Файл: банковское дело.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.08.2024

Просмотров: 36

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Вертикальный анализ основывается на определении удельных весов отдельных групп и видов активных и пассивных операций, т.е. он дает информацию о главных группах источников средств по пассиву и об основных направлениях размещения средств по активу. Перед его проведением нужно провести очистку баланса от повторного счета – перейти к балансу-нетто путем вычитания статей, номинально повышающих активы и пассивы банка (износ, убытки, использование прибыли, межфилиальные расчеты).

31 Анализ прибыли коммерческого банка

Структурно источники образования прибыли имеют следующий вид:

Прибыль от операционной деятельности, в том числе полученная за счет превышения суммы полученных процентов над суммой уплаченных процентов и разницы между полученными и уплаченными комиссионными валютных операций.

Прибыль от побочной деятельности.

Прочая прибыль, в том числе сальдо штрафов, полученных и уплаченных, а также проценты и комиссионные прошлых лет.

Анализ прибыли следует начинать с рассмотрения общей картины доходности банковских операций, поиска причин и глубины происходящи иизменений, а это можно сделать с помощью изучения факторов, влияющих на прибыль. В общем плане прибыль, остающаяся в распоряжении банка, зависит от трех «глобальных» компонентов: доходов, расходов и налогов, уплачиваемых в бюджет. Сопоставление темпов роста этих компонентов позволяет оценить, какой из факторов оказал позитивное или негативное влияние на прибыль.

При оценке ежегодного прироста прибыли банка необходимо исходить из того, что он не должен быть ниже темпов инфляции, в противном случае реальные доходы будут сокращаться и произойдет обесценение банковского капитала. В связи с этим при анализе прибыли банка ее величину необходимо корректировать с учетом темпов инфляции.

Далее анализ может быть детализирован в динамике по изучению доходности статей и по отдельным видам деятельности. При этом значительные отклонения должны подвергаться дополнительному изучению.

Основные направления исследования позволяют раскрыть причины изменений доходов и расходов, что является актуальным для выявления резервов роста банковской прибыли. Данный анализ проводится в абсолютных величинах. Однако существует метод оценки прибыли банка с помощью относительных показателей. Этот метод называется коэффициентным.


Для расчета коэффициента минимальных доходов банка Кмаржа используют формулу:

К маржа = (Админ.-хоз. расходы — Прочие расходы) / Средние остатки по активам, приносящим доход х 100 %.

Чем меньше значение этого коэффициента, тем больше возможность у банка увеличить прибыль, тем выше конкурентная способность банка. Низкая маржа может указывать на тот факт, что банк, привлекая дорогие депозиты, участвует в операциях с низкой доходностью и невысоким риском и напротив, если маржа повышенная, то это может быть следствием либо высокого уровня дешевых депозитов, либо вовлечениями активов в высокоприбыльные рисковые операции. Процентная маржа (ПМ) может быть рассчитана следующим образом:

ПМ — (Проценты полученные — Проценты уплаченные) / Средние остатки по активам, приносящим доход.

Анализируя динамику значений процентной маржи, важно выявлять, в результате чего обеспечено ее увеличение: за счет роста процентов по активным либо снижения процентов по пассивным операциям банка.

Следующим показателем анализа является процентный разброс, который представляет собой разность между процентами, получаемыми по активным операциям и уплаченными по пассивным:

П = (Процентные доходы / Активы, приносящие доход в виде процентов) — (Процентные расходы / Оплачиваемые пассивы).

Для стабильно работающего коммерческого банка значение процентного разброса должно быть положительно.

В зарубежной банковской практике рассчитывают уровень покрытия непроцентных расходов непроцентными доходами:

Пнр = Непроцентные доходы / Непроцентные расходы.

Значение данного показателя в американской практике установлено на уровне 50. Это значит, что уровень непроцентных доходов должен составлять не менее 50% непроцентных расходов.

Полученная банком прибыль распределяется по итогам работы за квартал, а в окончательном варианте — по итогам за год в следующем порядке:

1. Из балансовой прибыли вносятся налоги в бюджет и взносы в Федеральный фонд обязательного страхования денежных вкладов (депозитов) и счетов населения.

2. Чистая прибыль после уплаты налогов остается в распоряжении банка и распределяется по следующим основным направлениям:

в фонд накопления — на капитальные вложения (строительство основных фондов, приобретение оборудования, техники, средств транспорта и связи), улучшение условий труда и быта работников;


в фонд потребления — на экономическое стимулирование труда работников банка;

на благотворительные цели;

на выплату дивидендов акционерам (пайщикам) банка.

За счет чистой прибыли, остающейся в распоряжении банка, производятся следующие расходы:

премии, материальная помощь, вознаграждения, надбавки работникам банка, выплачиваемые в денежной и натуральной формах;

затраты капитального характера (строительство, реконструкция, модернизация, приобретение объектов основных средств);

обязательные отчисления в государственные внебюджетные фонды в части расходов на оплату труда работников, относимых за счет чистой прибыли;

отчисления в негосударственные пенсионные фонды и другие виды страхования;

расходы на рекламу, командировочные и представительские расходы, произведенные сверх установленных норм;

затраты на мероприятия по охране здоровья, отдыху работников, презентации, юбилеи и др.;

компенсации разницы в процентах по ссудам, выдаваемым работникам под проценты ниже ставок для клиентов, и по валюте, продаваемой работникам банка по более низкому, чем для сторонних лиц, курсу;

выплата, дивидендов акционерам (пайщикам) банка;

расходы, связанные с организацией банком филиалов и представительств;

уплата налогов на операции с ценными бумагами, приобретаемыми в собственность банка, иных налогов и сборов, отно*-симых за счет чистой прибыли;

уплаченные проценты по просроченным межбанковским кредитам, включая централизованные кредиты и овердрафт;

внесение сумм в бюджет в виде санкций в соответствии с законодательством.

Часть прибыли, полученной банком, направляется в резервный фонд — если он составляет менее 15% от величины уставного капитала банка; ежегодно в этот фонд должно отчисляться не менее 5% прибыли.


32. Проблемы реформирования банковской системы

Основные системные банковские проблемы, их причины и возможные пути решения:

  1. Банковский сектор России развивается, в основном, как сфера обслуживания других секторов экономики, являясь ведомым, а не ведущим, системообразующим элементом российской экономики.

Экономический рост, исполнение бюджета, платежеспособный спрос и инвестиции в России поддерживаются, главным образом, за счет энерго-сырьевого экспорта, а не путем существенного увеличения доли валового внутреннего продукта (ВВП), потребляемого внутри страны, или развития экспорта продукции глубокого передела, высоких технологий и интеллектуальных продуктов.

При этом энерго-сырьевые экспортные отрасли не требуют от Правительства развития национального банковского сектора, так как они, используя свои «карманные» банки и возможности государственных банков, уже «успешно» прошли период первичного накопления финансового капитала, его преобразования в промышленный капитал и создания последнему условий для непосредственного выхода на западные рынки капитала. Именно поэтому крупнейшие экспортные финансово-промышленные группы (ФПГ) заявляют о желании избавиться от собственных кредитных организаций и требуют от Правительства полной отмены ограничений на внешние операции с капиталом и банковские трансграничные операции.

Ни Правительство, ни Банк России не ставят перед собой задачи создания банковской системы как самостоятельной рыночной отрасли экономики, которая в целях собственного развития стремилась бы к развитию экономики и, прежде всего, тех ее секторов, которые, в свою очередь, были бы заинтересованы в развитии национальной банковской системы, так как именно она будет активно, целенаправленно формировать внутренний рынок, производственный сектор (в том числе работающий на экспорт) и сферу услуг.

  1. Теперь о втором уровне банковской системы — кредитных организациях. Они, конечно же, должны отличаться по форме: банковские и небанковские; универсальные и специализированные; крупные, средние и малые; централизованные или с широкой филиальной сетью и т.п. Но при этом абсолютно все кредитные организации должны иметь подлинно равноправные, основанные только на законе возможности осуществления банковского бизнеса. Все коммерческие банки должны быть в абсолютно одинаковых взаимоотношениях с регулирующими органами — Банком России и Правительством РФ.


Следует четко понимать, что мы не сможем сформировать нормальную, эффективную коммерческую банковскую систему до тех пор, пока будут существовать государственные коммерческие банки. Государство никогда не сможет одинаково равно относиться к своим собственным банкам и ко всем остальным (налицо конфликт интересов). И никакого значения не имеет, в чьей именно собственности — Банка России или Правительства — эти банки будут находиться. И в том, и в другом случае они будут пользоваться гарантиями государства, будут обеспечиваться его бесплатными ресурсами, будут иметь массу иных преференций.

  1. Необходимо преобразовать Сбербанк в специализированную стопроцентную государственную кредитно-сберегательную организацию по комплексному обслуживанию физических лиц и индивидуальных предпринимателей. Сбербанк должен стать институциональным инвестором в сфере сбережений населения и не подавлять, а финансировать коммерческие банки.

  2. Уровень монополизации банковской сферы достиг сегодня критической черты — 20 крупнейших банков (в основном, государственные и олигархические банки), составляющие 1,5% от количества всех кредитных организаций, располагают 2/3 активов всей банковской системы.

Вся банковская «конкуренция» — это борьба за бюджетные и подобные ресурсы, уполномоченность государственных органов и компаний. Печально, что само государство активно препятствует развитию нормальной банковской конкуренции, допуская в те или иные сектора банковских услуг только крупнейшие (монопольные) кредитные организации, вводя при выборе уполномоченных банков ограничения по их размеру.

Необходимо также отметить, что несмотря на самую жесткую регламентацию банковской деятельности по сравнению с другими видами финансовой деятельности, кредитные организации по совершенно непонятным причинам ограничены в праве работы на ряде сегментов денежного и фондового рынков (управление активами, размещение пенсионных и страховых фондов, операции с недвижимостью и т.п.}. Кроме того, в России в массовом порядке осуществляется псеводобанковская деятельность, когда компании, не имеющие соответствующих лицензий, активно ведут кредитно-депозитную работу и занимаются иными финансовыми операциями, часто теми, которые банки вести не могут именно в силу регулирования их деятельности