ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.08.2024
Просмотров: 34
Скачиваний: 0
Куприянов Б.В. Формы воспитательной работы с детским объединением: учебно – методическое пособие. 2-е изд., перераб. и доп. – Кострома: КГУ им. Н.А. Некрасова, 1999. – 36 с.
КЛАССИФИКАЦИЯ ФОРМ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ (с. 4 – 10)
Время от времени приходится слышать от педагогов - участников разного рода курсов, семинаров, учеб - такие просьбы расскажите, пожалуйста, о новых формах работы. Отвечать всегда несколько затруднительно: сложно определить на глаз, какие формы, в представлении того или иного педагога «новые», а какие «старые». Поэтому, чтобы не ошибиться, мы начнем с традиционных форм. Эта работа - попытка классификации всем известных форм воспитательной работы с детским объединением.
К сожалению, в гуманитарных науках порой возникает понятийная неразбериха. К примеру, педагоги-практики употребляют нередко в эквивалентном значении понятия «организационная форма воспитательной работы», «форма учебно-воспитательного процесса», «воспитательное мероприятие», «дело» и так далее. Может, само по себе это и не так страшно, однако вносит серьезную неразбериху в анализ педагогической деятельности, планирование работы педагогов-воспитателей. Поэтому, для того чтобы не совершить ошибки, договоримся о понятиях.
В.С.Безрукова вводит понятие «педагогическая форма», которое она определяет следующим образом: «Педагогическая форма - это устойчивая завершенная организация педагогического процесса в единстве всех его компонентов» (12, с. 80).
Е.В.Титова, рассматривал форму воспитательной работы как внешнее выражение какого-либо содержания, структуру, систему организации чего-либо и совокупность приемов и средств, дает такое определение: установленный порядок организации конкретных актов, ситуаций, процедур взаимодействия участников воспитательного процесса, направленных на решение определенных педагогических (воспитательных и организационно-практических) задач, совокупность организационных приемов и воспитательных средств, обеспечивающих внешнее выражение воспитательной работы (35, с. 103).
С.П.Афанасьев, ссылаясь на А.Г.Кирпичника, приводит следующее определение: «Воспитательное мероприятие - это относительно завершенная совместная деятельность детей в определенный фиксированный промежуток времени, организованная педа(с. 4)/гогами с определенной воспитательной целью» (I, с. 57)
Опираясь на высказанные ранее подходы (С II. Афанасьев. Л.В.Байбородова, ВС Безрукова, А.Г. Кирпичник, С.Д. Поляков, М.И.Рожков, ЕВ Титова) мы полагаем, что сущностными признаками формы воспитательной работы являются:
•участники деятельности (лица или группы лиц), выполняющие какие-либо точно установленные функции - организаторов, выступающих, зрителей и.т.д.;
• педагогические задачи, которые можно решить при помощи данной формы (потенциал формы, ее содержательность);
•организация времени (фиксированный промежуток времени проведения формы);
• набор актов, ситуаций, процедур,
• порядок действий (алгоритм);
•организация пространства.
Исходя из вышеперечисленных признаков, представляется возможным сформулировать следующее определение формы воспитательной работы: ограниченная по месту и времени структура коллективного взаимодействия детей и взрослых, позволяющая решить определенные воспитательные задачи. Структура коллективного взаимодействия включает в себя* функции участников, содержание взаимодействия, методы и приемы взаимодействия, порядок действий, материал, на котором развертывается взаимодействие. Говоря об алгоритме действий участников, нельзя не упомянуть об эмоциональном и содержательном ритме формы. «Ритм - определенная организация тех или иных процессов во времени, их фазность, повторяемость, периодичность» (19, с. 123).
Вопрос классификации форм воспитательной работы является отнюдь не новым. Определенные основы решения этого вопроса заложены Е.В Титовой в работе «Если знать, как действовать», интересен материал С.Д. Полякова представленный в книге «Психопедагогика воспитания», Л.В. Байбородовой и М.И. Рожковым в учебном пособии «Воспитательный процесс в современной школе». Значительный вклад в разрешение проблемы классификации форм воспитательной работы, на наш взгляд, вносят публикации МЦ «Вариант» осуществленные под руководством С.П.Афанасьева: «Новогодняя сказка», «Новогодняя тусовка». «Последний звонок». «Чем занять детей в пришкольном лагере или «Сто от(с. 5)рядных дел». – Кострома: Вариант. - 1993-1998 гг.
Е.В. Титова представляет типологию форм воспитательной работы следующим образом, мероприятия, дет, игры Основанием для различения первых и вторых она считает характер субъекта организации деятельности (взрослые или дети). Так, мероприятия автор определяет как события, занятия, ситуации в коллективе, организуемые педагогами или кем-либо для воспитанников с целью непосредственного воспитательного воздействия на них, а дела - общая работа, важные события, осуществляемые и организуемые членами коллектива на пользу и радость кому-либо, в том числе и самим себе (35, с. 106-107). Данный подход мы полагаем хотя и возможным, но не исчерпывающим. Однако предложение Е.В. Титовой рассматривать в качестве особой группы форм воспитательной работы игру имеет под собой несомненное основание. Действительно, целый ряд форм имеет признаки игры: воображаемая ситуация, роли, правила. (Например, ярмарка, ситуационно-ролевая игра, вечер общения в импровизированном кафе, игра-путешествие, парад (шествие), продуктивная (инновационная игра) немыслимы без игровых атрибутов).
Выдвигая в качестве основания для типологии форм характер взаимосвязи субъектов действия, С.Д. Поляков предлагает различать следующие типы форм воспитательной работы: «защита», «эстафета», «бои», «хеппинг»(31, с. 117).
«Защита» - каждая группа (каждый школьник) выступает, действует сама по себе, а объединяет участников только общая тема.
«Эстафета» - совместно-последовательная деятельность, группы (школьники) выступают, действуют в последовательности, определяемой сюжетом, сценарием, правилом.
«Бои» - соревнования между группами, школьниками, в частности взаимообмен заданиями (классический пример - КВН),
«Хеппинг»- одновременное взаимозависимое действие школьников, групп без зрителей. Примеры: карнавал, инсценировка, всеобщая ролевая игра. (31, с. 117)
Сомнение вызывает предложение С.Д. Полякова выделять как отдельную форму «бои». Мы полагаем, что соревнование (аналог-боя) следует считать способом организации взаимодействия. Точно так же, по нашему убеждению, следует определять методами взаимодействия демонстрацию (организацию целенаправленного (с. 6)/ восприятия), предметно-практическую деятельность (или ее имитацию), ритуалы, беседу (диалог и полилог), исследование. Отдельными приемами можно рассматривать монолог, столкновение. Основываясь на таком подходе, мы позволим себе не согласиться с мнением С.П. Афанасьева, полагающего, что «конкурсная программа» может рассматриваться как отдельный класс форм воспитательной работы (1). С нашей точки зрения конкурсная программа является в большей мере способом деятельности. Так, интеллектуально-познавательная игра может быть проведена в форме представления на сцене, игры-путешествия, интеллектуальной ярмарки-гуляния.
Содержанием взаимодействия при таком подходе будут выступать результаты воспитательной работы: познание, осознание, проблематизация, приобретение опыта деятельности, формирование эмоционально-ценностных отношений, развлечение - отдых.
Весьма важно, на наш взгляд, различать методы, содержание и материал, который мы используем в работе. «.. Однажды, во время лекции, я спросил у студентов, указывая на письменный стол: что является содержанием для данного предмета? После некоторой паузы в тишине последовал ответ: «дерево!» Это был очень удобный случай, чтобы объяснить разницу содержания и материала». Материалом взаимодействия выступает конкретная информация: идея, легенда, сюжет, повод. Например, приобрести опыт коллективной деятельности подростки могут в субботнике, посвященном дню рождения школы. Возможно, устроить игру - путешествие «Знаешь ли ты родную школу?» или концерт для первоклассников. Конечно же, материал вносит в задачи, решаемые деятельностью, некоторые нюансы.
СП. Афанасьев выделяет творческие конкурсы:
- посвященные какому-либо литературному персонажу или историческому герою (Шерлок Холмс, Жанна д' Арк, Доктор Айболит и т.п.),
- представляющие собой соревнование двух коллективов («Два корабля», «Две парикмахерские», «Две поликлиники» и т.д.). Исходя из вышесказанного, нам представляется, что в данном случае основанием для классификации автор избирает именно материал.
Л.В. Байбородова и М.И. Рожков предлагают для различения (с. 7)/ форм воспитательной работы два показателя количественный (количество участников) и качественный (субъект организации и общественно значимый результат) (11) Поэтому предложенный ими подход может быть представлен в виде таблицы
количественный показатель |
качественный показатель |
||
по времени |
по количеству участников |
субъект организации |
по результату |
кратковременные |
парные |
педагоги |
информационный обмен |
продолжительные |
групповые |
совместно педагоги и дети |
выработка общего решения |
традиционные |
массовые |
дети |
общественно-значимый продукт |
Оговоримся, что в данной статье нас интересуют кратковременные (от 1 до 2 часов), массовые (не менее 15 участников) формы воспитательной работы, причем субъект организации может быть любым, как и предполагаемый результат Так, в этом пособии мы отказались от рассмотрения крупных (многодневных) форм воспитательной работы с детским объединением: «Коммунарский сбор», «Социально-психологический тренинг» и т.п.
Нам представляется весьма значимым положение С.Д. Полякова о том, что формы обращены, с одной стороны, к содержанию воспитания, с другой - к методам (31, с. 116). Поэтому такие признаки взаимодействия, как функции участников, содержание, методы и приемы, организация пространства, кажутся наиболее важными в плане построения классификации.
Основываясь на традициях костромской научно-методической педагогической школы, мы предлагаем в качестве основания для типологии процедуры (способы) передвижения участников. В этом случае мы можем выделить три основных типа: «статичные», «статично-динамичные», «динамико-статичные». Размышления о классификации обратили наше внимание на поиск иных оснований для выделения данных типов форм воспитательной работы с детским коллективом. Мы исходили из того, что сам по себе феномен формы является в достаточной степени консервативным и (с. 8)/ поэтому источники возникновения того или иного типа форм совместной деятельности и времяпрепровождения следует искать в истории. В данной paбoтe мы попытались посмотреть на формы воспитательной работы как на модели жизнедеятельности крестьянских сообществ. Для этого обратились к книгам М.М. Громыко «Мир русской деревни» и Т.А.Пигиловой «Народная культура Русский дом». Мы позволили себе достаточно в большом объеме цитировать указанные работы.
Итак, по нашему мнению, источником возникновения форм детской деятельности и жизнедеятельности является крестьянские сообщества. «Свои сообщества крестьяне называли «миром» или «общество», - пишет М.М Громыко. «Семья и община служили организующим началом во многих явлениях духовной жизни крестьян. Семья не только воспитывала детей и вела совместное хозяйство, будучи первичным производственным коллективом. Она была носителем глубоких традиций, связывающих человека с окружающим его миром, хранительницей коллективного опыта. По православным понятиям, семья являлась малой церковью...» (17, с 177)
Община также объединяла функции производственного коллектива, соседской, религиозной общности (частично или полностью совпадая с приходской общиной), административной единицы.
Вернемся к проблеме классификации форм воспитательной работы с детским объединением. В этом смысле весьма интересной представляется мысль замечательного методиста и писателя С.П. Афанасьева о возможности использования зоологической модели оформления типологии: тип - класс-род- семейство- вид- подвид. Близкие идеи мы встретили у Е.В. Титовой. При таком подходе мы можем получить следующую картину. В качестве типов форм могут выступить указанные выше «статичные» - (представление), «статично-динамичные» (созидание-гуляние), «динамико-статичные» (путешествие). Анализ содержания и структуры взаимодействия форм, входящих в каждый из типов, позволяет вычленить несколько классов. Так, в типе «представление» выделяются три класса