Файл: Андреева Социальная психология.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.08.2024

Просмотров: 759

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

//

М. Андреева

СОЦИАЛЬНАЯ

ПСИХОЛОГИЯ

ДОПУЩЕНО МИНИСТЕРСТВОМ ВЫСШЕГО И СРЕДНЕГО

СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СССР

В КАЧЕСТВЕ УЧЕБНИКА ДЛЯ СТУДЕНТОВ

ФАКУЛЬТЕТОВ ПСИХОЛОГИИ УНИВЕРСИТЕТОВ

Издательство

Московского университета

1980

ПРЕДИСЛОВИЕ

Печатается по постановлению

Рсдакционно-издательского совета

Московского университета

Рецензенты:

доктор психелогических наук Ю. А. Шерковнн,

кандидат философских наук Л. А. Петровская

М.

Изд-во Моск.

Андреева Г. М.

Социальная психология.

ун-та, 1980. Иб с.

В учебнике изложены основные проблемы социальной психоло-

гии как науки, методологические аспекты социально-психологического

исследования; анализируются конкретные психологические характе-

ристики больших социальных групп и динамические явления, при-

сущие малым группам (сплоченность, лидерство, принятие группо-

вых решении и т. д.); рассматриваются основные направления при-

кладных исследований в социальной психологии.

Предназначена для студентов-психологов и читателей, интере-

сующихся проблемами социальной психологии.

1С)Р>п8-031

0304000000

077(02)-80

(5) Издательство Московского университета, 1980 г.

Всякий учебник для университета представляет со-

бой своеобразное резюме того состояния научной дис-

циплины, которого она достигла к настоящему времени,

т. е. он должен бережно донести до читателя всю глуби-

ну, сложность, порой противоречивость, тех поисков,

которыми полна наука сегодняшнего дня. Однако

учебник тем и отличается от монографий, что он фикси-

рует нечто гораздо более <безусловное> в науке, со-

держит в себе определенный свод того, что изучено,

доказано, достаточно устоялось. Примирить эти две

традиции удается далеко не всегда, особенно для тех

научных дисциплин, которые вообще трудно назвать

<устоявшимися>. Несомненно, что социальная психоло-

гия находится в таком именно положении.

Развиваясь с большим перерывом в качестве само-

стоятельной отрасли знания, социальная психология в

нашей стране имеет весьма короткую историю. Более

длительно существующая традиция развития этой дис-


циплины в немарксистской системе знания не помога-

ет делу, а, напротив, порождает ряд дополнительных

трудностей. Социальная психология ближе всех осталь-

ных частей психологической науки связана с социаль-

ными и идеологическими проблемами, и опыт ее за-

падной традиции требует принципиального критическо-

го переосмысления. Марксистская же социальная пси-

хология находится лишь в процессе становления.

Поэтому написать традиционный учебник здесь про-

сто не представляется возможным: нельзя найти <гото-

вые> формы знания, если сама наука демонстрирует

собой живой процесс формирования совершенно новых

принципов, их воплощения в практике исследований.

Строго говоря, ни одна из истин здесь не безусловна,

количество вопросов превышает количество ответов на

них. В тот период, когда речь шла о праве социальной

психологии на существование, можно и нужно было со-

брать воедино все разрозненные элементы знания и

<доказать>, что социальная психология не только дол-

жна быть, но и что она есть. Теперь же, когда никто

не сомневается в необходимости этой дисциплины и ее

реальном существовании, необходимо доказать, что в

ней еще не достроено, не выяснено, спорно. Вряд ли

стоит бояться того, что это скомпрометирует науку.

Скорее наоборот: всякая рефлексия всегда означает оп-

ределенный уровень зрелости научной дисциплины.

С другой стороны, не писать учебник, <ждать>, пока все

устоится в этой сравнительно новой отрасли знания,

нельзя. Новые поколения приходят в науку, они строят

ее, дать им в руки своего рода компас - значит способ-

ствовать быстрейшему возведению всего здания. Эта за-

дача особенно важна для профессионалов, для сегод-

няшних студентов-психологов, кому предстоит решать

все эти непростые задачи. Жажда социально-психологи-

ческих знаний давно уже настолько сильна, что любое

пособие по этой дисциплине <расхватывается> мгновен-

но. Вышло много работ, которые не названы учебника-

ми для вузов, но фактически выполняют и эту роль. Те-

перь назрела задача написать учебник специально для

студентов психологических факультетов и отделений

университетов. Именно в нем уместно поставить все

спорные, дискуссионные вопросы, потому что его чита-

телям предстоит профессионально работать в этой обла-

сти, В нем необходимо четко проследить все повороты


той полемики, которую советская социальная пси-

хология ведет с западной традицией развития этой дис-

циплины. В нем важно точно оговорить все пункты взаи-

моотношения с этой традицией - принципиальную

неприемлемость многих теоретических схем и методоло-

гических подходов и вместе с тем допустимость и воз-

можность использования конкретных методических при-

емов и отдельных результатов. В этом учебнике надо

во весь рост поставить и саму задачу построения марк-

систской социальной психологии как науки, обладающей

принципиально иными методологическими принципами,

и главное, - заботливо проанализировать те ростки, в

которых эти принципы воплощаются в ткань конкрет-

ных исследований.

Естественно, при этом встают и некоторые <вечные>

вопросы написания учебников: излагать ли общую кон-

цептуальную схему науки и тогда в большей мере рас-

сказывать <о социальной психологии> или максималь-

но полно представить экспериментальную практику,

так, чтобы это не был <рассказ о науке>, а она говори-

ла сама за себя. Соединить в полной мере два эти под-

хода не удастся, поскольку объем учебника не выдер-

жал бы этого. И в данной книге не удалось найти опти-

мального решения: здесь будет дан компромиссный ва-

риант. Лишь в некоторых случаях будут полностью пред-

ставлены эксперименты, относящиеся к той или иной

области. Главная задача в том, чтобы сделать ясной ос-

новную канву социальной психологии как научной дис-

циплины, развивающейся в рамках марксистского миро-

воззрения и на основе принципов, разработанных в со-

ветской общей психологии. Эта общая схема рассмотре-

ния предмета поможет увидеть более четко необходи-

мые направления исследований и обнаружить <белые

пятна>.

Такой путь заставляет нарушить еще одну заповедь

написания учебника - сведение к минимуму ссылок на

позиции различных авторов и тем более употребления

цитат. Вся ситуация в науке противится такой тради-

ции. Дискуссионные вопросы на данном этапе развития

социальной психологии нельзя замалчивать: в ходе та-

ких дискуссий отыскиваются решения и новые подхо-

ды. Точно так же вряд ли целесообразно не упоминать

работы, идеи которых представляются спорными авто-

ру. Конечно, право каждого исследователя защищать

свою позицию, свой подход, но в тех случаях, когда осу-


ществляется поиск, когда истины еще не доказаны,

нормой взаимоотношений между исследователями дол-

жно быть добросовестное изложение максимального

количества идей. Это не означает упоминания всех, ра-

ботающих в ключе той или иной идеи: длинные переч-

ни фамилий уместны в авторефератах диссертаций, но

загромоздят учебник. Необходимо упомянуть основные

имена и идеи, в других же случаях студенты будут от-

сыпаться к соответствующим работам, которые приво-

дятся в сносках.

Настоящий учебник написан на основе курса лекций

по социальной психологии, прочитанных на факульте-

те психологии МГУ в 1975-1978 гг. Я признательна

тем поколениям студентов, которые слушали этот курс

и своими вопросами помогли достичь в изложении оп-

ределенной ясности, а также всем сотрудникам и аспи-

рантам кафедры социальной психологии МГУ, кото-

рые в разные годы посещали этот курс, вели на основе

его программы семинарские занятия и в бесконечных

дискуссиях обсуждали поставленные проблемы. Особо

хочу поблагодарить профессора [ А. Н. Леонтьева за

тот исключительно благоприятный режим, который был

создан им на факультете для утверждения курса соци-

альной психологии.

Раздел 1

ВВЕДЕНИЕ

Глава 1

МЕСТО СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ

В СИСТЕМЕ НАУЧНОГО ЗНАНИЯ

Подход

к проблеме

Само сочетание слов <социальная

психология> указывает на специ-

фическое место, которое занимает

эта дисциплина в системе научного знания. Возникнув

на стыке наук - психологии и социологии, - социаль-

ная психология до сих пор сохраняет свой особый ста-

тус, который приводит н тому, что каждая из <роди-

тельских> дисциплин довольно охотно включает ее в

себя в качестве составной части. Такая неоднозначность

положения научной дисциплины имеет много различ-

ных причин. Главной из них является объективное су-

ществование такого класса фактов общественной жиз-

ни, которые сами по себе могут быть исследованы лишь

при помощи объединенных усилий двух наук - психо-

логии и социологии. С одной стороны, любое обществен-

ное явление имеет свой <психологический> аспект, по-

скольку общественные закономерности проявляются не

иначе, как через деятельность людей, а люди действу-

ют, будучи наделенными сознанием и полей. С другой


стороны, в ситуациях совместной деятельности людей

возникают совершенно особые типы связей между ни-

ми, связей общения и взаимодействия, и анализ их не-

возможен вне системы психологического знания. Другой

причиной двойственности положения социальной пси-

хологии является сама история становления этой дис-

циплины, которая вызревала в недрах одновременно и

социологического и психологического знания, и в пол-

ном смысле слова родилась <на перекрестке> этих двух

наук. Все это создает немалые трудности как в опре-

делении предмета социальной психологии, так и в вы-

явлении круга ее проблем.

Вместе с тем потребности практики общественного

развития диктуют необходимость исследования таких

пограничных проблем, и они не могут <ожидать> окон-

чательного решения вопроса о предмете социальной пси-

хологии. Запросы на социально-психологические иссле-

дования в условиях развитого социалистического обще-

ства поступают буквально из всех сфер общественной

жизни, в связи с тем что все больше возрастает потреб-

ность в сознательном управлении общественными про-

цессами. Такие запросы следуют из области промыш-

ленного производства, из различных сфер воспитания,

из системы массовой информации, из области демогра-

фической политики, борьбы с антиобщественным пове-

дением, спорта, сферы обслуживания и т. д. Можно

утверждать, что практические запросы опережают раз-

витие теоретического знания в социальной психологии.

Все это, несомненно, стимулирует интенсивное разви-

тие социальной психологии на современном этапе. Не-

обходимость этого усугубляется еще двумя обстоятель-

ствами. Во-первых, тем, что в истории существования

советской социальной психологии как самостоятельной

науки был довольно длительный перерыв, и новый этап

бурного оживления социально-психологических иссле-

дований начался лишь в конце 50-х - начале 60-х го-

дов. Во-вторых, тем, что социальная психология по свое-

му существу является наукой, стоящей весьма близко

к острым социальным и политическим проблемам, к иде-

ологии, а потому принципиально возможны две различ-

ных традиции в ее развитии: в системе как марксист-

ского, так и немарксистского мировоззрения. Социаль-

ная психология на Западе существует в рамках этой

второй традиции, и, поскольку там она имеет весьма