Файл: Пр-ма-гр-обр-сокр.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.08.2024

Просмотров: 83

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Государственная программа «Гражданское образование населения Российской Федерации на 2006-2010 гг.»

Содержание Программы

1. Введение

2. Содержание проблемы гражданского образования и обоснование необходимости ее решения программными методами

3. Основные цели и задачи Программы

4. Сроки и этапы реализации Программы

1 Этап (2006 г. — 2007 г.)

2 Этап (2008 — 2009 гг.)

3 Этап (2010 гг.)

5. Система мероприятий Программы

1. Формирование концептуальной базы гражданского образования населения Российской Федерации

2. Формирование нормативно-правовой базы гражданского образования

3 . Создание системы государственной поддержки гражданского образования.

4. Разработка механизмов взаимодействия органов власти и гражданского общества в целях развития гражданского образования.

6. Механизм реализации Программы.

7. Ресурсное обеспечение программы

8. Оценка эффективности социально-экономических последствий реализации Программы

Определение задач повышения эффективности и качества гражданского образования как приоритетов национальной образовательной политики не является чем-то уникальным. Гражданское образование, политическое образование или образование для демократии является сегодня важным направлением развитием образования во многих государствах мира и активно поддерживается международными организациями. В частности, гражданское образование провозглашено общей целью образовательных реформ в Европе.

Сформулированы следующие рекомендации ООН, ЮНЕСКО, Совета Европы государствам-членам о развитии национальной политики в области гражданского/демократического образования:

— включить гражданское/демократическое образование в стратегии национального развития;

— государства, региональные организации, корпорации и фонды должны сделать гражданское/демократическое образование приоритетным в программах финансирования;

— направлять деятельность всей образовательной системы на формирование комплекса общих ценностей (права человека, политический плюрализм, верховенство закона);

— содействовать развитию непрерывного образования, основанному на идее, что гражданское образование приобретается в течение всей жизни, при всех обстоятельствах и во всех учебных средах;

— выделять базовые навыки демократической гражданственности, особенно социальные, коммуникативные, жизненные навыки и навыки участия;

— использовать в интересах гражданского образования возможности школьного уклада, неформального и скрытого содержания образования, социальное окружение;

— использовать гражданское образование как средство в борьбе с насилием, ксенофобией, расизмом, агрессивным национализмом и религиозной нетерпимостью;

— продвигать международное сотрудничество в сфере гражданского образования;

— выделять дополнительные ресурсы для адекватной поддержки инициатив в демократическом образовании.

Необходимость подготовки Национальных программ развития гражданского образования обусловлена также объявлением 2006 года Европейским годом гражданственности через образование (Комитет экспертов Совета Европы, Страсбург, 27-28.04.2004 г.).

Образование, направленное на воспитание демократической гражданственности, рассматривается международными организациями в качестве образовательной цели, критерия гарантии качества образования, инструмента социального согласия и процесса непрерывного изменения образования.


В Российской Федерации сформирован определенный опыт реализации программ гражданского образования, в частности:

— в нормативных правовых актах, определяющих государственную образовательную политику, сформулирована роль гражданского образования,

— наличие опыта концептуального оформления подходов к развитию данного направления в российских условиях (Концепции развития гражданского образования);

— успешная реализация программ и проектов развития гражданского образования в отдельных образовательных учреждениях, на уровне муниципалитетов и субъектов Российской Федерации (Архангельская, Брянская, Калининградская, Калужская, Орловская, Пермская, Псковская, Ростовская, Самарская, Саратовская, Ульяновская области, Красноярский край, г. Москва, гг. Нижний Новгород, Санкт-Петербург и др.);

— наличие широкого опыта реализации различных моделей гражданского образования в образовательных учреждениях и педагогических инициатив российского уровня (Всероссийская олимпиада учащихся по граждановедению, Конкурс социальных проектов учащихся «Я — гражданин России», Межрегиональная школа гражданского образования и др.);

— наличие государственных и неправительственных организаций, содействующих реализации гражданского образования, в том числе в системе повышения квалификации работников образования (Партнерство «Сивитас-Россия», Академия повышения квалификации и переподготовки работников образования, межрегиональная ассоциация «За гражданское образование», Российский центр гражданского образования, Российский фонд правовых реформ, более 40 региональных центров и лабораторий гражданского образования (Архангельская, Калужская, Омская, Орловская, Пермская, Псковская, Ростовская, Самарская, Тамбовская, Ярославская области Красноярский, Краснодарский край, гг. Н. Новгород, С. Петербург, и др.);

— наличие разнообразных учебных пособий, дидактических материалов, учитывающих современные достижения педагогической науки;

— наличие периодических изданий, поддерживающих гражданское образование («Граждановедение», «Основы государства и права» и др.);

— опыт сотрудничества с международными организациями и зарубежными коллегами (ООН, ЮНЕСКО, Совет Европы, Британский Совет, Сивитас, DEEP, Deliberating in a Democracy, КультурКонтакт, Citizenship Foundation, Matra и др);

— наличие организационно оформленного профессионального сообщества педагогов, неправительственных организаций, занимающихся вопросами гражданского образования (Партнерство «Сивитас-Россия», Российский центр гражданского образования, межрегиональная ассоциация «За гражданское образование», Молодежный центр по правам человека, Российский Фонд правовых реформ, Фонд Парламентаризма, Общество «Знание», Московская школа прав человека, Институт проблем гражданского общества, Ассоциация демократических школ, Движение общественно-активных школ и др.).


Система гражданского образования в Российской Федерации предусматривает деятельность образовательных учреждений всех типов и видов; массовую работу, организуемую и осуществляемую различными государственными структурами и неправительственными организациями; деятельность средств массовой информации, научных и других организаций, творческих союзов, направленную на рассмотрение и освещение проблем гражданского образования, на формирование гражданственности.

Данные факторы обеспечили поддержку гражданского образования в России и являются предпосылкой его дальнейшего развития. В то же время, несмотря на имеющийся опыт и ряд позитивных тенденций создание комплекса необходимых условий для организации эффективного гражданского образования в России не завершено.

В настоящее время отмечается недостаточный уровень  политической и правовой культуры населения Российской Федерации, обеспечения прав человека и основных свобод, реализации положений государственной образовательной политики в массовую практику образовательных учреждений и социальных институтов, подготовки работников образования и социальной сферы для реализации программ гражданского образования, развития программ гражданского образования в системе профессионального образования.

В России отсутствует система непрерывного гражданского образования взрослых, не сформирован комплекс ресурсного, нормативно-правового и организационно-методического обеспечения системы непрерывного гражданского образования. Не определены концепция, стандарты, отсутствует единство в отношении ценностных оснований гражданского образования. Образовательный процесс в массовой практике не ориентирован на получение обучающимися опыта практической жизни в качестве сознательных и активных граждан демократического общества.

Разработка и реализация системы мер по формированию гражданских компетентностей и правовой культуры населения является комплексной задачей, что обусловило создание Государственной Программы гражданского образования населения Российской Федерации.


3. Основные цели и задачи Программы

Цели Программы:

– Формирование и реализация государственной политики в области гражданского образования населения Российской Федерации;

– Создание эффективной системы непрерывного гражданского образования в России.

Достижение указанных целей обеспечивается решением следующих основных задач:

— формирование комплекса теоретического, нормативно-правового и организационно-методического обеспечения системы гражданского образования в России;

— Развитие многоуровневой системы непрерывного (на протяжении всей жизни) гражданского образования населения Российской Федерации;

— создание системы государственной поддержки гражданского образования населения Российской Федерации;

- реализация международных обязательств Российской Федерации, вытекающих и международных документов и актов ООН, ЮНЕСКО, Совета Европы в сфере образования.

 

3. Основные направления программной деятельности по реализации целей и задач

Основными направлениями программной деятельности являются:

- Формирование теоретико-методологической базы гражданского образования населения Российской Федерации;

- Создание нормативно-правовых основ системы гражданского образования в России;

- Создание системы государственной поддержки гражданского образования;

- Разработка механизмов взаимодействия органов власти и гражданского общества в целях развития гражданского образования.

- Популяризация гражданского образования в средствах массовой информации, повышение роли СМИ в формировании гражданских качеств личности.

В рамках реализации данных направлений Программы мероприятия Программы будут ориентированы на:

– Обеспечение государственной поддержки гражданского образования со стороны органов власти всех уровней, местного самоуправления и институтов общества.

– Постановку задачи гражданского образования в качестве приоритета российской образовательной политики, основывающейся на координации действий государственных и неправительственных структур.

– Формирование и обеспечение стабильной деятельности системы непрерывного гражданского образования населения России, достижение существенного прогресса в распространении знаний о правах человека и их защите, демократии, гражданском обществе, обновления на основе современных достижений науки и практики содержания общего и профессионального образования.


– Охват программами гражданского образования всех социальных групп и слоев населения России.

– Создание и осуществление системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для обеспечения деятельности системы непрерывного гражданского образования.

– Распространение отечественного и зарубежного опыта гражданского образования.

– Расширение международного сотрудничества в области гражданского образования.

Программой определена последовательность решения комплекса поставленных задач с учетом сложившихся к настоящему времени тенденций в области демократизации основных сфер жизни общества

4. Сроки и этапы реализации Программы

Мероприятия программы охватывают период 2006—2010 гг.

Программа имеет следующие этапы реализации: