ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.08.2024
Просмотров: 37
Скачиваний: 0
Финансовый менеджмент клиента направлен на разработку и реализацию политики оптимального сочетания экономических интересов банка и клиента и принятие решений по обеспечению наиболее эффективного движения финансовых ресурсов клиента.Возможный «выигрыш» для кредитной организации от реализации банковской финансовой технологии складывается из следующих компонентов:
— увеличения объема продаж банковских услуг;
— диверсификации ресурсной базы банка;
— снижения риска текущей и срочной ликвидности банка за счет уменьшения объемов клиентских ресурсов с неопределенным сроком обращения;
— удовлетворения потребности клиентов в существующих и индивидуальных банковских продуктах и услугах;
— увеличения числа клиентов, пользующихся существующими и индивидуальными банковскими продуктами;
— повышения имиджа высокотехнологичного банка.
В этих целях необходимо добиться установления реальных и эффективных взаимосвязей между подразделениями банка, чтобы оказывать взаимосвязанные банковские услуги и разрабатывать банковские продукты с учетом особенностей финансово-хозяйственной деятельности клиента эти услуги должны отвечать потребностям банка и клиента одновременно.
Для оптимизации контактов с клиентами при формировании индивидуальных клиентских банковских финансовых технологий необходимо учитывать следующие отправные точки:
— разработка банковского продукта должна вестись на основании индивидуальных потребностей клиента и в условиях конфиденциальности;
— заранее следует разъяснить все риски, которые может нести клиент, и представить реальную информацию о расчетной эффективности данного вида банковской финансовой технологии;
— необходимо разработать систему стимулирования клиента через индивидуальные ставки и тарифы при его обслуживании в банке.
По своему экономическому содержанию технология финансового менеджмента — это банковская финансовая технология, обеспечивающая структурирование финансовых потоков в банке с целью оптимизации структуры входящих в него и исходящих из него денежных потоков по строкам, объемам и стоимости, для обеспечения при этом максимального эффекта от их использования и минимизации банковских рисков.
Но внешнее окружение клиента банка непостоянно и несет в себе факторы изменения, например:
— колебания процентных ставок и темпов инфляции создают потребности в новых видах финансовых инструментов (новые виды банковских вкладов и счетов, плавающие ставки по ссудам, кредиты до востребования, дисконтированные кредиты и т.п.);
— трансформации в сфере налогообложения требуют оперативного вмешательства в оптимизацию налогового планирования и создания новых финансовых схем и инструментов для клиента;
— совершенствование технологий вызывает у клиента желание удовлетворить дополнительные потребности (банковские пластиковые карты, система обслуживания «банк — клиент», оперативность расчета в режиме реального времени и др.);
— экономическую активность клиента по расширению своих партнерских связей и сегмента рынка.
Наличие в банке узкоспециализированных подразделений затрудняет решение возникающих у клиентов проблем комплексного характера. Раздробленность действий банковских подразделений не позволяет охватить проблемы клиента во всей их полноте. Поэтому, в связи с конкуренцией на рынке банковских услуг, постоянно возрастающими потребностями клиентов в решении комплексных проблем и задач в банке создается единый координирующий центр, реализующий технологии финансового менеджмента клиента. Этот центр органично координирует совместные усилия различных банковских подразделений в целях разработки и реализации индивидуального банковского продукта для клиента.
Такое структурное подразделение должно решать задачу оптимизации денежных потоков клиента в банке путем предоставления ему максимального количества банковских услуг, связанных между собой и оказываемых несколькими продуктовыми подразделениями банка, установления реальных и эффективных взаимосвязей между подразделениями банка с целью оказания вышеупомянутых услуг, разработки банковских финансовых технологий (с учетом особенностей финансово-хозяйственной деятельности клиента), отвечающих потребностям банка и клиента одновременно.
29. Задачи, методы и приёмы анализа деятельности коммерческого банка
Перед анализом финансового положения коммерческого банка стоят следующие задачи:
определение финансовых ресурсов, находящихся в распоряжении банка и суммы его собственных средств;
изучение состава и структуры источников финансовых ресурсов (пассив) и направлений их использования и размещения (актив);
оценка финансовой устойчивости банка;
оценка платежеспособности банка;
оценка рентабельности деятельности банка и определения его рейтинга.
Информационной базой для анализа служат данные бухгалтерской отчетности (отчетные формы №1, №2, №3), достоверность которой подтверждена выводами аудиторской организации, и данные бухгалтерского учета, а также статистической отчетности о платежеспособности (формы ПС-1, ПС-2, ПС-3), ликвидности (формы ЛВ-1 и ЛВ-2). Кроме того, следует руководствоваться нормативного актами и указаниями НБУ об экономических нормативах регулирования деятельности коммерческих банков и методическими пособиями по составлению статистической отчетности банка. Финансовый анализ проводится по-разному, в зависимости от поставленной задачи. Он может использоваться для выявления проблем управления производственно-коммерческой деятельностью. Он может служить для оценки деятельности руководства организации. Он может быть использован для выбора направлений инвестирования капитала. И, наконец, он может выступать в качестве инструмента прогнозирования отдельных показателей и финансовой деятельности организации в целом.
Однако во всех случаях для раскрытия содержания информации большое значение имеет проведение предварительного анализа форм отчетности, т.е. преобразование представленной отчетности в аналитическую. [15]
Результаты анализа финансовых результатов позволяют выявить уязвимые места, требующие особого внимания, и разработать мероприятия по их ликвидации.
Под методом финансового анализа понимается способ подхода к изучению хозяйственных процессов в их становлении и развитии.
К характерным особенностям метода относятся: использование системы показателей, выявление и изменение взаимосвязи между ними.
В процессе финансового анализа применяется ряд специальных способов и приемов. Способы применения финансового анализа можно условно подразделить на две группы: традиционные и математические.
К первой группе относятся: использование абсолютных, относительных и средних величин; прием сравнения, сводки и группировки, прием цепных подстановок. Прием сравнения заключается в составлении финансовых показателей отчетного периода с их плановыми значениями и с показателями предшествующего периода. Прием сводки и группировки заключается в объединении информационных материалов в аналитические таблицы. Прием цепных подстановок применяется для расчетов величины влияния факторов в общем комплексе их воздействия на уровень совокупного финансового показателя. Сущность приемов цепных подстановок состоит в том, что, последовательно заменяя каждый отчетный показатель базисным, все остальные показатели рассматриваются при этом как неизменные. Такая замена позволяет определить степень влияния каждого фактора на совокупный финансовый показатель. На практике выбранные методы анализа финансовой отчетности это: горизонтальный анализ, вертикальный анализ, трендовый, метод финансовых коэффициентов, сравнительный анализ, факторный анализ.
30.Основные направления анализа ликвидности банка
1. Оценка финансового состояния банка с позиции ликвидности. В первую очередь необходимо определиться с исходной базой для дальнейшего анализа – выявление основных проблем в области ликвидности и платежеспособности, а также определение общих тенденций и перспектив улучшения ситуации.
2. Анализ факторов, влияющих на ликвидность. Основной целью данного этапа анализа является учет воздействия разнонаправленных внутренних и внешних факторов на политику банка в целом и на его ликвидность в частности. При изучении складывающихся отрицательных тенденций в области ликвидности выявляются основные причины, вызвавшие эти тенденции, анализируются их воздействие и вырабатываются рекомендации по изменению политики банка с целью предупреждения негативных последствий.
В первую очередь, к таким факторам относятся макроэкономические факторы (экономическая и политическая ситуация в стране, эффективность государственного регулирования и контроля и т.д.).
На микроуровне решающую роль имеют: качество управления деятельностью банка, достаточность собственного капитала, качество и устойчивость ресурсной базы, степень зависимости от внешних источников заимствования, сбалансированность активов и пассивов по суммам и срокам, рискованность активов, их доходность, структура и диверсификация. На ликвидность банка влияют и другие факторы, например, объем, структура и сроки выполнения забалансовых операций.
В целом ликвидность банковской организации базируется на постоянном поддержании посредством оперативного управления объективно необходимого соотношения между тремя составляющими – собственным капиталом банка и привлеченными средствами, с одной стороны, и размещенными средствами – с другой. Осуществление этой цели предполагает анализ, контроль и управление активами и пассивами банка, что составляет третий этап анализа.
Для обеспечения ликвидности банку нужно формировать такую структуру баланса, при которой активы, никак не утрачивая при этом своей цены, могут вовремя видоизмениться в денежные средства по мере востребования пассивов. Горизонтальный анализ основывается на определении динамики удельных весов конкретных групп активов и пассивов. Данные показатели, в свою очередность, анализируются с учетом динамики объема операций в целом по банку, отражая трансформирование объема этих операций либо групп активов или пассивов в деятельности банка.