Файл: Теория происхождения права (Понятие и сущность права).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.03.2023

Просмотров: 175

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Охранительная функция права направлена на защиту основополагающих ценностей, которым следует отнести жизнь, здоровье, свободу, честь, собственность, безопасность и т.д.

К формам реализации охранительной функции права относят:

– установление обязанностей, запретов, мер пресечения и принуждения;

– фиксацию негативных санкций в виде наказаний и процедуры их осуществления[20].

Регулятивная и охранительная функции находятся в тесном взаимодействии и органично дополняют друг друга.

Право по своей природе нацелено на устранение произвола, бесконтрольности в поведении отдельных индивидов и их групп, а также своеволия государства по отношению к своим гражданам[21].

Таким образом, право реализует свои функции через воздействие на разнообразные общественные отношения при помощи комплекса юридических средств, что и позволяет ему выполнять своё предназначение.

Таким образом, на основе вышеназванных признаков право можно определить как оформленную в официальных источниках и гарантированную государством единую в масштабе общества нормативную систему. Оно должно регулировать социально значимое поведение участников общественного процесса на фундаменте баланса интересов, а также согласования правовых притязаний всех слоев общества.

1.2. Характеристика социальных норм первобытного общества

Предполагается, что государственные образования появились около 5 тыс. лет назад. А социальная эволюция человека насчитывает около 40–50 тыс. лет. Таким образом, уже задолго до возникновения государства существовали определенные формы человеческого общежития, социальное управление, власть, нормативное регулирование. Становление этих общественных феноменов происходило как естественно-исторический процесс и было обусловлено суровыми условиями выживания человека, необходимостью создания и сохранения форм его социального бытия[22].

Формой человеческого общежития в то время был род (первобытная родовая община), который представлял собой объединение людей на основе: а) кровного родства, б) совместного коллективного труда, в) общей собственности на орудия труда и продукты деятельности. Все это определяло равенство членов рода и нераздельность их интересов. Управление родом было по своей природе естественным самоуправлением: органы власти (собрание взрослых членов рода, вожди, старейшины и др.) были включены в сам объект управления, не были от него отчуждены[23].


Право как социальный институт появляется почти одновременно с государством, так как они позволяют обеспечивать эффективность функционирования друг друга[24].

Сложно представить существование как государства без права (так как право обеспечивает политическую власть и выступает инструментом проведения политики государства), так и права без государства (так как государство разрабатывает, реализует и гарантирует юридические нормы).

Право – это единственная форма, в которой государство оформляет свои веления в качестве общеобязательных.

Право - это совокупность установленных и охраняемых государственной властью норм и правил, регулирующих отношения людей, узаконенная возможность определенных действий[25].

Причины и условия, которые способствовали появлению права, в значительной степени сходны с причинами появления государства.

История формирования права представляет собой длительный процесс, который протекал на протяжении жизни множества поколений.

Возникновение права – один из самых сложных вопросов юридической теории. Он являлся предметом дискуссий, как несколько сот лет назад, так и на сегодняшний день. В любом случае каждое из мнений имеет право на существование. Возникновение элементарных норм общежития и зачатков правовой системы относится к тем временам, когда люди стали жить сообществами - родами и племенами[26].

Для более или менее комфортного сосуществования необходимо было разрешать конфликтные ситуации и подчиняться каким-то правилам, дабы психологический климат в группе был приемлемым.

Первое, чем регулировались отношения в первобытном обществе, была система табу - жестких запретов. Табу подлежали жизненно важные для выживания рода моменты и ситуации, например инцест.

Чем больше членов насчитывало племя, тем крепче и богаче было оно. Поэтому обычай кровной мести возник уже в те незапамятные времена. Разумеется, с появлением ограничений появляются и ослушники. Наказанием за нарушение табу чаще всего было изгнание из племени, что практически равносильно смерти[27].

Да, сурово, но надо было отвести от племени беду, накликанную нарушением запрета.

С появлением скотоводства и земледелия возникает частная собственность и система отношений, определяемая обычаями. Обычаев больше, чем табу, они детальнее представляют жизнь общества, зона их действия значительно шире и охватывает многие стороны человеческого бытия, в том числе брачные и экономические отношения. В это же время появляются и начала уголовного права - перечень возможных преступлений и соответствующих наказаний. Судопроизводством занимался вождь племени или совет старейшин[28].


Первые социальные нормы (запреты или табу) появились уже на этапе человека прямоходящего. В этот период и возникли отношения между людьми, зачатки нравственности и морали, которые и определяют правила поведения. Понятие табу ввел известный английский мореплаватель и исследователь XVIII века Дж. Кук, который занимался исследованием примитивных племен в Полинезии[29]. Табу – это строгий запрет на совершение конкретных действий, который назначался на все племя или отдельных его членов. Нарушение этого правило наказывалось чаще всего смертью. Поэтому соблюдение табу считалось определенной профилактикой, которая защищало племя от смертельных опасностей[30].

Отмечается, что в первобытное время, когда не существовало никаких законов, люди следовали своим инстинктам. Это мало их отличало от диких животных, но передавалось из поколения в поколение.

По мере эволюции человека и развитием умственны способностей, инстинкты стали уходить на второй план. Появились первые социальные нормы, предпосылками которых послужило начальные стадии формирования самого общества. Приходилось решать совместно различные задачи относительно труда, быта, военных действий. Поэтому возникла необходимость в общепринятых правилах[31].

Для системы нормативного регулирования в первобытном обществе характерны следующие черты.

1. Естественно-природный (как и у первобытной организации власти) характер, исторически обусловленный процесс формирования.

2. Действие на основе механизма обычая.

3. Синкретичность, т.е. единство, нерасчлененность норм первобытной морали, религиозных, ритуальных и других норм. Отсюда их название – "мононормы", которое ввел российский этнограф А.И. Першиц.

4. Предписания мононорм не имели выраженного предоставительно-обязывающего характера: их требования не расценивались как право или обязанность, ибо были выражением социально необходимых, естественных условий жизнедеятельности человека. Член рода просто не отделял себя и свои интересы от родовой организации и ее интересов[32].

Таким образом, мононормы – это социальные нормы первобытного общества, представляющие собой единый социальный регулятор и не имеющие предоставительно-обязывающего характера.

5. Доминирование запретов. Запреты функционировали преимущественно в форме табу. Табу – это непререкаемый запрет, нарушение которого жестоко карается, но мнению членов родового коллектива, сверхъестественными силами. Предполагается, что исторически первым табу был запрет инцестов – кровнородственных браков[33].


6. Распространение комплекса социальных норм только на данный родовой коллектив (нарушение обычая – "родственное дело").

7. Нормативно-регулятивное значение мифов, саг, былин, сказаний и иных форм художественного общественного сознания.

8. Специфические санкции – осуждение поведения нарушителя со стороны родового коллектива – своеобразное "общественное порицание". Применялись также телесные повреждения. В случае совершения особо тяжкого проступка виновный подвергался остракизму. Остракизм – это наказание, существующее при первобытно-родовом строе и заключающееся в изгнании из рода. Остракизм – наказание смертельное, поскольку в условиях родовых связей изгнание из одного родового коллектива исключало возможность его вступления в другой коллектив, объединявший людей, происходивших от другого, общего только им предка. Человек же не может существовать в одиночку, и, оказавшись "без роду и племени", он был обречен на гибель[34].

Право, как и государство, возникает в результате естественно-исторического развития общества, в результате процессов, происходящих в общественном организме[35]. При этом существуют различные теоретические версии происхождения права. Одна из них весьма обстоятельно изложена в теории марксизма. Примерная схема такова: общественные разделения труда и рост производительных сил – прибавочный продукт – частная собственность – антагонистические классы – государство и право как орудия классового господства. Таким образом, в этой модели на первый план выдвигаются классовые причины появления права[36].

Современные авторы в объяснении генезиса права используют понятие неолитической революции (от слова "неолит" – новый каменный век), которая происходит примерно в восьмом – третьем тысячелетиях до нашей эры и заключается в переходе от присваивающей экономики к производящей. Возникает необходимость регулирования производства, распределения и обмена товаров, согласования интересов разных социальных слоев, классовых противоречий, т.е. установления общего порядка, соответствующего потребностям производящего хозяйства[37].

Формирование права проявляется в: записи обычаев, становлении обычного права; доведении текстов обычаев до всеобщего сведения; появлении специальных (государственных) органов, отвечающих за: а) наличие справедливых всеобщих правил, б) их официальное закрепление в ясных и доступных формах, в) обеспечение их реализации.


В санкционировании обычаев и создании судебных прецедентов важную роль сыграла судебная деятельность жрецов, верховных правителей и назначаемых ими лиц.

В результате возникает принципиально новая регулятивная система – право, которую отличают: а) содержание правил, б) способы воздействия на поведение людей, в) формы выражения, г) механизмы обеспечения[38].

Необдуманные действия могли привести к серьезным последствиям, о которых раньше человек не задумывался. На раздражающие факторы внешнего мира реагировал интуитивно, что иногда заканчивалось печально. С появлением социальных норм между желаемыми действиями самого человека и окружающим миром появились правила, которые могут регулировать поведение каждого члена общества[39].

В эпоху отсутствия государственности нормы поведения соответствовали уровню культурного, интеллектуального, духовного и социального развития общества, а также зрелости самого человека. С появлением права как регулятора ситуация изменилась, поведение человека и всего социума можно было вводить в определенные рамки и упорядочивать.

В древние времена, в эпоху первобытного общества было сформировано несколько видов социальных норм: обычаи; нормы морали; религиозные нормы; система табу; зарок; заклинание[40].

По мере развития общества в отношениях между его членами устанавливались правила поведения. Из поколения в поколения они повторялись и превратились уже в обычаи. Они соответствовали тому, как должен был поступать человек в различных ситуациях. Это так называемая общепринятая реакция на внешние события.

Со временем люди стали постепенно различать и выделять такие понятия как «добро» и «зло», «хорошо» и «плохо». Это стало основой появления норм морали. Люди уже могли оценивать поступки и проступки других, определять, что допустимо делать, а что нет.

Религиозные нормы появились задолго до обычаев и морали. Первобытные люди, не знающие причин природных явлений, считали, что действия богов. Появились ритуалы жертвоприношений. Люди убивали животных и других людей, считая, что, таким образом, они задабривают богов[41].

Как было отмечено выше, система табу – это определенный свод правил, нарушение которых могло привести к серьезным последствиям. Это запреты, согласно которым членам общества категорически воспрещались конкретные действия. Существует мнение, что благодаря табу вождь племени вырабатывал покорность и послушание своих подданных. Многие запреты касались и пищи (женщинам не доставались лучшие куски мяса), отношений между мужчинами и женщинами[42].