочих факторов, которые, в конечном итоге, и определяют содержание системы права и системы законодательства и их структуру[11].

Понятие системы права необходимо отличать и от понятия правовой системы. Особо существенными признаками понятия правовой системы являются её глобальный характер, национально-исторические особенности, системная связанность содержания, выражение внутренних закономерностей развития правовой жизни. Это даёт возможность определить правовую систему как объективно сложившуюся национально-историческую систему права, его норм, институтов и отраслей, а также источников и юридических учреждений (органов), которая характеризуется своеобразием развития правосознания и юридической практики. Такое определение позволяет отметить, что система права входит в правовую систему в качестве её составного элемента[12].

Концепция понимания права как единства естественного, позитивного и субъективного права даёт возможность решить вопрос о разграничении системы права и правовой системы, исправить логическую ошибку, снять лингвистический парадокс, если согласиться с тем, что система права – это всего лишь система позитивного права, а правовая система – это и есть действительная система права, компонентами которого являются естественное, позитивное и субъективное право[13].