ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.08.2024
Просмотров: 29
Скачиваний: 0
|
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ «ПЕРВОЕ СЕНТЯБРЯ» |
|
|
|
2004 ¹ 41 ИНФОРМАТИКА |
||
2 |
КУРСЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ |
||
|
|||
|
|
Методика преподавания информатики в начальной школе (1–4-е классы)
на примере курса «Информатика в играх и задачах»
А.В. ГОРЯЧЕВ, А.А. МЕНЬШАКОВА
Лекция ¹ 5.
Блок “Логические рассуждения и их описание”.
Множества, способы представления множеств, взаимное расположение множеств, графы, построение графов, дерево (1—2-е классы)
На вопрос “как это делается?” можно ответить с |
Игра “Рыба, птица, зверь…”. Эта игра описы- |
|
помощью алгоритма. Чтобы ответить на вопросы “что |
валась в первых лекциях. Хочу показать, как эту |
|
это такое?”, “кто это такой?”, нужно уметь описы- |
игру можно продолжить. На доске рисуется боль- |
|
вать состав предметов и существ, их возможные дей- |
шой мешок, на бирке которого пишется название |
|
ствия и отличительные признаки. Но существуют и |
“ЗВЕРИ”. Далее в этот мешок пишутся названия |
|
другие вопросы. Например: |
зверей, предлагаемых детьми. Лучше, если эти на- |
|
• почему не нужно собирать ядовитые грибы и как |
звания вы будете помещать в овалах. Вопрос к де- |
|
понять, что гриб ядовитый? |
тям: “Много у нас получилось зверей?” В матема- |
|
• почему один и тот же предмет можно назвать и |
тике такую группу предметов (или живых существ) |
|
“деревом”, и “растением”, одного и того же человека — |
с общим названием и собранных вместе называют |
|
и сыном, и внуком? |
“МНОЖЕСТВОМ”. Далее рисуется мешок для птиц, |
|
• почему иногда утверждение “погода хорошая” ока- |
затем для рыб. |
|
зывается правильным, а иногда — нет? |
У меня был интересный случай несколько лет |
|
Чтобы научиться отвечать на такие вопросы, нужно |
назад. Мы повторяли с учащимися второго класса |
|
изучать не только информатику, но и математику. В |
понятие “множества” и играли в эту игру. На дос- |
|
математике изучаются не только правила вычислений, |
ке был полный мешок зверей, полный мешок птиц |
|
но и правила рассуждений. Раздел математики, где |
и мы заполняли мешок с рыбами. Дети перечисля- |
|
изучаются эти правила, называется “Логика”. В ин- |
ли рыб, а я записывала их в мешок. Ситуация сло- |
|
форматике в данном разделе дети знакомятся с мно- |
жилась так, что дети начали перечислять всевоз- |
|
жествами и способами их представления, изучают виды |
можные виды акул. Не берусь вспомнить все на- |
|
взаимного расположения множеств относительно друг |
званные ими виды акул, но в какой-то момент я |
|
сказала: “Ну что вы все акулы да акулы, давайте |
||
друга, знакомятся с высказываниями, учатся строить |
||
что-нибудь другое, ну, например, кит”. И вдруг |
||
графы и “деревья”. |
||
класс почти в один голос: “А кит — это не рыба!” |
||
|
||
1. Множества и его элементы. |
Напоминаю вам, дорогие мои, что это всего только |
|
ученики второго класса! Я знаю, что кит — не рыба, |
||
Способы задания множеств |
||
а здесь назвала его, не подумав, вырвалось. Но дело |
||
Как правило, я начинаю тему “Множества” с воп- |
||
не в этом, а в вас, дорогие мои учителя начальных |
||
роса: “От какого слова происходит слово “множе- |
классов, это вы даете им знания, которыми они |
|
ство”?” Обычно дети отвечают: “От слова «много»”. |
могут воспользоваться на других предметах, что они |
|
Но в математике слово “множество” обозначает нео- |
и делают с таким успехом. Я обращаю ваше вни- |
|
бязательно большую группу предметов или существ. |
мание на этот случай потому, что обычно дети не |
|
Множество может включать совсем немного предме- |
умеют пользоваться своими знаниями на других |
|
тов, или очень-очень много предметов, или совсем не |
предметах, для них русский язык существует толь- |
|
иметь предметов. |
ко на русском, а математика — только на матема- |
|
К теме “Множества” для учеников 1—2-х классов в |
тике. А из сложившейся ситуации я, конечно, вык- |
|
помощь учителю в методическое пособие включены игры, |
рутилась. Я сделала удивленное лицо и спросила: |
|
помогающие детям лучше справиться с заданиями из |
“Разве кит — не рыба? А куда же я тогда должна |
|
рабочей тетради. Покажу лишь некоторые из них. |
его поместить?” |
2
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ «ПЕРВОЕ СЕНТЯБРЯ»
2004 ¹ 41 ИНФОРМАТИКА КУРСЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ
3
Игра “Цветок, дерево, фрукт, овощ…” аналогич- на предыдущей.
Далее предложите детям найти в классе множество предметов, имеющих одно и то же имя:
•множество учеников;
•множество столов;
•множество стульев;
•множество окон и т.д.
Спросите, к какому множеству следует отнести вас, т.е. учителя. Здесь есть несколько правильных ответов:
1)множество учителей, в этом случае оно состоит из одного элемента;
2)множество людей в классе, тогда количество определяется количеством учеников плюс учитель;
3)множество блондинов или брюнетов;
4)множество людей в брюках или в платьях и т.д. Задания, предложенные в тетради, дают возможность
детям сделать вывод: “Множество — это группа предметов или существ, объединенных общим признаком, действием или именем”. Например, множество круглых предметов, множество больших предметов, множество зеленых предметов, множество живых существ, множество поющих, множество летающих и т.д.
Игра “Назови множество”. Учитель (или любой ученик) перечисляет ряд предметов, а ученики дают название этим множествам.
Примеры:
1)платье, брюки, шуба, юбка, … — одежда;
2)шкаф, стол, стул, диван, … — мебель;
3)Москва, Одесса, Лондон, … — города;
4)стрекоза, кузнечик, бабочка, …. — насекомые.
Игра “Я знаю…”. Учитель (или любой ученик) произносит начало фразы: “Я знаю пять деревьев — это…” — и показывает на любого ученика, который должен продолжить эту фразу, называя пять названий деревьев. Играя в эту игру, можно использовать знания детей, полученные на других предметах.
Хочу показать вам задание, в котором дети должны сами выбрать нужные элементы и образовать множество.
Важным вопросом в теме “Множества” является определение бесконечного множества и пустого множества. С бесконечным множеством можно познакомить детей на примере звездного неба, песчаного берега или моря. Здесь у детей не возникает сомнений, действительно, нельзя пересчитать звезды, или песчинки, или капли воды. С пустым множеством гораздо сложнее, здесь дети пытаются спорить и найти хотя бы один элемент из предложенного вами варианта. Хочу предложить вам следующие примеры пустых множеств:
1)множество слов на букву “Ы”;
2)множество слов на букву “Ь” и т.д.;
3)можно спровоцировать ребят на дискуссию, если предложить им в качестве пустого множества слова на букву “Й”. Пусть поспорят и докажут.
Задания из рабочей тетради учат детей сопоставлять отдельные элементы (предметы) с разными множествами.
Задание для первого класса:
А во втором классе немного сложнее:
Многие задания дают возможность детям не только показать свои знания, но и продолжают развивать логическое мышление детей.
3
|
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ «ПЕРВОЕ СЕНТЯБРЯ» |
|
|
|
2004 ¹ 41 ИНФОРМАТИКА |
||
4 |
КУРСЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ |
||
|
|||
|
|
Первая часть этого задания “Назови множество” имеет несколько правильных решений: множество желтых, множество круглых, множество фруктов, множество съедобных.
Вторая часть задания дает детям возможность выбрать предмет так, чтобы не изменилось название множества, или выбрать предмет так, чтобы пришлось изменить название.
Задания для второго класса позволяют детям повторить материал первого класса и продвинуться дальше в изучении темы.
Во втором классе дети учатся объединять множества, выбирая необходимый для этого случая признак.
Формирование умения выбора — одна из основ развития логического мышления. Если у ребенка нет готового решения, его надо подвести к необходимости использовать правила формирования критерия отбора, а затем уже применить их для нахождения решения.
Принятие решения — очень трудная задача. Есть дети, которые с большим трудом справляются с этой задачей: так и хочется посмотреть, а что решил сосед, что он выбрал. Таких детей лучше сажать отдельно, но постарайтесь сделать это так, чтобы ребенок не воспринял это как наказание — просто возникла такая необходимость. Пока они учатся в 1—2-м классе, их еще можно научить мыслить самостоятельно, главное — обязательно за это похвалить. Ребенок вдруг поймет, что он может думать и решать сам, и никто его за это не будет ругать.
В качестве подтверждения высказанного тезиса можно рассмотреть выполнение следующего задания:
Решит ребенок, что его множество — это множество прямоугольных предметов, значит, будет дорисовывать что-то прямоугольной формы. Решит, что его множество — это множество зеленых предметов, зна- чит, можно нарисовать что угодно, но зеленого цвета. Решит, что это множество книг, следовательно, нарисует книги.
2. Сравнение множеств
С операцией сравнения дети знакомятся на уроках математики. Полученные знания они могут применить и на информатике, действительно, у детей эти задания не вызывают трудностей. Обращу ваше внимание на задания, которые требуют не просто выполнение сравнения, а заставляют логически мыслить.
4
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ «ПЕРВОЕ СЕНТЯБРЯ»
2004 ¹ 41 ИНФОРМАТИКА КУРСЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ
5
2) Есть рисунок, требуется закончить схему.
Итогом изучения этого раздела должен быть вывод: “Для сравнения множеств надо пересчитать элементы этих множеств и сравнить полученные числа”.
3. Отображение множеств
Цель данного раздела — научить детей ставить в соответствие элементам одного множества элементы другого множества. Данная тема усложняется постепенно от задания к заданию.
1) Дается задание, которое надо решить, а ниже представленная схема поясняет решение.
Следует обратить внимание детей на направление стрелок. Что определяет это направление: мы даем подарки зверям или подаркам дарим зверей?
3) Есть схема, надо дорисовать рисунок.
4) Заданием является математическая задача. В классе всегда есть дети, которые плохо справляются с такими задачами на математике. Построение схемы отображения множеств помогают решать такие задачи.
Я стараюсь вызывать на решение аналогичных задач именно таких учеников. Ребенок идет к доске и
5
|
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ «ПЕРВОЕ СЕНТЯБРЯ» |
|
|
|
2004 ¹ 41 ИНФОРМАТИКА |
||
6 |
КУРСЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ |
||
|
|||
|
|
думает: “Ну вот, опять эта математика, и опять у меня ничего не получится”. Решив с легкостью задачу с помощью схемы, ученик идет на свое место совсем с другим настроением.
Задания второго класса преследуют те же цели, что и в первом классе, но уровень заданий, конечно, более сложный, например:
ги, но не все книги — учебники”, “Среди книг есть учебники”. Попросите детей вписать хотя бы по одному элементу в каждое множество.
Следующие задания ставят перед ребенком другие проблемы.
4.Взаимное расположение множеств
Âпервом классе нет заданий на эту тему. Во втором классе речь идет о трех возможных вариантах взаимного расположения множеств: вложенные множества, пересекающиеся множества, непересекающиеся множества, а также рассматривается объединение множеств.
Вложенные множества. Разбирая эту тему, можно поиграть с детьми в игру. На доске нарисовать мешок, который назвать “Животные”. Вызывать детей к доске и просить их нарисовать мешки под названием: “Рыбы”, “Птицы”, “Звери”, которые можно расположить внутри мешка “Животные”. Затем ученики должны нарисовать мешки “Канарейки”, “Попугаи”, “Собаки” и “Кошки”. Далее к доске выходят дети, у которых дома есть питомцы, они вписывают имена своих питомцев в соответствующие мешки. По окончании игры детям задаются вопросы: “Кого больше — зверей или животных?”, “Кого больше — попугаев или птиц?”, “Во сколько множеств входит питомец?” и т.д.
Решая задания в тетради, дети должны все время проговаривать рассуждения, приводящие к решению задания.
Проговаривание рассуждений поможет решить это задание. Если ребенок неправильно решит это задание, то, проговаривая его, он поймет свою ошибку и исправит ее.
В следующем задании надо сначала нарисовать, а потом подписать множества.
Не сразу получается все гладко, причем с игрушками получается лучше, чем с огурцами.
Есть задания, которые требуют от детей найти ошибки и исправить их. Лучше, если дети такие задания выполнят самостоятельно, а затем докажут правоту своего выбора.
Пересекающиеся множества. Для объяснения пересекающихся множеств можно прибегнуть к следующим рисункам. Нарисовать два пересекающихся овала. Один из них назвать “СКАЗКИ”, а другой — “ФИЛЬМЫ”. Пронумеруйте полученные области.
Например, для решения этой задачи ученик должен проговаривать такие рассуждения: “Все школьники — это дети, но не все дети — школьники”, “Среди детей есть школьники”, “Все учебники — это кни-
Сказки |
Область |
Фильмы |
|
Область |
Область |
||
¹ 3 |
|||
¹ 1 |
¹ 2 |
||
|
|||
|
Область ¹ 4 |
|
6
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ «ПЕРВОЕ СЕНТЯБРЯ»
2004 ¹ 41 ИНФОРМАТИКА КУРСЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ
7
Вопросы детям:
1)Что находится в области ¹ 1? (Сказки.)
2)Что находится в области ¹ 2? (Фильмы.)
3)Что находится в области ¹ 3? (Фильмы-сказки.)
4)Что находится в области ¹ 4? (Все, что угодно,
но только не фильмы и не сказки.)
Главный вопрос: “Что будет находиться в пересече- нии, как можно назвать элементы, входящие в эту область?”
А сейчас я хочу показать вам задание, которое очень часто дети решают неверно. Но обязательно в классе найдется хотя бы один ученик, который найдет эту ошибку и докажет свою правоту.
Обратите внимание на задание, надо нарисовать по 2 предмета в каждой области. Обычно дети рисуют в области “красные” два предмета, в области “флажки” — два предмета и в области пересечения “красные флажки” также рисуют два предмета. Что же получается в результате? В области “красные” находятся не два предмета, а четыре; в области “флажки” — тоже четыре предмета, и только в области пересечения все, как надо. Как же следует решить это задание? Надо нарисовать в области пересечения два предмета и все.
Непересекающиеся множества. Обычно это самое простое задание для детей. Главное для учителя — найти такие множества, о которых дети из своего жизненного опыта знают точно, что они не пересекаются. Например, круги и треугольники, рыбы и птицы, девочки и мальчики и т.д.
Объединение множеств. Для подсчета элементов в объединенных множествах используются правила, которые надо вывести вместе с детьми. Вот эти правила:
•Если множества не пересекаются, то количество элементов объединенного множества равно сумме элементов каждого из них.
•Если множества пересекаются, то количество элементов объединенного множества равно сумме элементов всех трех областей.
•Если множества вложены, то количество элементов объединенного множества равно элементам, находящимся внутри главного множества.
5. Отрицание. Понятия “истина” и “ложь”
На эту тему авторы предлагают несколько игр, мне бы хотелось показать вам две из них.
Игра “Говори наоборот”.
1)Учитель подбирает такие исходные слова, на которые ученики могли бы найти противоположные по смыслу слова (отрицание слова). Учитель ходит по классу и, называя исходное слово, показывает на любого ученика. Ученик должен назвать противоположное слово. Например: мокрый — сухой, тяжелый — легкий, добрый — злой и т.д.
2)Теперь учитель должен подобрать такие исходные слова, которым нет противоположных слов, и, для того чтобы их отрицать, надо использовать частицу “НЕ”. Например: круглый — не круглый, вкусный — не вкусный, красный — не красный, деревянный — не деревянный и т.д.
Далее вводится обобщение: отрицать можно с помощью противоположного по значению слова или с помощью частицы “не”.
Игра “Найди себя”. Учитель рисует на доске овал и называет его “ДЕВОЧКИ”. Каждый ученик подходит к доске и вписывает свое имя в овал или вне его. Затем учитель спрашивает детей: “Как называется область в овале?”. Ответ: “Девочки”. Как назвать область вне овала? Дети ответят: “Мальчики”. Следующий вопрос: “Куда поместить учителя, в ка-
7