ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.08.2024
Просмотров: 109
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Государственные и муниципальные заимствования,их содержание и значение
1.1.Экономическое содержание государственного кредита и общее понятие государственного долга
1.2.Значение государственного долга
1.3 Тенденции развития государственных заимствований и государственного долга
Динамика изменения ввп, уровня безработицы и темпа прироста цен в России в 2000—2010 гг.
Особенности государственных заимствований в рф
2.1.История государственных заимствований в России
2.2.Государственные заимствования рф и современное состояние государственного долга
2.3.Проблемы и перспективы состояния государственного долга и государственных заимствований рф
В развитых странах созданием и развитием инфраструктуры фондовых рынков (депозитариев, бирж и т.п.) занимаются в первую очередь сами участники рынка. На них же падает и основная финансовая нагрузка, тогда как органы власти осуществляют исключительно регулирование и надзор .
В России инвесторы и профессиональные участники рынка ожидают, что эмитент сам позаботится о создании и развитии инфраструктуры торгов. Делается это обычно под лозунгом обеспечения ликвидности эмиссии. При этом никто не задумывается, во сколько это может обойтись эмитенту и не дешевле ли ему отказаться от него, используя механизм частного размещения или размещение через уже существующие структуры. Известны случаи, когда генеральные агенты займа, ответственные за поддержание ликвидности муниципальных облигаций, получали вознаграждение «с оборота». Превалировали при этом явно интересы агента, а не эмитента или инвесторов. [9; c.134]
Эта ситуация выявляет основную проблему развития фондового рынка и российской экономики в целом - отсутствие четкого представления об экономике как о системе с ее составляющими и их связями. Рынок ценных бумаг - далеко не главный элемент экономической системы, но без него состояние экономики будет определяться не экономической активностью предприятий, выраженной в курсах акций, а различными показателями типа собираемости налогов, не способными отразить текущее состояние экономики. Поэтому одним из вариантов развития инфраструктуры регионального фондового рынка для регионов-новичков мог бы стать заем, средства которого направлялись бы именно на цели создания биржевых площадок или систем удаленного доступа для торговли местными бумагами. При этом наилучшим вариантом было бы участие в проекте (в том числе финансовое) наиболее заинтересованных в этом лиц - профессиональных инвесторов рынка .
Другой причиной недоразмещения и вялого обращения выпущенных бумаг является заниженная доходность при значительном периоде обращения. Заниженная доходность большинства реализованных займов объясняется тем, что муниципальные бумаги не могли конкурировать по доходности с государственными, поскольку поддержание доходности на конкурентном уровне обошлось бы региональному бюджету слишком дорого. Тем не менее, стоимость обслуживания можно снизить, применяя механизм рефинансирования долга, т.е. удешевления обслуживания более «длинных» и, как следствие, более доходных для инвестора бумаг за счет выпуска «коротких», варьируя сроками погашения. [9; c.144]
Главным вопросом любого займа для инвесторов, бесспорно, является вопрос о гарантиях. К характеристикам любого займа предъявляются строгие требования. в случае использования средств в конкретном проекте гарантии возврата и обслуживания создаваемого долга должны быть взаимоувязаны и обусловлены целями использования заемных средств. в противном случае можно собрать средств меньше, чем необходимо, и проект провалится, так и не начавшись. возможна ситуация, при которой эмитент сформирует чрезмерный долг, стоимость обслуживания которого будет несопоставима с финансовым выигрышем от его размещения, поскольку может превысить все разумные пределы. Так, стандартная ошибка российских эмитентов - намерение выпускать сравнительно долгосрочные (на срок более 1 года) бумаги для текущего обслуживания местного бюджета
Следующей причиной является слабая проработка вопроса обеспечения привлекательности бумаг для инвесторов, отсутствие механизма продажи облигаций частным инвесторам. Неэффективность размещения ряда займов отчасти была связана с тем, что реклама была рассчитана на одних инвесторов, льготы на других, а условия продажи - на третьих. Неумение эмитента четко выделить те сегменты инвесторов, с которыми он собирается работать, недостаточно четкая организация работы с учетом их особенностей, недейственная реклама займа и становятся причиной того, что заем не находит своего инвестора.[9; c.167]
Заключение
1.В экономике, основанной на принципах свободного рынка, заем наряду с налогом является формой мобилизации средств в бюджет региона. Однако, в отличие от налога, правоотношения, возникающие при муниципальном займе, являются кредитными и складываются по поводу заемных средств органов местного самоуправления на условиях возвратности, срочности и платности. Особенностью данных правоотношений является обязательное участие в них территориального органа исполнительной власти, выступающего в роли заемщика.
2. Причины появления государственного долга: внешние и внутренние заимствования для финансирования бюджетного дефицита; капитализация процентов по ранее полученным кредитам; недофинансирование обязательств, принятых государством к исполнению. Теория государственного долга неразрывно связана с теорией государственного бюджета и использует ряд основных бюджетных понятий, которые являются основополагающими при рассмотрении государственного долга. важнейшей задачей экономической политики государств является поиск оптимального решения проблем бюджетного дефицита и государственного долга.
Государственный долг может оказывать как отрицательное, так и положительное влияние на экономическое развитие. внешняя задолженность позволяет стране осуществлять большие совокупные затраты, чем выработанный национальный доход, и финансировать инвестиции, которые не обеспечиваются внутренними поступлениями.
3. Государственный долг возникает в определенные периоды функционирования государства, когда его расходы начинают превышать доходы. Если бюджетный дефицит становится хроническим явлением, то его покрытие осуществляется путем государственных заимствований. Одним из важных инструментов, используемых государством для эффективного развития своей экономики, является разумная долговая политика.
Внешние и внутренние заимствования государства могут, с одной стороны:
1. инициировать рост производства;
2. развивать новые технологии;
3. сглаживать социальные проблемы во время кризиса в стране.
С другой стороны, они могут поэтапно привести государство к «долговой петле» со всеми вытекающими из этого последствиями. Для оздоровления экономики и ее эффективного развития необходимо создание оптимальной системы управления государственным долгом. Государственный долг — это общая накопленная сумма всех положительных сальдо бюджетов правительства за вычетом всех дефицитов, которые имели место в стране [4]. Мировой опыт показывает, что чрезмерные уровни государственного долга могут привести к повышению процентных ставок и отрицательно сказываются на реальных объемах производства.
4. Особым феноменом, сформировавшимся в конце XIX -начале XX вв., стал рынок муниципальных заимствований. Первоначально проявившись в виде займов региональных и городских органов власти для осуществления капиталоемких инвестиций в региональную инфраструктуру и городское хозяйство, с развитием кредитно-денежной системы рынок финансовых инструментов, эмитированных муниципалитетами, стал одним из механизмов системы экономического регулирования на общегосударственном уровне.
5. По мнению Счетной палаты, Правительству Российской Федерации необходимо в целях повышения обоснованности прогноза социально-экономического развития, обеспечения обоснованного и взвешенного подхода к вопросам определения сбалансированности и бюджетной устойчивости в условиях растущих объемов заимствований на покрытие дефицита федерального бюджета возобновить разработку основных направлений долговой политики на среднесрочную перспективу как отдельного документа.
6. Успешной реализации займа будет способствовать, прежде всего, готовность эмитента содействовать размещению облигаций методом пропаганды и рекламы займа. Поэтому для повышения конкурентоспособности выпускаемых бумаг на финансовом рынке мероприятия по повышению их привлекательности необходимо проводить на всех стадиях «жизни» займа.
Основная проблема развития фондового рынка и российской экономики в целом - отсутствие четкого представления об экономике как о системе с ее составляющими и их связями. Рынок ценных бумаг - далеко не главный элемент экономической системы, но без него состояние экономики будет определяться не экономической активностью предприятий, выраженной в курсах акций, а различными показателями типа собираемости налогов, не способными отразить текущее состояние экономики. Поэтому одним из вариантов развития инфраструктуры регионального фондового рынка для регионов-новичков мог бы стать заем, средства которого направлялись бы именно на цели создания биржевых площадок или систем удаленного доступа для торговли местными бумагами.
Список использованной литературы
Конституция Российской Федерации от 12.12.1993. // Российская газета. 1993. 25 декабря. М., 2010 г.-78 с.
Гражданский кодекс Российской Федерации. - части I и II: Федеральный закон № 51-ФЗ от 30 ноября 1994 года в ред. Федерального закона № 22-ФЗ от 21 марта 2005 года // Российская газета. 1994. 8 декабря; 2004. 3 июля; Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть вторая: Федеральный закон № 14-ФЗ от 26 января 1996 года в ред. Федерального закона № 19-ФЗ от 2 февраля 2006 года // Российская газета. 1996. 6, 7, 8 февраля 1996 года; 2006. 5 февраля //с изменениями в ред. Федерального закона от 09.02.2009 года.
Закон Российской Федерации «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» от 10 июля 2002 года № 86-ФЗ (по состоянию на 25 ноября 2009 года).
Закон Российской Федерации «О Банках и банковской деятельности» от 2 декабря 1990 года N 395-1. (в ред. Федеральных законов от 15.02.2010 N 11-ФЗ).
Анулова, Г.Н. Макроэкономика: учебник/ Анулова Г.Н. – М.: Финансы и статистика, 2010.-567 с.
Абрамова М.А., Александрова Л.С. Экономическая теория. Учебное пособие/ Абрамова М.А., Александрова Л.С. - М.: Юриспруденция, 2009. -234 с.