Файл: 5иерархия понятий.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.08.2024

Просмотров: 17

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В5. Иерархия понятий методика, технология, техника.

Понятие технология впервые появилось в производственной сфере. Этому слову давалось 2-ак определения: 1. Т – это совокупность методов, необходимых для осуществления процессов производства 2. Т – это научное описание способов какого-либо производства. В конце 20-х вв. Т проникла в социологию, педагогику и психологию. Любую технологию можно охарактеризовать 3-мя признаками:

-распределение процессов на взаимосвязанные этапы;

-координирование, поэтапное выполнение действий направленных на достижение искомого результата;

-однозначное выполнение включенных в Т процедур и операций на достижение искомого результата.

Технология (от греч. – искусство, мастерство). М.В.Шакурова дает определение Т – это система знаний о способах и средствах обработки и качественного преобразования объекта. Т. в узком смысле: - совокупность знаний о способах обработки материала и методах осуществления каких-л. действий; - совокупность операций осуществляемых определенным образом. Т. в широком смысле: - система средств организации и упорядочивания целесообразно практической деятельности в соответствии с целью. Отличительные черты Т: 1. концептуальность (основана на чем-л.); 2. технология должна содержать набор предписаний; 3. воспроизводимость, теражируемость; 4. управляемость; 5. достижение искомого результата. В професс. словаре соц. педаг. Одно из ведущих мест занимает понятие метод и методика.

М.В. Шакурова Метод – это способ достижения к.-л. цели, способ действий. Методика – сложивщаяся совокупность методов, позволяющая решить типовые задачи. Целеполагание имеет важное значение для методики и Т. Особенностью Т. является универсальность, т. к. реализация Т не изменяется под влиянием индивидуально-личностных особенностей чел-ка. В М. ситуация обратная, именно индивидуально-личност- е особенности специалиста играют существенную роль в решении социально-пед-х задач. На подбор методик существенное влияние оказывает содержание деятельности чел., на работу с кот-ым она рассчитана. В технологическом процессе содержание Д. определяется ожидаемыми изменениями объекта. М.А. Галагузова Методика – представляет собой совокупность методов, приемов и средств целесообразного проведения какой-л. работы, т. о. Методы – это способы взаимосвязанной деятельно-ти с.п. и реб-ка, какие способст-ют накоплению позитивного соц. опыта; Приемы – это как частное выражение метода, его конкретизация, носит по отношению к методу частный, подчиненный характер; Средства – это совокупность материальных, эмоцион-х, интеллек-х и др. условий, к-е используются с.п. для достижения поставленной цели. М.П.С. взаимосвязаны между собой, т.к. методы и приемы могут выполнять в отдельных случаях роль средств.

Техника – это совокупная характеристика навыков и приемов.

Т.о. понятие Технология шире понятия Методика и Техника, а методика шире понятия Техника.

Технология-Методика-Техника.