Файл: Контрольная ИЭУ.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.08.2024

Просмотров: 43

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Маршалл определяет и ситуацию увеличения спроса, которая ге­ометрически изображается сдвигом кривой спроса вверх или, что то же самое, вправо и, может быть, некоторым изменением ее кри­визны.

Далее Маршалл переходит от индивидуальной кривой спроса к рыночной, которую можно вывести для крупных рынков, где «спе­цифические особенности потребностей отдельных лиц уравновеши­вают друг друга в сравнительно закономерной динамике общего спро­са». Применительно к таким рынкам он формулирует «общий за­кон спроса: чем больше количество товара, которое имеется в виду продать, тем ниже должна быть назначаемая на него цена, чтобы он мог найти себе покупателей, или, другими словами, количество то­вара, на которое предъявляется спрос, возрастает при снижении цены и сокращается при повышении цены».

Эластичность спроса.

Хотя идея эластичности спроса не является в чистом виде изоб­ретением Маршалла (более ранние варианты ее содержатся у Курно, а также в работе Ф. Дженкина 1870 г.), систематическое описание это­го понятия и его превращение в категорию экономического анализа всецело представляет собой заслугу автора «Принципов...». Маршалл также сделал эластичность универсальной категорией, впервые при­менив это понятие не только к спросу на товары, но и к спросу на факторы производства, а также к предложению. Количественным выражением эластичности спроса является отношение процентного изменения величины спроса к процентному изменению цены. По мере изменения цены товара эластичность спроса на него также из­меняется. Общее правило для товаров широкого потребления состо­ит в том, что «эластичность спроса велика при высоких ценах, велика или по крайней мере значительна при средних ценах, но по мере сни­жения цен сокращается и эластичность спроса, причем она посте­пенно вовсе исчезает, если падение цен столь сильно, что достигает­ся уровень насыщенности спроса». Однако дополнительные слож­ности вносят различия в эластичности спроса на одно и то же благо со стороны разных имущественных классов: богатых, среднего клас­са и бедных, — которым Маршалл уделяет большое внимание. В ка­честве примера он берет спрос на зеленый горошек. Спрос богатых на это продукт, как правило, неэластичен. Эластичность спроса сред­него класса вначале высока, но сокращается по мере снижения цены и исчезает при насыщении спроса. Что же касается бедных, то их спрос остается эластичным и при очень низких ценах.


Для построения кривой общего спроса на данный товар спрос отдельных классов надо суммировать. Так как средние и бедные слои общества более многочисленны, чем богатые, то совокупный спрос на товары широкого потребления обычно бывает эластичным.

Маршалл сформулировал некоторые закономерности, которым подчиняется эластичность спроса. Более эластичным является спрос, на товары, обладающие следующими свойствами:

1) они не являются жизненно необходимыми;

2) доля расходов на них в потребительском бюджете велика;

3) изменение цен на них длительно;

4) они имеют большое количество товаров-заменителей;

5) они имеют большое количество способов употребления (при повышении цены от некоторых из них можно отказаться).

Потребительский излишек.

Пожалуй, наиболее ориентированной на практическое приме­нение категорией в экономической теории Маршалла является по­требительский излишек. По словам Дж. Хикса, теория потребитель­ского излишка была признана самой значительной новинкой в «Принципах экономической науки в год их опубликования. Опять-таки соответствующая идея впервые была высказана до Маршалла Жюлем Дюпюи. Но имя и широкое употребление понятие потребительского излишка получило от Маршалла. Потребитель­ским излишком (в русском переводе он называется потребительским избытком) Маршалл называет «разницу между ценой, которую по­купатель готов был бы уплатить, лишь бы не обойтись без данной вещи, и той ценой, которую он фактически за нее платит». Эта раз­ница представляет собой «экономическое мерило его добавочного удовлетворения». В качестве примера Маршалл приводит случай с покупателем чая, для которого функция спроса описывается следу­ющим образом:

Цена (в шиллингах) Величина

спроса (в фунтах)

20 1

14 2

10 3

6 4

4 5

3 6

2 7

Это означает, что полезность первого фунта оценивается в 20 шил­лингов, второго — в 14, третьего — в 10 и т.д.

Предположим, что рыночная цена чая — 2 шиллинга за фунт и наш покупатель приобретает 7 фунтов любимого напитка, истратив 14 шиллингов. Тогда общая полезность или «подлинная ценность», которую он при этом получает, измеряется суммой 20 + 14 +...+ 2 = = 59 шиллингов, а потребительский излишек равен 59 — 14 = 45 шил­лингам. Его можно трактовать как дополнительное удовольствие, ко­торое потребитель получает, покупая за свои 14 шиллингов именно чай, а не какой-нибудь другой товар, ценность которого не превы­шала бы заплаченные за него 14 шиллингов. Соответственно, общую полезность, которую покупатель получает, приобретая некоторое ко­личество единиц блага, можно описать суммой его стоимости (цена или предельная полезность, умноженная на приобретенное количе­ство) и потребительского излишка.


Если предположить, что вкусы людей приблизительно равны, а денежная единица представляет для них одинаковую ценность, то понятие потребительского излишка можно распространить на со­вокупное потребление данного товара, что позволило Маршаллу за­ложить основы современной экономической теории благосостояния.

Потребительский излишек получают, естественно, и потреби­тели общественных благ, предоставляемых бесплатно. Если при расчете общественного благосостояния ограничиться только сто­имостью платных благ и услуг, мы получим сильно заниженную оценку.


3. Анализ издержек и предложения.

В области анализа предложения и издержек Маршалл уделял осо­бое внимание тенденциям к возрастающей или убывающей отдаче при росте объемов производства.

Этот круг проблем анализируется в книге IV. Здесь Маршалл приходит к выводу, что тенденция к убывающей отдаче связана с использованием природных факторов производства, тогда как иду­щее от человека усовершенствование организации (организацию Маршалл включает помимо земли, труда и капитала в число фак­торов производства) ведет к возрастанию отдачи от масштабов про­изводства. Причиной этой последней тенденции является эконо­мия: «внутренняя» (от организаторских способностей и техноло­гических усовершенствований внутри фирмы) и «внешняя» (зави­сящая от общего роста всей данной отрасли производства — види­мо, имеется в виду экономия от сосредоточения предприятий од­ной отрасли в одних и тех же центрах — агломерациях: доступность специальной информации, квалифицированного труда, специали­зированной техники по более низкой цене). Поэтому в сырьевых отраслях, включая сельское хозяйство, господствует закон убыва­ющей отдачи (возрастания издержек при увеличении масштаба производства), в отраслях, где стоимость сырья играет небольшую роль, действует, согласно Маршаллу, закон возрастающей отдачи или снижения издержек.

4. Равновесная цена и влияние фактора времени.

Как уже отмечалось, равновесие спроса и предложения - это центральная тема «Принципов...». Она разрабатывается Маршаллом в книге V.

В отличие от австрийцев Маршалл считает изолированные бар­терные сделки более сложными для анализа, чем систему купли-про­дажи. Дело в том, что при изолированном обмене «каноэ на ружье» подлинное равновесие может быть достигнуто только случайно: при наличии конкуренции каждый участник обмена, вероятно, был бы готов отдать больше, чем фактически отдал. Не склонен Маршалл рас­сматривать и куплю-продажу неоднородных, уникальных благ: кар­тин старых мастеров, редких монет и т.д. Таким образом, в центре внимания Маршалла находятся «торговые сделки, повседневно встре­чающиеся в современной жизни».

Маршалл настаивал на том, что равновесная цена имеет смысл только применительно к определенному периоду. Использованный Маршаллом способ учета фактора времени в экономическом анали­зе является одним из важнейших его вкладов в современную эконо­мическую теорию. Излагая в книге V свою теорию равновесия спро­са и предложения, Маршалл подчеркивает, что она всякий раз имеет смысл только для определенного периода времени. В качестве при­мера он приводит рынок свежей рыбы, на котором не может сущест­вовать никаких запасов.


Рыночный день. Каждый день на рыбном рынке складывается спе­цифическая ситуация, главным образом из-за случайных колебаний улова, связанных с погодными условиями и т.д. Улов, т.е. величина предложения рыбы, не поддается изменению и является фиксиро­ванным. Этим и определяется временное равновесие спроса и пред­ложения в данный рыночный день. Соответственно, будут наблюдать­ся случайные ежедневные колебания цен на рыбу. Издержки произ­водства не играют в этих колебаниях никакой роли, цена на рыбу оп­ределяется соотношением ее наличия и спроса на нее. Но, согласно Маршаллу, эти колебания происходят вокруг некоего центра, кото­рый он называет нормальной ценой. Эта нормальная цена складыва­ется в течение «нормального периода». Этот период должен быть «ко­роче периода существования рассматриваемого рынка», т.е. за этот период мода и вкусы должны быть постоянными, никакой новый заменитель не должен влиять на спрос и никакое новое изобретение не должно воздействовать на предложение.

Нормальный период может быть кратко- и долгосрочным. Фак­торы, влияющие на формирование равновесной цены, в каждом из этих двух случаев будут различны.

Краткосрочный период. В этот период возможны изменения как спроса, так и реагирующего на него предложения. Загрузка мощнос­тей может возрасти, но их величина остается неизменной — инвести­ции не допускаются. В качестве примера Маршалл приводит случай, когда спрос на рыбу увеличился вследствие падежа крупного рогато­го скота и соответствующего повышения цен на мясо. Краткосроч­ный период (в данном случае он, по оценкам Маршалла, составит 1— 2 года) характеризуется тем, что предложение рыбы может быть уве­личено, но в ограниченном размере. Количество рыбаков и величи­на их производственных мощностей остаются фиксированными (пе­реквалификация работников других специальностей и инвестиции в расширение мощностей не осуществляются, так как они не успеют окупиться), но загрузка их увеличивается. Рыбаки будут чаще выхо­дить в море или начнут использовать старые лодки или суда, не пост­роенные специально для рыбной ловли. Естественно, это приведет к увеличению удельных издержек, но вызванное ростом спроса увели­чение цены должно его компенсировать (иначе такая ситуация не будет равновесной). В итоге мы имеем, говоря словами Маршалла, ситуацию, когда «увеличение объема спроса повышает нормальную цену предложения», а если говорить более привычным современ­ным языком, ситуацию, когда кривая спроса сдвинулась вверх и пе­ресекла кривую предложения в более высокой точке. Это значит, что здесь в определении равновесной цены играют роль изменения как спроса, так и издержек.