Файл: Теория происхождения права (Понятие и сущность права).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.03.2023

Просмотров: 158

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В отличие от табу, зарок - это клятва отказа от чего-либо, которую человек сам себе давал. Он являлся определенным способом показать свою индивидуальность или характер. Это особенно проявлялось во время военных действиях[43].

Заклинания были распространены среди людей, которые жили еще в пещерах. Они позволяли влиять на других людей и заставлять их делать то, что от них требовалось. Видом заклинания было проклятие. В этом случае человек обращался к богам или другим силам с просьбой наказать другого человека[44].

Вышеперечисленные социальные нормы по ходу эволюции человека и общества видоизменялись и в настоящее время уже выглядят дикостью.

Вывод: Социальные нормы (право) первобытного общества – это совокупность правил поведения, устанавливаемых и обеспечиваемых родовыми общинами или племенами, посредством которых регулировались общественные отношения в этих социальных группах.

Итак, возникновение права происходило одновременно с формированием государственности, так как именно право составляло фундамент организации государственной власти, структуры органов государства, определяло процедуру и порядок занятия государственных должностей, их полномочия.

2. Основные теории происхождения права: сущность, достоинства и недостатки

2.1. Общие закономерности происхождения права

Процесс формирования права связан с развитием производства, когда наблюдался переход от присваивающей к производящей экономике. Благодаря этому произошел раздел общественного труда стали различать отдельно скотоводство от земледелия, ремесла[45].

Родовые общины, в свою очередь, начинают подразделяться на патриархальные семьи.

Формирования права проходит несколько стадий (основные закономерности):

- скотоводство рассматривается отдельно от земледелия;

- ремесленное производство рассматривается как отдельная отрасль;

- возникновение купечества – особый класс людей, который не занимается изготовлением продукции, а являются посредниками при обмене между покупателями и изготовителями[46].


Разделение труда начало свое существование по причине роста населения и его надобностей. Средства производства стали активно развиваться, что привело к повышению степени независимости человека от природных ресурсов[47].

Благодаря представленным факторам стало возможным по-новому вести хозяйство.

Отдельные племена уж не искали самостоятельно средства для своего обеспечения. Им стало выгодно сосредотачиваться на изготовлении конкретного продукта. Излишки производства обменивали на прочую продукцию, изготовлением которой занимались другие племена[48].

При активном росте производительности труда стало возможным разделить общинное хозяйство на хозяйства малых групп людей и отдельных индивидов.

С течением времени коллективная собственность переросла в групповую, а затем в индивидуальную. Объем владения не мог быть равный у всех людей.

В результате этого произошло расслоение, были сформированы общественные классы.

Классы – это обширные группы людей, между которыми имеются отличия относительно их материального положения места, которое они занимают в процессе труда. После того, как социальные функции и имущественное расслоение разделились, личная хозяйственная независимость субъектов во много раз возросла[49].

Социум разделился на несколько слоев, между ними не было согласия, их интересы имели противоречивый характер.

По этой причине требовалась сила, которая бы смогла ограничить борьбу между классами и гарантировать дальнейшее развитие социума без конфликтов. Такой слой обладало государство. Относительный порядок в социальных отношениях был реализован посредством преимущественной защиты государственной машиной владений и других интересов экономически господствующего класса[50].

Можно утверждать, что государство стало продуктом развития самого социума, в результате сформированных внутри него противоречий.

Ф. Энгельс рассматривал государство, как средство классового преобладания, а также инструмент, при помощи которого экономические господствующий класс угнетает сопротивление, реализует экономическое использование угнетенного класса.

При переходе от первобытнообщинной организации власти к государству произошла трансформация системы общественных норм.

Трансформация выражалась в количественном росте нормативных предписаний или в качественном усовершенствовании их системы. Общественные нормы стали достаточно разнообразными. Кроме обычаев и традиций стали активно формироваться такие понятия, как социальная мораль, этикет, религия, политик, культура[51].


Помимо этого, противоречия в обществе и постоянные конфликты нуждались в образовании более действенных средств контролирования.

Самые важные из них были закреплены в письменной форме и находились под надежной защитой государства. Первые правовые предписания по своей сути были письменным выражением обычаев и традиций[52].

Но со временем разрыв между обычным и государственным правом все время усиливался. Нормы законов наиболее выражено показывали не только существующее, но и необходимое состояние социальных отношений.

Происхождение права являет собой одно из существенных приобретений человечества. Взамен хаоса, порожденного животным эгоизмом человека, произволу сильного наступает понимание необходимости известных границ проявления агрессивности и господства силы[53].

Но, прежде чем стать равным масштабом, обшей мерой дозволенного и возможного поведения, право прошло продолжительную эволюцию вместе с развитием человека. Возникновение права - закономерный процесс. В его основе лежало усложнение социальной и хозяйственной организации первобытного общества[54].

Переход от присваивающей экономики к производящей, который был вызван ростом потребностей человека, привел к общественному разделению труда. Определенные группы людей закреплялись за конкретным видом деятельности.

На Востоке переход к производящей экономике, а следовательно, и к оседлому образу жизни обусловил разделение населения общин на управляемых и управляющих.

Нужда в организации земледельческих общин для ирригационного земледелия привела к формированию разветвленного аппарата чиновников, который мог сплотить усилия разрозненных семейно-клановых групп, не способных в одиночку собирать урожай и обрабатывать землю. Так появляется слой организаторов производства, которые сразу были и контролерами, и распределителями произведенного[55].

Управленческие посты дают занимающим их людям большие материальные выгоды, и теперь произведенный продукт делится не поровну. Естественно, нарушением прежних обычаев равного распределения недовольны рядовые общинники. Для их усмирения и одновременно закрепления своего статуса привилегированной группы административно-общинная знать создает право. С появлением письменности нормы права фиксируются в официальных источниках государства[56].


В 1901 г. французская археологическая экспедиция в г. Сузы обнаружила базальтовый столб, по обе стороны которого были выбиты 282 статьи Свода законов царя Вавилона Хаммурапи. На самом верху столба изображен сам Хаммурапи. Он стоит перед тропом, на котором восседает верховный бог Вавилона - Мардук. В руках Хаммурапи жезл - символ судейской власти, врученный царю самим богом. Этим подчеркивался божественный характер происхождения власти и права у древних законодателей[57].

На Западе переход к производящей экономике вызвал общественное разделение труда: появление ремесленников и торговцев и выделение скотоводства, земледелия.

Это все спровоцировало повышение эффективности производства, возможность отдельным семьям самостоятельно существовать независимо от общины. Излишки продуктов, появившиеся в результате совершенствования культуры производства и орудий труда, породили имущественное неравенство, накопление богатства и появление частной собственности[58].

Разделение общества на бедных и богатых неизбежно множит противоречия и конфликты. Обычаи, моральные и религиозные нормы не в состоянии обеспечивать порядок в таком обществе. Тогда и возникает право: с одной стороны, как мера личной и общественной свободы производителя-собственника, а с другой - как фактор согласования различных, несовпадающих интересов людей, регулятор их разнообразных взаимоотношений, особенно в области обмена товарами и услугами[59].

Выделяют три основных пути формирования правовых норм:

– путь перерастания мононорм (первобытных обычаев) в нормы обычного права и санкционирование их государством;

– путь правотворчества государства, которое выражается в разработке и принятии специальных документов с юридическими нормами в виде нормативных актов (законов, указов, постановлений и т.п.);

– путь судебного права, которое включает конкретные решения, принимаемые судебными органами и становящиеся образцом для решения иных аналогичных дел.

Таким образом, история появления и развития права сопровождалась влиянием совокупности экономических, политических, социальных, географических и иных факторов.


2.2. Теория естественного права, историческая школа права и социологическая теория права

Развитие юридической науки неизменно включало размышления на тему происхождения самого права. В итоге сходные мнения объединялись в теории на эту тему. Они не только стали проявлением научной мысли своего времени, но и отражают особенности государств и устройства общества того периода. Рассмотри основные теории, их плюсы и минусы[60].

Право формировалась вместе с развитием общества. Уже в ранние периоды государственности появились первые концепции его происхождения[61].

Согласно естественному подходу право по своей сути - это естественное явление и оно принадлежит каждому человеку с момента рождения.

Это прежде всего право на жизнь, свободу, социальную справедливость, равенство, владение частной собственностью. Такие права принадлежат человеку от природы, а государство или иные общественные структуры ни у кого не вправе их отнимать. Естественные права ставятся выше законов[62].

К представителям данной теории относились Кант и Гегель, которые утверждали, что априори существуют не зависящие от государства принципы, в которых олицетворяется объективный разум и справедливость. Естественное право должно являться первичным по отношению к нормам позитивного права. В содержательную сторону естественного права включались и разнообразные моральные характеристики. В итоге естественное право представляет из себя симбиоз разнообразных социальных и правовых норм, представляющих из себя единый нравственно-правовой комплекс[63].

Данная теория имеет много общего с теологической. Она несет идеи социальной справедливости и гуманизма. Вопросы, связанные с происхождением права, естественно-правовая теория не рассматривает, поскольку предполагается, что определенными правами люди всегда обладали с рождения[64].

Эти взгляды разделяли Б. Спиноза, Ж.Ж. Руссо, Дж. Локк. Начиная с XVII в. под лозунгами, провозглашавшими необходимость построения новых государств, в которых естественные права человека будут приоритетными, прошли многие акции революционеров.

Можно утверждать, что в современном мире нормы естественного права наиболее полно отражаются в международном праве. Позитивное право демократичного государства должно по сути своей приближаться к естественному праву. Так, основные права и свободы человека закреплены в отдельной главе Конституции РФ[65].