ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.08.2024
Просмотров: 49
Скачиваний: 0
1.2 Управление производством предприятия
Процесс управления производством на предприятии осуществляет коллективом работников, организованных в аппарат управления. Важнейшая характеристика аппарата управления является его структура. Структура управления - это организационная форма построения аппарата управления, которая характеризует состав и соподчиненность подразделений управления должностных лиц, сформулированных исходя из целей функционирования предприятия.
Структура и численность аппарата управления для каждого данного предприятия зависит от многих факторов, которые можно сгруппировать следующим образом: технические (масштаб производства, сложность продукции, технологических процессов и оборудования, уровень автоматизации производства и управления); организационно-экономические (степень централизации функций, характер связей между различными ступенями, звеньями управляющей системы, между объектом и субъектом управления); внешние связи и условия (уровень кооперации, система снабжения и сбыт, климатические и природные условия); организационно-правовые отношения (полное товарищество, общество с ограниченной ответственностью, акционерное общество)
Поэтому нет и не может быть единой структуры управления для предприятий даже одной и той же отрасли.
Организационные отношения, складывающиеся между подразделениями работниками аппарата управления предприятия, определяют его организационную структуру.
Под организационной структурой управления предприятием понимается состав (перечень) отделов, служб и подразделений в карате управления, системная их организация, характер соподчиненности и подотчетности друг другу и высшему органу управления фирмы, а также набор координационных и информационных связей, порядок распределения функций управления их различным уровням и подразделениям управленческой иерархии.
Базой для построения организационной структуры управления предприятием является организационная структура производства.
Многообразие функциональных связей и возможных способов их распределения между подразделениями и работниками определяет разнообразие возможных видов организационных структур управления производством. Вот эти виды сводятся в основном к четырем типам организационных структур: линейным, функциональным, диввизиональным и адаптивным.
Линейная структура управления. Сущность линейной (иерархической) структуры управления состоит в том, что управляющие воздействия на объект могут передаваться только одним доминантным лицом - руководителем, который получает официальную информацию только от своих, непосредственно ему подчиненных лиц, принимает решения по всем вопросам, относящимся к руководимой им части объекта, и несет ответственность за его работу перед вышестоящим руководителем.
Данный тип организационной структуры управления применяется в условиях функционирования мелких предприятий с несложным производством при отсутствии у них разветвленных кооперированных связей с поставщиками потребителями, научными и проектными организациями. В настоящее время такая структура используется в системе управления производственными участками, отдельными небольшими цехами, а также небольшими фирмами однородной и несложной технологии.
Функциональная структура управления. Функциональная структура сложилась как неизбежный результат процесса управления. Особенности функциональной структуры заключается в том, что хотя и сохраняется единоначалие, но по отдельным функциям управления формируются специальные подразделения, работники которых обладают знаниями и навыками работы в данной области управления.
Традиционные функциональные блоки предприятия - это отделов производства, маркетинга, финансов. Это широкие области деятельности, или функции, которые имеются на каждом предприятии для обеспечения достижения его целей.
Если размер всей организации или данного отдела велик, то основные функциональные отделы можно, в свою очередь, подразделить на более мелкие функциональные подразделения. Они называются вторичными, или производными. Основная идея здесь состоят в том, чтобы максимально использовать преимущества специализации и не допускать перегрузки руководства.
К преимуществам функциональной структуры можно отнести то, что она стимулирует деловую и профессиональную специализацию, уменьшает дублирование усилий и потребление материальных ресурсов в функциональных областях, улучшает координацию деятельности.
Функциональную структуру целесообразно использовать на тех предприятиях, которые выпускают относительно ограниченную номенклатуру продукции, действуют в стабильных внешних условиях и для обеспечения своего функционирования требуют решения стандартных управленческих задач. Примерами такого рода могут служить предприятия, действующие в металлургической, резинотехнической промышленности, в отраслях производящих сырьевые материалы.
Дивизиональная структура управления. Необходимость новых подходов организации управления была вызвана резким увеличением размеров предприятия, диверсификацией их деятельности и усложнением технологических процессов в условиях динамично меняющейся внешней среды. Первым перестройку структуры по этой модели начали крупнейшие организации, которые в рамке своих гигантских предприятий (корпораций) стали создавать производственным или предоставляемым услугам (продуктовая специализация), по ориентации на потребителя (потребительская специализация), по обслуживаемым территориям (региональная специализация).
Некоторые предприятия производят большой ассортимент товаров и услуг, которые отвечают запросам нескольких крупных групп потребителей или рынков. Каждая группа или рынок имеет четко определенные, или специфические потребности. Если два или более таких элемента становятся особенно важным для предприятия, оно может использовать организационную структуру, ориентированную на потребителя, при которой все ее подразделения группируют вокруг определенных групп потребителей.
Дивизиональная структура существенно ускоряет реакцию предприятия на изменения, про исходящие во внешней среде. В результате расширения граней оперативно-хозяйственной самостоятельности отделения рассматриваются как центры прибыли, активно использующие предоставленную им свободу для повышения эффективности работы.
Адаптивные структуры управления. Адаптивные, или органические структуры управления обеспечивают быструю реакцию предприятия на изменения внешней среды, способствуют внедрению новых производственных технологий. Эти структуры ориентированы на ускоренную реализацию сложных программ и проектов, могут применяться на предприятиях, в объединениях, на уровне отраслей и рынков. Обычно выделяют два типа адаптивных структур: проектный и матричный.
Проектная структура формируется при разработке организацией проектов, под которыми понимаются любые процессы целенаправленных изменений в системе, например модернизация производства, освоение новых изделий или технологий, строительство объектов.
Руководитель проекта наделяется так называемыми проектными полномочиями. В их числе ответственность за планирование проекта, за состояние графика и ход выполнения работ, за расходование выделенных ресурсов, в том числе и за материальное поощрение работающих. В связи с этим большое значение придается умению руководителя сформировать концепцию управления проектом, распределить задачи между участниками команды, четко определять приоритеты и ресурсы, конструктивно подходить к разрешению конфликтов. По завершении проекта структура распадается, сотрудники переходят в новую проектную структуру или возвращаются на свою постоянную должность.
Матричная структура представляет собой решетчатую организацию, построенную на принципе двойного подчинения исполнителей: с одной стороны, непосредственному руководителю проекта, с другой - руководителю проекта, который наделен необходимыми полномочиями для осуществления процесса управления в соответствии с запланированными сроками, ресурсами и качеством. При такой организации руководитель проекта взаимодействует двумя группами подчиненных: с постоянными членами проектной группы и другими работниками функциональных отделов, которые подчиняются eму временно и по ограниченному кругу вопросов. При этом сохраняется и подчинение непосредственным руководителям подразделений, отделов, служб.
В матричных структурах можно гибко перераспределять кадры зависимости от конкретных потребностей каждого проекта. Матричная организация дает большую возможность координации работ, характерную для дивизиональных структур. Это достигается за счет создания должности руководителя проекта, который координирует все связи между участниками проекта, работающими в различных функциональных отделах.
Таким образом, рациональная организационная структура управления производством должна отвечать следующим требованиям:
- обладать функциональной пригодностью, гарантировать надежность обеспечивать управление на всех уровнях;
- быть оперативной, не отставать от хода производственного процесса;
- иметь минимальное количество уровней управления и рациональные связи между органами управления.
2. Анализ эффективного управления современной организацией на примере предприятия управления ООО «Рейджер Электрик»
2.1 Характеристика деятельности и структура управления ООО «Рейджер Электрик»
В качестве объекта исследования выбирается Управление по внедрению техническому обслуживанию автоматизированных систем управления производством («Рейджер Техникс») общества с ограниченной ответственностью «Рейджер Электрик»
.
ООО «Рейджер Электрик» включает в себя множество структурных подразделений, одним из которых является управление «Рейнджер Техникс». Управление «Рейнджер техникс» является обособленным подразделением (структурной единицей) ООО «Рейджер Электрик»
Основной целью деятельности «Рейнджер Техникс» является получение прибыли.
Основными видами деятельности являются:
1. предоставление услуг информационно-технического обслуживания, разработка алгоритмов и проrpамм АСУ;
2. внедрение в эксплуатацию, ремонт и техническое обслуживаю, средств, вычислительной и организационной техники, сетей передачи данных программных продуктов;
-
предоставление информационно-полиграфических услуг;
-
разработка проектов и мероприятий по комплексной механизации и автоматизации производственных процессов, эффективному использованию средств автоматизации, электронно-вычислительной и организационной техники;
5. формирование и выполнение планов капитального строительства создание и развитие производственных мощностей в комплексе с объектами социальной сферы;
6. производство товаров народного потребления и оказание платных услуг населению [15].
Управление «Рейнджер Техникс» использует следующие виды ресурсов: материальные (оборудование, транспорт, энергоносители, расходные материалы); информационные (о клиенте, поставщиках, конкурентах, ценах на рынке, о появлении новых технологий, о рынке труда); трудовые (персонал предприятия); финансовые (счет в банке, кредит).
Общая численность рабочих - 16 человека, из них с высшим образованием - 3, со средним специальным - 5, со средним - 8.
Рассматривая «Рейнджер Техникс» как «самостоятельное» предприятие возможно выделение отделов, занятых основной деятельностью - разработкой и внедрением задач по автоматизации рабочих мест и бизнес-процессов, а также обслуживающих отделов, основная задача которых состоит обеспечение условий для эффективной работы отделов, непосредственно связанных с созданием интегрированной системы автоматизированного управления, например, производственно-хозяйственный отдел осуществляет чистку рабочих мест, ремонт мебели, служба капстроительства выполняет работы по капитальному строительству, производит надзор монтажных работ. Поскольку каждый из отделов, занятых выполнением основной задачи предприятия, осуществляет разработку и внедрение законченной системы, то можно сделать вывод, что для данного предприятия характерен предметный тип производственной структуры.
Проанализируем кратко структуру управления «Рейнджер Техникс». В подразделении, начальником управления передана часть своих полномочий функциональным заместителям: главному инженеру, заместителю начальника управления по разработке и эксплуатации программных комплексов заместителю начальника управления по производству, главному экономисту, главному бухгалтеру, начальнику типографии, - которые координируют работу подчиненных им отделов и служб. То есть на предприятии осуществляется функциональное управление. Оно позволяет рассредоточить административно-управленческую работу и поручить ее квалифицированным кадрам. Вместе с тем имеются свои недостатки, в частности, использование подобной структуры приводит к необходимости сложных согласований между управленческими органами при подготовке почти каждого документа, которому придается большое значение. Это снижает оперативность работы и удлиняет срок принятия решений. Однако именно такая организационная структура признана данным предприятием, исходя из выполняемых задач и функций, наиболее целесообразной.