Файл: Гендерология и феминология_сост_Чумаков.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.08.2024

Просмотров: 2429

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Факультет социальной работы и клинической психологии

Волгоград 2010

Оглавление

Введение

Раздел 1. Общетеоретические аспекты гендерологии и феминологии

Тема 1. Гендерология и феминология как науки. Понятие гендер

Тема 2. Количественные и качественные методы гендерных исследований

Тема 3. Философские и социальные истоки феминологии

3.Научно-философские предпосылки формирования феминологии

Тема 4. Влияние религий на феминологию и гендерные отношения

Тема 5. Развитие феминологии в россии

Тема 6. Возникновение и развитие женского движения за рубежом и в россии

Тема 7. Феминизм «второй волны» за рубежом.

Тема 8. Положение женщин и женское движение в ссср и современной россии

2.Сущность женского движения в современной России

Тема 9. Общественная реакция на женское движение

Тема 10. Медико-биологические и психические особенности мужчин и женщин

Тема 11. Теоретический анализ гендера в различных гуманитарных науках

Тема 12. Теории гендерной социализации и гендерной идентичности

2. Гендерная идентичность, роли, стереотипы и мифы

Тема 13. Многообразие гендер-типов в современой культуре

Тема 14. Гендерные аспекты политики и социального законодательства

Тема 15. Гендерные аспекты экономики

3.Понятие феминизации бедности

Тема 16. Гендерные аспекты системы образования

1. Научные основы, сущность и основные понятия гендерного подхода в педагогике

2.Принципы гендерного подхода в педагогике

Тема 17. Гендерные аспекты демографии. Репродуктивное поведение мужчин и женщин

Раздел 6. Гендерный аспект теории и практики социальной работы

Тема 18. Сущность гендерно-ориентированной социальной работы

Тема 19. Технологии и методы гендерно-ориентированной социальной работы

Тема 20. Теория и практика психосоциальной работы с женщинами

Литература

Дополнительная литература

1. Согласно э.Гофману гендер это:

7. Феминология исходит из того, что культуре присущи:

19. В этой методологии в фокусе анализа находится индивид, организация или определенная социальная практика.

20. Биографический метод в гендерологии является примером:

21. Принято различать три основных типа этого метода: полные, те­матические и отредактированные.

28. По мнению е.Р.Ярской, одним из эффективных инструментов специалиста по социальной работе является:

30. Согласно к. Левину…

32. Согласно Сократу, Платону, Аристотелю

17. Согласно данной парадигме, модели «мужского» и «женского» поведения задаются обществом:

46. Холизм, или принцип целостного подхода в «феминистской социальной работе:

47. Возраст бывает (выделите 3 верных варианта):

48. Цель психосоциальной работы:

1 Вариант

Вариант 2

Вариант 3

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РФ

ВОЛГОГРАДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Факультет социальной работы и клинической психологии

Гендерология и феминология

Учебно-методическое пособие для студентов

по специальности 040101

«Специалист по социальной работе»

Волгоград 2010

УДК:

Составитель:

к.пед.наук, преп. кафедры социальной работы Волгоградского государственного медицинского университета Чумаков В.И.

Рецензенты:

к.п.н, проф. кафедры педагогики Волгоградского государственного педагогического университета Л.И.Столярчук

к.п.н, доц. кафедры социальной работы Волгоградского государственного педагогического университета Хвостунов К.О.

Печатается по решению Центрального методического совета

Волгоградского государственного медицинского университета

Генднрология и феминология: учебно-методическое пособие для студентов по специальности 040101 «Социальная работа в системе здравоохранения» / Сост. к.п.н. В.И. Чумаков; – Волгоград: Изд-во ВолГМУ, 2010.

Методическое пособие адресовано студентам медицинских вузов, обучающихся по специальности социальная работа со специализацией в системе здравоохранения и освещает базовые категории и вопросы курса, входящего в блок по специальности 040101 «Специалист по социальной работе».

Оглавление

Введение………………………………………………………..

5

РАЗДЕЛ 1. ОБЩЕТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ГЕНДЕРОЛОГИИ И ФЕМИНОЛОГИИ

Тема 1. Гендерология и феминология как науки. Понятийно-категориальный аппарат гендерологии и феминологии..

7

Тема 2. Количественные и качественные методы гендерных исследований…………………………………………………...

13

РАЗДЕЛ 2. ГЕНЕЗИС ГЕНДЕРОЛОГИИ И ФЕМИНОЛОГИИ

Тема 3. Философские и социальные истоки феминологии

19

Тема 4. Влияние религий на гендерные отношения и феминологию

27

Тема 5. Феминология в русском обществознании……….

33

РАЗДЕЛ 3. СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ И СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ПРОЦЕССЫ ГЕНДЕРНЫХ ОТНОШЕНИЙ

Тема 6. Возникновение и развитие женского движения за рубежом и в России…………………………………………..

38

Тема 7. Феминизм второй волны за рубежом……………….

43

Тема 8. Положение женщин и женское движение в СССР и современной России………………………………………….

47

Тема 9. Общественная реакция на женское движение……..

52

РАЗДЕЛ 4. МНОГООБРАЗИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ПОДХОДОВ К АНАЛИЗУ ГЕНДЕРА

Тема 10. Медико-биологические и психические особенности мужчин и женщин………………………………………

56

Тема 11. Теоретический анализ гендера в различных гуманитарных науках………………………………………………

61

Тема 12. Теории гендерной социализации и гендерной идентичности…………………………………………………..

71

Тема 13. Многообразие гендер-типов в современной культуре…………………………………………………………….

77

РАЗДЕЛ 5. ГЕНДЕРНАЯ СТРАТИФИКАЦИЯ ОБЩЕСТВА

Тема 14. Гендерные аспекты социальной политики………………………………………………

80

Тема 15. Гендерные аспекты экономики ……………………

85

Тема 16. Гендерные аспекты системы образования ………...

91

Тема 17. Гендерные аспекты демографии. Репродуктивное поведение женщин и мужчин в современном обществе.......

96

РАЗДЕЛ 6. ГЕНДЕРНЫЙ АСПЕКТ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ

Тема 18. Сущность гендерно-ориентированной социальной работы

102

Тема 19. Гендерно-ориентированная социальная работа……………………………………………

108

Тема 20. Теория и практика психосоциальной работы с женщинами……………………………………………………..

118

Литература……………………………………………………..

128

Тестовые задания……………………………………………

129



Введение

Изучение гендерологии и феминологии выступает необходимым элементом в подготовке специалиста по социальной работе. Актуальность изучения гендерных аспектов социальной работы подтверждается международными документами (Конвенция ООН о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин) и основным законом РФ (3 часть статьи 19 Конституции РФ от 1993 г.) где декларируется: «мужчина и женщина имеют равные права и свободы и равные возможности для их реализации».

Проблемы женщин, их социальный статус в обществе всегда были в центре внимания ученых. Но, несмотря на это, в обществе скрыто и явно проявляется неравноправие женщин и мужчин в экономике, политике, социальной сфере общества. Это требует особого социального осмысления, а также выработки новых технологий социальной работы. Таким образом, без знания основ феминологии и гендерологии в современных условиях не может обойтись ни один специалист социальной сферы, профессионально занимающийся проблема­ми человека, его потребностями, интересами.

По мнению современных ученых, эффективность социальной работы зависит от того, насколько она отражает интересы того или иного гендерного сообщества (Р.Г. Петрова, 2007). Цель гендерологии и феминологии как учебной дисциплины — дать целостную концепцию, в ко­торой должны быть отражены социальная, эко­номическая, политическая и духовная роль женщин и мужчин в со­временном обществе; их реальные возможности и место в общественном развитии; сущность граж­данской позиции женщины.

Исследованием положения женщин и мужчин, социального конструирования мужественности и женственности занята гендерология. Социально-политическое и экономическое положение женщин в обществе, отношения между полами и отражение этих отношений в общественном сознании изучает феминология.

Методическое пособие формирует научно-исследовательские и технологические навыки, определяет систему понятий и категорий гендерологии и феминологии, знакомит с междисциплинарным подходом в разработке исследовательских и социально-политических программ, показывает междисциплинарный характер гендерных исследований,

Ориентирует студентов в вопросах истории возникновения, становления и развития гендерных исследований и феминологии как отрасли знания. Слушатель знакомится с особенностями возникновения и эволюции гендерных исследований за рубежом и в России, с основными понятиями и темами гендерных исследований в русле социологии, теоретическими принципами гендерной социологии;


Учебно-методическое пособие рассматривает гендерные аспекты профессиональной деятельности в сфере социальной работы. Курс представляет основные модели объяснения гендерного неравенства в обществе и пути его преодоления, анализирует законодательство РФ, затрагивающее вопросы гендерных отношений и гендерной культуры.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ, ЕЕ МЕСТО В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ.

Цель преподавания дисциплины – научить студентов факультета социальной работы и клинической психологии гендерной грамотности, которая является необходимым условием социально-личностной компетентности специалиста по социальной работе, а формирование у студентов целостного научного представления о гендерных особенностях социальной работы сориентирует их на повышение качества своей профессиональной деятельности.

Задачи преподавания дисциплины – овладение понятийным аппаратом, описывающим гендерные проблемы социальной работы; выработка навыков работы, основанных на применении гендерного подхода при решении практических задач в социальной работе; изучение социальных факторов, определяющих как общее, так и особенное в функционировании мужчин и женщин, анализ причин существующих противоречий между полами; ориентирование студентов в комплексе основных направлений гендерных исследований, ознакомление с феминизмом как идеологического течения; ориентация студентов на профессиональную деятельность, предусматривающую дифференциацию социальной работы с мужчинами-клиентами и женщинами-клиентами, с целью содействия повышению социального статуса женщин и повышения качества социальной работы.


Раздел 1. Общетеоретические аспекты гендерологии и феминологии

Тема 1. Гендерология и феминология как науки. Понятие гендер

Вопросы к семинару:

  1. Научные и социальные предпосылки институализации гендерологии. Основные этапы развития гендерных исследований.

  2. Понятие гендер, феминность, маскулинность, андрогинность.

  3. Объект и предмет гендерологии. Объект и предмет феминологии.

  1. Научные и социальные предпосылки категориального обоснования гендера

Термин «гендер» (gender) происходит от английского слова «род». Гендер представляет собой синтез биологических, социальных и индивидуальных особенностей мужчины и женщины. Следует различать термины гендер (англ. gender) – социокультурный пол; и собственно пол, (англ. sex) – биологический пол индивида, который подтверждается анатомическими особенностями организма.

Научные предпосылки категориального обоснования гендера. Научное обоснование категории гендер происходило в западной, прежде всего американской науке на стыке таких наук как социология, культурная антропология (этнография), философия, история, филология, лингвистика, культурология и было тесно сопряжено с трансформациями постиндустриального общества.

Ннаучными и философскими предпосылками возникновения гендерологии и феминологии послужили:

  1. Вторая волна феминизма (1950-1970-гг.) отразившаяся в работы С. де Бовуар, Б. Фридан, Д. Батлер и др. способствовавшая формированию т.н. «женских исследований» (women`s studies);

  2. Основные положения марксизма, обосновавшего социальную природу равенства полов (А. Бебель, К.А. Сен-Симон, Ш. Фурье, Ф. Энгельс), неомарксизма, в частности Франкфуртской школы (Г. Маркузе);

  3. Феноменология, экзистенциализм, сфокусировавший идею исследования на телесном опыте, смысле, значении, понимавший философию как «разъяснение человеческого опыта», экзистенции. (А. Камю, М. Мерло-Понти, Э. Сартр и М. Хайдеггер);

  4. Постмодернизм, внесший в феминистские тексты ключевой термин «онто-лого-тео-телео-фоно-фалло-центризм», обозначающий иерархический, «мужской», способ организации общества, знания, воспитания, семьи, культуры, языка (Ж. Деррида), поставивший рефлексию человеческой сексуальности на новый уровень (М. Фуко).