ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.08.2024
Просмотров: 85
Скачиваний: 0
общественную выгоду, возникающую в связи с существованием рыночного равновесия
графическое изображение
В I области сосредоточены цены выше максимальных для покупателя и ниже минимальных для продавцов.
Излишек потребителя
II
Издержки
производства
IV
I
III
Излишек
производства
Заключать сделки на таких условиях нет заинтересованности ни у кого,
поэтому данный сектор называется
«мертвой зоной» данного рынка.
Во II области – односторонняя заинтересованность продавца. Это зона возможных продаж, но покупки таких количеств товара по таким высоким ценам невозможны.
В III области обратная картина – это зона возможных покупок, но продажи на таких условиях невыгодны.
И только IV зона представляет собой зону совпадения интересов как покупателя, так и продавца. Здесь возможны и покупки, и продажи.
Практически любая точка из данного сектора символизирует условия возможной сделки.
благодаря равновесной цене потребители купили больше и дешевле, чем первоначально были согласны, а производители продали дороже и больше,
чем готовы были
результат
оценивается в экономической теории понятием “эффективность по Паретто”
распределение ресурсов через механизм цен называется эффективным по Паретто, если не существует другого допустимого распределения, при котором все экономические агенты улучшили бы свое положение
15
5. ДРУГИЕ ВАРИАНТЫ РЫНОЧНОГО РАВНОВЕСИЯ
Краевое равновесие
при нулевой цене –«свободные |
при нулевом выпуске – |
||||||
|
|
|
блага» |
|
непроизводимые блага |
||
QS>QD |
при любой неотрицательной |
PS>PD при любом неотрицательном |
|||||
цене – например, воздух |
объеме производства – например, |
||||||
|
|
|
|
|
автомобиль из золота, когда |
||
|
|
|
|
|
производство возможно, но |
||
|
|
|
|
|
нецелесообразно |
||
P |
|
D |
S |
|
P |
|
|
|
|
S |
|
||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
PS |
|
|
|
|
|
|
|
PD |
|
|
|
|
|
|
|
|
D |
|
|
0 |
QD |
QS |
Q |
|
|
|
|
|
|
|
||||
|
|
|
|
|
0 |
Q |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Неединственность равновесия
PE2 E2
P*
PE1 E1
S D
Кривая S может менять знак наклона при росте цены,
например, предложение труда. Сначала рост зарплаты увеличивает объем предложения труда до определенного уровня зарплаты (Р*). Дальнейший ее рост сопровождается уже не увеличением, а, наоборот,
снижением предложения труда (предпочтение свободного времени увеличению дохода) и кривая предложения труда загибается против часовой стрелки.
Если при этом линия спроса имеет нормальный,
отрицательный наклон, то линия предложения труда может дважды пересекаться с линией спроса. В
результате появляются две равновесные цены и два равновесных объема рынка.
16
|
|
|
|
Неопределенность равновесия |
|
|
|
||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
S |
|
|
|
|
|
|
|
S |
PE2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
PE1 |
|
|
|
|
PE |
|
|
|
|
D |
|||
|
|
|
|
||||||||||
|
|
|
|
|
D |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
QE |
|
|
|
E |
|
E |
|||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Q 1 |
Q 2 |
|||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
рынок оказывается |
при строго определенной цене |
||||||||||||
сбалансированным в объеме QE при |
равновесия PE равновесный объем |
||||||||||||
любой цене, лежащей в интервале |
рынка может колебаться от QE1 до |
||||||||||||
между PE1 и PE2. |
|
|
|
|
|
QE2. |
6. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЦЕН
Рынок естественным образом нормирует потребление оперативно согласовывая спрос и предложение. Иначе обстоит дело, когда рыночный ценовой механизм отключен. Это происходит в случае государственного регулирования цен.
Установление верхней границы цен, выше которой продавать продукцию запрещено, формирует цену ниже равновесного уровня. В странах с рыночной экономикой такая мера применялась в период острого товарного дефицита (например, во время войны), когда свободные рыночные цены для большинства населения велики. Подобное регулирование позволяет потребителям приобретать товары первой необходимости, которые они не смогли бы купить при равновесной цене. Однако здесь возникает цепочка негативных последствий.
|
Установление |
|
Государственное |
|
|
|||
|
|
Установление |
||||||
верхней границы |
|
регулирование |
|
|||||
|
|
нижней границы |
||||||
|
цен |
|
цен |
|
|
|
||
|
|
|
|
|
цен |
|||
|
|
|
|
|
|
|
||
Последствия |
|
|
|
|
|
|||
|
|
|
|
|
||||
|
Последствия |
|
||||||
1. |
Нарушение рыночного |
|
|
|||||
|
1. |
Нарушение рыночного |
||||||
|
саморегулирования. |
|
||||||
|
|
|
саморегулирования. |
|||||
2. |
Устойчивый дефицит товаров. |
|
||||||
2. |
Устойчивый излишек товаров. |
|||||||
3. |
Рост бюрократического аппарата. |
|||||||
3. |
Государство ограничивает |
|||||||
4. |
Карточное распределение. Черный |
|||||||
|
производство, либо выкупает |
|||||||
|
рынок. |
|
|
|||||
|
|
|
излишек. |
|
||||
|
|
|
|
|
|
|||
|
|
|
|
4. |
Проблема хранения, использования |
|||
|
|
|
|
|
или уничтожения излишка. |
17
К установлению нижней границы цен государство прибегает, если хочет обеспечить достаточный уровень доходов определенным производителям (чаще всего фермерам). Это поддерживает производителя,
но опять-таки порождает негативные последствия.
7. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ РЫНКА
Автоматическое формирование равновесной цены способствует перераспределению ресурсов и других экономических благ из отраслей с низкими ценами в отрасли с более высоким платежеспособным спросом.
Высокие цены свидетельствуют о редкости благ, о стремлении к более рациональному их использованию. В итоге происходит уравновешивание цен.
Однако равновесные цены не всегда оптимальны. Поэтому государство, преследуя те или иные социальные цели, идет на установление максимальных или минимальных цен посредством установления налогов или дотаций.
Налоги
обязательные платежи, взимаемые государством с доходов и имущества физических и юридических лиц в порядке, установленном законом
широкое распространение получила практика так называемых
«потоварных налогов»
например
налог с продаж, НДС, акциз
непосредственными плательщиками этих налогов в бюджет являются продавцы
ставка потоварного налога устанавливается
в определенном проценте от цены товара (НДС)
в абсолютной сумме с каждой единицы товара (акцизы)
воздействие на рыночное равновесие потоварного налога
18
Р |
|
S2 |
S1 |
|
|
||
Р2 |
|
|
|
РЕ2 |
E2 T |
|
|
|
I |
E1 |
|
РЕ1 |
|
||
Р1 |
II |
T |
|
|
QD2 |
QE2 QE1 |
Q |
правительство ввело налог в размере Т рублей на каждую товарную
единицу
результат
сдвиг линии предложения влево – вверх на величину Т (в положение
S2)
Прежний равновесный объем QE1 производители захотят продать по цене
P2=РЕ1 +T. Но при данной цене объем спроса QD2 значительно меньше прежнего QE1. Возникают излишки, и как следствие, производители несколько снижают цены и сокращают объем производства. При более низкой цене спрос на данный товар увеличится, и в результате равновесие рынка будет достигнуто на новом уровне Е2.
итог прихода рынка данного товара в новое равновесное состояние
фактическое распределение потоварного налога между продавцом и
покупателем при том, что формально налог в бюджет вносит продавец
Покупатель заплатит продавцу цену |
Продавец, получив цену PE2, |
|||
PE2, |
которая |
выше |
прежней |
выплатит из нее налог в размере Т |
равновесной на величину (PE2 - PE1). |
рублей на каждую единицу товара. |
|||
Это доля покупателя (I) в |
Доля продавца (II) в потоварном |
|||
потоварном налоге. То есть объем |
налоге составит величину (PE1 –P1). |
|||
ложится на плечи покупателя. |
То есть объем уплачивается за счет |
|||
|
|
|
|
продавца. |
|
|
|
|
|
19
8. ОСНОВЫ ТЕОРИИ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО ПОВЕДЕНИЯ
ПРЕДПОЧТЕНИЯ ПОТРЕБИТЕЛЯ И ПОЛЕЗНОСТЬ
Цель потребителя
потребление товаров и услуг для получения удовлетворения и удовольствия
основа достижения
получение полезности
получение удовлетворения, удовольствия или исполнения запросов от потребления товаров или пользования услугами
способ достижения
максимизация полезности
максимизация удовлетворения, удовольствия или исполнения запросов от потребления товаров или пользования услугами
основные факторы
|
потребительские предпочтения |
|
экономические факторы |
|
||||
- |
ранжирование |
альтернативных |
- |
цены товаров; |
|
|
||
|
потребительских возможностей в |
- |
доход, |
имеющийся |
в |
|||
|
соответствии |
с |
уровнем |
|
распоряжении |
потребителя |
для |
|
|
получаемой полезности; |
|
|
расходования |
|
в определенный |
||
- |
транзитивность предпочтений; |
|
период. |
|
|
|
-предпочтение большего количества товаров или услуг меньшему.
Полезность
то удовольствие, удовлетворение или исполнение запросов,
которое получают люди от потребления товарами или пользования услугами
основные подходы к анализу полезности и спроса
20