ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.08.2024

Просмотров: 89

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

количественный

 

 

порядковый

(кардиналистский)

 

 

(ординалистский)

 

 

 

 

 

обладает свойством порядковой

не

имеет

свойства

измеряемости, когда

 

количественной

 

альтернативы могут быть

 

измеряемости,

когда люди

ранжированы

 

могут

придавать

 

 

определенное

значение в

 

 

единицах полезности каждой

 

 

альтернативе

 

 

 

 

 

 

Количественный (кардиналистский) подход к анализу

полезности и спроса

основа

измерение полезности различных благ в гипотетических единицах – ютилях (от англ. utility – полезность)

совокупная полезность (TU)

предельная полезность (MU)

 

 

общая полезность, получаемая в

полезность, получаемая от

результате потребления товаров или

потребления каждой последующей

пользования услугами

единицы блага

 

MU= TU/ Q

 

 

функция общей полезности

TU=f (QA, QB,…,QZ),

где QA, QB,…,QZ – объемы потребления товаров А, В,…, Z в единицу времени

характер функции общей полезности

закон убывающей предельной полезности (первый закон Госсена)

Закон убывающей предельной полезности (первый закон Госсена)

закон, отражающий взаимосвязь между количеством потребляемого блага и

степенью удовлетворения от потребления каждой дополнительной единицы

некоторого блага

21


утверждает

каждая последующая пропорция данного блага приносит в данной ситуации потребления все меньший прирост общего уровня благосостояния данного потребления, т.е. предельная полезность любого данного вида благ уменьшается по мере роста количества потребляемого данного вида благ

графическое изображение

TU

max MU

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

0

А В

Q

 

 

0

А

В

Q

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

отражает взаимосвязь между

 

отражает взаимосвязь между

количеством потребляемого блага и количеством потребляемого блага и

общей полезностью

 

 

 

предельной

 

 

 

 

 

 

 

 

 

полезностью

 

 

 

 

 

 

Максимум удовлетворения TU достигается в точке А, когда MU

становится

равной

нулю

(благо

 

полностью

удовлетворяет

потребность).Если дальнейшее потребление приносит вред (предельная полезность блага отрицательна), то TU снижается (отрезок АВ на обоих графиках). Т.к. MU экономического блага снижается, то производитель может продать дополнительное количество своей продукции лишь в том случае, если снизит цену. Закон уменьшения предельной полезности лежит в основе определения спроса.

Максимизация полезности

способ достижения

выбор такого потребительского набора, при котором отношение предельной полезности к цене одинаково для всех благ

правило максимизации полезности (второй закон Госсена)

22


такое распределение денежного дохода потребителя, при котором

последний рубль, затраченный на приобретение каждого вида товаров,

приносил бы одинаковую предельную полезность

формула

для реально покупаемых товаров А, В, С,

для непокупаемых товаров Y,

Z, …

MUA/PA= MUB/PB= MUC/PC=…=

MUY/PY ≤ MUZ/PZ

- некоторая величина,

 

характеризующая предельную

 

полезность денег

 

 

 

результат

потребительское равновесие

положение, при котором потребитель максимизирует полезность, получаемую от покупки разных товаров (при имеющемся бюджете), и которое означает, что любое увеличение полезности от потребления одного блага будет требовать сокращения полезности от потребления другого блага

Порядковый (ординалистский) подход к анализу полезности и спроса

основа

от потребителя не требуется умения измерять полезность того или иного

блага в каких-то искусственных единицах измерения, достаточно лишь,

чтобы потребитель был способен упорядочить все возможные товарные

наборы по их «предпочтительности»

аксиомы

1. Аксиома полной (совершенной) упорядоченности.

Потребитель способен упорядочить все возможные наборы товаров с помощью отношений:

-предпочтения(>) и безразличия(~)

т.е. для любой пары товарных наборов А и В потребитель может указать, чтолибо А >В; либо В>А; либо А~В.

2. Аксиома транзитивности

Если А >В >С, или А ~В >С, или А>В~С, то А >С, это гарантирует согласованность предпочтений, исключая возможность:

А >В, В>С и С >А.

23

3. Аксиома не насыщения

Если набор А содержит не меньшее кол-во каждого товара, а одного из них больше, чем набор В, то А >В.

4. Аксиома независимости потребителя.

Удовлетворение потребителя зависит только от кол-ва потребляемых им благ и не зависит от кол-ва благ, потребляемых другими.

При порядковом подходе используются

кривые безразличия и карта кривых безразличия

Кривая безразличия

Кривая, отражающая изменяющиеся сочетания двух разных благ в

условиях, когда их общая полезность для потребителя остаётся

неизменной.

Карта кривых безразличия

множество кривых безразличия

товар

С

U2

U1

U3

товар D

характеристики

Имеют отрицательный наклон;

Не пересекаются;

Выпуклы: их наклон уменьшается по мере движения вниз, вправо вдоль этих кривых;

Абсолютная величина наклона кривой безразличия в любой точке(предельная норма замещения-MRS)есть отношение предельной полезности блага(MUD), отсчитываемого по горизонтальной оси, к

предельной полезности блага (MUC),отсчитываемого по вертикальной оси, таким образом, MRS= MUD/ MUC= -ΔQC/ΔQD;

Кривые, расположенные выше, соответствуют более высоким уровням

24


полезности и соответственно наборы на кривых, более удаленных от начала координат, предпочитаются наборам, расположенных на менее удаленных кривых.

типы кривых безразличия

Для двух взаимозаменяемых товаровMRS=const,

кривые безразличия – прямые линии(U1U1)

Для жестко дополняющих друг друга товаров(левый и правый ботинок)

кривая безразличия - два взаимно перпендикулярных отрезка(U2U2)

Если чем больше потребитель имеет какого-либо товара, тем больше он хотел бы его иметь. В этом случае кривая безразличия вогнута к началу координат и предельная норма замещения возрастает(U3U3)

графическое изображение

YU3

U2

U1

 

 

U3

U2

 

 

 

U2

 

 

U1

0

 

 

X

 

 

 

БЮДЖЕТНОЕ ОГРАНИЧЕНИЕ

Потребительский выбор

выбор комбинации благ, которая принесет наибольшую возможную полезность, из двух или большего количества благ

ограничение

бюджет потребителя (I)

форма проявления

выбор доступной комбинации благ, доставляющих наибольшую возможную полезность

уравнение бюджетной линии (бюджетное ограничение)

Px*Qx+ Py*Qy =I; Qy=I/Py – (Px/ Py)Qx

особенности

25

Демонстрирует возможные варианты выбора между двумя различными благами при ограниченном бюджете потребителя;

Наклон бюджетной линии определяется отношением цены однего блага к цене другого (Px/Py)

y

I/P

Px/P

0 I/Px

Сдвиг бюджетной линии

изменение в доходе и ценах

основные формы

-изменение дохода смещает бюджетную линию, но не вызывает изменения её наклона;

-изменение цены товара Y поворачивает бюджетную линию до новой точки пересечения с осью Х изменения её наклона.

9. ЭФФЕКТ ДОХОДА И ЭФФЕКТ ЗАМЕЩЕНИЯ

Закон спроса может трактоваться как порождение здравого смысла. Действительно, если цена продукта падает, то реальный доход того, кто покупает этот продукт увеличивается. Это увеличение реального дохода проявляется в росте объема покупок разнообразных товаров. Это называется эффектом дохода.

Снижение цены продукта означает, что теперь он стал дешевле по отношению ко всем другим продуктам. И потребитель будет стремиться заменить более дешевым товаром другие продукты, которые стали теперь относительно дороже. Это явление известно под названием эффект замещения.

26


Эффект дохода

Увеличение потребления нормального блага в результате падения его цены за счет увеличения реального дохода, вызванного снижением цены,

и наоборот, уменьшение потребления нормального блага в результате роста его цены за счет сокращения реального дохода, вызванного ростом цены.

графическое изображение

 

Товар А

Снижение

дохода

сдвигает

бюджетную

 

 

линию

внутрь,

 

увеличение

дохода

 

сдвигает ее во вне, новая

Товар В

бюджетная

линия всегда

 

параллельна старой.

Эффект замещения

Реакция потребителя на повышение цены нормального блага,

приводящее к сокращению покупки подорожавшего блага и к увеличению покупки благ, которые могут заменить подорожавшие.

графическое изображение

Увеличение цены на товар А сопровождается

сокращением покупки

Товар А

подорожавшего блага и

увеличением покупки

благ В, которые могут

заменить подорожавшие.

Товар В

27

ДЕЙСТВИЕ ЭФФЕКТА ДОХОДА И ЭФФЕКТА ЗАМЕЩЕНИЯ НА ВЕЛИЧИНУ СПРОСА, ПРЕДЪЯВЛЯЕМОГО ПОКУПАТЕЛЯМИ НА ТОВАР

основные виды

на нормальный товар

на низший товар

 

основные формы

 

действие

действие

действие

действие

отрицательное

положительное

положительное

отрицательное

 

основа

 

увеличение цены

падение цены

влияние эффекта

влияние эффекта

любого товара

любого товара

дохода выше,

замещения

 

 

чем эффекта

выше, чем

 

 

замещения

эффекта дохода

 

результат

 

сокращение

увеличение

увеличение

сокращение

величины спроса

величины спроса

величины спроса

величины спроса

со стороны

со стороны

со стороны

со стороны

любого

любого

любого

любого

потребителя

потребителя

потребителя

потребителя

 

 

 

10. РАВНОВЕСИЕ ПОТРЕБИТЕЛЯ

 

 

 

Равновесное положение потребителя

 

 

Положения, при котором

 

достигается в точке, в которой

 

потребитель максимизирует

бюджетная линия касается наиболее

полезность, получаемую им от

 

высокой из всех достижимых

покупки двух разных благ при

 

кривых безразличия

 

 

 

имеющемся бюджете

 

 

 

 

 

графическое изображение

Y

 

 

 

 

Поскольку НАКЛОН

 

 

 

 

КРИВОЙ

 

 

 

 

 

 

 

A

Оптимум потребителя

БЕЗРАЗЛИЧИЯ отражает

 

 

 

MRS, а НАКЛОН

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

БЮДЖЕТНОЙ ЛИНИИ

 

 

 

E

 

равен Рх/Ру, оптимальное,

YE

 

 

 

или равновесное,

 

 

 

U3

 

положение достигается

 

 

 

U2

 

при условии, что

 

 

 

B

 

 

О

 

U1

 

MRS = Px / Py

 

XE

X

 

 

 

 

 

 

 

 

28