ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.07.2024

Просмотров: 62

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования  "Ковровская государственная технологическая академия имени В.А.Дегтярева"

Кафедра физики

ОТЧЁТ

по лабораторному практикуму дисциплины

«ФИЗИКА»

Руководитель: Кузнецов Н.А.

Исполнил: ст. гр. ВП-112

Хименкова М.А.

Ковров 2013

Лабораторная работа № 1.1

Определение объема цилиндра

Цель работы: научиться производить измерения с помощью штангенциркуля и микрометра, а также освоить способы обработки результатов измерений.

Задание к работе:

К работе допущен:

Работу выполнил:

Работу защитил:

Введение

При выполнении лабораторных работ студент должен овладеть мето­дами измерения физических величин и математической обработки результа­тов измерений.

Измерение физической величины заключается в сравнении ее с другой однородной физической величиной, принятой за единицу. Различают два вида измерений: прямые и косвенные.

  1. Прямые измерения - это такие измерения, когда искомая величина определяется непосредственно с помощью инструмента или прибора, шкала которого проградуирована в единицах измерения определяемой величины. Прямые измерения бывают двух типов:

а) прямые единичные (однократные) измерения - это такие измерения, при которых их повторение дает один и тот же результат или, по условиям опыта, повторить измерение невозможно;

б) прямые многократные измерения — это такие измерения, при кото­рых их повторение дает разные результаты. Число повторных измерений и называется выборкой.

  1. Косвенные измерения это такие измерения, когда искомая величи­на вычисляется по данным прямых измерений по соответствующим функ­циональным зависимостям, устанавливающим связь между искомой величи­ной и этими прямыми измерениями.


Измерить абсолютно точно принципиально невозможно по следую­щим причинам:

а) невозможно изготовить абсолютно точный прибор в связи с по­грешностями изготовления;

б) приборы изнашиваются, стареют, в результате чего их точность уменьшается;

в) силы взаимодействия (силы трения, тяжести и т.д.) и внешние фак­торы (температура окружающей среды, давление, влажность, электрические и магнитные поля) изменяют измеряемые параметры тол, сред и влияют ни характеристики прибором;

г) измеряемые параметры часто изменяются н пространстве и во вре­мени. Например, диаметр проволоки или температура помещения;

д) точность измерения зависит от квалификации экспериментатора.

Влияние этих факторов приводит к возникновению погрешностей из­мерений. Все погрешности делятся на две группы:

а) систематические погрешности - это такие погрешности, когда при повторении измерений величина и знак погрешности остаются неизменны­ми. Например, часы каждые сутки «уходят вперед» на 10 секунд-

б) случайные погрешности - это такие погрешности, когда при повто­рении измерений величина и знак погрешности изменяются хаотически. Случайные погрешности возникают вследствие неоднозначности измеряе­мых параметров в пространстве и времени, а также влияния внешних факто­ров. Например, диаметр проволоки случайно изменяется по ее длине в обе стороны относительно среднего значения.

Для оценки точности выполненных измерений рассчитываются абсо­лютная и относительная погрешности.

Абсолютной погрешностью измерения ∆хи называется разница между истинным и измеренным значениями искомой величины, измеряемая в тех же единицах, что и измеряемая величина:

Однако абсолютная погрешность недостаточно полно характеризует точность измерения. Если расстояние между городами и длину карандаша измерить одним и тем же прибором, то точность измерений в первом случае будет намного выше. В связи с этим вводится понятие относительной по­грешности.

Относительной погрешностью называется отношение абсолютной по­грешности к измеренной величине, измеряется в процентах:


Так как истинное значение физической величины определить невоз­можно, то за результат измерений принимается действительное значение физической величины ха, которое определяется тем или иным способом в зависимости от вида измерений и объёма выборки. Действительное значение физической величины будет сколь угодно близко приближаться к истинному значению только при бесконечно большой выборке (п —►∞). Поскольку практически выборки содержат конечное (и, как правило, небольшое число измерений п) между действительным и истинным значениями существует различие, определить которое невозможно. Однако возможно определить интервал значений измеряемой величины хд ± ∆х, называемый доверитель­ным интервалом, в который истинное значение измеряемой величины попа­дав! с известной вероятностью а, называемой надежностью доверительно­го интервала. Величина ∆х называется границей доверительного интервала.

Определение погрешностей прямых единичных измерений

  1. За действительное значение принимается измеренное значение фи­зической величины:

xд=х.

2) В качестве границ доверительного интервала принимается абсолют­ная погрешность, которая вычисляется:

а) по классу точности прибора. Класс точности к является технической характеристикой прибора и указывается на панели прибора или в его техни­ческом паспорте:

где - предел измерения прибора, т.е. наибольшая величина, которую прибор способен измерить;

б) по цене деления прибора. Если у прибора не указан класс точности (например, линейка, термометр), то в качестве абсолютной погрешности берут иену деления прибора.

3) Относительная погрешность определяется по формуле:

4) Надежность доверительного интервала принимаем равной единице:

а = 1

  1. Окончательный ответ записывается в виде: х = (хд± ∆х) единицы измерения с ɛ% (α = 1).

Определение погрешностей прямых многократных измерений

  1. За действительное значение принимается среднее значение физиче­ской величины:


xя=x

Пусть неизвестную величину измерили n раз:

Тогда среднее значение определяется по формуле:

где n - число измерений.

  1. Определяют абсолютную погрешность каждого измерения:

  1. Вычисляют среднеквадратичную погрешность среднего арифметического значения (стандарт):

  1. Надежность доверительного интервала принимаем равной 0,9. По числу измерений и надежности определяют коэффициент Стьюдента ta(n).

Число измерений

2

3

4

5

6

7

8

9

10

ОС

Коэффициент

Стьюдента

6,3

2,9

2,4

2.1.

2,0

1,9

1,9

1,9

1,8

1,6

  1. Вычисляют случайную ошибку измерений:

  1. Определяют приборную ошибку (см. первый способ п.2 (а,б)).

  2. Вычисляют абсолютную суммарную погрешность по формуле:

которую принимают за границу доверительного интервала.

  1. Относительная погрешность определяется по формуле:


  1. Окончательный ответ записывается в виде: x = (xд ± х) единицы измерения с ɛ % (α = 0,9).

Определение погрешностей косвенных измерений

Погрешность косвенного измерения складывается из погрешностей прямых измерений. Определение погрешностей косвенных измерений мож­но проводить двумя способами.

Первый способ.

  1. За действительное значение принимается рассчитанное по формуле значение физической величины:

где aд,bд - действительные значения прямых измерений.

  1. Вычисляют частные производные функции г:

  2. Вычисляют абсолютные погрешности прямых измерений, входящих в исходную функцию F: ∆а, ∆b...

Если в расчетной формуле для ха используется величина, взятая из таблицы, или округленная математическая константа, то при расчете ∆х сле­дует учитывать погрешность табличной величины. За погрешность табличной величины принимают половину разряда последней значащей цифры числа.

Например:

Табличное значение величины

Разряд последней значащей цифры

Погрешность табличной

величины

π = 3,14

0,01

∆x = ∆х табл = ∆π = 0,005

ρ = 9860 кг*м-3

1

∆x = ∆х табл = ∆ρ= 0,5 кг-м'3

R3 = 6,4*106 м

0,1*106

∆x = ∆х табл = ∆R3 = 0,05 106м

  1. Гринины доверительного интервала косвенного измерения вычис­ляют по соотношению: