Файл: Дидактические игры для детей с нарушениями слуха.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.08.2024

Просмотров: 296

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

1. Дидактические игры и упражнения по развитию познавательных способностей детей

1.1. Развитие мелкой моторики

1.2. Развитие восприятия

1.2.1. Восприятие цвета

1.2.2. Восприятие формы

1.2.3. Восприятие величины

1.2.4. Восприятие пространственных отношений

1.2.5. Развитие тактильно-двигательного восприятия и вибрационной чувствительности

1.3. Развитие внимания и памяти

1.4. Развитие мышления и воображения

2. Дидактические игры и упражнения по развитию слухового восприятия

Развитие неречевого слуха

2.1.1. Знакомство детей со звучащими игрушками

2.1.2. Обучение детей умению реагировать на начало и конец звучания

2.1.3. Обучение различению на слух звучащих игрушек

2.1.4.Обучение различению на слух длительности звучаний

2.1.5. Обучение различению на слух слитных и прерывистых звучаний

2.1.6. Обучение различению на слух темпа звучаний

2.1.7. Различение на слух громкости звучаний

2.1.8. Обучение различению на слух высоты звучаний

2.1.9. Обучение различению на слух количества звучаний

2.1.10. Обучение различению на слух музыкальных ритмов

2.1.11. Различение на слух голосов птиц и животных

2.1.12. Обучение определению направления источника звука

2.2. Развитие речевого слуха

3. Дидактические игры по развитию речи

Литература

Дидактические игры для дошкольников с нарушениями слуха. Сборник игр для педагогов и родителей / Под ред. Л.А. Головчиц. – М.: ООО УМИЦ «ГРАФ ПРЕСС», 2003.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….2

1. ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ПО РАЗВИТИЮ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ………………………...3

1.1. РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ…………………………………………4

1.2. РАЗВИТИЕ ВОСПРИЯТИЯ

1.2.1. ВОСПРИЯТИЕ ЦВЕТА……………………………………………………9

1.2.2. ВОСПРИЯТИЕ ФОРМЫ…………………………………………………16

1.2.3. ВОСПРИЯТИЕ ВЕЛИЧИНЫ…………………………………………….25

1.2.4. ВОСПРИЯТИЕ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ…………….29

1.2.5. РАЗВИТИЕ ТАКТИЛЬНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ И ВИБРАЦИОННОЙ ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТИ………………………………….36

1.3. РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЯ И ПАМЯТИ………………………………………….42

1.4. РАЗВИТИЕ МЫШЛЕНИЯ И ВООБРАЖЕНИЯ……………………………...48

2. ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ПО РАЗВИТИЮ СЛУХОВОГО ВОСПРИЯТИЯ……………………………………………….56

 2.1. РАЗВИТИЕ НЕРЕЧЕВОГО СЛУХА……………………………………………

2.1.1. ЗНАКОМСТВО ДЕТЕЙ СО ЗВУЧАЩИМИ ИГРУШКАМИ…………58

2.1.2. ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ УМЕНИЮ РЕАГИРОВАТЬ НА НАЧАЛО И КОНЕЦ ЗВУЧАНИЯ…………………………………………………………….59

2.1.3. ОБУЧЕНИЕ РАЗЛИЧЕНИЮ НА СЛУХ ЗВУЧАЩИХ ИГРУШЕК…..61

2.1.4.ОБУЧЕНИЕ РАЗЛИЧЕНИЮ НА СЛУХ ДЛИТЕЛЬНОСТИ ЗВУЧАНИЙ

2.1.5. ОБУЧЕНИЕ РАЗЛИЧЕНИЮ НА СЛУХ СЛИТНЫХ И ПРЕРЫВИСТЫХ ЗВУЧАНИЙ…………………………………………………66

2.1.6. ОБУЧЕНИЕ РАЗЛИЧЕНИЮ НА СЛУХ ТЕМПА ЗВУЧАНИЙ………68

2.1.7. РАЗЛИЧЕНИЕ НА СЛУХ ГРОМКОСТИ ЗВУЧАНИЙ………………..70

2.1.8. ОБУЧЕНИЕ РАЗЛИЧЕНИЮ НА СЛУХ ВЫСОТЫ ЗВУЧАНИЙ…….75

2.1.9. ОБУЧЕНИЕ РАЗЛИЧЕНИЮ НА СЛУХ КОЛИЧЕСТВА ЗВУЧАНИЙ77

2.1.10. ОБУЧЕНИЕ РАЗЛИЧЕНИЮ НА СЛУХ МУЗЫКАЛЬНЫХ РИТМОВ

2.1.11. РАЗЛИЧЕНИЕ НА СЛУХ ГОЛОСОВ ПТИЦ И ЖИВОТНЫХ………79

2.1.12. ОБУЧЕНИЕ ОПРЕДЕЛЕНИЮ НАПРАВЛЕНИЯ ИСТОЧНИКА ЗВУКА……………………………………………………………………………80

2.2. РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО СЛУХА………………………………………………..81

3. ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ…………………..85

ЛИТЕРАТУРА………………………………………………………………….111

ВВЕДЕНИЕ

Игра доставляет радость и удовольствие ребенку. Однако не меньшее значение имеет то, что игра является источником умственного, речевого развития. С ее помощью можно развивать те качества и процессы, которые имеют значение для формирования представлений и усвоения ребенком знаний, необходимых для учебы в школе и дальнейшей жизни.


Для ребенка с нарушенным слухом игра имеет, пожалуй, еще большее значение, так как она не только способствует его умственному, речевому, эмоциональному развитию, но и позволяет преодолеть отставание в развитии от нормально слышащих детей, связанное с потерей или нарушением слуха, недоразвитием речи и словесного общения.

В этом сборнике представлены дидактические игры, которые могут широко использоваться в дошкольных учреждениях и в семье для разностороннего развития ребенка с нарушенным слухом.

В первой части книги содержатся дидактические игры и упражнения по развитию познавательных способностей дошкольников с нарушениями слуха. Познавательные способности - это те психологические качества, которые определяют быстроту и прочность усвоения новых умений, возможностей их использования для решения разнообразных практических и мыслительных задач. Эти игры направлены на развитие восприятия, внимания и памяти, мышления, воображения. С помощью этих игр может быть преодолено неблагополучие в умственном развитии глухого или слабослышащего ребенка, возникшее из-за задержек в его воспитании и обучении и включающее применение коррекционно-развивающих методов и приемов. Развитие умственных способностей ребенка с нарушенным слухом тесно взаимосвязано с формированием его речи.

В специальный раздел выделены игры по развитию слухового восприятия детей с нарушенным слухом, их наличие поможет педагогам сделать эти занятия более интересными и привлекательными для детей. В соответствии с задачами и программой по развитию слухового восприятия дошкольников с нарушенным слухом предложены игры-упражнения, направленные на развитие неречевого и речевого слуха детей. В процессе интересных игровых заданий осуществляется знакомство детей со звучащими игрушками, проводится обучение различению на слух их звучаний, длительности, интенсивности, высоты, количества, темпа, слитности звучаний, различению музыкальных ритмов, голосов птиц и животных. Часть игр направлена на развитие речевого слуха детей: обучение различению, опознаванию и распознаванию слов, фраз.

В третьем разделе сборника представлены игры по развитию речи, направленные на формирование словаря, работу над значениями слов и выражений, активизацию их в разных видах речевой деятельности. В процессе дидактических игр осуществляется формирование разных форм словесной речи (устной, письменной, дактильной); развитие связной речи детей, как разговорной, так и описательно-повествовательной.


Представленные в сборнике игры можно использовать на разнообразных педагогических занятиях сурдопедагога и воспитателей, в свободное время в детском саду и дома.

Авторский коллектив: Л. А. Головчиц, канд пед.наук, доцент МПГУ; Л. В. Дмитриева, педагог-психолог ГОУ № 1635 «Начальная школа-детский сад» для детей с нарушениями слуха (Москва); В. Л. Казанская, доцент МПГУ; Е. В. Каширская, учитель-дефектолог ГОУ № 1635 «Начальная школа-детский сад» для детей с нарушениями слуха; Т. А. Осипова, учитель-дефектолог ГОУ № 1635 «Начальная школа-детский сад» для детей с нарушениями слуха; Н. Д. Шматко, зав. лабораторией Института коррекционной педагогики РАО.

1. Дидактические игры и упражнения по развитию познавательных способностей детей

 

В данном разделе книги представлены игры, направленные на умственное воспитание дошкольников с нарушениями слуха и способствующие развитию восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения.

Выделены следующие группы игр:

1.      Игры на развитие мелкой моторики

2.      Игры на развитие восприятия

3.      Игры на развитие внимания и памяти

4.      Игры на развитие мышления и воображения

Данные группы игр выделены условно, потому что в каждой игре может быть определено несколько целей. Это и развитие внимания, мелкой моторики, мышления и других психических процессов. В процессе использования предлагаемых игр происходит развитие интереса к игровой деятельности, установление контакта взрослого с ребенком, взаимодействие детей между собой. В процессе подбора и описания игр учтены особенности познавательного развития детей раннего и дошкольного возраста с нарушенным слухом.

Игры первой группы направлены на развитие моторики рук и пальцев, они имеют значение для развития внимания, ориентировки детей на свойства предметов и игрушек. Эти игры особенно важны для детей с нарушениями слуха, так как свойственные для многих детей нарушения мелкой моторики в дальнейшем отрицательно сказываются и на формировании двигательной основы речи.

Целью игр и упражнений по развитию восприятия является усвоение детьми представлений о цвете, форме, величине, пространственных отношений предметов. В процессе их использования детей учат выделять свойства предметов, соотносить их между собой, знакомят с сенсорными эталонами, учат ориентировке в окружающем пространстве, в плане-схеме, в частях собственного тела. В ходе использования игр данной группы помимо зрительного развивается тактильно-двигательное восприятие: детей учат различать на ощупь предметы различной величины, структурной, текстурной и температурной поверхности. В качестве методических приемов используется выбор предметов по подражанию, по образцу, словесной инструкции или описанию.


Следующая группа игр направлена на развитие внимания, они формируют у дошкольника умение сосредотачиваться на определенных сторонах предметов и явлений, способствуют переходу от непроизвольного к произвольному вниманию. В процессе их использования дети учатся запоминать изображения предметов, их внешние признаки и названия, узнавать их после отсрочки, находить местоположение в пространстве, видеть разницу в деталях при сопоставлении.

При использовании игр на развитие мышления и воображения важно научить детей анализировать предметы и явления окружающего мира, находить сходное и отличное, распределять по группам и называть обобщающим словом, устанавливать последовательность событий и причинно-следственные связи между ними. В процессе использования игр происходит овладение тремя основными формами мышления: наглядно-действенным, наглядно-образным и элементами логического. Игры, представленные в данной группе, также направлены на развитие творческих способностей детей: использование символов и предметов-заместителей, создание новых образов по геометрическим формам или схемам и т.д.

Описание каждой игры включает: цели; оборудование; речевой материал, который готовится заранее и предъявляется в устной и (или) письменной форме; ход игры. В конце некоторых игр дан ее усложненный вариант, который может быть использован в работе с детьми на более продвинутом этапе обучения.

При необходимости педагоги могут варьировать цели проведения игр, оборудование, ход игр; могут расширять или, наоборот, сокращать объем речевого материала, в зависимости от слухо-речевых возможностей детей выбирать форму предъявления слов и фраз: устно, письменно (на табличках), устно-дактильно.

Игры и задания следует подбирать с учетом возрастных и индивидуальных возможностей детей, состояния их интеллектуального и речевого развития.


1.1. Развитие мелкой моторики

Лови шарик

Цели: развивать моторику пальцев рук, развивать интерес к общению в игре, выполнять точно инструкцию взрослого.

Оборудование: желобок, шарик,

Речевой материал: шар, лови, кати, поймал, не поймал, упал, молодец.

Ход игры

Педагог кладет шарик на желобок, говорит: «Будем играть! Смотри», — пускает шарик по желобку и обращается к ребенку: «Лови!». Если у ребенка не получается поймать шарик, педагог показывает, как это надо делать. После нескольких повторов ловли шарика ребенком педагог дает ему шарик и предлагает: «Кати!». Ребенок должен, подражая ранее виденным движениям педагога, прокатить шарик по желобку, а педагог - поймать шарик у другого конца желобка. Если у ребенка не получается прокатить шарик, педагог показывает, как это нужно делать, после чего ребенок вновь пробует самостоятельно осуществить прокат шарика по желобку.

Мозаики

Цели: развитие мелкой моторики пальцев рук, обучение ориентировке на плоскости, умению подбирать цвета по подражанию педагогу или по словесной инструкции.

Оборудование: плоские и объемные мозаики по количеству детей.

Речевой материал: сложи узор, мозаика, рисунок, название предметов, изображенных на рисунке, названия основных цветов, там, рядом, слева, справа, один, одну, два, две, три, четыре, пять и т.д.

Ход игры.

Возможно несколько вариантов проведения. Можно предложить детям вслед за педагогом составлять определенный рисунок, узор. А можно просто дать детям возможность собирать по собственному желанию, развивая творчество, воображение.

Можно предложить детям картинку с рисунком, узором и попросить их собрать такой же рисунок или узор из мозаики.

Для более развитых детей, знающих названия основных цветов, можно предложить выполнять рисунок, узор по инструкциям, предъявляемым устно и на табличках. Например: «Положи две синих, потом три зеленых, одну красную» и т.д.

Переложи игрушки

Цели: развивать координацию движений, согласованность движений обеих рук, учить брать мелкие предметы.

Оборудование: мелкие предметы (фишки, пуговицы, мозаика), подносы, прозрачные высокие бутылочки.

Речевой материал: делай так, возьми, бросай.